logo
Yuridicheskaya_pedagogika

1.4. Методология педагогики

Диалектическая теория — методоло­гическая основа педагогики

Методология — учение о принципах и методах познания и преобразования действительности. В современной науке обычно выделяют следую­щие уровни методологии27:

  1. уровень философской методологии: всеобщие законы материального мира, действие которых проявляется во всех областях (диалектика, теория познания, логика);

  2. уровень методологии общенаучных принципов исследования, сфера действия которых распространяется на широкий спектр наук;

  3. уровень конкретно-научной методологии, к которому относятся специфические законы, исследуемые конкретными науками, в том числе педагогикой;

  4. уровень методик и техник исследования педагогической дейвительности28.

Мировоззренческая функция методологии выражается в общем подходе к явлениям действительности, теоретико-познавательной направленности процесса познания педагогической реальности. Она реализуется благодаря опоре на законы материалистической диалектики, на основе чего участники педагогического процесса определятся цели своей деятельности, находят оптимальные пути и средства их достижения, предвидят результаты. Педагогические явления закономерно рассматриваются в единстве противоположностей, их разрешения в процессе накопления количественных изменений, переходящих в качественные, более высокие по своему уровню и совер­шенные по содержанию, с сохранением того позитивного, что достигнуто на прошлых этапах развития. В этом и заключается диалек­тика педагогических явлений и процессов. Понимая ее, участники педагогического процесса стремятся не допустить конфликтных ситуаций в разрешении противоречий, такого перехода количества в "повое качество, когда по существу происходит топтание на месте, занятой, а то и утрата достигнутого; отрицание старого без использования полезного, прогрессивного, необходимого. Так обеспечивается единство деятельности субъекта и объекта педагогического процесса, их сотрудничество, которое интенсифицирует развитие личности по­следнего. Эти положения обусловливают общенаучные методологиче­ские принципы подхода к педагогическим явлениям:

объективности — рассмотрения и оценки педагогических яв­лений без домыслов и предубеждений, сведения к минимуму субъ­ективизма;

единства теории и практики — непременной опоры педагоги­ческих обобщений, выводов, теоретических воззрений на репрезен­тативный эмпирический материал, научные факты;

познаваемости — стремления к познанию педагогической ре­альности и веры в ее познание и совершенствование;

детерминизма — изучения любого педагогического явления как причинно-следственного;

историзма — в оценке того или иного педагогического явле­ния исходя из конкретно-исторической ситуации, в которой оно происходило, и тех этапов, которые оно прошло в своем развитии;

развития — подхода к педагогическим явлениям как находя­щимся в непрерывном изменении. Нельзя абсолютизировать дос­тигнутый уровень развития любого педагогического явления, про­цесса, нужно рассматривать его как один из рубежей непрерывного движения вперед;

всесторонности — обязательного охвата изучения основных сторон изучаемого предмета (явления), без которого невозможно прийти к объективным правильным выводам, оценкам. Без этого неизбежны погрешности, ошибки, искажения;

творческого подхода — непрерывного поиска новых, нетради­ционных решений.

Следуя этим принципам, изучаются приоритетные методологи­ческие проблемы педагогики:

• законы воспитания, образования, обучения, развития и само­совершенствования личности;

• предмет и принципы педагогики в системе непрерывного об­разования;

• диалектика взаимосвязи педагогического процесса в школе, вузе с социальной средой, формами общественного сознания;

• формирование и развитие личности обучающегося как субъ­екта и объекта педагогического процесса;

• социально-педагогические противоречия — источник развития личности и педагогического процесса;

• диалектика взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании человека;

• философские, социальные, психологические и педагогические основы формирования содержания и обоснования методов воспи­тания и образования;

• диалектика социального и биологического, целенаправленного и стихийного в развитии личности;

• диалектика общего, особенного, индивидуального и логики пе­дагогического мышления.

Эти крупные проблемы содержат в себе многие частные вопро­сы, требующие специального исследования: соотношение и взаимо­действие личного и общественного интереса; нравственные догмы религии и духовные приоритеты педагогики; становление и развитие системы непрерывного образования; особенности молодежи, людей зрелого и пожилого возраста и др.

Теоретико-познавательная функция методологии реализуется в цик­ле познания: научные факты — модель — гипотеза — следствия — экспериментальная проверка следствий.