logo
Yuridicheskaya_pedagogika

18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом

Задачи сравнительно-юридической педагогики

Российское общество предпринимает усилия, чтобы стать полноправным членом мирового сообщества. Становление новой государствен­ности, переход нашего общества к новым соци­ально-экономическим отношениям сопровож­даются трудностями, кризисными явлениями во многих областях жизни людей, резким обострением криминогенной обстановки в стране, а вместе с этим — значительным усложнением содержания, форм и методов деятельности правоохранительных органов.

В этих условиях одним из важных направлений творческого по­иска и совершенствования работы по укреплению законности и пра­вопорядка выступает изучение мирового опыта правоохранительной деятельности, его анализ, оценка и обоснованное использование. Немалую роль в этом может сыграть сравнительно-юридическая педагогика.

Юридическая педагогика в подавляющем большинстве зарубежных стран, за исключением отдельных работ (США, Германия, Словения, Бельгия), не представлена в виде особой научной отрасли знаний, системы научных разработок, учебников, пособий и публикаций, основанных на научно-педагогической терминологии и парадигме. Она выступает как практика юридической и правоохранительной деятельности, профессионального образования и служебной подго­товки юристов различных специальностей и представлена преимуще­ственно в нормативных документах, содержании профессиональной деятельности и образовательного процесса, формах и методах их осуществления. В ряде разработок для практики правоохранитель­ной деятельности и профессионального образования используются отдельные положения получившей в последней четверти XX в. в США, ФРГ, Франции, Великобритании, Японии, Испании, Шве­ции и некоторых других странах андрагогики — педагогики взрослых (М.Ш. Ноулз, М.Т. Чарлз, П. Лангран, К Шаллер), но они представлены в общем, а не в адаптированном для правоохранительных органов виде.

Сравнительно-юридическая педагогика как раздел отечественной пе­дагогики представляет собой систему знаний о педагогических аспе ктах юридической, правоохранительной деятельности за рубежом, зарубеж­ной практике профессионального образования сотрудников правоохра­нительных органов, ее научно-педагогическую идентификацию, осно­ванную на теории и методологии отечественной общей, сравнительной и юридической педагогики. Это наше научно-педагогическое видение и понимание этой практики и тех концепций, на которых она строится.

Задачи сравнительно-юридической педагогики:

• исследование опыта решения педагогических проблем на ме­ждународном уровне при создании и укреплении правового государ­ства, реформировании законодательства, в деятельности судебных и правоохранительных органов, в юридическом и профессиональном ведомственном образовании, в работе с персоналом правоохрани­тельных органов;

• изучение истории развития и состояния юридической и срав­нительно-юридической педагогики в мире, организация участия в международных сравнительно-педагогических проектах;

• сравнительно-педагогическая экспертиза зарубежного опыта;

• определение возможностей, путей и условий использования зарубежного педагогического опыта в решении правовых проблем в России.

Методологические принципы сравнительно-педагогического исследования

Знание из области любой науки будет одно­значно неполным, если не охватить вниманием аналогичные научно-прикладные проблемы и явления, имеющие место за рубежом. Особую ценность в этом отношении имеют сравнитель­но-научные исследования, являющиеся необхо­димым элементом развития науки, в том числе и педагогики. Про­водя сравнительное исследование, мы можем выйти из рамок своей педагогической традиции, посмотреть со стороны на наши педагоги­ческие концепции и категории, что необходимо и полезно для луч­шего понимания и совершенствования собственных путей и спосо­бов решения отечественных научно-практических проблем.

Современная наука о педагогических аспектах правопримени­тельной деятельности за рубежом, педагогике профессионального образования юристов различных специальностей накопила огромную массу педагогических сведений как теоретико-методологического, так и прикладного характера, не получивших своего обобщенного сравнительного научного анализа и систематизации из-за разнородности и противоречивости многих педагогических идей, положений, концепций, категорий, терминов, процедур, методик, технологий.

Сравнительная педагогика пользуется не только методами ис­следования самой педагогики, но, будучи наукой междисциплинар­ной и интегральной, использует весь арсенал смежных с ней наук. Специфическое значение для сравнительной педагогики имеют не­сколько методов:

описательный — требует точности, объективности, группиров­ки, систематизации и интернационализации фактов; накопления необходимой и достаточной информации для анализа, предусмат­ривает определение единичного и типичного в системе образова­ния. Динамика этого метода выражается в последовательном воз­растании удельного веса исследовательского начала;

исторический — предусматривает анализ генезиса и особенно­стей развития педагогических проблем, способствует более глубо­кому пониманию современного состояния изучения педагогических явлений;

социологический — предполагает оценку соответствия органи­зации образования потребностям развития данного общества;

статистический — характеризует анализ и интерпретацию ко­личественных показателей образования. Сложность использования метода состоит в том, что параметры национальной статистики об­разования плохо поддаются международным сравнениям;

сравнения — основной, с помощью которого выявляются чер­ты сходства и различия систем правоохранительной деятельности, образования, работы с кадрами и др., фиксируются общие и спе­цифические проявления педагогических закономерностей.

В современной отечественной сравнительно-юридической педа­гогике научные принципы и методы изучения, оценки и использо­вания зарубежного педагогического опыта деятельности правоохра­нительных органов разработаны профессором А.М. Столяренко355. Им определен и комплекс возможных разных подходов в пе­дагогическом изучении и использовании зарубежного опыта:

ознакомительно-информационный — заключается только в вос­произведении картины того, что происходит за рубежом, например в переводе и публикации зарубежных источников информации о педагогическом опыте либо в описании того, что наблюдали от­дельные работники системы МВД, выезжавшие за границу;

аналитико-информационный — выражается в предоставлении практикам материалов, отражающих первый результат педагогиче ского осмысления опыта с четким выделением всех элементов педа­гогической системы;

сравнительно-аналитический — зарубежный опыт не только описывается, но и сопоставляется с нашим, выделяются сходства и отличия, а на основе сравнений делаются оценки и выводы;

научно-прикладной — связан с научным обоснованием процесса, процедур, методов практического осмысления зарубежного опыта, извлечения идей, их трансформации в варианты (версии) приклад­ных решений по реализации опыта;

внедренческий — выражает практические пути реализации опы­та, экспериментальную проверку эффективности его внедрения, вы­бор наилучших вариантов.

Сформулированы и апробированы в исследованиях методологи­ческие принципы сравнительно-юридической педагогики:

объективности — означает беспристрастность, отказ от всяких предубеждений, штампов, крайностей в оценках и проявлениях сим­патий и антипатий, идеологических ярлыков, опору на факты и их научное объяснение. Особо следует подчеркнуть, что следование методологическому принципу объективности оказывается делом не­легким. Вспомним, что еще в недалеком прошлом советская педа­гогика смотрела на зарубежное образование с позиций классовой и идеологической борьбы. В настоящее время, наоборот, нередко из­лишне или незаслуженно захваливают иностранные педагогические достижения и стремятся слепо следовать западным образцам. Глав­ное — не новизна, не внешняя красивость педагогических решений, а точное определение того, к чему они приводят, их итог, результат;

комплексности — предусматривает необходимость понимания закономерных зависимостей педагогических систем любой страны от свойственных ей социальных, экономических, национально-этни­ческих, культурных и т.п. факторов;

педагогической системности — подразумевает, что любой факт опыта не может быть понят вне педагогической системы, в которую он включен;

конкретно-исторического подхода — учитывает исторические особенности развития стран и образования в них (опыт одной стра­ны может быть неприменим в другой, которая уже ушла в своем развитии вперед или, наоборот, отстала);

противоречивости педагогического опыта — указывает на то, что в любом опыте есть интернациональное и национальное, типич­ное и единичное, положительное и негативное. Тезис «взять все са­мое лучшее отовсюду» весьма популярен во многих сферах челове­ческой деятельности. В то же время задача «взять лучшее», при всей ее привлекательности и легкости в мысленном экспериментирова­нии, в реальной жизни чрезвычайно сложна. В процессах заимство­вания следует проявлять большую осмотрительность, предполагая возможные варианты конечного результата.

Рассмотренные специальные принципы сравнительно-юриди­ческой педагогики свидетельствуют о том, что использование зару­бежного педагогического опыта — «трудное искусство». Надо нау­читься использовать зарубежный опыт, но не менее важно научиться и не злоупотреблять им. Недопустимо недооценивать зарубежный опыт, но плохо и просто копировать его, пытаясь за рубежом найти легкие решения сложных и своеобразных российских проблем. Сколько бы мы ни использовали мировой опыт, наше общество и жизнь никогда не станут «американскими» или «японскими». Поэтому нужно бережное отношение к отечественному опыту и вниматель­ное, вдумчивое — к зарубежному.

Теоретическая база зарубежной юридической педагогики

Зарубежная сравнительно-юридическая педаго­гика базируется, с одной стороны, на педаго­гическом наследии и традициях, а с другой — на новейших исследованиях и технологиях.

О широкой ориентации современной зарубеж­ной юридико-педагогической теории и практики на национальные тра­диции свидетельствует, в частности, практика сохранения историче­ских названий правоохранительных органов ряда стран, что повы­шает их престиж: Нью Скотланд Ярд — Великобритания, Метрополитэн Полис — Столичная полиция Лондона, институт Шерифа — США, Королевская Канадская Конная Полиция. Наиболее ярко историческая атрибутика присутствует в деятельности судов и пра­воохранительных органов Соединенного Королевства, главные ком­поненты которых мало чем изменились со времен средневековья. Парики, мантии, чулки судейских чиновников, шлемы полицей­ских, функции констеблей и детективов Скотланд Ярда сохранили в целом черты давно минувших дней. И это не мешает обеспечивать достаточно высокий уровень профессиональной работы, отвечающий современным требованиям356. Этимология названий многих поли­цейских реалий может уже не прослеживаться в функциях, но она вызывает в массовом сознании необходимую ассоциацию, представ­ление о высоком благородстве представителей закона и поддерживает их имидж. Так, слово «констебль» происходит от латинского comes stabuli, что означает «всадник», «шериф» — от словосочетания shire reeve — хранитель (reeve) графства (shires or counties)357. Соответствен­но, и у граждан, и у самих стражей порядка формируется и поддер­живается чувство уважения к полицейской профессии и правосудию.

Существенное влияние на развитие теории и практики зарубеж­ной юридической педагогики, особенно в части, касающейся вос­питания личного состава правоохранительных органов, правосозна­ния граждан, оказала и продолжает оказывать религия, являющаяся высшим авторитетом для большинства граждан западного общества, исламского мира, стран Латиноамериканского региона и т.д. Во время опросов иностранных служащих полиции на вопрос «Чего вы бои­тесь?» (в службе или в жизни вообще?) многие из них давали неожи­данный ответ: «Бога», выражая тем самым свои мировоззренческие убеждения, созвучные вечным заповедям Библии, Корана, Талмуда. Великобритания, например, до сих пор формально является теократи­ческой республикой358, так как со времен Генриха VIII монарх (в наши дни королева Елизавета) возглавляет англиканскую церковь, кото­рая конституционно признана государственной. В некоторых учеб­ных заведениях полиции Великобритании проводят обучение с пря­мым участием духовенства. Считают, что отчуждение полиции от общества связано с тем, что церковь до сих пор недостаточно при­нимала участия в делах полиции359.

Государственной религией признаны: лютеранская церковь в Скандинавских странах, иудаизм в Израиле, мусульманство в стра­нах Ближнего и Среднего Востока, которые напрямую охватывают правосознание населения и идеологию судебной и правоохранитель­ной деятельности. В странах Запада во время судебного заседания все допрашиваемые и свидетели клянутся на Библии, что будут го­ворить правду и только правду. В странах арабского мира, где почти 100% граждан — верующие, религиозное воспитание является суще­ственным фактором, воздействующим и укрепляющим взаимодей­ствие полиции и населения страны. Согласно исламу, религия и право — едины. Предписания Корана, сунны и шариата обязатель­ны для исполнения всеми мусульманами и воспринимаются в массовом обыденном сознании как образ жизни. Поэтому, когда граж­данин оказывает помощь правоохранительным органам в борьбе с преступностью, он считает, что выполняет не только свой граждан­ский, но и религиозный долг360.

Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных кон­фессий (ФРГ, Япония, Италия), все же одна из религий обладает некоторыми привилегиями и оказывает самое непосредственное влия­ние на формирование правосознания граждан, в том числе и самих сотрудников правоохранительных органов. Такое положение сложи­лось в этих странах исторически, оно отражает глубокие убеждения народа в благотворном воздействии религии на политику и общест­венную мораль, правосознание граждан и принципы судебной и полицейской деятельности. Впрочем, во всех указанных странах, кроме исламских, гарантируется свобода исповедания и наряду с госу­дарственной существуют другие конфессии361.

Тенденция привнесения религиозных ценностей в процесс фор­мирования правосознания граждан объясняется еще и тем, что цер­ковь стояла у истоков общей системы образования многих стран, например в Канаде, а первыми учителями были священники. В 1789 г. на деньги церкви было открыто первое высшее учебное заведение страны — Университет королевского колледжа (University of King's College) в Уинсоре (Новая Шотландия).

Зарубежные теоретики профессионального образования сотруд­ников правоохранительных органов также взяли на вооружение мно­гие религиозные нравственные начала: идеи, принципы, формы и методы воспитания. В правоохранительных органах западных стран существует институт капелланов, объединяющийся в МФПК (Меж­дународный форум полицейских капелланов).

В основе многих базовых педагогических понятий теории зару­бежной юридической педагогики, касающейся деятельности поли­ции, лежат аналогичные понятия военной педагогики362. Это родство объясняется историческими корнями полиции, чьи исторические корни связаны с армией. На это прямо указывает военизированная милитаристская экипировка полицейских служб подавляющего боль­шинства стран мира, ранжирование званий, строевая, боевая и фи­зическая подготовка личного состава, дисциплина и субординация по армейскому типу, название отдельных «силовых» служб и под­разделений полиции: жандармерия363 (имеется во Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Испании, Португалии, Китае, Индии, Турции, всех странах Латинской Америки), карабинеры (Италия и Чили), военизированные отряды специального назначения (повсеместно), конная полиция (Франция, Бельгия, Канада, Германия и др.), по­лиция готовности (Германия), Вооруженная Народная полиция в Китае, Корпус Пехотной гвардии в Аргентине, Вооруженная поли­ция в Индии и др.

Развитие теории и практики юридической педагогики происходит под направляющим и определяющим воздействием законодательной политики стран в области судебной и правоохранительной деятель­ности. Ярким примером здесь служит применение правил Миранды в уголовном процессе США364, суть которых заключается в праве по­дозреваемого хранить молчание на допросах до суда. Однако, как показывает двадцатилетняя практика применения правил Миранды, они разрушительно влияют на доверие граждан к закону, так как нередко не учитывают интересы жертв преступления365. Опыт зако­нодательного регулирования ряда зарубежных стран (США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Японии, Польши и др.) по­казывает, что там для сбора доказательств можно пользоваться ин­формацией, получаемой с помощью научно-технических средств — электронного наблюдения, прослушивания телефонных переговоров, видеозаписей и пр. Однако использование этих методов сложно с точки зрения баланса интересов частной жизни и потребностей пра­воохранительных органов. Кроме того, эти действия могут ском­прометировать процесс отправления правосудия в глазах общества366, формируя у граждан законопослушание, основанное не на доверии, а на чувстве страха.

Теоретической базой юридической педагогики за рубежом, обу­словившей ее специфику и профессионализацию, служат, как пра­вило, работы по философии правоохранительной деятельности, праву, полицейским наукам, политологии, социологии, психологии и этике

правоохранительной деятельности367. Широко привлекаются общетеоре­тические и прикладные работы ученых и практиков в области обу­чения, воспитания и образования взрослых368.

В осуществлении подготовки судей, прокуроров, сотрудников по­лиции и результативности правоохранительной деятельности исполь­зуются хорошо зарекомендовавшие себя социально-экономические и управленческие теории, авторами которых являются: Дж. Роу369, СР. Кон-вей370, М. Хаммер и Дж. Чампи371, В.Давидов и М.С. Малоне372. Особой популярностью пользуется теория «Менеджмента полного качества» (МПК), которая была развита Эдвардом Демингом373, работавшим консультантом с японскими менеджерами после Второй мировой войны. В частности, один из четырнадцати принципов успешности любой деятельностной или производственной структуры, по теории МПК, сформулированных Демингом, гласит:

В любой организации (на фирме, в офисе или на производстве) должно поощряться образование и самоусовершенствование каждого сотрудника. Для продолжения усовершенствования члены организации должны непрерывно учиться и развиваться, чтобы быть готовыми рабо­тать в будущем374.

Все эти теории в том или ином виде проецируются в странах Запада на деятельность судов, прокуратуры и правоохранительных органов, а также юридических и профессиональных правоохранительных вузов375.