Организационная составляющая образовательного процесса
Она характеризуется деятельностью постоянного переменного состава образовательного учреждения и призвана решать организационные способствующие нормальному протеканию и интенсификации педагогического процесса. Ее основными компонентами являются:
• деятельность руководителей образовательных учреждений и их подразделений — организаторов педагогического процесса;
• деятельность преподавателей, ведущих учебно-воспитательный процесс и выступающих его ключевой фигурой;
• деятельность обучающихся, мотивированных на получение выбранной ими профессии;
• аудиторный фонд и его материально-техническое оснащение современным оборудованием;
• научное планирование педагогического процесса;
• информационное обеспечение и обслуживание образовательного процесса (библиотечное, материально-техническое, энергетическое, финансовое, бытовое и др.).
Руководителями учебного заведения являются начальник (ректор), его заместители (проректоры) и руководство учебного отдела, а к числу руководителей подразделений относятся: начальники (деканы) факультетов и курсов, начальники (заведующие) кафедр и циклов, начальники отделов и служб и др. Каждый из них в пределах своих функциональных обязанностей, определенных в уставе учебного заведения, участвует в организации педагогического процесса, чем способствует достижению высокого конечного результата в обучении, воспитании и развитии будущих юристов. В основе организации педагогического процесса лежит практическое исполнение руководителями всех уровней федеральных законов, государственных и ведомственных нормативных актов.
Преподаватели, выполняя социальный заказ государства на подготовку специалистов различных образовательных уровней, должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям. Главное из них — быть личностью и профессионалом.
Современное юридическое образование призвано обеспечить первенство профессионального воспитания, отвечающего государственной политике в области образования, где ведущим принципом провозглашен «гуманистический характер образования». Важен и профессионализм преподавателя. Он определяется двумя равноценными слагаемыми:
• профессиональной компетентностью — глубокими знаниями своего предмета в сочетании с широким научным кругозором;
• психолого-педагогической подготовленностью — высокой педагогической культурой преподавателя, составляющими которой являются: педагогическая направленность личности преподавателя, педагогические способности, педагогическое мастерство, культура и психотехника личного труда.
Деятельность обучающихся определяется требованиями, предъявляемыми к студентам, курсантам и слушателям как будущим профессионалам-личностям, концентрированно выраженными в квалификационной характеристике.
Аудиторный фонд учебного заведения и его материально-техническое оснащение современным оборудованием создаются в соответствии с табелем положенности. Каждый лекционный зал, аудитория, лаборатория (кабинет) должны отвечать своему основному образовательному назначению, санитарно-гигиеническим нормам, а оборудование рабочих мест — обеспечивать комфортные условия обучающимся для учебы и самостоятельной работы. Все учебные помещения, специальные кабинеты и лаборатории в первую очередь должны быть оснащены современными техническими средствами различного назначения.
Научное планирование и информационное обеспечение педагогического процесса в образовательных учреждениях заключается в планировании учебно-воспитательного процесса, разработке документов, регламентирующих нормальное функционирование образовательного учреждения.
В качестве основных задач планирования выступают:
• определение содержания и оптимального объема необходимых знаний, навыков, умений, качеств личности и профессионала (специалиста), которые должны приобрести обучающиеся во время учебы в образовательном учреждении;
• определение содержания каждой учебной дисциплины с отражением его в учебных программах и распределение по формам обучения (видам занятий) в их тематических планах;
• разработка учебно-методических материалов преподавателями кафедр и циклов для проведения различных видов занятий с обучающимися.
Информационное обеспечение педагогического процесса и его обслуживание в юридических учебных заведениях призвано осуществляться по всем циклам учебных дисциплин.
Управленческая составляющая образовательного процесса
Ее характеризуют условия, способствующие оптимизации педагогического процесса в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего юридического образования. В качестве таких условий выступают:
• стиль управления педагогическим процессом в учебном заведении и его подразделениях;
• научная организация труда постоянного и переменного состава;
• контроль педагогического процесса в образовательном учреждении и его подразделениях.
Управление в образовательном учреждении осуществляется на двух уровнях:
• первый связан с деятельностью руководства и администрации образовательного учреждения;
• второй выражен во взаимодействии преподавателей с обучающимися в процессе занятий и во внеаудиторное время.
Для обоих уровней оптимальным является особый стиль, который не может быть распорядительным, властным, тем более авторитарным. Это может быть только педагогический стиль, характеризующийся гуманностью, демократизмом, ориентированностью на комплексное решение педагогических задач образования, воспитания, обучения и развития обучающихся и всех работников образовательного учреждения; тактичностью, пониманием людей, стремлением помочь и содействовать им в установлении контакта и взаимопонимании, утечь за собой, а не принуждать бесконечно, держа их в страхе перед наказанием. Пример такого стиля должен показывать начальник (ректор) образовательного учреждения, ибо его стиль — пример для всех. Руководителям, назначаемым с практической работы в правоохранительных органах, надо помнить о необходимости овладения таким стилем. Особенно важен педагогический стиль в работе преподавателей, которые своими действиями и влиянием на обучающихся непосредственно вносят вклад в повышение образованности, обученности, воспитанности и развитости студентов, курсантов, слушателей.
Взаимоотношения с обучающимися, построенные на принципах педагогического сотрудничества и партнерства, позволяют реализовать личностно-ориентированную концепцию работы в учебных коллективах. Это является надежным условием создания в образовательном учреждении и его подразделениях здорового морально-психологического климата.
Научная организация труда (НОТ) постоянного и переменного состава в образовательном учреждении является одним из условий оптимизации педагогического процесса. Она предполагает:
• повышение производительности труда личного состава учебного заведения путем его упорядочения и нормирования;
• рациональную организацию многогранной деятельности постоянного и переменного состава учебного заведения;
• эффективное использование бюджета времени и материально-технических средств;
• создание благоприятных условий для работы руководящего, вспомогательного и -преподавательского состава (эстетика и гигиена труда, нормализация режима рабочего дня, своевременная и достойная оплата труда, организация отдыха, быта и т.п.) и обеспечение системы мероприятий для эффективного обучения, воспитания и развития студентов, курсантов и слушателей.
Контроль педагогического процесса
В образовательных учреждениях предусмотрены следующие виды контроля: организационный контроль за ходом образовательного процесса; педагогический контроль деятельности кафедр, циклов и преподавателей; контроль (проверка) успеваемости и оценка знаний обучающихся.
Организационный контроль осуществляется представителями вышестоящих органов (учреждений), руководством и администрацией учебного заведения. Он предусматривает не только проверку документации в учебном отделе, на кафедрах, циклах и других подразделениях, на основе которой строится педагогический процесс, но и контроль самого процесса занятий: методику их проведения и результативность, качество работы профессорско-преподавательского состава и других должностных лиц образовательного учреждения.
Педагогический контроль деятельности кафедр, циклов и преподавателей проводится: руководством учебного заведения, факультетов и ведущими профессорами, а также представителями вышестоящих органов по заранее составленному графику (на семестр или помесячно). Это гласный контроль. Его цель — выявить состояние кафедры, цикла и подготовленность каждого преподавателя по предмету (на что он способен). Кафедральный (цикловой) контроль за работой преподавателей ведут руководители кафедр, циклов, профессора. Его цель — проверить постоянную готовность преподавателей к занятиям. Взаимный контроль ведут сами преподаватели в форме взаимных посещений, с целью обмена опытом преподавания учебной дисциплины и методикой проведения отдельных видов занятий.
Контроль (проверка) и оценка успеваемости обучающихся преследуют цели — выявить и оценить уровни знаний программного материала по теме (предмету); установить степень развития у обучающихся личностных и профессионально-деловых качеств; выявить и оценить умения использовать теоретические знания для решения практических задач; установить степень психологической устойчивости при решении задач в сложных (экстремальных) условиях. Этот контроль должен проводиться преподавателями так, чтобы реализовывались функции: диагностическая, обучающая, воспитательная, развивающая и стимулирующая.
Проверка и оценка успеваемости обучающихся осуществляются путем организации текущего, рубежного, итогового и заключительного контроля. Текущий контроль может проводиться регулярно на всех видах групповых занятий; он дает возможность преподавателю получать оперативную информацию о текущей успеваемости. Рубежный контроль проводится по каждой дисциплине (ее разделам) через определенные отрезки времени. Его назначение — проверить уровни усвоения программного материала в объеме раздела, дисциплины, за определенный отрезок времени. Итоговый контроль традиционно проводится в конце каждого семестра и при переводе обучающихся с курса на курс (в процессе экзаменационных сессий). Его цель — проверить глубину знаний обучающихся по предметам (их разделам). При изучении учебных дисциплин методом «погружения»121 зачеты и экзамены целесообразно проводить сразу после окончания изучения предмета. Заключительный контроль проводится как государственная аттестация в форме устного или письменного экзамена, а также защиты выпускных квалификационных работ перед специальной государственной аттестационной комиссией. При этом выносится окончательная оценка результатам подготовленности выпускников учебного заведения, степень выполнения государственного заказа на подготовку специалистов данным образовательным учреждением. Этот вид контроля является своеобразной проверкой и оценкой работы всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений