Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
В системе профессиональной подготовки правоохранительных органах большое внимание уделяется изучению законов, обстоятельному, глубокому и максимально прочному. Это изучение должно быть воспитывающим, а не схоластическим. Методика занятий эффективна, если ориентирована на осмысленность и глубину усвоения положений законов, превращение их знания в убеждения, связь с практикой. Она должна быть пронизана идеями о том, что законы служат, прежде всего, обеспечению конституционных прав граждан и неприкосновенности личности; их законное обеспечение — главная цель деятельности правоохранительных органов и каждого сотрудника. Никакие соображения служебной или деловой «целесообразности» не могут стать оправданием нарушений законности; нет «мелких» или «крупных» нарушений законности, а есть только их нарушение, за которое надо нести полную ответственность. Закон должен восприниматься профессионалом-юристом как высшая ценность, которая соблюдается и выполняется независимо от того, одобряет или не одобряет его кто-то. Его надо не обсуждать, а выполнять. Он свят для сотрудника, который, образно говоря, должен стоять перед ним коленопреклоненным. Такое отношение к закону — одно *из высших проявлений правовой воспитанности профессионала.
При обучении следует обращать повышенное внимание на формирование у сотрудников: умения правильно оценивать поводы и основания для возбуждения уголовного дела; умения определять причастность к преступлению того или иного лица, о задержании или аресте которого возник вопрос; умения найти и надлежащим образом оформить доказательства вины или невиновности конкретного лица. Всем сотрудникам нужны уверенные умения по основным стадиям правоприменительного процесса:
• анализа фактических обстоятельств, которые образуют фактический состав данного дела, и решения вопроса об относимости их к юридическому составу (проступок, правонарушение, преступление);
• выбору (нахождению) правовой нормы (принципа и удостоверения в правильности их текста;
• толкованию юридических норм и «наложению» их на конкретную ситуацию;
• принятию решения в соответствии с правовыми предписаниями и государственным интересом.
В передовом опыте практического обучения, нацеленного на подготовку и воспитание персонала в духе строжайшего соблюдения законности, оправдали себя групповые и индивидуальные упражнения по:
• решению учебных правоохранительных задач с созданием максимально приближенных к реальным условиям, в которых возможно из-за недостаточно профессиональной неподготовленности нарушение законности сотрудниками;
• разбору имевших место в правоохранительном органе реальных ситуации, в которых происходило возникновение предпосылок и даже нарушение законности. Анализ всех предпосылок, когда сотрудник находился на грани нарушения, заслуживает не меньшего внимания, чем факты нарушений;
• развитию выдержки, самообладания, умения контролировать свое состояние, регулировать поведение в трудной обстановке.
В ходе всех занятий уделяется повышенное внимание формированию у сотрудников убеждения в необходимости обеспечения право-законности всех профессиональных действий, реализации властных полномочий исключительно на основе правовых норм, признанных обществом и закрепленных прежде всего в Конституции РФ, а также соответствующих ей законах и подзаконных актах. Раскрытие закона, правовой нормы предполагает и показ их как высшей меры справедливости, на оселке которой отыскивается единственно правильный ответ и решение при столкновении на практике с противоречиями, сомнениями, вариантами. Все, что не соответствует закону, — несправедливо, что нарушает его — зло, и нет ценностей, стоящих выше его, ради которых он может быть нарушен. Сила закона — в охране государством и наказании нарушителей, посмевших преступить его.
Формировать убеждения надо со всей искренностью, логичностью, доказательностью, яркостью, выразительностью, на которую способен руководитель занятий, воспитатель. Тщательно, с обильными ссылками на примеры жизни раскрывать практическую целесообразность правовых норм и необходимость неукоснительного следования им при решении служебных вопросов. Целесообразно применение диалоговой методики, свободного обмена мнениями и доводами между руководителем и сотрудниками. Последним предоставляется неограниченная возможность задавать любые вопросы и выражать сомнения, возражения и обоснования. При реакциях на них нельзя допускать грубых реплик, оскорбительных замечаний, не «затыкать рот», а аргументировано и убедительно давать ответы.
Убеждения формируются во многом под влиянием того, насколько хорошо представляет сотрудник последствия, которые влечет нарушение закона для: престижа закона; граждан и их правовоспитания; решения стоящей правоохранительной задачи; коллег, коллектива правоохранительного органа; его авторитета и престижа профессии сотрудника; поддержки населением действий правоохранительных органов и содействия им; лично для сотрудника. Практика дает обильную пищу для приведения примеров, раскрывающих масштабы и глубину отрицательных характеристик таких последствий. Задача руководителя — возможно более ярко, убедительно обрисовать неприглядную картину их.
Правовое воспитание в практике правоохранительной деятельности
Как и всякое воспитание, правовое не может сводиться к словесным методам. Убеждения укрепляются, «отливаются» в привычки поведения и качества, необходимые и для неукоснительного соблюдения законности, обязательно в практике, в систематических упражнениях. Повседневная деятельность сотрудников, ее условия, постановка, управление ею должны воплощать в себе правовые идеи, не противоречить им.
Выше уже говорилось о воспитывающей роли примера личности руководителя правоохранительного органа. Убеждение личным примером важно и в правовом воспитании личного состава. Важен пример в точном соблюдении всех норм и требований, касающихся управления органом, соблюдения уставов, организации прохождения службы сотрудниками, снабжения их всем положенным и др.
Имеет значение справедливость требовательности руководителя, посильность, выполнимость даваемых им сотрудникам поручений. Ошибочно строить их по принципу «требуй невозможного — достигнешь возможного». Формулировки типа «Делайте, что хотите, но в установленный срок закончить!», «Идите, думайте, ищите и, не выполнив задание, не возвращайтесь!» могут подтолкнуть некоторых сотрудников к нарушениям законности, выбору незаконных средств и способов решения задачи, чтобы избежать неприятности быть наказанным. Необходимо учитывать возможности каждого и не загонять в тупик, из которого сотрудник не видит выхода, выполняя задание законно и добросовестно.
При доведении задач руководителю следует оценить их специфику, правовые сложности, подготовленность сотрудника, возможность возникновения предпосылок к нарушениям законности. Если есть хотя бы малейшая вероятность возникновения их, сделать напоминание о соблюдении законности, при необходимости растолковать, как избежать промаха.
При организации контроля, проверке исполнения задания необходимо оценивать не только результат, но и способы, с помощью которых он был достигнут. Когда руководителю ясно, что выполнение задания связано с нарушениями законности, но об этом он не говорит, делая вид, что не заметил, подчиненному дается плохой урок: он поймет, что начальник не против нарушений законности, лишь бы он «не знал» о них. К пренебрежению законностью подталкивает обоюдная погоня начальника и подчиненного за благополучными цифровыми показателями в работе. Возникает молчаливый сговор, который приводит к укрытию преступлений от учета, отказу от регистрации заявлений и возбуждения уголовных дел, возбуждению уголовных дел по малозначительным, не представляющим большой опасности поводам, но тут же раскрываемым; фальсификации доказательств, принуждению к даче ложных показаний, противоправному психологическому давлению, применению физического насилия для форсированного завершения «горящих» дел.
Особое направление, приучающее к уважению официальных норм деятельности, — укрепление служебной дисциплины. Привычка к дисциплинированному поведению положительно сказывается на воспитании привычки к соблюдению законности.
Сильное правовоспитательное воздействие оказывает практика реагирования руководителя, начальника на факты нарушений законности и предпосылок к ним. Правильно, когда он:
• своевременно и принципиально оценивает факты нарушений законности, проводит в каждом без исключения случае тщательное расследование, не ограничивается применением административных наказаний, а направляет материалы для принятия мер в соответствии с законом;
• придает в коллективе широкую гласность фактам нарушений и предпосылок к ним, создает обстановку нетерпимости и непримиримости, откровенной и резкой критики и самокритики;
• организует обсуждение в судах чести грубых проступков сотрудников, находившихся на грани нарушений законности, давая им не только правовую, но и моральную оценку;
• остро реагирует на факты укрытия начальниками служб и подразделений отдельных нарушений законности своими подчиненными, ставя при этом вопрос об их соответствии занимаемой должности;
• быстро и принципиально реагирует на представления прокуроров, частные определения судов и материалы средств массовой информации по вопросам нарушений законности сотрудниками возглавляемого им правоохранительного органа.
Профилактически и воспитывающе сказывается работа служб собственной безопасности правоохранительных органов. Руководители, кадровые аппараты совместно с этими службами:
• проводят комплексные мероприятия по выявлению фактов предательства со стороны сотрудников, документированию фактов вступления в связи с преступными группировками;
• вводят в крупных городах ежедневное специальное патрулирование из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава, которые наряду с контролем за поведением сотрудников, соблюдением ими требований нормативных актов выявляют работников, занимающихся коммерческой и охранной деятельностью;
• проводят рейды по коммерческим магазинам и ларькам с целью выявления фактов вымогательства, покровительства, злоупотребления служебным положением со стороны сотрудников органов внутренних дел;
• изучают источники дохода сотрудников, приобретавших дорогостоящее недвижимое имущество, предметы быта и др.155
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений