logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Образование в системе работы с кадрами полиции

В связи с новыми более жесткими требованиями к сотрудникам, вызванными переходом полиции к концепции служения обществу, воз­растает значение качественного отбора и подго­товки персонала. Английские специалисты еще в 1920 г. высказывали убеждение в том, что человек не может быть хорошим полицейским, если не обладает бо­лее чем средними умственными способностями, хорошей памятью и на­блюдательностью, в нем должны сочетаться высокие моральные, умст­венные и физические качества, которые не обязательны для людей иной профессии. Он всегда должен действовать тактично и благоразумно и проявлять инициативу в различных непредвиденных обстоятельствах. На полицейского возлагается гораздо больше ответственности, чем на должностных лиц другой специальности393.

Ныне отработана технология отбора с учетом качеств, необхо­димых сотруднику каждой конкретной службы. Отмечается переход от бюрократических методов подбора и подготовки кадров к науч­ным, опирающимся на анализ содержания работы полицейского. Проявляется повышенное внимание к уточнению модели сотрудника той или иной полицейской службы. Для проведения анализа полицей­ские агентства обращаются в научные центры или частные фирмы. Материал для моделей добывается методами наблюдения, интер­вьюирования, опроса, анализа конкретных ситуаций, а также резуль­татов работы, например уголовных дел. Определяются универсальные функции, присущие многим специальностям, выделяются приори­тетные задачи, профессиональные действия (осуществление ареста, расследование преступления и правонарушения, прекращение се­мейного конфликта, предоставление показаний в суде, действия в критических ситуациях и др.)394.

Чтобы привлечь на службу в полицию и в образовательные по­лицейские учреждения кандидатов, отвечающих требованиям буду­щей профессии, в западных странах большое внимание уделяется поиску эффективных способов формирования контингента учащихся. Это, например, целенаправленная профориентация молодежи с про­ведением широких рекламных кампаний, дней открытых дверей в образовательных полицейских учреждениях, использование Интер­нета и СМИ, создание специализированных молодежных отрядов со­действия полиции и т.д.

Чтобы привлечь на службу в полицию образованных людей, в западных странах проводится политика создания имиджа полиции и повышения ее престижа. Это оказывается важным фактором, способст­вующим успеху решения задач полицией, но в то же время и улучше­нию качественного ее состава. Увеличивается наплыв желающих по­ступить в полицейские образовательные учреждения, стать высоко­квалифицированными профессионалами, улучшается качественный состав абитуриентов (их личные моральные качества, уровень обра­зованности, интеллекта и др.), возникает возможность действитель­но отбирать лучших из лучших, что впоследствии обеспечивает и успешность образовательного процесса.

В развитых демократических государствах действует тщательно продуманная и хорошо отлаженная процедура рекрутирования (набора, т.е. привлечения кандидатов на службу) и селекции {отбора — re­cruitment and selection) в образовательные учреждения и учебные центры395. При этом заявители проходят как бы через два «сита» тре­бований: минимальные стандарты и конкурсный профессиональ­ный отбор. Минимальные стандарты — это соответствие основным требованиям: гражданство, место жительства, возраст, образование, физические данные, отсутствие судимостей, умение работать на ком­пьютере, хорошее зрение, наличие водительских прав, умение плавать и др. Конкурсный профессиональный отбор включает такие этапы: предварительное собеседование; проверка сведений о кандидате, изу­чение и анализ информации, содержащейся в личном деле; поли­графическое испытание; психологическое тестирование; медицин­ское освидетельствование; проверка физической подготовленности кандидата; письменные и устные экзамены; заключительное собе­седование, после которого выносится окончательное решение о при­годности кандидата к службе в полицейском формировании396. Наи­более четкая система критериев для диагностики физических, психи­ческих, интеллектуальных и иных качеств личности сформирована в ФРГ и США.