Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
В высших учебных заведениях обучение юристов осуществляется по Государственным образовательным стандартам, в которых определены подготовки юристов требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ и уровню подготовки специалиста по определенной специальности, например 521400 и 021100 — «юриспруденция». Эти документы являются эталоном для всех высших учебных заведений юридического профиля и обязательными для исполнения в каждом вузе. Подобного рода государственные образовательные стандарты разрабатываются и для юридических образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования.
В свою очередь каждое образовательное учреждение юридического профиля любого образовательного уровня получает социальный заказ государства (ведомства) на подготовку специалистов определенной квалификации и выдает ему функциональную модель предстоящей деятельности его выпускников109. В ней определены профессиональные задачи, которые должен уметь выполнять выпускник по роду его будущей профессиональной деятельности. На основе этой модели каждое образовательное учреждение определяет квалификационные требования к специалисту — выпускнику образовательного учреждения (его факультетов). В этом документе устанавливаются конкретные требования к объему и уровням знаний, умений и навыков, качествам и способностям, которыми должны обладать выпускники данного учебного заведения, чтобы грамотно выполнять свои функциональные обязанности по роду предстоящей профессиональной деятельности, установленные в модели специалиста. В квалификационных требованиях также должны найти отражение личностные, коллективистские и профессионально-деловые качества, которые нужно формировать у будущих специалистов в процессе учебы. Для этих целей используются: законы Российской Федерации по вопросам образования, директивные указания правоохранительного ведомства, функциональная модель, квалификационные требования и анализ опыта работы выпускников образовательного учреждения. Они составляют основу для разработки квалификационной характеристики специалиста (КХС) — выпускника образовательного учреждения определенного уровня. В ней должны быть отражены необходимые уровни качеств, знаний, навыков, умений специалиста-выпускника, вытекающих из профессиональных требований. В частности, выпускник юридического образовательного учреждения как специалист в области юриспруденции должен:
а) обладать социальными, профессиональными, деловыми, психологическими и педагогическим качествами цивилизованного человека, гражданина, профессионала, специалиста, к основным из которых относятся:
• образованность: понимание научной картины мира и закономерностей природы, общества, жизни и деятельности человека, его развития и поведения; научное знание о самореализации человека в жизни, ее здоровом образе и личных возможностях; потребность в непрерывном самосовершенствовании — самообразовании, самовоспитании, саморазвитии и самообучении; знакомство с общечеловеческой, отечественной и национальной культурой; понимание гуманистических, демократических, нравственных и правовых тенденций и проблем развития мира и российского общества, своей профессии и ее места в жизни общества, людей и своей собственной; видение взаимосвязи различных знаний, сторон жизни и профессиональной деятельности, их целостность, необходимость всестороннего подхода к решению их проблем;
• общая воспитанность: общечеловеческие ценности жизни и здоровья, уважение к правам и свободам человека, непреклонность, независимость и настойчивость в обеспечении прав граждан, любовь к окружающей природе, Родине и семье, интегрированность в мировую и национальную культуру, в современное общество и нацеленность на совершенствование этого общества, высокое нравственное сознание, гуманность, твердость моральных убеждений; гражданская зрелость и высокая общественная ответственность; коллективизм, товарищество, готовность прийти на помощь; стремление к содействию, взаимопониманию и сотрудничеству между людьми независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
• профессиональная воспитанность: правосознание, чувство долга, ответственность за судьбы людей и порученное дело, профессиональная культура; глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина; честность, порядочность, нетерпимость к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности; любовь к избранной профессии, потребность к активному участию в защите прав и свобод граждан, укреплению законности и правопорядка, созданию правового государства и службе в правоохранительных органах;
• общая развитость: развитые интеллектуальные, моральные и физические качества и способности; способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы; культура мышления и искусство логического анализа, знание их общих законов и умение в письменной и устной форме правильно (логично) их выстраивать; культура речи, общительность, наблюдательность, уравновешенность, быстрота реакции, работоспособность, выносливость; индивидуальная одаренность, способности, общественно и лично значимые особенности личности;
• профессиональная развитость: воля в исполнении своего долга и принятых правовых решений; трудолюбие, добросовестность, ответственность, целеустремленность, инициативность, настойчивость; самообладание, смелость, стойкость (профессиональная, моральная, психологическая), надежность, мужество; организаторские, профессиональные и специальные способности; профессионально развитые наблюдательность, память, мышление, бдительность и др.; способность вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;
б) знать:
• основные учения в области гуманитарных (социологии, педагогики, психологии, этики и др.) и социально-экономических наук, уметь использовать методы этих наук в своей профессиональной
деятельности;
• Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку и обществу, окружающей среде;
• Федеральные законы, государственные и иные правовые акты и нормативные документы в области правоохранительной деятельности и решение задач по специальности;
• общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
• общие математические и естественно-научные дисциплины;
• общепрофессиональные дисциплины;
• специальные дисциплины;
• дисциплины специализации.
в) уметь:
• реализовывать в своей профессиональной деятельности свой патриотический, гражданский и профессиональный долг, мировоззренческие знания и убеждения, гуманитарные, психологические, педагогические, этические, экономические знания, знания общечеловеческой морали, морали общества, нормы культуры и морали, научные положения;
• на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере своей профессиональной деятельности; на основе системного подхода строить и использовать модели профессиональной деятельности и решения ее проблем, осуществлять их качественный и количественный анализ;
• исходить не только из сиюминутных интересов и задач, но видеть перспективы, учитывать возможные последствия своих решений и действий, не допускать тех, которые отрицательно сказываются на психологии и воспитанности людей, отношении их к праву, правоохранительным органам, сотрудникам и на их поведении;
• строго соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку и обществу, окружающей среде;
• толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;
• обеспечивать соблюдение законодательства в своей деятельности, строго, компетентно и неотступно соблюдать законность;
• юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
• разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
• принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;
• вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных;
• предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав физических и юридических лиц;
• понимать и учитывать психологию людей и групп, оказывать правовоспитательное воздействие на них, воспитывать в духе уважения к закону, соблюдения правопорядка и содействия правоохранительным органам в профилактике и борьбе с преступностью;
• вести профессиональную деятельность в различных регионах Российской Федерации;
• взаимодействовать с общественностью, гражданами, представителями средств массовой информации при решении профессиональных задач;
• уверенно действовать в экстремальных ситуациях борьбы с преступниками, террористами, при чрезвычайных обстоятельствах;
• изменять вид, характер и стиль своей профессиональной деятельности, осуществлять переоценку накапливаемого опыта, анализировать свои возможности с учетом изменяющейся социальной и правовой политики и на основе появления новых научных положений;
• систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе, использовать при этом информационные образовательные технологии.
Наличие в образовательном учреждении документально оформленной КХС служит основанием для составления учебного плана — набора учебных дисциплин с учетом специализации обучающихся в нем. Содержание этого документа должны твердо знать преподаватели. Он доводится также до обучающихся на занятиях по введению в профессию, его выполнение обеспечивается в процессе изучения всех учебных дисциплин.
Изложенная КХС характеризует образованного юриста как всесторонне подготовленного профессионала — личность. Юрист любого ранга — это государственный служащий, призванный блюсти законы, соблюдать и проводить в жизнь требования государственных и региональных нормативно-правовых актов. Специфика органов правоохранительной деятельности, где подавляющее большинство работников — юристы, обязывает их поддерживать порядок в обществе, охранять жизнь каждого гражданина своего Отечества.
Подлинным юристом, — пишет юрист-философ А.П. Опусов, — не является тот, кто обеспокоен только пунктуальным исполнением правовых норм, фетишизирует государство и закон и рассматривает их в качестве конечной цели своей профессиональной деятельности. Юрист, который желает соответствовать своему высокому званию, подобен врачу, в первую очередь озабоченному состоянием здоровья больного, стремится оказать правовую помощь в рамках и на основе закона каждому человеку, будь то преступник, лицо, предрасположенное к правонарушению или же правопослушный гражданин110.
Задача системы юридического образования состоит в том, чтобы обучающиеся не только приобрели глубокие знания юриспруденции, но и стали настоящими юристами, людьми с разносторонними интересами, высокой общей и профессиональной культурой, подлинными гуманистами. Общественные перемены, произошедшие в России в последнее десятилетие, определили главную задачу — построение в стране демократического общества и правового государства. Эти обстоятельства потребовали повышенного внимания к формированию личности современного юриста. Новый государственный строй нуждается в высокообразованных и целеустремленных специалистах юридической профессии, способных эффективно решать задачи создания и укрепления законодательной и правовой базы нашего общества. Сегодня стране нужен новый профессионал правоохранительных органов. В обществе юрист воспринимается как интеллектуал, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий ответственность за свои поступки.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений