Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
Любая теория может быть подлинно научной, если она строитсяна сыстеме понятий, предполагающих точное и однозначное понимание ческой педагогики обозначаемой ими реальности. Детальное знакомство с иноязычными терминами выявляет массу несоответствий и разночтений между нашей и зарубежной терминологией в сфере юридической и правоохранительной деятельности, педагогики, общего и профессионального образования. Причина этого в различиях, обусловленных социокультурными традициями, образованием, теоретическими подходами и иными факторами. Даже такие ключевые термины, как педагогика, андрагогика, образование, обучение, воспитание, не избежали социокультурных противоречий и разночтений в их трактовке. Чуть ли не каждая страна использует собственную педагогическую терминологию, создает собственную классификацию, собственный порядок составления статистических таблиц, собственные методы сопоставления количественных данных, на что еще в середине XX в. обращал внимание видный компаративист — представитель российского педагогического зарубежья Н.А. Нанц376.
По ходу сравнительно-педагогического исследования различных аспектов юридической и правоохранительной деятельности, профессионального образования юристов различных специальностей зарубежных стран и милиции России могут встречаться самые неожиданные несоответствия иностранных и отечественных реалий. Так, у нас в России «голубые береты» — это воздушный десант, а не полицейские подразделения по вмешательству в семейные кризисы. «Черная работа» понимается у нас как низкоквалифицированная работа, а в Европе это нелегальная работа, с которой не платятся налоги. Да и американское понятие Law enforcement, которому соответствует русское правоохранительные органы, было бы правильно перевести как правоприменительные органы.
Особую сложность вызывает разграничение общих, междисциплинарных терминов, которые широко используются в международной полицейской практике. Речь идет, прежде всего, о таких понятиях, как «управление», «управленец» и «менеджмент», «менеджер», применяемых часто без разбора. В научной литературе уже высказывались мнения о разных смысловых нагрузках этих слов и о том, что «управление» и «управленец» — понятия более широкие, чем «менеджмент» и «менеджер»; управленец — это, скорее, высший руководитель, начальник, директор, а менеджер — хоть и управленец, но уровня не выше среднего. Да на Западе никому и в голову не придет, например, директора ФБР или ЦРУ США, или любого французского (английского, немецкого, итальянского и др.) крупного начальника назвать менеджером.
Известны случаи присутствия в значении слова идеологического компонента. Перекосы во внутренней политике стран приводят к тому, что слова могут восприниматься с предубеждением: политбюро, жандарм, Stasi (нем. Штази в ГДР — то же, что КГБ в СССР). В 1917 г. в России правоохранительное ведомство по борьбе с преступностью переименовали из полиции в милицию.
Иногда оценочный компонент может меняться от «плюса» к «минусу»: бизнес, бизнесмен, карьера, сделка. Для российских специалистов становится неожиданностью негативная реакция западных немцев на такие, с нашей точки зрения, нейтральные термины, как Kader — «кадры» и Abschnittsbevollmdchtigter — «участковый уполномоченный». Широко распространенные ранее в ГДР, они встречают резкое отторжение у служащих полиции западно-германских земель, для которых эти слова символизируют «проверенные партийные кадры» и «аппарат слежки за населением». С такой реакцией иностранцев приходится считаться и заменять в практике общения слово Kader на вариант ФРГ — Personal.
Терминологический барьер является одной из основных трудностей, с которыми сталкиваются исследователи общего юридического и профессионального ведомственного, например полицейского, образования. Бывает очень сложно разобраться, что означают такие широко распространенные на Западе понятия, как «курикулум», «кредит», «ассоционный уровень образования». Имеют место разночтения в дефинициях, определяющих одно и то же понятие. Например, чтобы передать смысл термина «высшее образование», одни авторы используют словосочетание «higher education», другие — «tertiary education» (Великобритания, ЮАР). Для обозначения понятия «среднее образование» существуют равноценные словосочетания «high education» либо «secondary' education», а базовая подготовка может обозначаться «foundation training» или «basic training». Некоторые определения бывают труднопереводимы (например, cumulative training system377), неоднозначны или несопоставимы с аналогичными русскими понятиями.
Чтобы разобраться в многообразной терминологии по педагогике образования, принятой за рубежом, необходимо дать определения и различных дипломированных образовательных степеней:
• степень средней школы (high school degree) — степень, получаемая после обучения сверх элементарной школы, обычно после 12 или 13 лет учебы (в некоторых странах называемая «гимназической» степенью);
• ассоционная (связующая) степень (associate degree) — степень, предоставляемая колледжем или университетом после завершения двух лет обучения;
• степень высшего профессионального образования (higher professional educational degree) — степень, предоставляемая колледжем или профессиональным высшим образовательным институтом после завершения трехлетней программы обучения (в Германии называемая степенью «Fachhochschule»);
• степень бакалавра (bachelor's degree) — степень, присуждаемая колледжем или университетом человеку, который полностью завершил курс обучения (обычно длительностью 4—5 лет);
• степень магистра (master's degree) — первая ученая степень, присуждаемая университетом (обычно после 2—3-летнего обучения сверх степени бакалавра);
• докторская степень (doctoral degree) — высшая степень, присуждаемая университетом (обычно в результате 3—4-летнего обучения свыше степени магистра и (или) проведения исследования)378.
В системе американского высшего образования можно выделить также три основные ступени:
1) подготовка по программе бакалавра (Bachelor или Bachalor, минимум 4 года);
2) подготовка по программе магистра (Master, дополнительно, как минимум, еще 2 года);
3) проведение исследования для получения степени доктора философии (Doctor of Philosophy /Ph.D. — 2 года).
Первые две программы являются чисто учебными, третья — исследовательская. Вузы, имеющие только программы бакалавра, называются колледжами и ведут так называемую преддипломную подготовку специалистов (graduate) в отличие от последипломной (postgraduate), осуществляемой по программам магистра и доктора философии. При наличии двух или трех перечисленных выше видов подготовки вуз правомерно назвать университетом. В контексте американского образования термины «колледж» и «университет» не имеют ни четкого определения, ни законодательно и официально закрепленных критериев присвоения статуса тому или другому учебному заведению. В США колледжи, как правило, по окончании обучения присваивают ученую степень бакалавра. Университет — это высшее учебное заведение, где помимо graduate-программы, присвоения степеней магистра и PhD (доктора философии) большое внимание уделяется научно-исследовательской работе. При этом непосредственная подготовка специалистов осуществляется в рамках так называемых Школ («большие школы»), составляющих органическую часть университетских структур (Harvard Business School, Columbia Business School и др).
«Кандидат наук» в представлении американцев — это человек, допущенный (после сдачи квалификационного экзамена и одобрения поданной им диссертационной заявки) к написанию диссертации, но не завершивший и не защитивший ее. Кандидат наук по-американски — это официальный статус, означающий, что его носитель является «кандидатом в доктора». Отсюда возникает то непонимание, с которым сталкиваются наши ученые — кандидаты наук, когда приезжают на Запад.
После успешной защиты диссертации соискатель получает степень доктора философии (PhD) в какой-либо области, например: «доктора философии в области бизнеса» (PhD in business), «доктора философии в области администрирования/менеджмента» (PhD in administration) и др. Таким образом, понятие «доктор философии» означает на Западе то же, что у нас кандидат наук, но может не иметь никакого отношения к науке философии379.
Необходимо заметить, что высшее юридическое образование в США, которое можно получить только в гражданском образовательном учреждении, состоит из базовой подготовки с присвоением степени доктора права (раньше называлась бакалавр права) и подготовки на степень магистра права, имеющее также наименование доктор юридических наук. Существует также почетная докторская степень, присвоение которой не связано с прохождением формального курса обучения. При этом степень «доктор философии» является более высокой универсальной научной степенью.
Особенно серьезные расхождения вызывают термины профессиональное образование — профессиональная подготовка. По мнению американских специалистов380, образование — это процесс, включаясь в который, обучающийся обогащает свой интеллект и углубляет знания, на основе которых он формирует для себя определенные ценности и суждения. Получение высшего образования — процесс, во время которого обучающийся знакомится с науками и развивает способности к оценке, принятию самостоятельных решений, а также интеллектуальные способности, которые будут служить ему в будущем. Образование помогает человеку в понимании сложных проблем, учит приспосабливаться к различным жизненным ситуациям. Опрос начальников полиции показал, что образованные полицейские способны более эффективно выполнять должностные обязанности. Подготовка же предназначена для оттачивания профессионального мастерства обучаемых, для совершенствования практики. Акцент при подготовке делается не на образовании человека, а на выработке навыков успешного выполнения порученной работы (обучение правильному написанию дорожных квитанций, надеванию на арестованного наручников, правилам погони и т.п.), что не расширяет интеллектуальные возможности обучающегося. Качественные образование и подготовка являются квинтэссенцией процесса обучения будущих полицейских. При этом отмечается, что разделить образование и подготовку во время учебного процесса подчас очень сложно381.
Серьезные проблемы вызывает разграничение терминов «профессиональное юридическое образование» — «профессиональное юридическое обучение» — «профессиональная юридическая подготовка». Профессиональное юридическое образование — это процесс передачи и приобретения общих и частных знаний, имеющих отношение к юридической деятельности, который приводит к получению определенной дипломированной степени (диплома средней школы, ассоционной (связующей) степени, степени профессионального высшего образования, степени бакалавра, магистерской степени, докторской степени). Обычно юридические образовательные программы рассчитаны на несколько лет. Профессиональная юридическая подготовка — это процесс передачи и получения частных знаний и умений (навыков), необходимых для той или иной правоприменительной, например полицейской, работы. Этот процесс не ведет к получению какой-нибудь дипломированной степени, но может (или не может) закончиться получением сертификата в какой-либо форме. Как правило, обучающие программы короче, чем образовательные; они могут длиться даже один день, либо год, или дольше382. Зарубежные исследователи подчеркивают формальный признак — наличие (отсутствие) конвертируемого диплома и степени — различие «профессионального образования» и «профессиональной подготовки». В настоящее время наблюдается сближение позиций ученых и практиков, стремление к выработке общих, конвенционных понятий, а также терпимость к сосуществованию альтернативных определений. Обращает на себя внимание доминирование англо-американской терминологии, что объясняется широким распространением английского языка во всем мире, а также главенствующей ролью и авторитетом США во всех сферах деятельности правоохранительных органов. Самые употребляемые термины и ключевые слова — это: leadership — лидерство, management — управление, development — развитие, education — образование, learning — учение, изучение (запоминание, зубрежка), study — учеба, изучение (сознательное). Наиболее популярным термином можно считать training — обучение (подготовка), который понимается и толкуется всеми исследователями более-менее единодушно: как профессиональное конкретное обучение, подготовка человека к конкретной деятельности, получение профессиональных знаний. Иногда этот термин используется в более узком смысле — как тренинг, тренировка, натаскивание. Термин «воспитание» отдельным словом не обозначается. Вместо него употребляется, как правило, многозначное понятие education или другие, близкие по смысловому значению слова: этика, культура и т.п.
«Встраивание» российской педагогической науки в общемировую, стремление российских правоохранительных органов и российского профессионального образования к интеграции в международное пространство актуализирует проблему соответствия и адекватности категориального строя российской и зарубежной педагогической теории и практики. Однако это не означает, что российские педагоги должны следовать за трактовкой этих категорий за рубежом. Поскольку среди теоретиков нет единого мнения ни относительно полного набора категорий педагогики, ни относительно их определения, некоторого сближения точек зрения можно было бы достичь констатацией положения и иерархии основных педагогических понятий.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений