logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Организационно-педагогические факторы

Существуют две группы организацион­ных факторов, требующих учета и совершен­ствования при наведении организационного порядка.

Педагогически значимые организационные факторы — элементы и особенности организационно-правовой и материально-экономичес­кой подсистем управления правоохранительным органом. Эти фак­торы, не являясь педагогическими по своей природе, оказывают самостоятельное и сильное влияние на воспитание, обучение, раз­витие сотрудников и проявление этих педагогических свойств в по­ведении. К ним относятся, как отмечалось выше, нормативно опре­деленные отношения власти и подчинения в правоохранительном органе, распределения задач и ответственности, функций, прав, обя­занностей, порядок взаимоотношений и взаимодействий, регламен­тированные критерии эффективности деятельности подразделений, служб и отдельных специалистов и др. Сильно и педагогическое влия­ние опасностей службы, правовой и социальной защищенности со­трудников, материально-технической обеспеченности, уровня зара­ботной платы, материальных и жилищных условий, режима труда и отдыха и др. Это то, что характеризуется в социальной педагогике как «среда», элементы которой постоянно создают социально-педа­гогические импульсы, влияющие на каждого сотрудника. Если ор­ганизационно-правовая и материально-экономическая основа дея­тельности правоохранительного органа строится без должного учета педагогических влияний на сотрудников, то никакие специальные воспитательные и обучающие мероприятия не сформируют у него должной профессиональной чести, духа коллективизма, организо­ванности, дисциплины, установок на строжайшее соблюдение за­конности и норм высокой морали на службе и во взаимоотношениях с гражданами, стремления к достижению высот профессионализма. Когда обнаруживаются хронические, не поддающиеся устранению недостатки в ответственном отношении к службе, согласованных действиях персонала служб, в соблюдении дисциплины и законности, распространен формализм и отписки и т.п., то одна из важнейших Причин этих явлений лежит в недостатках организационно-правовой и материально-экономической подсистем. Не все они во власти руководства конкретного органа, но многое зависит и от него.

Педагогически значимая организационно-управленческая деятель­ность руководства — это особенности его повседневных действий по личному соблюдению установленных норм организации и его усилия по укреплению организационного порядка. Встречаются такие руко­водители, которые сами не всегда придерживаются установленных организационно-правовых норм, мало считаются с рекомендациями науки управления, нарушают их, полагая, что им многое дозволено, что «своя рука — владыка». Это вносит сумятицу в умы подчинен­ных, убеждает их в том, что надо соблюдать не нормы, а действовать в угоду руководителю. Так воспитываются приспособленцы, подха­лимы, беспринципные люди, считающие, что у кого власть — у того и право поступать как захочется. Воспитанные в таком духе, они, об­ладая определенными властными полномочиями по отношению к гражданам, сами начинают злоупотреблять ими и действовать так же, как по отношению к ним действовал их начальник. Организацион­но-правовая основа, будь она даже идеальной, разрушается, когда руководитель не замечает, к каким воспитательным последствиям приводят особенности его повседневной деятельности, и тогда весь комплекс специальных воспитательных мероприятий утрачивает пе­дагогическую действенность, становясь формальным.

К собственно организационно-педагогическим факторам, суще­ствующим и действующим в самом правоохранительном органе, относятся:

профессионально-педагогические свойства личности руководителя (общая, юридическая и управленческая образованность, воспитан­ность, обученность, развитость), проявляющиеся в его управленче­ской деятельности, и в частности при реализации педагогической функции управления;

интенсивность и качество практической реализации педагогиче­ской функции управления всеми субъектами — старшим, средним и младшим начальствующим составом;

• свойства коллектива сотрудников — воспитывающего, обучаю­щего и развивающего;

профессионально-педагогические свойства личности сотрудников, юристов, военнослужащих внутренних войск, их подготовленность и деятельность по реализации своих педагогических функций при ре­шении профессиональных задач.

Существуют организационно-педагогические факторы и во внеш­нем контуре управления — среди населения обслуживаемой право­охранительным органом территории, которые устойчиво влияют на состояние законности и правопорядка. Это не только общие харак­теристики уровня и качества воспитанности, образованности и др., но и правосознания, правовой культуры, осведомленности, установок и привычек. Они также нуждаются во внимании со стороны руко­водства и личного состава правоохранительного органа, приложении максимально возможных усилий по их совершенствованию.

Организационно- педагогическая работа

Проявление организационно-педагогических факторов, их влияние на организационный порядок обеспечиваются решением важнейших педагогических задач при реализации педагогической функции управления: создания, организации и обеспечения надлежащего функционирования педагогических систем воспитания и обу­чения сотрудников, предполагающих содействие в повышении их образованности. Эта работа должна строиться непрерывно на основе общих требований к формированию и совершенствованию всех ос­новных элементов педагогического компонента человеческо-поведенческой подсистемы. Вместе с тем ее содержание, формы и мето­ды дополняются теми, которые диктуются обнаруживающимися в повседневной деятельности недостатками в действиях и поведении личного состава, новыми явлениями в жизни общества, изменения­ми в законодательстве и оперативной обстановке, возникновением новых проблем и возможностей решения старых, постепенным от­ставанием уровня обученности сотрудников от потребностей разви­вающейся жизни (сейчас считается, что уже через 5 лет после окон­чания образовательного учреждения полученный уровень подготов­ки не отвечает требованиям времени).

Потребительский и недальновидный подход к решению пробле­мы повышения квалификации кадров иногда связан с увольнением отставших от жизни работников и замещением их другими, где-то и кем-то подготовленными по-современному. Надо работать с людь­ми непрерывно, упорно, серьезно, педагогически компетентно, по­стоянно подтягивать их подготовленность к уровню современности и даже стремиться упреждать его, прогнозируя возникновение но­вых требований к профессионализму сотрудников.

Подробно педагогические вопросы организации систем воспита­ния и обучения при управлении правоохранительным органом рас­сматривались выше в специальных главах. В связи с рассматривае­мыми вопросами организационного порядка следует подчеркнуть важность организационной воспитанности сотрудников (их стремления всегда поступать в интересах задач, стоящих перед коллективом, вносить максимальный вклад в общее дело, в достижение общих це­лей, не ставить свои интересы и интересы своей службы выше общих, помогать другим, по-деловому взаимодействовать с ними, соблюдать установленный порядок, дисциплину и законность, выполнять в точ­ности все свои обязанности и др.) и организационной обученности (знаний, навыков и умений действовать в соответствии с требова­ниями и нормами организации).

Работа по организационному сплочению коллектива предполагает: разъяснение и постбянное напоминание общности задач и ответст­венности, показ зависимости всех и каждого от взаимной поддержки и согласованных усилий, регулирования взаимоотношений между подразделениями и отдельными сотрудниками, профилактику и пре­одоление конфликтных отношений в коллективе, накопление опыта успешных совместных действий, пресечение неделовых конкурентных отношений, проведение совместных мероприятий и совместного досуга, применение общих критериев эффективности деятельности, общих игр и учений, совместных разборов и подведения итогов, ор­ганизацию специальных мероприятий по коллективному воздейст­вию на отдельных сотрудников, юристов, военнослужащих, пренебре­гающих организационным порядком, принятие мер по организации и активизации демократических форм самоуправления отдельными сторонами жизни коллектива. Успешным решением таких задач и сплоченностью трудовых коллективов отличается управление в Япо­нии. Подчеркивая это, говорят, что каждый из 10 американцев на голову выше каждого из 10 японцев, но 10 японцев на голову выше 10 американцев. У нас тоже есть хороший опыт по сплочению коллек­тивов сотрудников правоохранительных органов, и там, где руководи­телям удается этого добиться, показатели профессиональной деятель­ности и оперативная обстановка всегда бывают на должном уровне.

Содержательные особенности оптимизации всех организацион­но-педагогических факторов определяются изложенной выше педа­гогической концепцией управления.

В организационно-управленческой деятельности руководителя пра­воохранительного органа необходимо и возможно использовать осо­бые управленческо-педагогические технологии педагогические мик­росистемы в работе, состоящие из специфичных, специально подоб­ранных, обоснованных практически и научно, целостно и согласо­ванно скомпонованных форм, методов, способов, приемов и средств, связанных особым содержанием, ориентированных на достижение конкретного управленческо-педагогического результата и обеспечи­вающих его достижение. Руководителю следует отдавать себе отчет в том, что его повседневное поведение имеет не только разовое дейст­вие, его типичные черты приобретают организационно-педагогичес­кое влияние, приводят к отсроченным педагогическим последствиям, вызывают устойчивые изменения в воспитанности, обученности и развитости сотрудников, в морально-психологической атмосфере в коллективе, его сплоченности и работе.

К организационно-педагогическим воздействиям на факторы внеш­него контура управления относятся:

• педагогически продуманные действия каждого сотрудника при любом контакте с гражданами и должностными лицами при осуще­ствлении своих профессиональных обязанностей;

• тесное взаимодействие правоохранительного органа с органа­ми местного самоуправления и другими правоохранительными ор­ганами, находящимися на общей территории;

• взаимосвязи правоохранительного органа с образовательными и иными педагогическими учреждениями, находящимися в регионе;

• участие персонала правоохранительного органа в правовом обучении, образовании и воспитании граждан по месту работы, уче­бы и жительства;

• использование возможностей местного радио, печати и телеви­дения для совершенствования правосознания населения, более ак­тивного участия его в предупреждении и пресечении правонаруше­ний, а также раскрытии и расследовании преступлений.

В зависимости от того, насколько успешно и грамотно работает конкретный руководитель, каких результатов в укреплении и со­вершенствовании педагогической подсистемы управления достигает, зависит общий уровень организации, организационного порядка в ней и, как следствие, — более высокий результат в укреплении пра­вопорядка на обслуживаемой территории.