logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Специалист

Специалист любой квалификации в той или иной мере также попадает в ситуации, когда он оказывает педагогическое влияние на своих подопечных, подчи­ненных, коллег и т.д. Педагогические аспекты имеются в деятель­ности всех категорий работников и специалистов, ибо она сталкивает их с педагогическими реалиями жизни общества и граждан (напри­мер, с их образованностью, правовой воспитанностью и т.д.), других работников, побуждает их так или иначе учитывать этот факт и об­нажает собственные педагогические особенности, сказывающиеся на достигаемых результатах.

Существуют четыре области соприкосновения профессиональной деятельности каждого специалиста с педагогикой78.

Первая область соприкосновения — имеющиеся во внешней среде явления педагогической реальности. Так, например, юристы лю­бой специализации (судьи, прокуроры, сотрудники правоохрани­тельных органов, адвокаты, нотариусы и т.д.) в своей правоприме­нительной и правоохранительной деятельности часто сталкиваются с проявлениями общей и правовой воспитанности граждан (отдельных лиц и групп населения), их обученное™ соблюдению правовых норм в жизни, труде, общественных местах, в гражданском обороте и др.

Вторая область соприкосновения — возникающие при осуще­ствлении профессиональной деятельности проблемы и необходимость их решения на основе рекомендаций педагогики. Значительная часть воз­никающих проблем требует от специалиста понимания им тех или иных явлений педагогической реальности, связанных с проблемой, принятия их во внимание при решении и изменения их для лучше­го решения профессиональной проблемы. Приходится применять убеждения, разъяснять, обогащать знаниями этических и правовых норм, переубеждать, показывать пример, исправлять поступки и др. Например, сотрудники правоохранительных органов, судьи, проку­роры, адвокаты всем своим видом и поведением оказывают соци­ально-педагогическое влияние на граждан.

Третья область соприкосновения — влияние на деятельность специалиста и ее результаты его собственных педагогических особен­ностей — общей и профессиональной образованности, воспитанно­сти, обученности и развитости. Эта зависимость очевидна и прямо пропорциональна: чем лучше подготовлен сотрудник, тем выше дос­тигаемые им результаты.

Четвертая область соприкосновения — влияние на деятель­ность специалистов и ее результаты профессионализма {образованности, обученности, воспитанности, развитости) других работников {сотрудни­ков, специалистов и др.) и их групп, с которыми они взаимодействуют, а также их собственное мастерство взаимодействия с ними.