12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
Личность и стиль деятельности руководителя
Руководитель представляет, олицетворяет и осуществляет государственную власть, реализует через свою деятельность общие цели, задачи и интересы правоохранительного органа и призван объединять усилия персонала структурных групп и отдельных сотрудников. Это определяет:
• восприятие коллективом органа своего руководителя как наделенного властью лица, олицетворяющего высшие интересы общества и государства;
• ожидания подчиненными социальной, государственной, правовой, нравственной, профессиональной, индивидуально-педагогической и индивидуально-психологической примерности руководителя;
• постоянное пристальное наблюдение подчиненными за управленческой деятельностью и личностью руководителя, их повышенно критическую оценку;
• стремление к подражанию, следование тому, что несет и утверждает своей деятельностью руководитель.
Влияние личности руководителя объективно задано его положением в коллективе. Это влияние многогранно и сильно по своим социально-психологическим и социально-педагогическим механизмам и результатам. Сотрудники и граждане пристально, даже придирчиво, порой пристрастно наблюдают за ним и оценивают его204.
Буквально все в личности и поведении руководителя находит тот или иной педагогический отклик у сотрудников: его педагогические качества — образованность, профессиональное мастерство, воспитанность, развитость — обнаруживаются в стиле деятельности, в решениях, отношении к делу и подчиненным, в делах, поступках и др. Имеет значение одежда, выражение лица и глаз, тембр голоса и его интонации, манера разговора и слушания, поза, походка, то, как он здоровается и как пожимает руку, как реагирует на те или иные поступки, что и как оценивает, как выражает удовлетворение и осуждение, почему не одинаково относится к отдельным членам коллектива и пр., не говоря уже о содержании его слов и действий. По всему этому подчиненные судят о его достоинствах и недостатках, у них возникает или желание, или нежелание следовать его примеру и высказываниям, формируются убеждения в возможности или невозможности добиться правды и справедливости и др. Все это влияет на воспитание людей и отражается затем на их взглядах, убеждениях, стремлениях, привычках и качествах.
Бывают руководители, которые на вопрос: «Как вы занимаетесь воспитанием подчиненных?» — отвечают: «Мне преступления надо раскрывать, общественный порядок обеспечивать, а не уговаривать каждого». Это проявление управленческой и педагогической безграмотности имеет нередко такое объяснение: хорошего рядового специалиста назначили руководителем, а он так и остался по сознанию и подготовке рядовым. Во-первых, он так и не понял, что работа с сотрудниками возглавляемого им органа, службы, отдела, их обучение и воспитание — не только цель, но и важнейшее условие решения стоящих перед ним же и другими профессиональных задач. Во-вторых, суть участия руководителя в работе с сотрудниками, помощи им в профессиональном росте и достижении высот профессионального мастерства не в том, чтобы несколько раз в месяц поговорить по душам, проверить, как работает столовая, сыграть вместе в волейбол, выступить с докладом о законности. Суть — в непрерывном, повседневном, не прерывающемся педагогическом влиянии на них в повседневной практике управления, о чем говорилось выше. Не в силах руководителя не оказывать такое влияние. Он всегда оказывает его, даже когда не хочет, и это влияние исходит от его личных качеств, отношения к делу, к сотрудникам, к событиям в правовой сфере и обществе, от его действий, манеры поведения, разговора, от того, как он здоровается, как выражается, как смотрит на людей, как реагирует на доклады, обращения и просьбы и др. Только он не задумывается над тем, каково это стихийное, не осознаваемое им влияние, какие плоды приносит, просто не понимает, что творит с подчиненными, порой морально и профессионально уродуя их.
Задача грамотного в вопросах управления, цивилизованного, знакомого с педагогикой управления руководителя в том, чтобы понять свое неизбежное и сильное педагогическое влияние на подчиненных ему сотрудников, взять под контроль, осмыслить, использовать его целенаправленно и грамотно. Для этого не требуется отрываться от руководства решением профессионально-правовых задач. Просто нужно действовать умно и управленчески компетентно.
Педагогические технологии повышения примера личности руководителя
Руководитель, будучи назначенным на управленческую должность, не изменится сразу, не станет таким, как надо, а останется со своими достоинствами и недостатками. Все же положение обязывает его быть на высоте, соответствовать положению и имиджу человека, занимающего руководящую должность, отвечать социально зрелым ожиданиям подчиненных, оказывать на них нужное деловое и педагогическое влияние. Есть несколько педагогически обоснованных направлений, путей и технологий решения этих задач.
Во-первых, стараться всегда и во всем быть таким человеком, каким должен быть руководитель. Ошибочно полагать, что неблаговидные дела руководителя останутся в тайне. Управленческая поговорка гласит: «От подчиненных скрыть что-либо труднее, чем от ревнивой жены». Надо не казаться, а быть человеком, достойным уважения и авторитета. Разумно специально заботиться, чтобы лучшие, сильные качества и стороны своей подготовки проявить чаще, и сдерживать, сводить до минимума влияние слабых, отрицательных (например, высокомерие, полное недоверие, грубость, черствость к людям, несдержанность, чрезмерную эмоциональность и др.). Следует задумываться перед очередной встречей с сотрудниками и гражданами над тем, как бы в этом случае повел себя думающий, культурный, цивилизованный руководитель правоохранительного органа, для которого гуманность, справедливость, культурность, законность — не пустые слова. Следить за тем, чтобы и внешне выглядеть достойно: основное внимание обращать на одежду, походку, позу, прическу, выражение лица и глаз, тон голоса, жесты, манеры, реакцию на слова и действия собеседника, собственную речь и др.
Не лишне специально проводить мероприятия и совершать действия, чтобы продемонстрировать свои лучшие качества и стороны подготовки. Особенно полезно это делать для развенчания спорных мнений подчиненных о его личных качествах. Подобные меры ныне модно называть самопрезентацией руководителя.
Во-вторых, овладевать цивилизованным стилем управления. Для этого руководителю следует твердо помнить все черты этого стиля, и особенно те, которые имеют большую педагогическую значимость. К ним относятся: прогрессивная социальная направленность, гражданственность, человечность, деловитость, законность, демократичность — правильное сочетание централизации и децентрализации, единоначалия и коллегиальности, делегирование полномочий (привлечение сотрудников и общественных формирований к решению задач управления) и др. Эти черты призваны быть прочными вехами в его сознании, на которые он ориентирует всю свою деятельность и каждый ее шаг.
Гуманизм сегодня выступает как всемирное, наиболее цивилизованное и перспективное мировоззрение, в центре которого — признание человека как высшей ценности общества, приоритетности его прав на свободное развитие и проявление своих способностей; забота о благе человека, защита его прав и свобод как главного критерия оценки цивилизованности общества и существующих в нем общественных отношений. Гуманизм не абстрактен, а конкретен. Его идеи и нормы в управлении относятся и к работе с сотрудниками, о чем, похоже, некоторые руководители не всегда помнят.
Стиль управления, практикуемый руководителем, начальником, командиром, имеет свой социально-педагогический результат — атмосферу вполне конкретных условий жизни и службы, создаваемых именно им, которые оказывают на всех воспитывающее, морально-психологическое, обучающее и развивающее воздействие. Хорошо известно, что практиковавшийся в нашей стране в течение многих десятилетий социалистического строительства административно-командный стиль, при наличии внешних признаков деловой целесообразности и эффективности, наносил огромный педагогический урон. Он во множестве плодил потребителей, а не созидателей; послушных «винтиков государственной машины», а не хозяев своей судьбы; исполнителей, а не творцов; людей пассивных, ожидающих указаний, боящихся инициативы, самостоятельности; привыкших надеяться на власть имущих, а не на свой ум, волю, способности; перестраховщиков, людей, побуждаемых к докладам об успехах, а потому зачастую становящихся очковтирателями, и др.
Рецидивы административно-командного стиля еще часты и сейчас. Это не просто пережитки старого, ибо есть среди руководителей и его сторонники. Обычно это те, кто не обладает управленческой компетентностью, бездушен к людям, не хочет утруждать себя серьезной управленческой работой, считая, что легче приказывать, критиковать, наказывать, держать подчиненных в страхе. В зарубежном менеджменте есть такая формула: «Представление власти даже на один день лицу, склонному злоупотреблять ею, может создать такие трудности, которые самое лучшее руководство не сможет ликвидировать за целый год».
Без овладения цивилизованным стилем управления, обладающим должным педагогическим воздействием, невозможно добиться позитивных результатов ъ работе с кадрами. Важной его чертой выступает, как это считают и за рубежом, «создание... дружного, работоспособного коллектива»205.
Для того чтобы добиться от... группы наиболее эффективной работы, требуется сплотить ее. Воспитать у каждого работника чувство общности с группой, с тем, чтобы каждый ощущал гордость за свою принадлежность к этой группе206.
Один человек может выполнять работу только одного человека, некоторые — двух, трех, но никто не может работать за всех. Невозможно успешно руководить, не пользуясь поддержкой персонала, возводя барьеры между собой и им. Напротив, нужно сближение, взаимопонимание, взаимная поддержка, взаимное доверие. Для обоснования этого зарубежные специалисты приводят сходство «с установкой в центре большой комнаты с высоким потолком лампы в 1000 Вт для освещения столов 10 сотрудников. Если эта лампа висит достаточно высоко, чтобы осветить всю площадь, то она находится слишком высоко, чтобы ярко осветить все места; лампы по 100 Вт, помещенные над каждым столом, дадут достаточный (и ровный) свет всем. Власть подобна свету — уменьшается с увеличением расстояния от ее источника. Но чтобы «осветить властью» работу 10 подчиненных, вы должны использовать вашу власть одновременно в 10 местах. Очевидно, вы сможете это сделать только лишь путем передачи части своих полномочий»207. Необходимо, чтобы каждый руководитель службы, любого мелкого подразделения действовал в полную силу предоставленных ему по должности прав и ответственности, а первый руководитель не подавлял его своей властностью и активностью. Важно привлечение рядовых сотрудников к управлению через различные общественные и служебные формы и участие их в этом. Всяческой поддержки и поощрения заслуживают инициативы отдельных сотрудников в совершенствовании общего дела. Воспитание на делегировании полномочий «вниз», инициативе и проявлениях ответственности всех сотрудников путем привлечения и доступа их к управлению — лучшие формы работы руководителя по созданию дружного и деятельного коллектива. Руководитель должен оставлять себе решение только тех вопросов, которые он не вправе делегировать «вниз», что возможно только на его уровне управления208.
В-третьих, проводить линию на то, чтобы в массе повседневных дел и поступков была представлена цепочка таких, которые именуются педагогическим поведением руководителя. Руководитель при этом предстает перед подчиненными не как начальник, а как старший коллега, товарищ — доброжелательный, умудренный опытом и старающийся передать этот опыт им. Для этого надо быть чаще среди сотрудников и граждан, вести себя при этом достойно и непринужденно, говорить не только о служебных делах, но и житейских, быть открытым для любых вопросов и не уходить от по-человечески честных ответов на них, откровенного признания, что на часть вопросов у него нет ответов, и пр. По-деловому и педагогично очень полезно взять руководителю за правило ежедневно обходить рабочие места сотрудников (или часть их, охватывая все за 2—3 дня). При этом стараться вести себя естественно, доброжелательно, интересоваться состоянием дел, трудностями, давать советы, если надо, проявлять, конечно, строгость и требовательность. В число дел руководителю необходимо включать и такие, которые оказывают воспитывающее, обучающее, развивающее влияние: просмотр нескольких личных дел для углубленного изучения данных о сотрудниках; беседы с отдельными руководителями структурных подразделений о работе, условиях быта и личных качествах подчиненных им сотрудников, о их работе с ними, при встречах с отдельными сотрудниками затрагивать вопросы о их работе, жизни и их проблемах, их мнении и предложениях по лучшему решению имеющихся проблем, возможной помощи со стороны руководителя; воспитательные беседы, изучение климата и настроения в подразделении, ознакомление с обстановкой в общежитии, проведение занятий, поучительных совещаний и др.
В-четвертых, возможно и необходимо лично использовать педагогические методы работы, педагогизировать проводимые мероприятия. Речь идет о методах объяснения, убеждения, внушения, показа, беседы, иллюстрации, примера, педагогического общения, педагогического воздействия, доверия, побуждения, обращения, упражнения и др. Не просто применение методов, но грамотная технологичность, уверенное пользование приемами — элемент подготовленности и правильной работы руководителя.
В-пятых, с самого начала своей управленческой карьеры руководитель поступит правильно и перспективно, если сможет заставить себя заняться самообразованием, самообучением, самовоспитанием, саморазвитием, особенно в управленческом и психолого-педагогическом плане. Тут нужны особые личные планы, меры, время, но уместно отметить, что рассмотренные выше пути — существенная и продуктивная часть работы над собой, совмещенная с повседневной управленческой деятельностью и не требующая особых затрат времени. Ее осуществлением движут два главных фактора: понимание личной ответственности, желание и подлинные человечность и цивилизованность.
Есть три способа педагогической работы в реализации этого желания:
• концептуальный — получение, повышение управленческого образования и непрерывного самосовершенствования управленче-ско-педагогических и психологических знаний на основе изучения соответствующей литературы и положительного опыта достигающих успеха руководителей;
• тренинговый — неустанные попытки руководителя реализовать в своей повседневной управленческой деятельности рекомендации педагогики управления (и других наук: общей теории управления, психологии управления, теории организации работы с кадрами), технологии работы с кадрами, выражающиеся в педагогизации всех осуществляемых действий, в переводе их в педагогическую плоскость;
• самоаналитический — активизация рефлексии руководителя, самооценок, самокритики, самопобуждения после осуществления управленческих действий по итогам дня, недели и др. с ответами на вопросы: «Каков я был как цивилизованный, компетентный руководитель? Что дал людям, какой пример им показал? Стали ли они лучше как граждане, носители нравственности и законности, как профессионалы? Как им служится и живется под моим началом? Какой вывод я должен сделать для себя, какой урок вывести?»
В-шестых, предотвращать возможности управленческой деформации личности руководителя. Не случайно говорят: если хочешь узнать человека, дай ему власть; испытание властью — самое тяжелое испытание; власть портит многих людей. Влияние деятельности, которой занимается человек, на изменение его способностей, качеств, привычек закономерно. Изменения нередко противоречивы; они имеют и положительное значение, но могут иметь и отрицательное. Общеизвестен факт профессиональной деформации (акцентуации) личности сотрудника органов внутренних дел (она бывает и во многих других профессиях, например в профессиях учителя, психиатра, коммерсанта, чиновника и др.). Управленческая деформация — разновидность профессиональной деформации. Она обнаруживается многогранно: в «мелких» злоупотреблениях руководителем служебным положением, использовании сил и возможностей подчиненных для решения личных проблем, тяге к излишествам в жизни, превышении своих прав и полномочий, игнорировании прав других, нетерпимости к любому мнению, отличающемуся от его. к администрировании, формально-бюрократическом подходе, волюнтаризме, действиях в соответствии с представлением о вседозволенности, грубости и хамстве в общении с зависимыми от него людьми и угодничестве перед вышестоящими, склонности к разносам и запугиванию и др.
Проявления профессиональной деформации личности и стиля управленческой деятельности руководителя, как зараза, передаются «вниз», множатся и распространяются по всем участкам работы подчиненных ему лиц начальствующего и рядового состава. Многие начинают считать, что поскольку и у них есть власть, значит, тоже можно поступать как руководитель, но в пределах своей компетенции. Образна и верна пословица «рыба гниет с головы», а чистится, к сожалению, с хвоста.
Источники управленческой деформации — не только в объективных, субъективно-психологических и социально-педагогических факторах, но и в слабостях личной подготовки, в податливости деформирующим влияниям, в неумении противостоять им.
Каждый руководитель обязан предвидеть возможности постепенной деформации своей личности, следить за появлением признаков ее в своих отношениях и действиях, проявлять повышенную самокритичность, внимательно относиться к критическим ноткам в мнениях и оценках о своей деятельности со стороны сотрудников, граждан, равных по должности и старших, не относиться к ним как к несущественным мелочам. Надо быть решительным в изжитии обнаруживающихся мелочей, упорно стремясь всегда и во всем быть человечным, справедливым, честным, цивилизованным и культурным человеком и не только во мнении других, но и наедине со своей совестью.
Таким образом, пример личностных особенностей руководителя и стиля его управленческой деятельности выступает важнейшим педагогически значимым фактором, который при негативных характеристиках способен зачеркнуть все другие усилия по педагогическому обеспечению управления и деятельности сотрудников. Использование педагогических технологий в достижении положительных проявлений и влияний их — обязательное условие эффективности управления правоохранительным органом.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений