6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
Педагогическая подготовленность специалиста с высшим образованием
Как уже отмечалось, знание педагогики рассматривается как компонент образованности современного человека, нужный ему для успеха в жизни и выполнении в ней разных социальных ролей: учащегося, супруга, родителя, члена коллектива, гражданина, общественного деятеля и др. Вместе с тем оно нужно и для работы по любой специальности, не являющейся педагогической, ибо в ней всегда есть элемент педагогики, выраженный как минимум в зависимости успеха от образованности, воспитанности, обученности и развитости самого специалиста и его работы над собой. Зависимость обнаруживается и от понимания им роли и влияния и других факторов, относящихся к педагогическим, от того, насколько глубоко он понимает, обладает ли желанием считаться с ними, готов ли принимать решения и вести себя соответственно, может ли достигать обеспечивающих жизненный и профессиональный успех педагогических результатов. Поэтому изучение педагогики включено в качестве обязательной учебной дисциплины в профессиональных образовательных учреждениях России, и каждый выпускник должен обладать необходимым минимумом педагогической подготовленности. Ее содержание в своей основе представляет конкретизацию дидактических единиц «Государственных образовательных требований (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» и включает общепедагогический и профессионально-педагогический компоненты.
Общепедагогическая подготовленность любого специалиста — выпускника высшей школы включает:
• знание предмета педагогической науки, системы ее научных разделов, отраслей и их значения для практики жизни и деятельности человека;
• знание основ методологии педагогической науки и методов, доступных к использованию в жизни и деятельности;
• знание основных категорий педагогики и понимание обозначаемых ими педагогических явлений;
• знание основных педагогических закономерностей, принципов, потенциальных возможностей, путей, форм и методов формирования личности, ее свойств и качеств в процессе взросления, получения образования, труда, досуга, обстоятельств жизни;
• понимание зависимости жизненного успеха, судьбы, самореализации себя и самоутверждения в жизни, обществе, окружении от уровня сформированности своих педагогических свойств (образованности, воспитанности, обученности и развитости) и убежденность в решающей роли личных усилий в их действительном состоянии и совершенствовании;
• знание педагогических взаимосвязей личности и коллектива, личности и семьи, путей их оптимизации в интересах личности и других людей;
• представление о педагогических основах образования, воспитания, обучения и развития современного цивилизованного человека, способного жить в гуманном, демократическом, правовом обществе с рыночной экономикой;
• ориентированность в педагогических основах воспитания и развития детей в семейной жизни;
• представление о педагогических предпосылках обеспечения здорового образа жизни, подготовке к поведению в экстремальных жизненных ситуациях;
• умение осуществлять элементарный педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, воспитательных ситуаций;
• умение обоснованно оценивать степень сформированности основных педагогических свойств конкретного человека, его образованности, воспитанности, обученности и развитости;
• умение выявлять предшествующие и действующие основные причины и условия особенностей педагогической сформированности личности, его достоинств и педагогической запущенности;
• умение выявлять педагогические возможности рахчичных ситуаций жизни и работы с личностью;
• умение элементарно правильно пользоваться основными методами обучения и воспитания, приемами педагогического такта и техники, выполнять основные педагогические действия (педагогическое наблюдение, педагогическое общение, педагогическое поведение, подготовка и принятие педагогического решения, разработка плана педагогических действий, педагогический контроль и оценка и др.);
• умение обоснованно разрабатывать систему основных педагогических мер по оптимизации индивидуальной работы, работы с группой, коллективом, воспитательной работы, обучения, развития;
• умение осмысленно, корректно и педагогически эффективно строить свое учение в образовательном учреждении и осуществлять самоформирование личности;
• зарождение педагогического мышления, интереса и установки к использованию данных педагогики в своей жизни, стремление расширять и углублять свою педагогическую подготовленность.
Профессионально-педагогическая подготовленность предполагает:
• понимание зависимости эффективности и результатов труда от сформированности всех педагогических свойств своей личности;
• грамотную ориентировку в поле педагогических влияний и зависимостей своей профессиональной деятельности и на рабочем месте;
• понимание специфических педагогических требований своей профессиональной деятельности к собственной педагогической подготовленности;
• знание педагогических основ организации дела и управления;
• понимание педагогических влияний различных обстоятельств профессиональной деятельности на личность, умение определять возможности положительных влияний и предпосылки негативных, а также учитывать все это при самоорганизации своей деятельности и выполнении функций управления;
• умение в случае педагогического влияния своего поведения, действий, решений на других людей использовать его с педагогической результативностью;
• умение осознавать себя в качестве субъекта педагогической работы и сознательно прилагать усилия к тому, чтобы, умело пользуясь рекомендациями педагогики, достигать полной педагогической эффективности в работе с другими людьми;
• умение решать профессиональные задачи при взаимодействии с разными людьми с учетом использования их деятельности для их педагогического роста (повышения воспитанности, обученное™, развитости и образованности);
• умение педагогически корректно готовить и проводить занятия с персоналом по профессиональным вопросам;
• знание основных педагогических возможностей подготовки к решению профессиональных задач в экстремальных ситуациях;
• желание совершенствовать в дальнейшем свою профессионально-педагогическую подготовленность.
Это и есть основательная педагогическая подготовленность любого специалиста с высшим образованием. Она обеспечивает разумное решение им педагогических проблем жизни и своей профессиональной деятельности.
Виды педагогической подготовленности разных категорий работников
Разные профессии, специальности, виды работ отличаются по своим требованиям к профессионализму людей и наличию в нем педагогической подготовленности. Не на каждой работе нужны сотрудники с высшим образованием. Примером могут служить сферы сбыта, торговли, связи, транспорта, сервиса, страхования, промышленности, сельского хозяйства, социального обслуживания, учреждений государственного управления и др. К этой группе, в частности, принадлежит и часть работников правоохранительных органов — рядовые сотрудники, младший начальствующий состав, секретари, постовые милиционеры, судебные исполнители и др. Подавляющему большинству из них не требуется педагогическое образование или основательная педагогическая подготовка, а нужна более ограниченная по объему, глубине и отвечающая специфике требований к ней.
Но есть работники, которым необходима профессионально-педагогическая подготовленность. К ее особенностям можно отнести: изучение с работниками только тех вопросов педагогики, которые имеют отношение только к их деятельности; теоретические вопросы затрагиваются избирательно и включены в изучение профессионально-прикладных проблем; формы и методы подготовки в подавляющем большинстве практически направлены (более подробно об этой подготовке см. § 10.9). Эта подготовка не только дает понимание педагогических аспектов своей деятельности, но и открывает возможность выступать в качестве субъекта педагогических действий, активно решать ограниченные педагогические задачи.
Например, такая подготовка чрезвычайно важна для работников средств массовой информации, печати, культуры. Передачи по радио и телевидению, видеофильмы, публикации в периодических изданиях оказывают сильнейшее педагогическое воздействие на людей, и в первую очередь на подростков и молодых людей. Проведенный специальной группой исследователей анализ выявил педагогическую некорректность и даже вредность многих материалов, а познавательные беседы с авторами — их полную педагогическую безграмотность82.
Педагогическая подготовка рассматриваемой категории работников должна вестись в учебных заведениях начальной профессиональной подготовки, а также в системе профессиональной подготовки, регулярно проводимой по месту работы, на рабочем месте и самостоятельно с приемом зачетов.
Есть и категории работников, которым достаточен еще меньший объем педагогической подготовленности — социально-педагогическая осведомленность. Эта категория должностных лиц и сотрудников активно не решает педагогические задачи. Их связь с педагогикой выражается в том, что они своим поведением в общении с людьми и решении сугубо профессиональных задач оказывают на них, часто даже не осознавая этого, воспитательное и отчасти обучающее воздействие, которое может быть и отрицательным. Это особенно характерно для работников муниципального и государственного управления, медицинских учреждений, таможенной, пограничной, налоговой служб, судебных исполнителей, работников разных канцелярий, дежурных служб, рядовых милиционеров патрульно-постовой службы, сотрудников разрешительных и охранных подразделений и многих других. Их профессиональной деятельности всегда присуще социально-педагогическое влияние на других людей, которые обращаются к ним по разным вопросам. Это влияние поведения, действий, общения, решений, применяемых санкций, даже внешнего вида, выражения лица, позы, тона разговора, разъяснений, убеждений, требований и т.п. Социально-педагогические влияния, например, оказывают и чисто правоохранительные действия: успех/неуспех в поддержании и наведении порядка в общественных местах, задержание правонарушителя по горячим следам, раскрытие и расследование получившего общественный резонанс преступления, освобождение заложников, пресечение готовящегося террористического акта, приговор суда, проверка документов сотрудником автоинспекции и пограничным нарядом и др. Социально-педагогический эффект в таких случаях присутствует всегда и предстает как побочный результат профессиональных действий. Этот эффект выражается в возникновении у граждан:
• новых или измененных социально-политических, нравственных, правовых и других выводов, оценок, знаний, взглядов, убеждений, привычек поведения;
• привычек организованного, вежливого, культурного, дисциплинированного и правомерного поведения в учреждениях, общественных местах и в быту;
• побуждений к отказу от ряда вредных поведенческих и бытовых привычек, повышению требовательности к себе, уважительному отношению к другим;
• уважения к власти и ее служащим, в формировании представлений о них как о стражах порядка, справедливости, закона, защищающих интересы граждан, их права и безопасность и пр.;
• веры в справедливость, убежденности в возможности добиться восстановления своих нарушенных прав;
• новых знаний и умений по вопросам, относящимся к компетентности лица, которое вступает с ними в контакт;
• представлений о качествах работников той или иной организации и мнения о том, что она собой представляет, и др.
Социально-педагогические влияния на граждан в разовых контактах могут быть и незначительными. Но таких контактов у большинства сотрудников и граждан много (например, только у сотрудников госавтоинспекции их бывает до 30—40 млн в год), они часты и в итоге сливаются в мощный поток непрерывных социально-педагогических воздействий на граждан. Этот опыт жизни весьма прочен, и если он был негативным, то потом словесными разъяснениями, как правило, ничего не изменить. Существенно и то, что впечатления граждан от общения с конкретным работником переносятся уже на всю организацию (учреждение, фирму, предприятие, правоохранительные органы), в которой он работает (на ее имидж), и даже на положение в стране, на то, что из себя представляет власть в ней.
И здесь важен вопрос: осознают или не осознают свое социально-педагогическое влияние на население сами работники, хотят ли они достигнуть пусть микроскопического, но нужного результата при каждом контакте с гражданином, умеют ли делать для этого то, что надо. Ответы на них и свидетельствуют об особой грани их профессионализма — социально-педагогической осведомленности. Последняя представляет собой совокупность:
• социально-педагогических знаний о влиянии своей личности, поведения, общения, решения профессиональных вопросов на граждан, посетителей, клиентов;
• социально-педагогических знаний, навыков и умений о способах регуляции собственного поведения, должного оказать положительное обучающее и воспитывающее влияние на граждан, посетителей, клиентов;
• чувств ответственности за тот воспитательный результат, который получает во время общения с ним каждый гражданин, посетитель, клиент;
• социально-педагогических установок на достижение положительного социально-педагогического эффекта при каждом контакте с любым гражданином, посетителем, клиентом;
• развитой педагогической чуткости к соответствующим аспектам своей профессиональной деятельности.
Вооружение работников социально-педагогической осведомленностью осуществляется в профессионально-педагогических учреждениях, на курсах первоначальной профессиональной подготовки, по месту работы или самостоятельно.
Таким образом, существуют объективно обоснованные различия в требованиях профессиональной деятельности:
• четыре вида педагогической подготовленности разных профессионалов (сотрудников, работников, должностных лиц): педагогическая образованность, основательная педагогическая подготовленность, профессионально-педагогическая подготовленность и социально-педагогическая осведомленность;
• обеспечивающие их четыре вида систем педагогической подготовки: педагогическое образование, основательная педагогическая подготовка специалистов с высшим образованием, профессионально-педагогическая подготовка и социально-педагогическое ознакомление.
В условиях современной России, ее социальных, гуманитарных, моральных, правовых и иных проблем жизни и развития расширение педагогического образования и различных видов педагогической подготовки крайне необходимо. Никакие законы, приказы, инструкции, программы ничего не изменят в обществе и любой организации, пока люди не станут лучше — более образованными, воспитанными и развитыми. Ничто не изменится к лучшему, пока лучше не будут работать все субъекты педагогической работы, пока не повысится их педагогическая подготовленность, пока не воплотятся в жизнь самые лучшие намерения и планы. Поэтому непрерывное, неустанное повышение качества и подготовленности субъектов педагогической работы, создание благоприятных условий для них в стране, каждой организации и семье выступало и выступает обязательным, важнейшим рычагом, механизмом достижения успехов в любых делах. Эта идея была образно выражена еще в древней Спарте: если будут плохие обувщики, то самое страшное, что грозит спартанцам, — это ходить в плохой обуви; если будут плохие повара, то всем придется есть невкусную пищу; если же в Спарте будут плохие учителя — ей грозит гибель.
Условия для педагогической работы в коллективе
Во многих организациях есть группа работников, которые только или по преимуществу занимаются педагогической деятельностью — дошкольные и образовательные учреждения, детские приюты, интернаты и пр. Эта группа образует педагогический коллектив, который является по существу коллективным субъектом такой деятельности. Он же создает максимально благоприятные условия для отдельных педагогов и их профессионального роста.
Педагогический коллектив называется и является таковым не потому, что образован педагогами, а потому что живет и действует в общих интересах достижения максимальных педагогических результатов. Это прежде всего общность увлеченных и страстно преданных педагогическому делу людей, где ум, знание, понимание, уважение, доказательность, убежденность, гуманность, демократичность, духовность выступают высшими ценностями, мерками справедливости и условием профессионального успеха. Попытка построить его работу по чисто военному или административно-управленческому образцу, отдающему приоритет послушанию, на основе требований не обсуждать, а выполнять, опускает работу коллектива на формально-чиновничий, ремесленный уровень и приводит к пагубным последствиям не только для педагогов, но и обучающихся, воспитывающихся, работающих людей.
Культура педагогического коллектива складывается из его социальной, педагогической и научной культуры.
Социальная культура выражается в том, что педагогический коллектив живет жизнью российского общества, чувствует свою причастность к происходящим событиям, включен в них, его волнуют общественные и профессиональные проблемы, он стремится внести свой, максимально возможный вклад в их решение. В нем сильны чувства социального долга, ответственности, чести. Для коллектива высокой социальной культуры характерны также сплоченность, товарищеские отношения, взаимопомощь, культура общения, отсутствие неделовых конфликтов. Хорошо, когда педагоги находятся в дружеских отношениях между собой и периодически проводят совместный досуг.
Деловитость — важная черта коллектива высокой культуры. Она проявляется, прежде всего, в четких целях и задачах, отчетливом видении тех результатов, в которые они должны быть воплощены, настойчивости и упорстве в их достижении. Плановость, организованность, согласованность действий, стойкость к неудачам и умножение сил по их преодолению, педагогический оптимизм, стремление к идеалу и здоровая неудовлетворенность достигнутым — обязательные проявления деловитости.
Социальная культура требует тесной связи педагогического коллектива с практикой укрепления законности и правопорядка, постоянных контактов с правоохранительными и иными органами, выступлений в них с лекциями, оказания помощи консультациями, участия в разрешении сложных проблем, исследования их по заявкам практических органов, разработки практических рекомендаций по разным вопросам и внедрения их в практику, подготовки методических материалов для практики и др. Эта работа обогащает преподавателя, дает дополнительные импульсы к творчеству. Хорошо, когда эта связь осуществляется по долговременным планам научно-практического сотрудничества.
Профессиональная культура педагогического коллектива характеризуется тем, что в нем живет педагогический дух, интерес ко всем вопросам воспитания, обучения, образования и развития, поглощенность и увлеченность решением их проблем, нацеленность на полное достижение педагогических целей, выполнение педагогического долга. Педагогическому коллективу с высокой культурой присущ устойчивый дух времени, осуществляемых в стране на рубеже XXI в. педагогических реформ, открытости интересов и мнений для восприятия новых, порой радикальных педагогических идей, сознательный отказ от проявлений педагогического консерватизма, педагогическая солидарность, согласованность действий, взаимная поддержка. Педагогический коллектив — коллектив единомышленников. Все вопросы педагогической работы должны обсуждаться и достигаться взаимопониманием. Целесообразны регулярные педагогические дискуссии, обмен мнениями и опытом, взаимные посещения проводимых мероприятий, товарищеское обсуждение их итогов.
Научная культура — характерная черта педагогического коллектива. Она проявляется прежде всего в построении всей работы, деятельности каждого педагога, в каждом мероприятии на основе положений научной педагогики. Это позволяет действовать без грубых ошибок и достигать согласия в решении возникающих проблем.
Признаком высокой научной культуры выступает разработка педагогическим коллективом своих подходов в работе, своего научно обоснованного и осмысленного педагогического опыта. Это тем более важно, что педагогическая работа в разных профессиональных организациях и ведомственных структурах отличается своими особенности, которыми не занимается общая педагогика. Здесь нужен творческий поиск специфики педагогических решений. С рассказами об этом опыте полезно выступать на педагогических чтениях, конференциях, в периодических изданиях, что будет стимулировать дальнейшие педагогические поиски. В России есть опыт издания отдельными вузами, ведомствами научно-педагогических сборников и даже периодических журналов с интересующей их тематикой.
В зрелом педагогическом коллективе существует научная культура творческих дискуссий, которая достигается:
• строгим подчинением содержания каждого высказывания и выступления интересам дела, поиску истины, достижению целей, стоящих перед коллективом. Корыстные мотивы («подсидеть», «уничтожить» и т.п.) тут нетерпимы;
• усмотрением во мнениях и доводах оппонента прежде всего интересных идей, предложений, а не изначальный поиск зацепок для критики;
• стремлением и умением не видеть склоку или корысть в мотивах оппонента, его возражениях;
• неизменным самообладанием, сдержанностью эмоций, ибо иначе будут господствовать не мысли и разумные доводы, а обиды и амбиции;
• скромностью, деликатностью — при рассмотрении мнений и предложений других не считать себя носителем истины в последней инстанции, а поэтому при возражениях пользоваться выражениями типа «по моему мнению», «мне кажется», «боюсь, что не могу...», «надо подумать еще — верно ли...» и пр.;
• умением отмечать усматриваемые недостатки без ненужных обидных слов, не переходить на личности, не навешивать ярлыков, не приписывать оппоненту недостатки мышления, непрофессионализм и пр.;
• разумной критикой — при замечаниях не увлекаться расписыванием их, а высказывать больше предложений по их исправлению (помнить, что даже десять верных замечаний не стоят одного дельного предложения).
Руководитель в педагогическом коллективе должен выделяться не начальственной позицией, а быть интеллектуальным лидером, превосходным педагогом-профессионалом, педагогически и психологически умелым организатором.
Иные условия складываются в административных, производственных, снабженческих, обслуживающих и иных организациях. Тут не бывает педагогического коллектива в полном смысле слова, но может и должна быть создана профессиональная и морально-психологическая атмосфера понимания, одобрения, поддержки, поощрения и даже обязанности выполнения сотрудниками педагогической функции, педагогических воздействий и проявления педагогической чуткости. Она характеризуется наличием общего понимания работниками необходимости и возможности учета педагогических аспектов профессиональной деятельности, пониманием этого не как «дополнительной нагрузки», а как дела, укрепляющего авторитет самого работника и организацию, повышающего успешность ее деятельности, формирующего имидж, способствующего росту самоуважения, личностному развитию, укреплению чувства гражданственности и профессиональному росту. Решающая роль во всем этом принадлежит руководителю организации. Если он сам в работе с персоналом:
• проявляет культурность, уважительность, тактичность, внимание к повышению его профессионализма;
• предъявляет требования к среднему и младшему начальствующему составу со своей стороны поступать также;
• в выступлениях, при разборах и подведении итогов, в индивидуальных разговорах затрагивает вопросы воспитания, обучения, образования и развития, имиджа организации, должного обращения с посетителями, клиентами;
• организует в соответствии с требованиями деятельности необходимые занятия по педагогике;
• осуждает отрицательные факты и принимает меры к их не повторению, а также ставит в пример и поощряет положительно отличившихся, — то большинство сотрудников займут позицию субъекта педагогической работы и постараются выполнять ее качественно.
Заместитель директора (управляющего, начальника, командира) по работе с персоналом должен быть инициатором развития такой работы. Хорошо, когда в организации или кадровой службе есть сотрудник, обладающий педагогическим образованием, которому можно поручить курирование этого направления работы, проведение консультаций и занятий. Возможно обращение за помощью в консалтинговые педагогические фирмы, а также к преподавателям педагогики вузов, расположенных неподалеку.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений