12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
Этика — это кодекс высокоморальных отношений в сфере «человек — человек», а поэтому она относится к управлению и педагогике. Педагогическая этика — обеспечение высокоморальных отношений при решении педагогических задач воспитания, обучения и развития. Руководитель в управленческой деятельности обязан быть этичным во взаимоотношениях с подчиненными и руководстве их деятельностью, а при реализации педагогической функции быть педагогически этичным.
Для руководителей при выполнении своих официальных обязанностей прежде всего важно соблюдение совокупности правил и форм обхождения с людьми, которая называется этикетом. Соблюдение этикета, во-первых, само по себе педагогично, и понимание этого руководителем очень важно, характеризует его управленческий профессионализм и представленность в нем управленческо-педагогической подготовленности. Во-вторых, соблюдение этикета при намеренных воспитательных, обучающих и иных педагогических воздействиях на сотрудников требует, если можно так выразиться, соблюдения этикета вдвойне. Сумма и единство первого и второго характеризуют педагогический этикет руководителя.
Жизнь любого коллектива охватывает своим влиянием и руководителя, и совокупность предписанных норм и правил этикета не может охватить все необходимые для деятельности руководителя высокоморальные отношения. Кроме того, соблюдение предписаний этикета вряд ли может быть надежным и действенным, если за ними не стоит этическая воспитанность самого руководителя. У французского гуманиста эпохи Возрождения М. Монтеня есть интересное суждение:
Нужно добросовестно играть свою роль, но при этом не забывать, что это всего-навсего роль, которую нам поручили. Маску и внешний облик нельзя делать сущностью, чужое — своим209. Для истинного профессионала его этичность в работе, выполнении служебного долга — не «маска» и не «внешний облик», а тот внутренний стержень, который непосредственно связан с духовным миром его личности, нравственным содержанием и проявляется в индивидуальной нравственной культуре поведения, а у руководителя—в соответствующих показателях управленческой деятельности. Руководитель как воспитатель отличается от воспитываемых им только опытом, умением, определенными знаниями, более острыми чувствами ответственности и долга, которых должно быть достаточно для того, чтобы не только наблюдать за жизнью своих коллег, но и участвовать в ней, терпеливо и ненасильственно предлагать им лучшие образцы человеческих отношений. В последние годы специалистами активно разрабатываются педагогические проблемы служебной и административной этики, этичности хозяйственного руководителя, а также руководителя государственного органа. Акцентируется внимание на недопустимости проявлений этической невоспитанности, таких, как волюнтаризм, нескромность, несправедливость, коррумпированность, упорное игнорирование демократических начал в работе и др., которые расцениваются как противопоказания к занятию управленческой должности.
Большое внимание в России стали обращать на педагогические принципы и нормы нравственного поведения и профессиональной нравственной культуры руководящих кадров. Сформулированы основополагающие принципы педагогической этики: гуманизм, социальная справедливость, демократизм, забота о подчиненных, единство слова и дела, профессионализм и компетентность, предвидение педагогических и иных последствий принимаемых решений и совершаемых действий, личная порядочность, нравственная чистоплотность, моральная ответственность, честная оценка результатов своей работы. Должностное положение руководителя дает ему юридические права для руководства людьми, а моральное право (связанное с авторитетом) он должен заслужить неукоснительным, повседневным и повсеместным выполнением принципов педагогической этики.
Профессиональные качества руководителя и его этическая воспитанность
Отношение руководителя к подчиненным воспринимается последними не как правила, нормы, которыми он руководствуется в общении с ними, а как его личные нравственные качества, как естественное проявление натуры их руководителя. В этом смысле руководитель всегда находится «под контролем» своих подчиненных, которые быстро обнаруживают фальшь и лицемерие отношений, «двойной стандарт», если это имеет место. Профессионально подготовленный руководитель — это нечто большее, чем специалист, имеющий сертификат о высшем образовании (зачастую — о нескольких высших) и впечатляющий послужной список. По меткому выражению М. Монтеня, «тому, кто не постиг науку добра, всякая иная наука приносит лишь вред».
В августе 2002 г. Указом Президента Российской Федерации были утверждены Общие принципы служебного поведения государственных служащих, представляющие собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей. В документе, в частности, говорится:
Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:
исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;
исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основный смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
...соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила
делового поведения;
проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;
проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа...210.
Этические исследования показывают, что наиболее значимыми, предпочтительными профессиональными качествами руководителей, отвечающими требованиям этого указа и практики управления, являются (в порядке значимости):
• требовательность к себе и подчиненным;
• справедливость;
• доверие к сотрудникам;
• уважение личного достоинства сотрудников;
• чувство ответственности за положение дел в коллективе;
• умение владеть собой, тактичность;
• забота о подчиненных, внимание к их нуждам, проблемам;
• уверенность в себе, настойчивость, твердость, решительность;
• чуткость, отзывчивость;
• верность слову, обязательность;
• общительность, простота в общении, доступность;
• скромность, самокритичность;
• жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора.
Помимо этих отмечаются такие этически важные качества руководителя, как человечность, порядочность, гуманность и ряд других211. Людям импонируют руководители с преобладанием названных черт, при наличии которых подчиненные нередко прощают своему руководителю даже некоторые его слабости, относящиеся к качествам иного свойства (знания, ум, профессионально-деловые качества, физические и др.). Не противопоставляя моральные качества иным, следует отметить, что если подчиненные хотят прежде всего видеть у своего начальника моральные качества, то сами руководители на первое место ставят у своих подчиненных деловые, профессиональные качества. Это объясняется, с одной стороны, тем, что у руководителей кроме моральных и педагогических средств воздействия на подчиненных есть и иные (правовые, материальные), тогда как подчиненный пока имеет мало возможностей влиять на своего начальника.
Педагогическая этика руководителя в практике управления
Этическая воспитанность человека — это не внутреннее таинство, а то, что реально обнаруживается в его жизни и деятельности. Руководителю правоохранительного органа важно не только считать себя высоконравственным человеком, но и владеть психолого-педагогическими приемами, средствами этического воздействия на подчиненных. В частности, он обязан кроме этических принципов и норм соблюдать и этические правила управленческой деятельности, среди которых, например, есть такие:
• учить подчиненных, а не поучать их;
• вести людей за собой, а не подталкивать;
• требовать, а не придираться;
• «зажигать» подчиненных, а не «обжигать» их;
• знать подчиненных, но не рисоваться этим знанием;
• быть скромным в оценке себя и более щедрым в оценке подчиненных;
• быть простым в общении, но не фамильярничать;
• не позволять себе того, что считаешь непозволительным для подчиненных;
• быть принципиальным, а не упрямым.
Вместе с тем руководитель должен этически воспитывать сотрудников, соблюдать, например, такие правила:
• уважать начальника, а не угождать ему;
• быть вежливым, а не льстивым;
• быть исполнительным, но не подобострастным;
• проявлять инициативу, а не самовольство;
• иметь свою точку зрения и уметь защитить ее;
• быть в коллективе — не значит быть как все.
Руководителю следует превращать этику поведения в норму жизни всего коллектива правоохранительного органа, способствующую, в частности, сплочению коллектива, воспитанию духа сотрудничества. Этому могут также служить этические правила:
• помните всегда о том, что говорит только один. Важно внимательно выслушать позицию каждого человека, не перебивая его, не поучая, не опровергая;
• научитесь слушать и слышать другого человека. Это самый простой «ключ», который ведет к взаимопониманию начальника и
подчиненного;
• не занимайте без необходимости время других;
• делитесь мыслями, идеями, отношением к происходящему и цените, когда это делают другие. Не критикуйте тех, кто доверил вам свои жизненные духовные ценности, а помогите ему, если это возможно;
• будьте терпимы к чужому мнению, уважайте в человеке человеческое, а не сиюминутное, преходящее. Не осуждайте человека за его мысли, а попробуйте убедительно показать несостоятельность той или иной его идеи;
• уважайте каждого человека, каждую индивидуальность. Каждый человек должен ощущать на себе внимание, уважение, быть уверенным в том, что его правильно поймут и помогут;
• бережно относитесь к достоинству и чести другого человека.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений