11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
Экстремальные ситуации в правоохранительной деятельности
Экстремальными179 называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, крайнему, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую задачу. Трудности могут носить объективный и субъективный (психологический) характер. Объективные трудности обусловлены сложностью самих правоохранительных ситуаций, борьбы с преступностью, проблемами укрепления законности, обеспечения правопорядка при чрезвычайных ситуациях (наводнениях, землетрясениях, лесных пожарах, эпидемиях и эпизоотиях, крупных техногенных катастрофах и пр.) и др., а субъективные — индивидуальными особенностями сотрудников и недостатками их подготовленности. В последние 10—15 лет наблюдается тенденция повышения экстремальности правоохранительной деятельности в связи со значительным ростом активности и криминальной изощренности преступников, группового бандитизма, организованной преступности, развитием терроризма, ростом числа ситуаций, в которых активно используется оружие, и др. Последнее привело к повышению роли и развитию такого вида правоохранительной деятельности, как служебно-боевая деятельность. В общем случае ситуация представляет собой совокупность объективно-субъективных обстоятельств жизнедеятельности человека (группы) в какой-то отрезок времени. Она — единство, активная взаимосвязь преследующего свои цели человека и обстановки, того положения, в котором он находится, временно сложившаяся система «человек в ситуации» (рис. 11.1)180.
Рис. 11.1. Система «человек в ситуации*
Структура ситуации и то, что в ней взаимодействует, включает:
• обстановочные составляющие {компоненты, факторы181) — то, что человека окружает, что можно назвать обстоятельствами, средой, внешними условиями;
• личностные составляющие {компоненты) — то, что представляет из себя человек, попавший в данную обстановку, поставившую его в определенное положение и перед необходимостью выбора действий;
• деятельностные {поведенческие) составляющие {компоненты) — то, что человек делал, попав в данную обстановку, что намеревается делать, что делает и чего достигает.
Человек в ситуации — это не человек и ситуация, а интегральный продукт взаимодействия всех компонентов ситуации, системный, объективно-субъективный феномен. Психическое состояние человека, его решение, поведение, поступок, действие в той или иной ситуации — всегда интегральный, системный продукт такого взаимодействия. Внешние причины действуют через внутренние условия — такова важнейшая закономерность психической деятельности, состояний, действий и поступков человека. Любые объективные характеристики в системе «человек в ситуации» личностно окрашены и трансформированы, «видятся» личностью по-своему и только в этом виде приобретают регулирующую ее поведение функцию. Ситуация с одними и теми же обстановочными особенностями психологически изменяется для человека вместе с изменением его личностных и деятельностных составляющих, т.е. его подготовленности, активных и умелых действий в ней. Одна и та же обстановка может восприниматься одним человеком как нормальная, другим — как сложная, но приемлемая для действий, третьим — как интересная, увлекательная и вызывающая азарт, четвертым — как безвыходная. Ситуация всегда личностно опосредована, а состояние и поведение личности имеет ситуативные признаки. Последние не задаются однозначно объективно-обстановочными характеристиками ситуации, не являются фатально обусловленными ими, не навязывают человеку послушно-пассивную роль. Решающее слово принадлежит комплексу присущих конкретной личности и устойчиво сформированных у нее свойств, качеств, привычек, знаний, умений, навыков, различных видов подготовленности к жизни, деятельности, встрече с экстремальными ситуациями и факторами, ее неподатливости, упругости, устойчивости к их возможным негативным воздействиям. Поэтому экстремальность ситуаций в действительности представляет собой объективно-субъективный феномен.
Это подтверждается и существованием четырех психолого-педагогических типов экстремальных ситуаций, отличающихся особенностями и результатами личностно-обстановочного взаимодействия:
1) объективно экстремальные ситуации — трудности и опасности в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком объективно в результате действия непреодолимых сил, без его участия. Они насыщены угрозами, опасностями, трудностями;
2) потенциально-экстремальные ситуации — объективные сложности, трудности, опасности выражены в них неявно, существуют в потенции, как скрытая угроза. Переход потенциальной угрозы в реальность зависит как от объективного развития событий, так и от действий самого человека. Такие ситуации можно сравнить с притаившимся и готовым к прыжку мощным хищником. Возникновение экстремальности происходит обычно скачком и в основном по вине или воле человека и зависит от его подготовленности;
3) лично спровоцированные экстремальные ситуации {экстремально-виктимные) — риск, трудности и опасности порождаются самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором, поступками, действиями. Они могут возникать даже при практически полном отсутствии объективных потенций к ним, по пустякам, из-за ошибок, по неосторожности, непредусмотрительности человека. Не случайно говорят, что мы любим создавать себе трудности, чтобы потом их преодолевать;
4) воображаемые экстремальные ситуации {фантазийные, мнимые, иллюзорные) — тоже создаются человеком, но его разгулявшимся воображением, а не поступками. Они либо вообще объективно не содержат проблем, угроз и опасностей, но их наличие мерещится человеку, либо содержат какую-то толику потенциальной угрозы, но видятся и переживаются им как сверхсложные и опасные. Такие ситуации присущи людям тревожным, эмоциональным, мнительным, слабо подготовленным, неуверенным в себе. В обстановке слухов, социальных и природных катаклизмов, частых неудач, при отсутствии достаточной информации об обстановке и ее изменениях, слабом понимании происходящего вокруг они могут возникать и у других людей.
Объективные особенности обстановки, таким образом, не механически и однозначно придают ситуациям экстремальность. Понимание этого открывает практически неограниченные психолого-педагогические возможности для подготовки сотрудников к успешным действиям в экстремальных ситуациях правоохранительной деятельности.
Факторы и их требования к экстремальной подготовленности сотрудников
Проблема экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности и их влияния на сотрудников стала изучаться психологически с середины 70-х годов (чуть больше 30 лет назад)182, а педагогически — с 90-х годов183. При их характеристике выделяются прежде всего присущие им экстремальные факторы (обычно они называются психогенными184 факторами, «стрессогенными», «стресс-факторами», «стрессорами»)185 — это факторы, оказывающие сильное воздействие на человека, сопряженное с необходимостью преодоления внутренних и внешних трудностей. Делаются попытки классифицировать их по разным основаниям, но если в основу положить приведенную выше структуру ситуации, то к основным из них будут относиться:
1) экстремально-обстановочные факторы:
а) экстремально-материальные — объективно-материальный тип обстановки (пожар, землетрясение, пропажа имущества, террористический акт и пр.), необычность, нестандартность, незнакомость, непонятность обстановки; невозможность контроля за происходящими в обстановке переменами, их неуправляемость, стихийность; внезапность, неожиданность, быстрота и радикальность происходящих перемен; обилие малознакомых, устрашающих явлений в окружающей обстановке (взрывы, свист пуль, истошные крики, вид бушующего огня, трупа, крови и пр.); наблюдаемые разрушения, последствия пожаров, обстановка общей разрухи и дезорганизации жизни; плохая видимость, темнота; дискомфортные условия (жара, холод, одиночество, изнурение, грязь, сырость, отсутствие нормальной пищи, невозможность помыться, необходимость спать под открытым небом, урывками и др.); опасности для материальных ценностей и др.;
б) экстремально-социальные — социальный тип обстановки (конфликт, противоборство, угрозы, шантаж, паника, безработица и т.п.); психология и социально-психологический климат в малых группах (семья, друзья, трудовой или воинский коллектив, спортивная команда, туристическая группа и т.п.); психическое состояние и поведение окружающих людей; опасность для других людей, их страдания или смерть; социальная изоляция, одиночество; обстановка в обществе, регионе; жизненные перспективы, предвидение надвигающихся событий, потеря перспектив жизни;
2) жстремально-деятельностные факторы — тип деятельности, ее активность, напряженность, освоенность человеком; цели, задачи и значимость деятельности; интеллектуальная, двигательная и волевая сложность деятельности; степень ответственности и риска; трудности достижения нужного результата, вероятность неудач, большая цена ошибки; обратимость/необратимость возможных последствий, вера в успех; ответственность, самостоятельность; монотонность деятельности:
а)организационно-деятельностные — степень организованности деятельности, авторитетности и эффективности руководства; пример поведения старших и руководителей; слаженность, взаимопонимание, взаимное доверие, готовность прийти на помощь друг другу совместно работающими, их взаимоотношения, психологическая совместимость; обеспеченность действий; обеспеченность средствами личной защиты и вера в их надежность; обеспечение жизнедеятельности в экстремальных условиях; оказание своевременной медицинской помощи, эвакуация раненых и постра давших и др.; меры по поддержанию работоспособности и боеспособности; организованность, управление;
б)операционально-деятельностные — трудность понимания обстановки и ее изменений; ненадежность связи, плохое взаимопонимание между взаимодействующими людьми, силами и средствами и несогласованность действий; информационная перегрузка; выполнение плохо освоенных действий, операций; сдерживание активных действий при выжидании момента или получении разрешения для их начала; использование оружия и насилия; высокая активность действий, их стремительность, темп, дефицит времени; неудачи в начале, ходе и итогах действий;
3) экстремально-личностные (виктимные) факторы (личностные предпосылки повышенно-обостренного восприятия экстремальности ситуаций) — недостаточные экстремальные способности (см. ниже), слабая экстремальная подготовленность (см. ниже), большая личная значимость ситуации; повышенная боязнь ответственности; острое желание добиться наилучшего результата в условиях риска и неуверенности; неуверенность в себе; легкая переутомляемость, внушаемость, авантюрность; неудачный опыт прошлого и пр.
Все рассмотренные факторы обладают большой вероятностью оказания сильного — позитивного или негативного — влияния на людей. Но вероятность — не обязательность. Сила и характер влияния не предопределяются только физическими параметрами того или иного фактора (величиной, яркостью, громкостью и пр.). Можно кричать на человека — и он останется совершенно спокойным, а можно сказать что-то значимое шепотом на ухо — и он придет в ярость или упадет в обморок. Решающее значение имеют особенности данного человека, личностный смысл, который имеет для него тот или иной фактор, ситуация.
Практически все сотрудники правоохранительных органов систематически попадают в экстремальные ситуации. Даже беседа, опрос, допрос, проверка документов, предупреждение, требование, обвинение, резкое слово могут быстро превратиться в накаленный эмоциями конфликт, экстремальную ситуацию, которая потребует от следователя, патрульного милиционера, судьи, адвоката и других предельной собранности, самообладания, воли, умения выходить достойно из сложного положения. Обилие поручений, «горящие сроки», ненормированный рабочий день, «разнос» начальника, полученное неприятное сообщение и пр. превращают работу в экстремальную. Наглость, вызывающее поведение, оскорбляющее профессиональное и личное достоинство сотрудника, могут превратить ситуацию даже в гиперэкстремальную, в которой некоторые даже срываются, совершают поступки, за которые потом раскаиваются и даже несут административную, а порой и уголовную ответственность. Чаще, чем другим, приходится решать задачи в экстремальных условиях большой сложности сотрудникам МВД, Министерства юстиции, ФСБ, особенно специальных подразделений (ОМОН, СОБР, ОСН, ГЗ — групп захвата и др.). Такие особенности современной правоохранительной деятельности требуют повышенного внимания к вопросам подготовки их сотрудников.
Факты и исследования показывают, что на плохо, недостаточно подготовленного к решению задач в экстремальных ситуациях сотрудника они и присущие им факторы сказываются отрицатель-н о: вызывают растерянность, нерешительность, страх, ухудшение оценки обстановки, сообразительности, находчивости, наблюдательности, работы памяти, скорости реакций, ослабление самоконтроля и самоуправления, учащение и углубление ошибок, снижение точности действий и др. В слабо подготовленных группах, отрядах, экипажах часто возникают нездоровые и пессимистические настроения, слухи, настроения недовольства, отрицательные мнения, ослабление дисциплины, нарушения уставных и служебных норм поведения, склонность к неумеренному употреблению спиртного, конфликты во взаимоотношениях, паника и пр.
Напротив, на хорошо подготовленного к решению задач в экстремальных ситуациях и условиях сотрудника последние сказываются положительно, способствуя мобилизации сил и возможностей, обострению у него чувства долга, ответственности и решимости, вызывают внутренний подъем, даже азарт, энергичность и активность, настойчивость и упорство, деятельностный максимализм (страстное стремление добиться самого высокого результата), повышенную бдительность, внимательность, наблюдательность, быструю и четкую работу мысли, готовность к любым неожиданностям и быстрым реакциям, смелость, устойчивость к временным неудачам и др. Качество действий по сравнению с нормой даже повышается, что относится и к хорошо подготовленным группам, отрядам, экипажам.
Высокий уровень и разносторонность требований экстремальных ситуаций к действующему в их условиях человеку свидетельствуют о первостепенной важности его всесторонней подготовленности к успешному поведению и действиям в них. Они предъявляют категоричные, особые, повышенные педагогические требования к ней:
I) обязательности подготовленности. Спорить о том, нужно ли обладать надлежащей подготовленностью или нет, бесполезно — безусловно, нужно. Экстремальные условия экзаменуют каждого, кто в них попадает, и избежать этого невозможно. Они строго, бесстрастно выявляют все достоинства и слабости, беспристрастно, как лакмусовая бумажка, обнаруживают, кто чего стоит. За пренебрежение требованиями экстремальности при подготовке расплата следует обязательно. Нередко цена расплаты — жизнь самого сотрудника; 2) широты и педагогической целостности подготовленности. Необходимо формирование не одного-двух навыков, не только обучение, но и всесторонняя подготовка сотрудника, включающая его обученность, воспитанность, развитость, образованность;
3) специфичности подготовленности — нужна особая целенаправленная подготовка, ориентированная на своеобразие экстремальных условий правоохранительной деятельности вообще и деятельности отдельных служб, специалистов, должностных лиц, задач в частности;
4) адекватности — воспитанность, обученность, развитость и образованность сотрудников и их групп по структурным и содержательным характеристикам должны строго соответствовать специфике требований преодоления трудностей, создаваемых каждым из экстремальных факторов и всеми вместе, что должно и может обеспечиваться строго адресным построением содержания и других элементов педагогической системы подготовки;
5) непрерывности и быстроты подготовки. Экстремальные условия — особая школа, в которой надо учиться добросовестно, непрерывно, быстро и успешно. Они не только требуют, но и создают условия, представляя для совершенствования подготовки богатые возможности.
Характеристика экстремальной подготовленности сотрудников
Поведение человека в экстремальных ситуациях жизни и профессиональной деятельности базируется на общей педагогической сформированности личности сотрудника, выраженной в уровне сформированности его основных педагогических свойств.
Образованность человека — результат его образования в процессе жизни и профессиональной деятельности, выраженный в наличии у человека фундаментальных (общих, обширных, глубоких, систематизированных, научных) знаний и соответствующих общих умений, привычек, качеств. Философу Клоду Гельвецию (1715—1771) принадлежат слова:
Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество.
Образованность помогает человеку снизить экстремальность и безопасность своей жизни, предвидеть опасности, предупреждать, избегать их, правильнее (шире, глубже, всесторонне) оценивать их и находить лучшие решения.
Воспитанность человека — результат его воспитания. Воспитанием достигается подготовленность человека к жизни в обществе, среди людей, к цивилизованному, культурному, моральному, правомерному поведению; формирование у него гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье; уважение к закону, правам и свободам человека, к общечеловеческим ценностям, другим людям; приобщение к труду, любовь к профессии, созиданию, профессиональной культуре; дисциплинированность. Воспитанность играет огромную роль в поведении человека в экстремальных ситуациях, определяя приоритетные ценности поведения, стремление к следованию определенным нормам и выбору средств и способов поведения. Великий русский ученый И.М. Сеченов (1829—1905) писал:
Когда человек идет на подвиг, на смерть, в голове у него всегда какая-нибудь страшно сильная мысль, крепкое чувство, убеждение, верование, из-за которых смерть становится менее страшной, по крайней мере из-за которых он мирится с ней186.
Такими чувствами, убеждениями, верованиями выступают патриотизм, любовь к своему народу и его историческим традициям, гражданственность, высокая моральность, честность, порядочность, чувство долга, коллективизм и т.п. «Великая энергия рождается лишь для достижения великой цели» (народная мудрость). Не бывает героизма, готовности человека рисковать своей жизнью, основанных на корыстном личном расчете.
Обученность человека — система разносторонних, достоверных, научно обоснованных знаний, навыков и умений по отдельным наукам, их комплексам, сферам жизни, видам профессиональной деятельности, которыми он владеет. Богатство знаний, навыков и умений положительно сказывается на действиях в жизненных и профессиональных экстремальных ситуациях. «Где нет знаний, там нет и смелости» (пословица).
