7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
Понятие «правовая действительность» подчеркивает, что правовая сфера не абстракция, не выдумка теоретиков, не «бумажки», а составляющая реальной жизни общества, существующая, влияющая на нее и обладающая своими закономерностями объективно-субъективного характера. Обычно она рассматривается как совокупность правовой идеологии, писаного права (как системы норм) и юридической практики (как деятельности государственных и правоохранительных органов). Чтобы не оторваться от тех реалий жизни общества и его граждан, ради которых, собственно, и существует государство и право, не впасть в правовой формализм, необходимо анализировать процесс и результаты объективирования правовой системы и ее элементов.
Жизнь права — это то, что обнаруживается в юридически значимом поведении людей после того, как оно прошло через их сознание. Государство сильно не только и не столько тем, что писаное право, система правовых норм и государственный аппарат отвечают формальным критериям правового государства, а тем, что и общество, общественные отношения, жизнь и деятельность всех граждан постоянно и повсеместно соответствуют идеалам прав и свобод, что они — активные участники их реализации и защиты. Непосредственным итогом общих усилий по обеспечению жизни права выступает правопорядок — реальная правозаконность, степень воплощенности идеалов и принципов правового государства и правового общества, итоговый результат — достигнутый уровень законности, фактическое правовое состояние,
Понятие «педагогическая действительность» также констатирует объективное существование в жизни общества и государства педагогической системы и ее элементов, имеющихся везде, где есть воспитание и воспитанность, образование и образованность, обучение и обученность, развитие и развитость. Она не только влияет со стороны на правовую действительность, но частично и включена в нее. Педагогическая действительность существенно сказывается на реальной правозаконности и эффективности регулирующего влияния права на поведение граждан и успешность деятельности правоохранительных органов. Поэтому педагогическая действительность в правовой сфере — это реально существующие и функционирующие в ней педагогические феномены, закономерности и механизмы, образующие особую юридико-педагогическую подсистему и вносящие свой вклад в реальное состояние законности и правопорядка. Общепедагогические явления представлены в ней не в «чистом», а в трансформированном виде, как особенные педагогические явления. Специфика их причинно обусловлена взаимодействием правовых и педагогических закономерностей, особенностями условий, целей и задач правоохранительной деятельности, ее объектов, результатов, трудностей, используемых средств и технологий и пр. Как компоненты системы они, влияя на правовую сферу, сами зависят от ее качественно своеобразных системных свойств. Системные зависимости юридико-педагогической подсистемы от правовой трансформируют «педагогическую чистоту» общепедагогических явлений, превращая их природу в юридико-педагогическую, а их самих в юридико-педагогические явления. Иначе говоря, они носят на себе печать влияния правовой сферы, в которую они входят и которой обусловливаются, превращаются в природный сплав влияний, исходящих, с одной стороны, от правовой действительности, а с другой — от педагогической84. К основным юридико-психологическим явлениям относятся (рис. 7.1):
• юридико-педагогические факты — относительно поверхностные наблюдаемые в сфере права измененные педагогические явления — проявления соответствующих закономерностей, механизмов, факторов, причин и условий. Относительная поверхностность их выражается в том, что подмеченные явления еще требуют идентификации в качестве юридико-педагогических и понимания скрытого за ними юридико-педагогического сплава. Так, за конкретным поступком сотрудника надо уметь увидеть проявления его обученности, воспитанности, образованности, развитости и пр. Только при обнаружении такого проявления сам факт идентифицируется как юридико-педагогический;
• юридико-педагогических закономерности — объективно существующие устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и зависимости юридико-педагогических проявлений и их сущностей. Это связи и зависимости между правовым фактором, воздействием и педагогическим явлением; между педагогическим явлением и реальным действием того или иного элемента правовой действительности, между юридико-педагогическими фактами и их сущностями. Важно уметь обнаружить, увидеть и объяснить такие связи и зависимости. Только сделав это, можно найти объяснение и реальную причину явления, выбрать метод, прием педагогического воздействия, чтобы решить стоящую перед сотрудником задачу. Принятие педагогических решений без понимания причинно-следственных зависимостей — действия наугад;
Рис. 7.1. Макроструктура юридико-педагогической действительности85
• педагогические механизмы — закономерные превращения при переходе от педагогической причины (воздействия, влияния) к педагогическому следствию, от юридической причины к педагогическому следствию, от педагогической причины к юридическому следствию. Это превращения в сознании людей и групп, в усвоении ими правовых знаний, в переходе правовых знаний в правовые убеждения, переходе от знаний к правовым установкам поведения, от профессионального мастерства к профессиональной культуре, в изменении отношения к службе и пр., происходящие под влиянием педагогических и правовых воздействий. Педагогические механизмы находятся между причиной и следствием, педагогическим воздействием и образовательным, воспитательным, обучающим и развивающим человека результатом. Большей частью они имеют психолого-педагогическую природу, испытывающую, однако, влияние и специфику юридико-педагогической действительности, в поле которой они функционируют. Понимание механизма, расчет на него при выборе педагогического воздействия, регулирование его «срабатывания» — наиболее тонкая часть педагогической работы. Педагогические механизмы лежат в основе педагогических технологии.
К юридико-педагогической действительности относятся и основные виды педагогических систем — воспитания, образования, обучения, развития, о которых говорилось в первой части учебника. Однако в ней они специфичны и существуют в виде правового воспитания, юридического образования, юридического обучения и правого развития86. Каждому из них свойственны свои совокупности юридико-педагогических фактов, юридико-педагогических закономерностей и педагогических механизмов.
Находясь вне осознания государством, обществом, системой правоохранительных органов и их сотрудниками, вне ее учета и целенаправленных, научно-корректных усовершенствований, юридико-педагогическая реальность во многом стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и нередко далеко не благоприятно отражается на состоянии права, реальной правозаконности и правопорядка в обществе.
Объект, предмет и цели юридической педагогики
Познанием юридико-педагогической действительности призвана заниматься юридическая педагогика. Ее теоретической базой выступает общая педагогика — богатая на конструктивные идеи и обладающая огромным опытом наука. Вместе с тем юридическая педагогика не обычная (общая) педагогика с примерами из юридической практики, не педагогика для юристов.
Юридическая педагогика — это особая область научного педагогического знания — юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики87.
Она опирается на разработки других отраслей педагогики: истории педагогики, теории воспитания, теории обучения (дидактики), методики, возрастной педагогики, школоведения, дефектологии, социальной педагогики, этнопедагогики, семейной педагогики, педагогики управления, производственной педагогики, военной педагогики, педагогики спорта, сравнительной педагогики и др. Юридическая педагогика является междисциплинарной областью научного знания, находящейся на стыке юридического и педагогического знания, но по преобладающим признакам она отрасль педагогики, а не юриспруденции. Ее положение между юридической и педагогической науками определяет и ее название88.
Традиционный для педагогики комплексный подход обусловливает тесноту связей юридической педагогики со всеми другими отраслями педагогики и юридической науки, а также с социологией права, юридической психологией, общей теорией и психологией управления, организацией работы с персоналом, профессиональной деонтологией и этикой юриста и др.
Объект познания юридической педагогики — общий с юридической наукой: правовая сфера общества, законность и правопорядок, деятельность структур, органов и людей, целенаправленно занимавшихся их укреплением. Общая у них и основная цель — всемерное способствование созданию в России правового общества, укреплению законности и правопорядка. Но существенно различие их по предмету познания. Юридическая наука имеет дело с правовой действительностью как особой системой социальных норм, правовых
форм деятельности государства и его подсистем, закономерностей их развития и т.п.
Предмет юридической педагогики иной — юридико-правовая действительность, т.е. педагогические факты, закономерности и механизмы образования, обучения, воспитания и развития, существующие, действующие в правовой сфере и влияющие на ее состояние, а также в обществе, но влияющие на состояние законности, правопорядка и деятельность правоохранительных органов. Познание юри-дико-педагогических явлений, относящихся к предмету юридической педагогики, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффективных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике, составляет специальную цель юридической педагогики.
Педагогика — наука, постоянно обращенная к практике, а ее отрасль, погруженная в правовую сферу, — юридическая педагогика просто не может не быть прикладной наукой. В этом ее главное предназначение, и от практических успехов зависят ее признание, поддержка и развитие.
Основные задачи юридической педагогики
Анализ всего опыта педагогических исследований проблем законности и правопорядка позволяет отнести к основным задачам юридической педагогики следующие:
• изучение истории развития юридико-педагогического знания и его использования в обществе и органах правопорядка;
• разработка методологии и методики юридико-педагогического познания;
• создание научной картины юридико-педагогической действительности, присущей правовой сфере общества, деятельности органов правопорядка и их сотрудников, ее парадигмы и понятийно-категориального аппарата;
• проведение педагогических исследований по актуальным проблемам законотворческой, правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной деятельностей, создание адекватных юридико-педагогических теорий с их дифференциацией по основным направлениям юридико-педагогической работы;
• теоретическая и прикладная разработка многоступенчатой и развернутой системы правого воспитания населения и сотрудников правоохранительных органов, правового всеобуча, правовой пропаганды и агитации, правовоспитательных аспектов деятельности государственных органов, учреждений, предприятий, трудовых коллективов, общественных формирований, средств массовой информации, искусства, культуры, семьи;
• создание системы педагогического обеспечения правотворческой деятельности, деятельности сотрудников правоохранительных органов, разработка форм, методов и технологий его осуществления (педагогическая диагностика, педагогическая экспертиза, педагогическое сопровождение, педагогическое консультирование, педагогическая помощь, педагогическая поддержка, педагогическая коррекция и др.);
• оказание помощи в повышении эффективности юридического образования, профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, подготовки их к действиям в экстремальных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах, педагогическом изучении и использовании опыта действий в них и педагогическом обеспечении личной безопасности сотрудников;
• разработка и совершенствование методик преподавания юридических дисциплин, юридической педагогики, методики педагогического тестирования, научных основ использования компьютерной техники и дистанционного образования при подготовке и повышении квалификации сотрудников;
• разработка педагогической системы профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов;
• разработка педагогической системы подготовки педагогов-практиков, специалистов по юридико-педагогическим проблемам, а также оказание научно-практической и методической помощи непосредственно работающим в практических структурах правоохранительных органов;
• обеспечение послевузовского образования и подготовки научно-педагогических кадров, дипломированных специалистов по юридико-педагогическим проблемам и работников структур, занимающихся ими;
• изучение зарубежного опыта решения юридико-педагогичес-ких проблем, полицейской педагогики, а также возможностей и путей его использования в условиях современной России.
Основные направления исследований юридической педагогики
Многокомпонентность предмета юридической педагогики и разнообразие даже основных ее задач определяют структуру ее научного знания, основных направлений ее исследования, частных теорий и практических рекомендаций (рис. 7.2). Все они взаимосвязаны, друг друга дополняют и укрепляют. Уровень исследованности и развития разных направлений не одинаков. Хорошо развита исправительная (пенитенциарная) педагогика, педагогика юридического образования, педагогика профессионального воспитания сотрудников органов МВД и военнослужащих внутренних войск. Находятся в процессе интенсивного развития педагогика управления в правоохранительных органах, дидактика профессиональной подготовки сотрудников, экстремально-юридическая педагогика, сравнительно-юридическая педагогика и др. Пока недостаточно развиты социально-юридическая педагогика, педагогика правового воспитания населения, педагогика правовой пропаганды, криминологическая педагогика, превентивная педагогика, юридическая педагогика как учебная дисциплина и часть других.
Расширение фронта исследований с охватом всех разделов юридико-педагогического знания при повышении их научности, более глубокого раскрытия юридико-педагогической специфичности, практической проработанности (доходящей до разработки методик и технологий педагогической работы) и приоритетной разработки наиболее актуальных проблем современной правоохранительной практики будет характерно для развития юридической педагогики в ближайшей исторической перспективе.
История и перспективы юридической педагогики
Юридическая педагогика имеет довольно длительную предысторию и историю своего развития. К предыстории юридической педагогики можно отнести все то, что происходило в России с далеких времен формирования российской государственности в XVI в. и до начала XX в. Этот исторический период характеризуется появлением первых педагогических идей и мер в правоохранительной деятельности89. В это время появились и стали распространяться публикации и практические меры педагогического характера. Они касались педагогических аспектов профессиональной подготовки чинов ведомства МВД, появления специальной подготовки полицейских, жандармов, тюремных служащих, первых учебных курсов по началам превентивной педагогики (работы с несовершеннолетними правонарушителями, бродягами, нищими, беспризорными), пенитенциарной (исправительной) и постпенитенциарной (помощь лицам, вышедшим из мест заключения, приучение освобожденных к жизни на свободе, предупреждение рецидивных преступлений) педагогики.
История же юридической педагогики как отрасли научного знания началась с активного использования в правоохранительной практике достижений общей педагогики, попыток теоретического обоснования практических мер педагогического характера, использования педагогических методов исследования в правовой сфере. По времени первый период истории — период начала научного решения отдельных педагогических проблем деятельности сотрудников правоохранительных органов — можно отнести к рубежу XIX—XX вв.
Особенно активное развитие получила исправительно-трудовая (пенитенциарная) педагогика и отчасти педагогики подготовки кадров для правоохранительных органов, превентивная (профилактическая) педагогика и методика преподавания права. Отличительной чертой начала периода была повысившаяся научность исследований и публикаций.
Второй период начался в 60-е годы XX в., во время «хрущевской оттепели», он стал периодом интенсивного расширения, углубления и повышения масштабности исследований педагогических проблем укрепления социалистической законности и правопорядка. В это время начинается исследование проблем правосознания, правовоспитания, работы с кадрами, педагогики управления, превентивной педагогики, педагогики профессионального юридического образования, методики преподавания права в средней школе и др. В юридических образовательных учреждениях появились специальные учебные дисциплины: «Исправительно-трудовая педагогика», «Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел», «Педагогика в пограничных войсках», «Педагогика в деятельности сотрудников государственной безопасности», «Педагогика внутренних войск», «Педагогика управления в правоохранительных органах», «Педагогика высшей и средней специальной школы в правоохранительных органах», «Педагогическая культура и техника труда преподавателя», «Интенсивные педагогические технологии» и др. Важным и характерным для этого периода было начало подготовки дипломированных специалистов по педагогике для правоохранительных органов, защита педагогических кандидатских и докторских диссертаций их сотрудниками, проведение научных и научно-практических конференций, с 1995 г. Омской высшей школой МВД издается периодический журнал «Психопедагогика в правоохранительных органах».
Видную роль в этот период сыграли исследования и публикации, выполненные А.И. Алексеевым, М.А. Алемаскиным, А.С. Батышевым, И.П. Башкатовым, С.А. Беличевой, Л.И. Беляевой, А.В. Будановым, А.А. Волковым, В.Н. Герасимовым, И.В. Горлинским, В.П. Давыдовым, Г.П. Давыдовым, П.П. Давыдовым, СИ. Денисенко, Ф.М. Зезю-линым, А.И. Зубковым, В.Я. Кикоть, Н.И. Киряшовым, Е.А. Козловской, И.Ф. Колонтаевской, В.Г. Колюховым, Н.С. Кравчуном, А.Д. Лазукиным, И.А. Латковой, В.М. Литвишковым, Н.А. Минжа-новым, В.М. Обуховым, В.Б. Первозванским, В.А. Пищелко, В.И. По-стоевым, А.А. Рябовым, A.M. Столяренко, М.П. Стуровой, Н.А. Тюгаевой, А.А. Федотовым, Б.И. Хозиевым, В.И. Хальзовым, И.В. Шмаровым и др.
Третий период — период превращения юридической педагогики в особую отрасль научного знания (отрасль педагогической науки), практическая потребность в которой резко возросла в новой истории России. Его начало относится к концу 90-х годов XX в. и было обусловлено: 1) коренными социальными преобразованиями в России, планами построения в ней демократического, гражданского, правового общества, переходом к рыночной экономике и издержками переломного этапа в перестройке работы государственных органов, приведших к резкой криминализации всей жизни страны, что поставило перед педагогической наукой, педагогами, работающими в правовой сфере, принципиально новые задачи; 2) логикой развития педагогической работы в этой сфере, сформировавшимся в правоохранительных органах особым научным сообществом специалистов-педагогов, накопленным большим объемом особых педагогических знаний, глубиной их научной проработки, которые подвели к превращению всего этого комплекса в особую отрасль педагогики — юридическую педагогику. Само название «юридическая педагогика»,, варианты систематизации накопленных знаний, вычленения и формулировки позиций, характеризующих любую сложившуюся отрасль науки (особый предмет исследования, цели, задачи, системность знаний, методологические основы, принципы, место среди других наук и др.), были предложены в 1997—2000 гг.90 Можно утверждать, что к 2000 г. юридическая педагогика приобрела науковедческие признаки «настоящей науки» со своей парадигмой (термины, введенные американским ученым Т. Куном91), а именно:
• устоявшиеся научные подходы, представления, положения;
• понимание объекта и специфического предмета исследований — юридико-педагогической действительности;
• специальную методологию и методику, комплекс взаимосвязанных разделов и направлений исследования;
• специфичную феноменологию и понятийный аппарат;
• систему непротиворечивых научных теорий;
• сложившиеся теоретические и прикладные подходы, в рамках которых новые поколения ученых могут найти для себя нерешенные проблемы и концептуальные основы их исследования;
• резкое увеличение количества публикаций, книг, кандидатских и докторских диссертаций по проблемам педагогики в правовой сфере.
В исторический период создания в России гуманного, демократического, гражданского, правового, цивилизованного общества, в котором социальная справедливость, жизнь, права, личное достоинство каждого человека провозглашены и должны стать величайшими социальными ценностями, социальная ответственность юридической педагогики резко возросла и будет расти дальше. Для нее раскрыт научный простор и дальняя перспектива возможностей, развития и самоутверждения в практике укрепления законности и правопорядка, в обеспечении безопасной и свободной жизни каждого гражданина.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений