logo
Yuridicheskaya_pedagogika

12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления

Этика — это кодекс высокоморальных отношений в сфере «человек — человек», а поэтому она относится к управлению и педагогике. Пе­дагогическая этика — обеспечение высокомо­ральных отношений при решении педагогических задач воспита­ния, обучения и развития. Руководитель в управленческой деятель­ности обязан быть этичным во взаимоотношениях с подчиненными и руководстве их деятельностью, а при реализации педагогической функции быть педагогически этичным.

Для руководителей при выполнении своих официальных обя­занностей прежде всего важно соблюдение совокупности правил и форм обхождения с людьми, которая называется этикетом. Соблю­дение этикета, во-первых, само по себе педагогично, и понимание этого руководителем очень важно, характеризует его управленческий профессионализм и представленность в нем управленческо-педагогической подготовленности. Во-вторых, соблюдение этикета при на­меренных воспитательных, обучающих и иных педагогических воз­действиях на сотрудников требует, если можно так выразиться, со­блюдения этикета вдвойне. Сумма и единство первого и второго ха­рактеризуют педагогический этикет руководителя.

Жизнь любого коллектива охватывает своим влиянием и руко­водителя, и совокупность предписанных норм и правил этикета не может охватить все необходимые для деятельности руководителя вы­сокоморальные отношения. Кроме того, соблюдение предписаний этикета вряд ли может быть надежным и действенным, если за ни­ми не стоит этическая воспитанность самого руководителя. У фран­цузского гуманиста эпохи Возрождения М. Монтеня есть интерес­ное суждение:

Нужно добросовестно играть свою роль, но при этом не забывать, что это всего-навсего роль, которую нам поручили. Маску и внешний облик нельзя делать сущностью, чужое — своим209. Для истинного профессионала его этичность в работе, выпол­нении служебного долга — не «маска» и не «внешний облик», а тот внутренний стержень, который непосредственно связан с духовным миром его личности, нравственным содержанием и проявляется в индивидуальной нравственной культуре поведения, а у руководите­ля—в соответствующих показателях управленческой деятельности. Руководитель как воспитатель отличается от воспитываемых им толь­ко опытом, умением, определенными знаниями, более острыми чув­ствами ответственности и долга, которых должно быть достаточно для того, чтобы не только наблюдать за жизнью своих коллег, но и участвовать в ней, терпеливо и ненасильственно предлагать им луч­шие образцы человеческих отношений. В последние годы специа­листами активно разрабатываются педагогические проблемы служеб­ной и административной этики, этичности хозяйственного руково­дителя, а также руководителя государственного органа. Акцентируется внимание на недопустимости проявлений этической невоспитанности, таких, как волюнтаризм, нескромность, несправедливость, кор­румпированность, упорное игнорирование демократических начал в работе и др., которые расцениваются как противопоказания к заня­тию управленческой должности.

Большое внимание в России стали обращать на педагогические принципы и нормы нравственного поведения и профессиональной нравственной культуры руководящих кадров. Сформулированы ос­новополагающие принципы педагогической этики: гуманизм, социаль­ная справедливость, демократизм, забота о подчиненных, единство слова и дела, профессионализм и компетентность, предвидение педа­гогических и иных последствий принимаемых решений и совершае­мых действий, личная порядочность, нравственная чистоплотность, моральная ответственность, честная оценка результатов своей рабо­ты. Должностное положение руководителя дает ему юридические права для руководства людьми, а моральное право (связанное с ав­торитетом) он должен заслужить неукоснительным, повседневным и повсеместным выполнением принципов педагогической этики.

Профессиональные качества руководи­теля и его этическая воспитанность

Отношение руководителя к подчиненным вос­принимается последними не как правила, нор­мы, которыми он руководствуется в общении с ними, а как его личные нравственные качест­ва, как естественное проявление натуры их ру­ководителя. В этом смысле руководитель всегда находится «под кон­тролем» своих подчиненных, которые быстро обнаруживают фальшь и лицемерие отношений, «двойной стандарт», если это имеет место. Профессионально подготовленный руководитель — это нечто боль­шее, чем специалист, имеющий сертификат о высшем образовании (зачастую — о нескольких высших) и впечатляющий послужной список. По меткому выражению М. Монтеня, «тому, кто не постиг науку добра, всякая иная наука приносит лишь вред».

В августе 2002 г. Указом Президента Российской Федерации были утверждены Общие принципы служебного поведения государственных служащих, представляющие собой основы поведения государствен­ных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при ис­полнении должностных (служебных) обязанностей. В документе, в частности, говорится:

Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффектив­ной работы государственного органа;

исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и сво­бод человека и гражданина определяют основный смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных слу­жащих;

...соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила

делового поведения;

проявлять корректность и внимательность в обращении с гражда­нами и представителями организаций;

проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этниче­ских, социальных групп и конфессий, способствовать межнационально­му и межконфессиональному согласию;

воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государствен­ного органа...210.

Этические исследования показывают, что наиболее значимыми, предпочтительными профессиональными качествами руководителей, отвечающими требованиям этого указа и практики управления, явля­ются (в порядке значимости):

• требовательность к себе и подчиненным;

• справедливость;

• доверие к сотрудникам;

• уважение личного достоинства сотрудников;

• чувство ответственности за положение дел в коллективе;

• умение владеть собой, тактичность;

• забота о подчиненных, внимание к их нуждам, проблемам;

• уверенность в себе, настойчивость, твердость, решительность;

• чуткость, отзывчивость;

• верность слову, обязательность;

• общительность, простота в общении, доступность;

• скромность, самокритичность;

• жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора.

Помимо этих отмечаются такие этически важные качества руко­водителя, как человечность, порядочность, гуманность и ряд других211. Людям импонируют руководители с преобладанием названных черт, при наличии которых подчиненные нередко прощают своему руко­водителю даже некоторые его слабости, относящиеся к качествам ино­го свойства (знания, ум, профессионально-деловые качества, физиче­ские и др.). Не противопоставляя моральные качества иным, следует отметить, что если подчиненные хотят прежде всего видеть у своего начальника моральные качества, то сами руководители на первое место ставят у своих подчиненных деловые, профессиональные ка­чества. Это объясняется, с одной стороны, тем, что у руководителей кроме моральных и педагогических средств воздействия на подчи­ненных есть и иные (правовые, материальные), тогда как подчинен­ный пока имеет мало возможностей влиять на своего начальника.

Педагогическая этика руководителя в практике управления

Этическая воспитанность человека — это не внутреннее таинство, а то, что реально обнару­живается в его жизни и деятельности. Руково­дителю правоохранительного органа важно не только считать себя высоконравственным чело­веком, но и владеть психолого-педагогическими приемами, средст­вами этического воздействия на подчиненных. В частности, он обязан кроме этических принципов и норм соблюдать и этические правила управленческой деятельности, среди которых, например, есть такие:

• учить подчиненных, а не поучать их;

• вести людей за собой, а не подталкивать;

• требовать, а не придираться;

• «зажигать» подчиненных, а не «обжигать» их;

• знать подчиненных, но не рисоваться этим знанием;

• быть скромным в оценке себя и более щедрым в оценке под­чиненных;

• быть простым в общении, но не фамильярничать;

• не позволять себе того, что считаешь непозволительным для подчиненных;

• быть принципиальным, а не упрямым.

Вместе с тем руководитель должен этически воспитывать сотруд­ников, соблюдать, например, такие правила:

• уважать начальника, а не угождать ему;

• быть вежливым, а не льстивым;

• быть исполнительным, но не подобострастным;

• проявлять инициативу, а не самовольство;

• иметь свою точку зрения и уметь защитить ее;

• быть в коллективе — не значит быть как все.

Руководителю следует превращать этику поведения в норму жиз­ни всего коллектива правоохранительного органа, способствующую, в частности, сплочению коллектива, воспитанию духа сотрудничества. Этому могут также служить этические правила:

• помните всегда о том, что говорит только один. Важно вни­мательно выслушать позицию каждого человека, не перебивая его, не поучая, не опровергая;

• научитесь слушать и слышать другого человека. Это самый простой «ключ», который ведет к взаимопониманию начальника и

подчиненного;

• не занимайте без необходимости время других;

• делитесь мыслями, идеями, отношением к происходящему и цените, когда это делают другие. Не критикуйте тех, кто доверил вам свои жизненные духовные ценности, а помогите ему, если это возможно;

• будьте терпимы к чужому мнению, уважайте в человеке чело­веческое, а не сиюминутное, преходящее. Не осуждайте человека за его мысли, а попробуйте убедительно показать несостоятельность той или иной его идеи;

• уважайте каждого человека, каждую индивидуальность. Каж­дый человек должен ощущать на себе внимание, уважение, быть уверенным в том, что его правильно поймут и помогут;

• бережно относитесь к достоинству и чести другого человека.