Развитость человека — уровень достигнутых основных качественных изменений в нем, произошедших в личном опыте жизни. Они выражаются в социальном, культурном, психологическом, педагогическом, интеллектуальном, физическом и ином совершенстве особенностей личности. Развитый человек более умен, смышлен, сообразителен, гибок, быстр, силен, способен замещать какие-то свои слабости богатством других сильных сторон, и поэтому он более способен к действиям в экстремальных ситуациях.
Педагогическая сформированность человека может находиться ; на высоком, среднем или низком, примитивном уровне (педагогическая запущенность) и выступает базовой основой его поведения в любых экстремальных ситуациях. С достигнутым уровнем он входит в экстремальные ситуации, проявляя имеющиеся у него базовые предпосылки к тому, якобы справиться с возникшими трудностями разного рода.
Низкий уровень педагогической сформированности личности сотрудника, педагогическая запущенность, невоспитанность, примитивное понимание жизни, доминирование в его личности низменных потребностей, эгоизм, индивидуализм, привычка к праздности, отсутствие трудолюбия, требовательности к себе — зияющие «трещины» в личностной платформе. Смелость, мужество, устойчивость к опасностям и трудностям экстремальных ситуаций — это проявление общей педагогической сформированности человека, его личности — фундамент возможности встречать и переносить любые трудности, невзгоды, личные кризисы (которых вовсе избежать нельзя), умение «держать удар», не отчаиваться при неудачах, а добиваться своих целей в любых обстоятельствах. Без достаточно высокого уровня педагогической сформированности личности не может быть успешной и его специальная экстремальная подготовленность. Поэтому последняя, как и успех действий в экстремальных ситуациях, зависит от всей системы педагогической работы с персоналом правоохранительного органа.
Но и одной общей развитости мало для достижения профессионального успеха в экстремальных ситуациях. Если для большинства специалистов гражданских профессий экстремальная ситуация — досадное и редкое недоразумение, то для сотрудника правоохранительных органов это непременный спутник его деятельности. Поэтому ему мало иметь общую подготовленность к экстремальным «всплескам» в жизни, нужно быть еще специально подготовленным именно к экстремальным ситуациям правоохранительной деятельности. Его отношение к таким ситуациям должно быть как к нормальным, а действия в них — профессионально совершенными. Он должен быть профессионалом решения задач в экстремальных условиях.
Сотруднику надо:
• твердо и точно знать, с какими экстремальными ситуациями он будет сталкиваться, в чем их особенности, какие трудности ожидают его;
• в совершенстве знать и уметь выполнять обычные профессиональные действия, не ухудшая их качество под влиянием любых экстремальных факторов и трудностей, свойственных профессионально-экстремальным ситуациям;
• дополнительно обладать безукоризненно отработанными умениями выполнять особые действия, адекватные специфике разных типов профессионально-экстремальных ситуаций;
• обладать развитыми качествами и умением действовать без растерянности и успешно в условиях непредвиденности, впервые встретившихся ситуаций и факторов, обладать «привычкой к непривычному»;
• быть специально обученным действиям по обеспечению личной безопасности в профессиональных ситуациях;
• обладать повышенной экстремальной устойчивостью, чтобы в любых условиях не снижать качество действий, выполнять их смело, гибко, уверенно, при полном самообладании;
• быть способным настойчиво, невзирая на трудности, наступательно, гибко, умело реализовыватъ свои намерения и достигать цели.
Наличие подготовленности, обладающей перечисленными признаками, оказывает широкое положительное влияние на личность сотрудника, его профессионализм и действия. Он будет чувствовать себя намного увереннее, чем неподготовленный. Сознание же собственной неподготовленности, неумелости — источник трусости и волнений там, где для них нет оснований. Подготовленный сотрудник лучше разбирается в особенностях возникающих ситуаций, более правильно оценивает их, предвидит развитие событий, что делает возникающие трудности понятными, ожидаемыми, исключает если не все, то многие неожиданности, не позволяет застать себя врасплох и действовать впопыхах. Подготовленный сотрудник меньше нервничает, волнуется, действует с самообладанием (с «холодной головой»), расчетливо, допускает меньше ошибок и промахов и не создает дополнительные трудности себе. Более того, он положительно влияет на других. Профессионализм и уверенные действия его в экстремальной ситуации усиливают «чувство локтя», благотворно сказываются на психическом состоянии и действиях даже слабо подготовленного другого сотрудника, действующего рядом. Уверенность в профессионализме руководителя, командира придает силы всем, кто действует под его началом.
