logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Пути установления педагогического сотрудничества

Умение педагога (родителя, воспитателя, руко­водителя и др.) построить любое педагогиче­ское мероприятие так, чтобы на нем царил дух сотрудничества, — одно из высших проявле­ний его педагогического мастерства и культуры. Оно связано со многими техническими особенностями построения им своей педа­гогической работы, которые более уместно называть частными дей­ствиями, чем приемами.

Первое — занятие субъектом педагогических действий педа­гогической позиции в виде внутреннего принятия задачи построения педагогических взаимоотношений с обучающимися (детьми, работни­ками и др.) и стремления придать им характер педагогического со­трудничества. Понимание необходимости этого — один из приме­чательных показателей педагогической зрелости педагога. Не только самостоятельные действия педагога и обучающихся приносят педа­гогический результат, но и характер взаимоотношений и взаимодей­ствия между ними. Они существуют всегда, даже когда не замеча­ются или «не признаются» педагогом, влияя на плодотворность его работы. Причины непринятия их во внимание или недооценки: не­достаточная психолого-педагогическая компетентность лица, призван­ного приносить максимально возможные педагогические результаты; формальное отношение к педагогическому долгу; соображение, что проще и легче прийти на занятие, прочитать по бумажке что надо, а дальше — дело обучающихся; убеждение, что эффективнее работать с людьми силовыми методами; безразличие к обучающимся, отсут­ствие желания хорошо помогать им в самосовершенствовании; за­блуждение, что это все «игра в демократию», «показуха, нужная на­чальству, а не для дела» и др.

Совершенствование взаимодействия по психолого-педагогичес­ким критериям — средство в руках компетентного педагога для дос­тижения более высоких результатов. Оно:

Построение педагогически эффективных взаимоотношений, до­ведение их до уровня педагогического сотрудничества — наиболее цивилизованный, подлинно профессиональный, современный способ построения взаимоотношений, приводящий к тесному взаимо­действию, отвечающий опыту и тенденциям развития мировой пе дагогики, интеграция в которую провозглашена одним из принци­пов современного российского образования.

Второе — занятие доброжелательной педагогической позиции в отношении к обучающимся и в общении с ними. Это позиция старшего товарища, искренне и открыто желающего помочь им в самосовер­шенствовании, подготовке к жизни и трудовой деятельности. Ей присущи: равноправные отношения; понимание положения другого человека, его проблем и трудностей; естественность, доступность, го­товность всегда и во всем помогать; откровенность, тактичная пря­мота, справедливость, не оскорбляющая чувство собственного досто­инства обучающихся; «отеческая» строгость, поддержка испытываю­щих трудности, внушение веры в успех. Антипедагогическая пози­ция — позиция начальника, основывающаяся на механическом пе­реносе отношений приказа и подчинения, характерных для некото­рых практических организаций. Взаимоотношения целесообразно строить с выражением симпатии к обучающимся, без предубеждений и «навешивания ярлыков», с выражением интереса и удовольствия от работы с ними, поиском взаимного согласия при противоречиях (а не «затыканием рта»), авансированием доверия.

Педагог должен чувствовать себя уверенным. Не испытывать страха перед занятиями с новыми группами, но и не быть заносчивым. Психологическими барьерами к достижению тесного взаимопонима­ния и сотрудничества бывают ошибочные и огульные отношения пре­подавателя к обучающимся («все бездельники» и т.д.), несдерживае­мые огорчения и обиды («я к ним со всей душой, а они...»), тен­денциозность, несправедливость в оценках, неавторитетность педа­гога, его грубость и бестактность, высокомерие, безразличие и т.д.

Третье — стремление педагога к завоеванию авторитета у обучающихся. В идеале хорошо, если обучающиеся любят педагога. Авторитет педагога — психолого-педагогическое явление, выражаю­щееся в добровольном признании обучающимися его достоинств — человеческих, профессиональных, индивидуальных — поэтому они признают ценность того, чему он учит, и необходимость следовать его советам. Авторитет дает и силу неформальной власти над людь­ми. К педагогу, обладающему авторитетом, обучающиеся тянутся, с ним хотят чаще встречаться, вместе и в согласии работать, быть в работе с ним лучше, а вне контактов с ним вести себя так, чтобы не подводить и не огорчать. Авторитетному педагогу не надо заставлять их слушать, они сами ловят каждое его слово, опасаясь что-нибудь пропустить. Их физическая и психологическая близость учащает и усиливает его влияние на них. Напротив, педагог, которого сторо­нятся, от которого бегают, встреч с которым избегают, лишается всякого действенного влияния на обучающихся, особенно на их воспитание. Административная власть и авторитет сопоставимы, но принципиально отличны. Первой подчиняются по принуждению и с неприязнью, авторитету добровольно и с удовольствием, а поэтому власть авторитета обладает удвоенной силой.

У нас профессия педагога авторитетна, но каждому надо завое­вывать свой авторитет — не должности, а личности, завоевывать делами в совместной работе с обучающимися. К каждому занятию (мероприятию) необходимо готовиться тщательно и добросовестно, проявлять увлеченность, интерес и самоотдачу, глубокое знание изучаемого материала, методическое мастерство, уважение и внима­ние к обучающимся, самоконтроль, не обнаруживать своих слабостей (если они есть), не совершать ошибок, подрывающих авторитет. По­лезно раскрываться как личность во всем богатстве своих интере­сов, индивидуальных убеждений, прошлого опыта жизни, отноше­ния к сегодняшним событиям и пр. Каждый педагог, достигающий сотрудничества с группами, с которыми он работает, отличается ду­ховным богатством, выраженной и хорошо замечаемой и уважаемой аудиторией самоотдачей, страстностью, а все посредственные вос­принимаются безликими, похожими друг на друга холодной бес­страстностью, равнодушием к обучающимся, формальностью про­ведения занятий.

Барьерами к достижению слаженной работы выступают: мания превосходства, высокомерие, выраженное самомнение, нескромность, недоброжелательность и несправедливость по отношению к обучаю­щимся, равнодушие к их интересам, бестактность, прохладное отно­шение к проведению занятий, административно-командные замашки и т.п.

Четвертое — налаживание благожелательно-деловых отно­шений.

Пятое— ориентация содержания и организации занятий на интересы обучающихся. Важно постоянно напоминать себе, что об­разовательные учреждения существуют для тех, кто в них учится, и они создаются ради того, чтобы готовить молодых образованных специалистов, способных развивать жизнь, общество, производство.

Поэтому все, что делается, должно делаться ради них, ради того, чтобы реально способствовать их личностному и профессиональному росту. Все, что не работает на это, должно быть отброшено, исключено из педагогической системы и процесса. Нельзя поэтому оправдать педагогов, особенно работающих в системе профессиональ­ного образования, которые включают в содержание занятия только то, что знают сами, что предпочитают лично, что только придумали .или исследовали. Делается это часто из-за того, что так проще готовиться и излагать материал обучающимся, а не потому что именно это им нужно. Значимость учебного материала вызывает и интерес обучающихся. Поэтому постоянно надо умышленно и убедительно раскрывать значимость темы, изучаемого вопроса, того или иного вывода, рекомендации.

Шестое — избирать формы, методы, технологии, активизи­рующие коллективные формы работы. Стимулируют повышение ак­тивности обучающихся и развитие сотрудничества семинары, обсуж­дения, дискуссии, диспуты, совместный поиск решения жизненных и профессиональных проблем, игры, диалоги, «мозговые штурмы» и др. Педагогу следует сдерживать свою разговорчивость, не превра­щать общение с обучающимися в «дорогу с односторонним движе­нием», не увлекаться нудной и продолжительной назидательностью, проявлять умение слушать, доброжелательно относиться и даже сти­мулировать высказывание обучающимися собственных мнений. Для стимулирования активного взаимодействия, в ходе которого возни­кает соперничество и сотрудничество, используются и организаци­онные решения: разбивка обучающихся учебной группы на состя­зающиеся в знаниях и решениях рабочие подгруппы и группу «экс­пертов», выступающую арбитром.