logo
Yuridicheskaya_pedagogika

9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа

Сущность и значение воспитания в современных условиях

Воспитание, как уже отмечалось, — основопо­лагающее педагогическое явление в системе пе­дагогической реальности общества и жизни каж­дого человека. Оно представляет собой процесс формирования важнейших социальных качеств человека как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патрио­тических, гуманистических, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается адаптация личности к цивилизованной, целесообразной и успешной жизни в обществе, а также социальная развитость, гражданственность, лю­бовь к Родине, природе, семье, трудолюбие, уважение общечелове­ческих ценностей, закона, прав и свобод человека, культурность, разумный и всесторонне осмысленный выбор жизненного пути, са­моопределение и самореализация в жизни.

Результатом воспитания является воспитанность человека, груп­пы людей, населения страны в целом. Воспитанность личности — важнейшая характеристика ее социальной сущности, образа жизни, поведения и деятельности, а также педагогическое свойство, выра­жающееся в совокупности внутренне существующих и внешне про­являющихся (в образе жизни, поведении, действиях) отношений к окружающей социально значимой действительности:

отношений к окружающему миру и собственной жизни: к чело­вечеству, его происхождению и будущему, угрозам его существова­ния на планете Земля, к своей взаимосвязи с ним; к раскрытию смысла собственной жизни, своего места в решении общих и лич­ных проблем; к необходимости жить достойно, самореализоваться в жизни, использовать все свои возможности и достигнуть личной вершины успеха («акме») в самовыражении и самоутверждении; к необходимости вести здоровый образ жизни;

отношений к достижениям и ценностям человеческой цивилиза­ции: к общечеловеческими ценностям, достижениям культуры, науки, техники, образования, интеллекта, морали, гуманизма, демократии, праву, свободе, экологии, расовому, интеллектуальному и религиоз­ному равенству;

отношений к делам по реализации своих жизненных возможно­стей: к чему реально стремится данный человек в жизни, как он творит свою судьбу и будущее; как повышает свой личный потенциал качеств, способностей, профессионализма; к удовлетворению каких потребностей стремится, какие ценности современной цивилизации воспринимает и каким хочет следовать, чего хочет достигнуть, какие потребности удовлетворять, на какие достижения претендует;

отношений с обществом (общественная интегрированность, гра­жданственность): чувство принадлежности к российскому обществу, причастности к его жизни, проблемам, судьбам, любовь к Родине, ее народу (независимо от социальных, национально-этнических, рели­гиозных и иных особенностей его); уважение к истории, традициям, культуре, нормам поведения в нем; социально правильное отноше­ние к путям решения общих проблем, участию в работе обществен-|ных формирований, содействию государственным органам, сочета­нию личных интересов с общественными; к необходимости отстаи­вания интересов России всеми силами, а при необходимости — к вооруженной защите Родины;

отношений с определенной общностью, группой (групповая интег­рированность): совпадение (близость) своих социальных взглядов, отношений, интересов, норм поведения, потребностей, намерений, планов с определенной общностью (группой) людей (профессио­нальной, имущественной, социально-демографической и пр.); по­нимание единства с ними и необходимости действия вместе с ними (сочетая их с гражданственностью);

отношений с людьми: общительность, открытость, доброжела­тельность, дружелюбие, гуманистичность, демократичность, спра­ведливость, порядочность, честность, чувствительность к чужой бе­де, альтруистичность (забота о других), коллективизм;

отношений к социальной активности: необходимости внесения личного вклада в решение проблем жизни россиян, создания в Рос­сии подлинно демократического, гражданского, правового общества; повышение ее силы и авторитета путем посильного участия в этом процессе, в совершенствовании жизни и деятельности в непосредст­венном окружении — семье, на досуге, по месту жительства, на ра­боте, в общественных "формированиях;

отношений к трудностям и проблемам жизни (жизнестойкость): социальный оптимизм, вера в лучшее будущее, убежденность в воз­можности решить свои жизненные проблемы личной предприимчивостью, трудолюбием, повышением профессионализма, совместными усилиями с другими; толерантное (устойчивое) отношение к неудачам как временным, преодолимым, к необходимости «держать удар», делать выводы и не повторять ошибки;

отношений к самому себе (самоосознаваемость): как к индиви­дуальности, личности с достоинствами и недостатками, профессио­налу, своему месту среди людей, к мнению о себе других (субъек­тивный «Я-образ»); к необходимости самосовершенствования опреде­ленных свойств и качеств, к проявлению сил и воли для этого.

Известно меткое сравнение, сделанное Л.Н. Толстым, человека с дробью, в числителе которой то, как оценивают его люди, а в знаме­нателе — как он оценивает себя сам. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Воспитанный человек совершает правильные поступки «наедине с собой», т.е. не для внешнего показа, не из страха перед на­казанием или осуждением, а желая даже в мыслях уважать самого себя, не марать свою совесть и не испытывать ее угрызений. Воспитанный человек ведет себя достойно потому, что иначе вести себя не может.

Воспитанностью должны отличаться также и группы людей, все население.

Воспитание представляет собой (в общепедагогическом понима­нии) системную целенаправленную деятельность государства и обще­ства, их институтов и учреждений, административных, производствен­ных, общественных организаций и отдельных лиц по содействию гра­жданам в их социальном (политическом, правовом, нравственном, культурном и пр.) личностном росте в интересах их самих и общества.

Протекая под влиянием всех жизненных, образовательных и тру­довых обстоятельств, воспитание человека, группы достигает опти­мальных результатов в специально организуемой и управляемой педаго­гической системе, обязательным компонентом и условием успешности которой выступает самовоспитание. Никто не может сде­лать человека таким, каким он не хочет быть, когда он сопротивля­ется воспитанию. Поэтому с педагогических позиций воспитание — это организация воспитывающей системы совместной работы кол­лектива, воспитателя, педагога с человеком, содействующей его са­мовоспитанию и создающей благоприятные условия для этого.

В современном обществе создание действенной системы воспита­ния приобрело огромное значение, ибо имеется разрыв между уровнем образованности и обученное™ граждан и их воспитанностью, а также действует множество разных жизненных факторов, отклоняющих ход нормального процесса воспитания их и затрудняющих решение стоя щих перед Россией задач. Это выступает одной из главных причин ис­пытываемых нашей страной трудностей, ибо общество, его благополу­чие, прогресс всегда таковы, каковы люди, из которых оно состоит.

Это относится и к отдельным организациям — учреждениям, прел приятиям, общественным формированиям. Их сила и возможности, успех или неуспех — это материализованное проявление качеств и способностей персонала, и прежде всего его воспитанности — прояв­лений чувства долга, ответственности, групповой интегрированности, организованности, сплоченности, коллективизма, взаимопомощи, же­лания достигнуть наилучших результатов, отношения к делу, самоот­дачи, соблюдения трудовых и нравственных норм и т.п. Проблема эффективной работы с персоналом (или, как сейчас часто выража­ются, — менеджмента, персонального менеджмента) — одна из уз­ловых проблем современности.

Приоритетность воспитания в правоохранитель­ных органах

Общие и актуальные сегодня положения педа­гогики воспитания в значительной степени от­носятся и к работе с сотрудниками правоохра­нительных органов. Служба в них является осо­бым видом государственной службы, выполне­ние на профессиональной основе задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности.

Контроль за правомерным поведением граждан, обеспечение об­щественного порядка и приучение к нему, разрешение конфликтов в юридически значимых ситуациях, требование уважать закон и дру­гие правовые установления, повышение правовой культуры и пра-вовоспитанности, исправление пренебрегающих нормами права и др. — это выраженная воспитательная функция всей системы правоохраны. Реализовать ее могут только соответственным образом вос­питанные люди, ибо изначально воспитатель должен быть сам вос­питан. Нельзя совершенствовать общество и людей, обладая недос­татками, или, как образно говорят в народе, «нельзя дырой заткнуть дыру». Невоспитанные сотрудники правоохранительных органов — это не конструктивная сила и не бессилие их, а совершенно нетер­пимый десоциализирующий фактор. Поэтому и построение педаго­гической системы воспитания личного состава носит обязательный характер в решении возложенных на них государством задач и оп­равдании социальных ожиданий общества.

Более того, создание эффективной педагогической системы вос­питания сотрудников правоохранительных органов приобрело решаю­щий характер и стало приоритетным направлением работы с кадрами137.

Это объясняется прежде всего условиями и требованиями испыты­ваемого Россией переломного периода в общественных, политиче­ских, экономических, правовых и нравственных преобразованиях и задачами, стоящими перед правоохранительными органами. В ст. 1 Конституции Российской Федерации наше государство определено как правовое, и чтобы оно на деле стало таким, воспитанность личного состава должна быть безукоризненной, без чего невозмож­но рассчитывать на благополучие в других сферах его функциони­рования и жизни общества.

Можно выделить еще ряд обстоятельств, придающих воспитанию сотрудников решающий, приоритетный характер:

• невысокий уровень финансовой и материальной обеспечен­ности жизни сотрудников и их семей;

• усиление текучести кадров правоохранительных органов, их омоложение, приток на службу менее подготовленных к ,ней моло­дых людей;

• усложнение задач укрепления законности и правопорядка в условиях рыночной экономики, низкого уровня правовой культуры и правовоспитанности населения, появления новых изощренных видов преступлений и профессионализации преступности, повыше­ние нагрузок и экстремальности в работе;

• неблагоприятное влияние на многих сотрудников резкого сни­жения общей нравственности, культуры, образованности населения, распространения психологии бизнеса («все за деньги»), скрытого или откровенного подкупа («благодарности», дача взяток) и вымога­тельства за многие профессии, виды деятельности и действия, в том числе на разных уровнях государственной службы. Правоохранитель­ные органы — часть народа, состоят из представителей народа, плоть от плоти детище своего народа. Им трудно сохраняться в существую­щих общественных условиях островками чистой морали, альтруизма и бескорыстия (подтверждается давно известное в мире правило: «ничто не обходится так дорого для общества, как дешевая полиция»);

• целенаправленное воздействие криминала на сотрудников для склонения их к аморальным уступкам и профессиональному преда­тельству;

• проникновение в правоохранительные органы криминально ори­ентированных лиц и представителей организованной преступности;

• фактически низкий уровень воспитанности определенной части сотрудников, проявляющийся не только в недобросовестном выпол­нении своего долга и обязанностей, но и в недостатках взаимоотно­шений с гражданами, уважения их прав, реагирования на заявления, допускаемых нарушениях служебной дисциплины, пьянстве, недос­тойном поведении в быту и на виду граждан, правонарушениях корыстной направленности и др. По статистике число таких наруше­ний возрастает.

Профессиональная деятельность всегда накладывает свой отпе­чаток на человека, занимающегося ею. Она вызывает изменения в его психологии, воспитанности, обученности, образованности и раз­витости определенных качеств. Как правило, эти изменения бывают положительными. Не случайно говорится, что овладение профессией равносильно развитию способностей к ней. Но бывают и нежелатель­ные изменения — снижение интереса, усердия, добросовестности, «надоедание» профессии («профессиональное выгорание»), а иногда и вредные, именуемые профессиональной деформацией. У опреде­ленной части сотрудников правоохранительных органов последнее приобретает опасный характер, нередко выступая причиной нару­шений законности, злоупотребления властью и служебным положе­нием (не случайны народные поговорки: «власть портит человека», «если хочешь узнать человека — дай ему власть», «страшны не за­коны, а законники»), использования последних и для корыстных преступлений. Правоохранительный орган — не специальное вос­питательное учреждение, но воспитание в нем идет, хотим мы того или нет. Сотрудники меняются под влиянием выполняемой право­охранительной деятельности, контактов с разными людьми, общей атмосферы в органе и вне его. Это особое бытие, особый — и не только профессиональный — образ жизни сотрудников, характерный своими непрерывными и своеобразными воспитывающими влияния­ми, меняющими их взгляды, убеждения, представления об обществе, государстве, ценностях жизни, нравственности, праве, справедливости; желания, планы жизни, цели и средства их достижения и др.

Ошибочно поэтому сводить работу с кадрами к их подбору и рас­становке. Надо заниматься воспитанием сотрудников, заниматься, притом постоянно, непрерывно, усиленно, компетентно и со всеми категориями, с начала и до конца их службы. Естественным должно быть желание умного, заботящегося о деле и людях руководителя преодолеть стихийность, осмыслить происходящее, взять под контроль важнейшие воспитывающие и деформирующие педагогические влия­ния жизни и службы на людей доверенной ему организации, усилить положительные, нейтрализовать отрицательные. Воспитание превра­щается в его педагогическую функцию, вид деятельности, когда делается осмысленным и целеустремленным, когда начинает осуществляться с применением знаний педагогической науки, эффективными фор­мами, методами, приемами, средствами, проверенными в опыте, обобщенном ею и усовершенствованном в научных экспериментах. Это в интересах дела и самих сотрудников и выступает как помощь им на сложном пути служебной карьеры и жизни, предупреждая неприятности и срывы.

Острота задачи построения эффективной педагогической систе­мы воспитания сотрудников правоохранительных органов опреде­ляется также невысоким уровнем состояния воспитательной рабо­ты. Это связано с уменьшением числа лиц, реально занимающихся воспитанием, самоустранением многих руководителей и работников кадровых аппаратов от воспитательной работы, низким уровнем пе­дагогической подготовленности воспитателей, сведением воспита­тельной работы к специальным мероприятиям и недооценкой вос­питывающих влияний организации службы и профессиональной подготовки, недостатками профессионального отбора и др. Нельзя не отметить и недооценку в правоохранительных органах возмож­ностей юридической педагогики и педагогического подхода в по­вышении эффективности воспитания. При крайне высокой слож­ности воспитательной работы и достижения нужных воспитатель­ных результатов наблюдается упрощенческое представление о ней и переоценка ее субъектами собственной подготовленности. Очень современно звучат слова К.Д. Ушинского:

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а также делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек знаком с ним теорети­чески или практически138.

Педагогика и воспитание в организации работы с кадрами

Вся работа с персоналом органически связана с решением педагогических задач в основных на­правлениях ее и зависит от компетентного пе­дагогического подхода к их решению.

1. Разработка стратегии работы с кадрами органически включает в себя решение задач воспитания, образова­ния, обучения и развития личности сотрудников. Эти педагогические' по своей сущности задачи могут быть решены лишь при обязательном и правильном использовании педагогических форм, методов и средств. 2. Аттестация должностей, включенных в штатные расписания различных структур правоохранительных органов. Она правильна, если предусматривает как профессиографическое описание деятель­ности специалистов и должностных лиц, так и психологические, а также педагогические требования к тем, кто может занимать соот­ветствующие должности, — требования к их воспитанности, образо­ванности, обученности и развитости. Но в практике аттестации рас­пространено указание лишь образования, причем крайне редко упоминается требование иметь педагогическое образование даже на долж­ностях, непосредственно связанных с решением юридико-педаго-гических задач.

3. Привлечение и отбор квалифицированных работников на службу в правоохранительные органы. Квалифицированность — не только об­разование, но и воспитанность, обученность и развитость. Должен существовать не только профессионально-психологический, но и про­фессионально-педагогический отбор — отбор по всем упомянутым признакам квалифицированности. Принимаемые на службу, подби­раемые на должности должны подвергаться тщательному педагогиче­скому изучению, и в первую очередь оценке воспитанности. Обучить, дать образование человеку несравненно легче, чем его воспитать. Игнорирование этого приводит к проникновению в правоохрани­тельные органы таких лиц, воспитывать которых на службе очень трудно, накладно, а часто и невозможно. Никакие ссылки на неком­плект тут не оправданы, ибо на практике это приносит много боль­ше трудноисправимого вреда, чем временной пользы.

4. Обеспечение ввода молодых и вновь назначенных сотрудников в должность. Оно связано с углубленным педагогическим изучением новичка, первичным (дополнительным) профессиональным обучением на рабочем месте, выявлением педагогических причин (связанных с воспитанностью, образованностью, обученностью и развитостью) ис­пытываемых трудностей, оказанием помощи в самостоятельном устранении этих причин, а также иной со стороны старших по службе, назначенных наставников, опытных коллег и коллектива.

5. Закрепление кадров на службе и недопущение неоправданной те­кучести педагогически связано с благоприятными условиями в кол­лективе правоохранительного органа, подразделения и работой по его сплочению и воспитанию, самоутверждением сотрудников в нем и на должности, созданием условий для проявления своих положи­тельных индивидуальных особенностей, личностного и профессио­нального роста, заботой и помощью в решении бытовых и семейных проблем и должной оценки результатов работы.

6. Воспитательная работа с персоналом — направление, насквозь пронизанное педагогикой, раскрытию которого специально посвя­щена настоящая глава.

7. Повышение профессионального мастерства персонала. При прочих равных условиях производительность труда, вклад, вносимый сотруд­никами в общие результаты работы правоохранительного органа, общий успех находятся в прямо пропорциональной зависимости от повышения их квалификации. Жизнь, состояние законности и пра­вопорядка, законодательство, состав кадров правоохранительного ор­гана, опыт других и прочее непрерывно изменяются, и даже только что полученного высшего образования «хватает» не более чем на три года. Считается также, что оно — лишь база для дальнейшего повышения профессионализма выпускника, которое должно начи­наться сразу по окончании вуза. С учетом всего этого в каждом пра­воохранительном органе создается система профессиональной под­готовки, эффективность функционирования которой главным обра­зом зависит от построения на педагогической основе (см. главу 10). Стимулируется получение и повышение образования в вечерней, заочной, дистанционной или даже очной форме, а также с помощью стажировок и командировок. Повышение квалификации порой при­обретает характер переподготовки.

8. Работа с резервом на выдвижение. Подготовка своего кандида­та на замещение должности ответственного сотрудника или руково­дителя считается обязательной и выгодной. Но для того чтобы на­значить на ответственный пост человека и не допустить ошибки, надо очень хорошо знать его, а поэтому отбор из своих содержит меньшую вероятность ошибки. Когда речь идет о руководителе, то надо иметь в виду, что на таком посту нужен не просто хороший специалист, но человек, обладающий должной воспитанностью, управленческой подготовленностью и развитостью (способностями). С зачисленными в резерв организуется подготовка, которая может осуществляться на рабочих местах, с помощью кураторов — опыт­ных руководителей, по индивидуальным программам и самостоя­тельно. Зачисленным в резерв оказывается консультационная и ме­тодическая помощь, ход подготовки контролируется и оценивается. Практикуются специальные занятия, проводимые дифференцирован­но для резерва руководителей низшего, среднего и высшего звена. Используются временное исполнение обязанностей по должности, стажировки и учеба вне организации на специальных курсах. Инте­ресен опыт временных перемещений с должности на должность в рамках структурного подразделения, к руководству которой готовится находящийся в резерве. Очевидно, что вся эта работа носит не про­сто организационный характер, но пронизана решением психологи­ческих и педагогических задач.

9. Анализ и оценка деятельности сотрудников. Осуществляются путем повседневного контроля и руководства, подведения итогов и проведения разборов на промежуточных и итоговом рубежах. Рас­пространено аттестование персонала, которое важно не просто как чисто канцелярская процедура, а как один из необходимых и про­дуктивных способов стимулирования дальнейшего личностного и профессионального роста сотрудников. Это получится, если отра­жает характеристики общей и профессиональной воспитанности, образованности, обученности и развитости сотрудника, их динамику, усилия, прилагаемые сотрудниками по самосовершенствованию, ре­комендации ему.

10. Поддержка сотрудников. Работа и жизнь сотрудников сопря­жены с возможностью возникновения у них разных проблем и даже личных кризисов. Наряду с их социальной и психологической под­держкой, полезна и педагогическая поддержка консультированием, раскрытием перспектив и возможностей их достижения, примером, товарищеской помощью, содействием решению возникших проблем.

11. Помощь руководителям структурных подразделений в педаго­гической работе с сотрудниками осуществляется благодаря консуль­тированию, советам, обучению эффективным методам воспитатель­ной работы, идивидуальной работе с «трудными» сотрудниками.

12. Подготовка и повышение квалификации работников кадровой службы (особенно ее воспитательных отделений, групп) являются по всем показателям педагогической, юридико-педагогической. Если умение работать с людьми нужно всем сотрудникам правоохранитель­ных органов, то тем, кто работает с самим персоналом, она нужна вдвойне. Нет более трудного дела, чем работа с людьми. Профес­сионализм в работе с ними — сложнейший вид профессионализма, и требования к нему очень высоки. Хорошо, когда у работников кадровой службы (по крайней мере, значительной части их) есть пе­дагогическое образование с дополнительной юридической переква­лификацией или базовое юридическое с педагогической переквали­фикацией. Кроме того, профессионально-педагогическая подготовка заслуживает занять в системе их служебной учебы почетное место.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность правоохранительных органов, возлагают персональную ответственность за организацию и проведение воспитательной работы на их начальников и заместителей по кадровой и воспитательной работе. Начальники осуществляют руководство всей системой вос­питательной деятельности подчиненных им начальников органов, подразделений, кадрового и воспитательного аппарата непосредст­венно и через своих заместителей. Они определяют основные задачи и направления на конкретный период, сроки их реализации; рас­сматривают перспективные и текущие планы воспитательной работы, обеспечивают их взаимосвязь со служебной деятельностью; органи­зуют подготовку подчиненных руководителей по вопросам педаго­гики и психологии с приемом зачетов; принимают лично меры по созданию воспитывающей обстановки в коллективе правоохрани­тельного органа и повышению эффективности деятельности всех звеньев воспитательной системы в нем; лично участвуют в индиви­дуальной и других видах воспитательной работы; контролируют и оценивают состояние воспитательной работы, ее эффективность, выявляют и задействуют резервы совершенствования для достижения высокого уровня воспитанности личного состава, повышения на этой основе результатов деятельности возглавляемого правоохрани­тельного органа, предупреждения нарушений законности, дисцип­лины и других недостатков.

Вышестоящие органы, имеющие в своем составе специальные кадровые и воспитательные службы, осуществляют контроль воспи­тательной работы в подведомственных органах, проведение социо­логических и психолого-педагогических исследований, координацию работы, подготовку всех ее субъектов, методическое руководство, материальное обеспечение.

Воспитательная работа строится по планам (годовым, месячным, недельным в связи с определенными срочными задачами), общим и индивидуальным, на разных уровнях управления ею.