Мало можно найти таких ситуаций в правоохранительной деятельности, в которых бы специальная экстремальная подготовленность сотрудника не имела бы значения. Чем сложнее экстремальные ситуации, чем они опаснее, чем разнообразнее, чем больше в них неожиданного, тем большую роль играет экстремальная подготовленность. Без нее не может быть и подлинного профессионализма сотрудника правоохранительных органов.
Экстремальная подготовленность — особая подготовленность сотрудника к успешным действиям и обеспечению безопасности в экстремальных ситуациях правоохранительной деятельности.
Она включает два основных ее вида, состоящих из специально сформированных психолого-педагогических компонентов воспитанности, обученности и развитости сотрудника:
• общую экстремальную подготовленность;
• специальную экстремальную подготовленность (рис. 11.2).
Высший уровень экстремальной подготовленности человека представляет собой единство его общей и специальной составляющих. Практически формирование той и другой часто осуществляется в единстве, и все компоненты формируемой общей экстремальной подготовленности (перечисленные выше) конкретизируются и дополняются специальным содержанием. Решающее значение все же в конечном счете принадлежит специализации экстремальной подготовленности, уровень которой может быть достаточно высок и легче достижим. Ограничение же общей экстремальной подготовленностью всегда имеет черты незавершенности.
Рис. 11.2. Структура экстремальной подготовленности сотрудника
Основные компоненты экстремальной подготовленности сотрудника
Первый вид экстремальной подготовленности — общая экстремальная подготовленность —
заключается в хорошем знании сотрудником экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности, научно-достоверном понимании того, что в них происходит, что от него требуется и как соответствовать этим требованиям. Элементами ее выступают:
• знание сотрудником существования проблемы экстремальности в профессиональной деятельности и службе;
• знание сущности, типов, видов экстремальных ситуаций и их характеристик;
• понимание основных требований экстремальных ситуаций к сотруднику, экстремальных факторов, свойственных ситуациям правоохранительной деятельности, их возможных психологических и педагогических влияний на него и последствий позитивного и негативного характера;
• понимание зависимости воздействий экстремальных ситуаций и факторов на сотрудника от его личной экстремальной подготовленности к ним;
• понимание структуры и содержания личной экстремальной подготовленности;
• убежденность в необходимости тщательной и полноценной подготовки себя к экстремальным ситуациям правоохранительной деятельности;
• знание возможностей и путей обеспечения личной профессиональной безопасности;
• знание педагогической системы экстремальной подготовки (ее целей, задач, содержания, условий, организации, форм, методов, технологий, средств, личных возможностей и др.);
• стремление сотрудника к постоянному повышению собственной экстремальной подготовленности.
Второй вид — Специальная экстремальная подготовленность сотрудника — более сложное комплексное образование, имеющее свою структуру. Суть его — целенаправленная подготовленность к строго определенным экстремальным ситуациям и действиям, свойственным специальности сотрудника, его должностному положению либо особым действиям, к которым он получил задание готовиться. В ее структуру входят:
• экстремальная воспитанность;
• экстремальная обученность;
• экстремальная развитость (способности).
Экстремальная воспитанность — особая подготовленность к выполнению в условиях экстремальных ситуаций своего служебного долга, проявлению профессиональной преданности, соблюдению законности, высокоморальному поведению, проявлению коллективизма, товарищеской взаимовыручки, мужества, смелости, морально-психологической стойкости. Вести себя так в экстремальных ситуациях бывает не просто. Чтобы выбраться из возникающих трудностей, кризисных положений, ситуаций, содержащих угрозу для жизни, не воспитанный должным образом сотрудник может стать на путь обмана, профессионального и товарищеского предательства, нарушения законности, проявлений трусости. В своей основе экстремальная воспитанность — это специальная, ориентированная на экстремальные ситуации морально-психологическая подготовленность. Она включает моральные знания и убеждения, моральные навыки, умения и привычки, внутренние установки на безусловное следование моральным нормам поведения и кодексу чести сотрудника правоохранительных органов. Специальный характер этой подготовленности придает ей связь с профессиональной этикой, профессиональной деонтологией187, присягой, уставами. Экстремальная морально-психологическая подготовленность — мощная внутренняя сила, позволяющая преодолевать трудности и сохранять личное достоинство, не терять свое лицо при тяжелых профессиональных испытаниях.
Решение задач в экстремальных условиях — это необычные действия по своим задачам, способам, средствам, трудностям и их психологической насыщенности. Поэтому столь важна специальная экстремальная обученность сотрудника. Она включает:
• экстремальную надежность обычных профессиональных навыков и умений. В экстремальных ситуациях, наряду с особыми, часто следует выполнять и обычные профессиональные действия: вести наблюдение, водить автомашину, проводить осмотр места происшествия, вести допрос, поддерживать общественный порядок и пр. Но все это будет получаться хуже, если отработанность навыков и умений не доведена до безукоризненности, предполагающей высокое качество выполнения действий в условиях помех, окружающей суеты, выкриков, сильной ограниченности времени, темноты, дыма, жара огня и влияния других экстремальных факторов в ожидаемых ситуациях;
• обученность экстремальным действиям, выполняемым только в экстремальных ситуациях, например переговорам с преступниками, применению оружия, спецсредств, средств и способов задержания правонарушителей, средств самозащиты, спасению погибающих людей и пр. Она представлена комплексом соответствующих экстремальных навыков и умений, отвечающих характеру экстремальных ситуаций, ожидаемых данной категорией сотрудников;
• обученность согласованным действиям в составе группы. Индивидуальная обученность (мастерство, профессионализм) чаще всего страдает неполнотой, если ей не присущи навыки и умения согласованных действий, ибо в экстремальных ситуациях чаще приходится действовать не в одиночку, а в составе группы — отдела, отряда, расчета, экипажа, смены и др.;
• отработанность гибкой тактики действий в экстремальных ситуациях. Как бы вы ни готовились к предвиденным ситуациям, каждая из них все же в чем-то оказывается неповторимой, а поэтому важно готовить сотрудников к творческим, гибким, строго отвечающим обстановке, корректируемым по ходу действиям;
• умение преодолевать противодействие. Специфика правоохранительных ситуаций чаще всего характеризуется наличием противодействия как со стороны криминального элемента, так и некоторых отрицательно настроенных граждан. Противодействие может носить психологический, поведенческий, а также силовой — физический и вооруженный — характер. Умение преодолевать противодействие сложно и комплексно — это и умение вести психологическую борьбу, переговоры, урегулировать конфликты, снимать психологическое напряжение, достигать согласия, применять приемы самозащиты и задержания, использовать спецсредства и оружие. Без такого умения сотрудник чаще всего не сможет решить задачи, возникающие в экстремальной ситуации;
• экстремальную психолого-педагогическую подготовленность — особый сложный компонент экстремальной обученное™, включающий психологические знания, навыки и умения, профессионально-психологическую устойчивость, а также умение учиться в экстремальной обстановке, обобщать свой и чужой опыт, повышать свою экстремачьную подготовленность;
• подготовленность к обеспечению личной профессиональной безопасности — связана с овладением определенными знаниями, навыками и умениями пользоваться средствами защиты и самозащиты; с тактикой поведения в угрожающих ситуациях, развитием качеств бдительности и разумной осторожности.
Экстремальная развитость сотрудника выражается в наличии у него определенных качеств, отвечающих требованиям успешной деятельности в экстремальных ситуациях правоохранительной деятельности (рис. 11.3). Это развиваемые качества и, следовательно, развитые экстремальные способности, развитые в соответствии с требованиями экстремальных ситуаций. В большинстве это психологические и физические качества, но развитие их проходит в специально организуемом педагогическом процессе, конфликтах и др.
Экстремальные способности и экстремальная подготовленность взаимосвязаны. При наличии у сотрудника способностей его подготовка проходит более успешно, как и действия в экстремальных ситуациях.
Рассмотренная психолого-педагогическая структура экстремальной подготовленности выступает ориентиром для определения цели, задач, содержания и косвенно методов экстремальной подготовки персонала правоохранительных органов.
Рис. 11.3. Схема экстремальных способностей личности
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений