logo
Yuridicheskaya_pedagogika

7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность

Понятие «правовая действительность» подчер­кивает, что правовая сфера не абстракция, не выдумка теоретиков, не «бумажки», а состав­ляющая реальной жизни общества, существую­щая, влияющая на нее и обладающая своими закономерностями объективно-субъективного характера. Обычно она рассматривается как совокупность правовой идеологии, писаного права (как систе­мы норм) и юридической практики (как деятельности государствен­ных и правоохранительных органов). Чтобы не оторваться от тех реа­лий жизни общества и его граждан, ради которых, собственно, и существует государство и право, не впасть в правовой формализм, необходимо анализировать процесс и результаты объективирования правовой системы и ее элементов.

Жизнь права — это то, что обнаруживается в юридически зна­чимом поведении людей после того, как оно прошло через их соз­нание. Государство сильно не только и не столько тем, что писаное право, система правовых норм и государственный аппарат отвечают формальным критериям правового государства, а тем, что и обще­ство, общественные отношения, жизнь и деятельность всех граждан постоянно и повсеместно соответствуют идеалам прав и свобод, что они — активные участники их реализации и защиты. Непосредст­венным итогом общих усилий по обеспечению жизни права высту­пает правопорядок — реальная правозаконность, степень воплощенности идеалов и принципов правового государства и правового об­щества, итоговый результат — достигнутый уровень законности, фактическое правовое состояние,

Понятие «педагогическая действительность» также констатирует объективное существование в жизни общества и государства педаго­гической системы и ее элементов, имеющихся везде, где есть воспи­тание и воспитанность, образование и образованность, обучение и обученность, развитие и развитость. Она не только влияет со стороны на правовую действительность, но частично и включена в нее. Педагогическая действительность существенно сказывается на ре­альной правозаконности и эффективности регулирующего влияния права на поведение граждан и успешность деятельности правоохра­нительных органов. Поэтому педагогическая действительность в правовой сфере — это реально существующие и функционирующие в ней педагогические феномены, закономерности и механизмы, об­разующие особую юридико-педагогическую подсистему и вносящие свой вклад в реальное состояние законности и правопорядка. Общепе­дагогические явления представлены в ней не в «чистом», а в транс­формированном виде, как особенные педагогические явления. Спе­цифика их причинно обусловлена взаимодействием правовых и педа­гогических закономерностей, особенностями условий, целей и задач правоохранительной деятельности, ее объектов, результатов, трудно­стей, используемых средств и технологий и пр. Как компоненты сис­темы они, влияя на правовую сферу, сами зависят от ее качественно своеобразных системных свойств. Системные зависимости юридико-педагогической подсистемы от правовой трансформируют «педа­гогическую чистоту» общепедагогических явлений, превращая их природу в юридико-педагогическую, а их самих в юридико-педагогические явления. Иначе говоря, они носят на себе печать влияния правовой сферы, в которую они входят и которой обусловливаются, превращаются в природный сплав влияний, исходящих, с одной сто­роны, от правовой действительности, а с другой — от педагогической84. К основным юридико-психологическим явлениям относятся (рис. 7.1):

юридико-педагогические факты — относительно поверхност­ные наблюдаемые в сфере права измененные педагогические явле­ния — проявления соответствующих закономерностей, механизмов, факторов, причин и условий. Относительная поверхностность их выражается в том, что подмеченные явления еще требуют иденти­фикации в качестве юридико-педагогических и понимания скрыто­го за ними юридико-педагогического сплава. Так, за конкретным поступком сотрудника надо уметь увидеть проявления его обученности, воспитанности, образованности, развитости и пр. Только при обнаружении такого проявления сам факт идентифицируется как юридико-педагогический;

юридико-педагогических закономерности — объективно сущест­вующие устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и зависимости юридико-педагогических проявлений и их сущно­стей. Это связи и зависимости между правовым фактором, воздей­ствием и педагогическим явлением; между педагогическим явлением и реальным действием того или иного элемента правовой действи­тельности, между юридико-педагогическими фактами и их сущно­стями. Важно уметь обнаружить, увидеть и объяснить такие связи и зависимости. Только сделав это, можно найти объяснение и реальную причину явления, выбрать метод, прием педагогического воздейст­вия, чтобы решить стоящую перед сотрудником задачу. Принятие педагогических решений без понимания причинно-следственных зависимостей — действия наугад;

Рис. 7.1. Макроструктура юридико-педагогической действительности85

педагогические механизмы — закономерные превращения при переходе от педагогической причины (воздействия, влияния) к педа­гогическому следствию, от юридической причины к педагогическому следствию, от педагогической причины к юридическому следст­вию. Это превращения в сознании людей и групп, в усвоении ими правовых знаний, в переходе правовых знаний в правовые убеждения, переходе от знаний к правовым установкам поведения, от профес­сионального мастерства к профессиональной культуре, в изменении отношения к службе и пр., происходящие под влиянием педагоги­ческих и правовых воздействий. Педагогические механизмы нахо­дятся между причиной и следствием, педагогическим воздействием и образовательным, воспитательным, обучающим и развивающим человека результатом. Большей частью они имеют психолого-педа­гогическую природу, испытывающую, однако, влияние и специфику юридико-педагогической действительности, в поле которой они функ­ционируют. Понимание механизма, расчет на него при выборе педа­гогического воздействия, регулирование его «срабатывания» — наи­более тонкая часть педагогической работы. Педагогические механиз­мы лежат в основе педагогических технологии.

К юридико-педагогической действительности относятся и основ­ные виды педагогических систем — воспитания, образования, обуче­ния, развития, о которых говорилось в первой части учебника. Одна­ко в ней они специфичны и существуют в виде правового воспитания, юридического образования, юридического обучения и правого развития86. Каждому из них свойственны свои совокупности юридико-педагоги­ческих фактов, юридико-педагогических закономерностей и педаго­гических механизмов.

Находясь вне осознания государством, обществом, системой пра­воохранительных органов и их сотрудниками, вне ее учета и целе­направленных, научно-корректных усовершенствований, юридико-педагогическая реальность во многом стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и нередко далеко не благоприятно отра­жается на состоянии права, реальной правозаконности и правопо­рядка в обществе.

Объект, предмет и цели юридической педагогики

Познанием юридико-педагогической действи­тельности призвана заниматься юридическая педагогика. Ее теоретической базой выступает общая педагогика — богатая на конструктив­ные идеи и обладающая огромным опытом наука. Вместе с тем юри­дическая педагогика не обычная (общая) педагогика с примерами из юридической практики, не педагогика для юристов.

Юридическая педагогика — это особая область научного педагогиче­ского знания — юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики87.

Она опирается на разработки других отраслей педагогики: исто­рии педагогики, теории воспитания, теории обучения (дидактики), методики, возрастной педагогики, школоведения, дефектологии, со­циальной педагогики, этнопедагогики, семейной педагогики, педа­гогики управления, производственной педагогики, военной педаго­гики, педагогики спорта, сравнительной педагогики и др. Юриди­ческая педагогика является междисциплинарной областью научного знания, находящейся на стыке юридического и педагогического зна­ния, но по преобладающим признакам она отрасль педагогики, а не юриспруденции. Ее положение между юридической и педагогической науками определяет и ее название88.

Традиционный для педагогики комплексный подход обусловли­вает тесноту связей юридической педагогики со всеми другими от­раслями педагогики и юридической науки, а также с социологией права, юридической психологией, общей теорией и психологией управления, организацией работы с персоналом, профессиональной деонтологией и этикой юриста и др.

Объект познания юридической педагогики — общий с юридиче­ской наукой: правовая сфера общества, законность и правопорядок, деятельность структур, органов и людей, целенаправленно занимав­шихся их укреплением. Общая у них и основная цель — всемерное способствование созданию в России правового общества, укреплению законности и правопорядка. Но существенно различие их по предмету познания. Юридическая наука имеет дело с правовой дей­ствительностью как особой системой социальных норм, правовых

форм деятельности государства и его подсистем, закономерностей их развития и т.п.

Предмет юридической педагогики иной — юридико-правовая действительность, т.е. педагогические факты, закономерности и ме­ханизмы образования, обучения, воспитания и развития, существую­щие, действующие в правовой сфере и влияющие на ее состояние, а также в обществе, но влияющие на состояние законности, право­порядка и деятельность правоохранительных органов. Познание юри-дико-педагогических явлений, относящихся к предмету юридиче­ской педагогики, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффективных путей укрепления закон­ности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике, составляет специальную цель юридической педагогики.

Педагогика — наука, постоянно обращенная к практике, а ее от­расль, погруженная в правовую сферу, — юридическая педагогика просто не может не быть прикладной наукой. В этом ее главное пред­назначение, и от практических успехов зависят ее признание, под­держка и развитие.

Основные задачи юридической педагогики

Анализ всего опыта педагогических исследова­ний проблем законности и правопорядка позво­ляет отнести к основным задачам юридической педагогики следующие:

• изучение истории развития юридико-педагогического знания и его использования в обществе и органах правопорядка;

• разработка методологии и методики юридико-педагогичес­кого познания;

• создание научной картины юридико-педагогической действи­тельности, присущей правовой сфере общества, деятельности орга­нов правопорядка и их сотрудников, ее парадигмы и понятийно-категориального аппарата;

• проведение педагогических исследований по актуальным про­блемам законотворческой, правоохранительной, правоприменитель­ной и правоисполнительной деятельностей, создание адекватных юридико-педагогических теорий с их дифференциацией по основ­ным направлениям юридико-педагогической работы;

• теоретическая и прикладная разработка многоступенчатой и раз­вернутой системы правого воспитания населения и сотрудников пра­воохранительных органов, правового всеобуча, правовой пропаганды и агитации, правовоспитательных аспектов деятельности государст­венных органов, учреждений, предприятий, трудовых коллективов, общественных формирований, средств массовой информации, ис­кусства, культуры, семьи;

• создание системы педагогического обеспечения правотвор­ческой деятельности, деятельности сотрудников правоохранительных органов, разработка форм, методов и технологий его осущест­вления (педагогическая диагностика, педагогическая экспертиза, педагогическое сопровождение, педагогическое консультирование, педагогическая помощь, педагогическая поддержка, педагогическая коррекция и др.);

• оказание помощи в повышении эффективности юридическо­го образования, профессиональной подготовки сотрудников право­охранительных органов, подготовки их к действиям в экстремаль­ных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах, педагогическом изучении и использовании опыта действий в них и педагогическом обеспечении личной безопасности сотрудников;

• разработка и совершенствование методик преподавания юри­дических дисциплин, юридической педагогики, методики педагоги­ческого тестирования, научных основ использования компьютерной техники и дистанционного образования при подготовке и повыше­нии квалификации сотрудников;

• разработка педагогической системы профессионально-психо­логической подготовки сотрудников правоохранительных органов;

• разработка педагогической системы подготовки педагогов-практиков, специалистов по юридико-педагогическим проблемам, а также оказание научно-практической и методической помощи не­посредственно работающим в практических структурах правоохра­нительных органов;

• обеспечение послевузовского образования и подготовки на­учно-педагогических кадров, дипломированных специалистов по юри­дико-педагогическим проблемам и работников структур, занимаю­щихся ими;

• изучение зарубежного опыта решения юридико-педагогичес-ких проблем, полицейской педагогики, а также возможностей и пу­тей его использования в условиях современной России.

Основные направления исследо­ваний юридической педагогики

Многокомпонентность предмета юридической педагогики и разнообразие даже основных ее задач определяют структуру ее научного знания, основных направлений ее исследования, част­ных теорий и практических рекомендаций (рис. 7.2). Все они взаимосвязаны, друг друга дополняют и укрепляют. Уровень исследованности и развития разных направлений не оди­наков. Хорошо развита исправительная (пенитенциарная) педагогика, педагогика юридического образования, педагогика профессионального воспитания сотрудников органов МВД и военнослужащих внутренних войск. Находятся в процессе интенсивного развития педагогика управ­ления в правоохранительных органах, дидактика профессиональной подготовки сотрудников, экстремально-юридическая педагогика, сравнительно-юридическая педагогика и др. Пока недостаточно развиты социально-юридическая педагогика, педагогика правового воспитания населения, педагогика правовой пропаганды, кримино­логическая педагогика, превентивная педагогика, юридическая пе­дагогика как учебная дисциплина и часть других.

Расширение фронта исследований с охватом всех разделов юридико-педагогического знания при повышении их научности, более глубокого раскрытия юридико-педагогической специфичности, прак­тической проработанности (доходящей до разработки методик и тех­нологий педагогической работы) и приоритетной разработки наибо­лее актуальных проблем современной правоохранительной практики будет характерно для развития юридической педагогики в ближайшей исторической перспективе.

История и перспек­тивы юридической педагогики

Юридическая педагогика имеет довольно дли­тельную предысторию и историю своего развития. К предыстории юридической педагогики можно отнести все то, что происходило в Рос­сии с далеких времен формирования российской государственности в XVI в. и до начала XX в. Этот исторический период характеризу­ется появлением первых педагогических идей и мер в правоохранитель­ной деятельности89. В это время появились и стали распространяться публикации и практические меры педагогического характера. Они касались педагогических аспектов профессиональной подготовки чинов ведомства МВД, появления специальной подготовки поли­цейских, жандармов, тюремных служащих, первых учебных курсов по началам превентивной педагогики (работы с несовершеннолет­ними правонарушителями, бродягами, нищими, беспризорными), пенитенциарной (исправительной) и постпенитенциарной (помощь лицам, вышедшим из мест заключения, приучение освобожденных к жизни на свободе, предупреждение рецидивных преступлений) педагогики.

История же юридической педагогики как отрасли научного знания началась с активного использования в правоохранительной практике достижений общей педагогики, попыток теоретического обоснования практических мер педагогического характера, исполь­зования педагогических методов исследования в правовой сфере. По времени первый период истории — период начала научного решения отдельных педагогических проблем деятельности сотрудников правоохранительных органов — можно отнести к рубежу XIX—XX вв.

Особенно активное развитие получила исправительно-трудовая (пе­нитенциарная) педагогика и отчасти педагогики подготовки кадров для правоохранительных органов, превентивная (профилактическая) педагогика и методика преподавания права. Отличительной чертой начала периода была повысившаяся научность исследований и пуб­ликаций.

Второй период начался в 60-е годы XX в., во время «хру­щевской оттепели», он стал периодом интенсивного расширения, углуб­ления и повышения масштабности исследований педагогических про­блем укрепления социалистической законности и правопорядка. В это время начинается исследование проблем правосознания, правовоспитания, работы с кадрами, педагогики управления, превентивной педагогики, педагогики профессионального юридического образова­ния, методики преподавания права в средней школе и др. В юриди­ческих образовательных учреждениях появились специальные учебные дисциплины: «Исправительно-трудовая педагогика», «Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел», «Педагогика в пограничных войсках», «Педагогика в деятельности сотрудников государственной безопасности», «Педагогика внутренних войск», «Педагогика управления в правоохранительных органах», «Педагогика высшей и средней специальной школы в правоохрани­тельных органах», «Педагогическая культура и техника труда препо­давателя», «Интенсивные педагогические технологии» и др. Важным и характерным для этого периода было начало подготовки дипло­мированных специалистов по педагогике для правоохранительных органов, защита педагогических кандидатских и докторских диссерта­ций их сотрудниками, проведение научных и научно-практических конференций, с 1995 г. Омской высшей школой МВД издается перио­дический журнал «Психопедагогика в правоохранительных органах».

Видную роль в этот период сыграли исследования и публикации, выполненные А.И. Алексеевым, М.А. Алемаскиным, А.С. Батышевым, И.П. Башкатовым, С.А. Беличевой, Л.И. Беляевой, А.В. Будановым, А.А. Волковым, В.Н. Герасимовым, И.В. Горлинским, В.П. Давыдо­вым, Г.П. Давыдовым, П.П. Давыдовым, СИ. Денисенко, Ф.М. Зезю-линым, А.И. Зубковым, В.Я. Кикоть, Н.И. Киряшовым, Е.А. Коз­ловской, И.Ф. Колонтаевской, В.Г. Колюховым, Н.С. Кравчуном, А.Д. Лазукиным, И.А. Латковой, В.М. Литвишковым, Н.А. Минжа-новым, В.М. Обуховым, В.Б. Первозванским, В.А. Пищелко, В.И. По-стоевым, А.А. Рябовым, A.M. Столяренко, М.П. Стуровой, Н.А. Тюгаевой, А.А. Федотовым, Б.И. Хозиевым, В.И. Хальзовым, И.В. Шмаровым и др.

Третий период — период превращения юридической педагоги­ки в особую отрасль научного знания (отрасль педагогической науки), практическая потребность в которой резко возросла в новой исто­рии России. Его начало относится к концу 90-х годов XX в. и было обусловлено: 1) коренными социальными преобразованиями в Рос­сии, планами построения в ней демократического, гражданского, правового общества, переходом к рыночной экономике и издерж­ками переломного этапа в перестройке работы государственных ор­ганов, приведших к резкой криминализации всей жизни страны, что поставило перед педагогической наукой, педагогами, работаю­щими в правовой сфере, принципиально новые задачи; 2) логикой развития педагогической работы в этой сфере, сформировавшимся в правоохранительных органах особым научным сообществом спе­циалистов-педагогов, накопленным большим объемом особых педа­гогических знаний, глубиной их научной проработки, которые под­вели к превращению всего этого комплекса в особую отрасль педа­гогики — юридическую педагогику. Само название «юридическая педагогика»,, варианты систематизации накопленных знаний, вычле­нения и формулировки позиций, характеризующих любую сложив­шуюся отрасль науки (особый предмет исследования, цели, задачи, системность знаний, методологические основы, принципы, место среди других наук и др.), были предложены в 1997—2000 гг.90 Мож­но утверждать, что к 2000 г. юридическая педагогика приобрела науковедческие признаки «настоящей науки» со своей парадигмой (термины, введенные американским ученым Т. Куном91), а именно:

• устоявшиеся научные подходы, представления, положения;

• понимание объекта и специфического предмета исследований — юридико-педагогической действительности;

• специальную методологию и методику, комплекс взаимосвя­занных разделов и направлений исследования;

• специфичную феноменологию и понятийный аппарат;

• систему непротиворечивых научных теорий;

• сложившиеся теоретические и прикладные подходы, в рамках которых новые поколения ученых могут найти для себя нерешен­ные проблемы и концептуальные основы их исследования;

• резкое увеличение количества публикаций, книг, кандидат­ских и докторских диссертаций по проблемам педагогики в право­вой сфере.

В исторический период создания в России гуманного, демокра­тического, гражданского, правового, цивилизованного общества, в котором социальная справедливость, жизнь, права, личное досто­инство каждого человека провозглашены и должны стать величай­шими социальными ценностями, социальная ответственность юри­дической педагогики резко возросла и будет расти дальше. Для нее раскрыт научный простор и дальняя перспектива возможностей, развития и самоутверждения в практике укрепления законности и правопорядка, в обеспечении безопасной и свободной жизни каж­дого гражданина.