Методические принципы и методы
Они характеризуют важнейшие зависимости между педагогическими влияниями, воздействиями и результатами. Под методами воспитания понимается совокупность способов, средств и приемов однородного педагогического воздействия на сотрудников, ведущих к достижению определенного педагогического результата141. Средства воспитания — все то, с помощью чего осуществляется воздействие (слово, факты, примеры, документы, фотографии, действия и пр.). Приемы воспитания (операции) — частные способы использования средств142. Методы воспитания являются важнейшим педагогическим инструментом в решении педагогических задач, отвечая на вопрос «как?».
Группы методов классифицируются по возможностям достижения определенного педагогического результата.
К методам воздействия на сознание сотрудников относятся: разъяснение, убеждение, пример. Убеждать — значит, опираясь на факты, аргументы, логику, опыт и данные науки, помочь сотруднику верно понять те или иные стороны жизни и правоохранительной деятельности, внутренне одобрить соответствующие умозаключения, оценки, выводы, превратить их в направляющую и регулирующую силу собственного поведения. Важными условиями успешности убеждения являются достоверность и соответствие слов правде жизни, их обоснованность, логичность, искренность, доброжелательность, тактичность, индивидуализированность, терпение, выдержка. Убеждать — значит не навязывать свой образ мыслей, а подводить убеждаемого к собственным выводам, к сравнению их с собственным опытом, к пониманию их смысла и значения для себя. Важными условиями успеха убеждения выступает авторитет воспитателя, его личная примерность и убежденность, свободный и искренний обмен мнениями, сомнениями, возражениями, аргументами, выводами.
Для воспитательной работы в практических организациях, к которым относится и правоохранительный орган, особенно подходит метод убеждения на опыте. Бывают люди, которые не очень верят словам, но твердо усваивают их после того, как сами наделают ошибок в работе и жизни, либо в специально создаваемой воспитателем поучительной ситуации, либо на близком, «живом» примере из жизни и деятельности коллектива.
К методам воспитания привычек поведения принадлежат: следование примеру, участие в совместной работе, упражнение в обоснованном выборе поступка, упражнение в правильном поступке, помощь в совершении правильных поступков, приучение, требование, принуждение.
Есть группа методов стимулирования должного поведения: соперничество, состязание (соревнование), поддержка, показ перспектив, авансирование доверия, одобрение, поощрение, постановка в пример, осуждение, критика, наказание. В органах и войсках Министерства внутренних дел, Федеральной службе безопасности, Федеральной пограничной службе и других уместно регулярное разъяснение и напоминание о верности Присяге, служебному долгу, соблюдении личной чести и чести коллектива, доброго имени и имиджа сотрудника правоохранительных органов, офицерской чести.
Каждому методу свойственны свои методические приемы. Так, при применении метода убеждения используются приемы: аргументации, сравнения, аналогии, опоры на опыт и знания, демонстрации примера, убеждения фактом, цифрами, статистическими данными, использования положений нормативных документов, ссылки на авторитет или на опыт других, обращения к чувству собственного достоинства, совести, порядочности, самолюбию, предложения к самооценке, к опровержению доказательств, рассуждения «от противного» и др.
Успех применения методов всегда зависит от условий и авторитетности применяющего их, а также его целеустремленности и педагогической грамотности. Убеждая кого-то, поощряя, критикуя и т.п., руководитель, старший не всегда поступает как педагог, применяя даже методы, называемые педагогическими. В действительности эти методы становятся педагогическими при условиях, когда, как уже отмечалось в главе 4, применяющий их:
• активизирует в своем сознании педагогическую установку, т.е. желание достигнуть воспитательного результата и использовать для этого рекомендации педагогики;
• осмысливает педагогическую цель и в деталях тот педагогический результат, который в итоге должен быть достигнут;
• припоминает имеющиеся у него педагогические знания о воспитательных методах, а при нехватке их обращается к литературе по юридической педагогике, примеривая к данной служебной или воспитательной ситуации;
• знает и понимает индивидуальные особенности сотрудника, с которым работает, и с ориентацией на них индивидуализирует выбор метода и особенно приемы, порядок действий, тональность, тактику, или, можно сказать, — педагогический сценарий подготавливаемого педагогического действия и его методику;
• гибко, по обстановке, настойчиво и выдержанно реализует намеченный порядок действий, не отступая от педагогического подхода, не срываясь на административный и нервно-эмоциональный тон.
Ни один из методов ни плох, ни хорош. Каждый хорош, когда уместен, применяется ко времени, включен в систему других и вместе с другими. Например, метод убеждения достоин всяких добрых характеристик, но если из всех методов применяется только он один, то воспитание превращается в говорильню. Свои сильные стороны есть и у метода принуждения, но если пользоваться только им, то вместо воспитания будут администрирование, дрессировка, подавление личности.
1. Принцип активного включения в трудовую и социально-созидательную активность. Только труд, увлекающий человека, интересный, захватывающий его мысли и желания, побуждающий к самоотдаче, максимально плодотворно продвигает его по пути личностного роста и успеха самого труда. Этот труд не в тягость, а по потребности, труд, позволяющий почувствовать себя нашедшим свое место в жизни, стать уважаемым другими. Высокоэффективный, творческий и инициативный труд — это не ряд каких-то показателей, а жизнь человека, нашедшего себя в этом труде. В воспитательной работе следует искать и использовать все средства и способы, повышающие интерес всего коллектива и каждого сотрудника к процессу труда и высоким достижениям в нем. Нужно раскрытие социальной значимости правоохранительного труда, значимости для каждого гражданина, показ реальной гуманности его, благодарности людей за защиту прав и обеспечение безопасности. Труд должен протекать в обстановке удовлетворенности от занятий им, а поэтому руководителям следует сознательно использовать любую возможность, чтобы лично выразить коллективу и сотруднику удовлетворение их трудом, поощрить похвалой, материально, постановкой в пример другим, благодарностью, добрым словом, а не сводить дело к бесконечным разносам. Хорошо, если подобное исходит от граждан и других организаций, поэтому разумно стимулировать проявление ими благодарности, а не только критики и жалоб. Большое удовлетворение приносит благоприятная морально-психологическая атмосфера в коллективе и взаимоотношения с начальниками. Нужна и подсказка, совет, как лучше проявить свои способности, утвердиться в собственных глазах, заслужить уважение и признательность других людей.
Непреходящее значение имеет активное включение сотрудников в оптимизацию жизни коллектива правоохранительного органа, утверждение в нем коллективистских и товарищеских отношений.
Невозможно кому-то создать благоприятную воспитывающую среду в коллективе и окружить ею, как красивой ширмой, каждого. Активность сотрудника в установлении в своем окружении благоприятной среды имеет ничуть не меньшее воспитательное значение для него, чем помещение в уже готовую среду. Со стороны руководства нужна специальная работа по активизации вначале актива, а затем и вовлечению возможно большего числа сотрудников в полезную и для себя, и для жизни коллектива работу. К. Маркс справедливо писал, что обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.
2. Принцип сотрудничества и партнерства. Воспитательное влияние руководителя, старшего, воспитателя на сотрудников усиливается и делается благотворным, когда между ними есть взаимопонимание, взаимное уважение, стремление помогать друг другу. Воспитывать успешно может лишь тот, к кому тянутся, а не тот, от которого бегут. Убедительны слова того, кто пользуется авторитетом, кого уважают за ум и справедливость, в доброжелательность и искренность которого верят, кто сам ведет себя так, как призывает вести себя других. Такому человеку хотят подражать, к его советам прислушиваются, делают так, как он считает правильным.
Стремление руководителя, старшего, воспитателя добиться авторитета, умение установить тесные и благоприятные личные взаимоотношения со всеми и каждым сотрудником умножают силу применяемых ими методов и вооружают лучшим методом убеждения и воздействия — методом личного примера: личной добросовестности, личной порядочности, личной человечности и справедливости, примера общения, поведения, отношения к людям, решения вопросов и др. Педагогика воспитания в практических органах, основанная на личном примере, — наиболее действенная педагогика.
3. Принцип комплексирования и согласованности воспитывающих воздействий. Согласованность и сотрудничество должны быть и между всеми субъектами, участвующими в воспитании и оказывающими своей работой воспитывающее влияние. Речь идет о действии сообща всех лиц начальствующего состава, и особенно тех, кто руководит их деятельностью, обеспечивает ее и тех, кто проводит специальную воспитательную работу. Если одни что-то разрешают, а другие запрещают, одни только взыскивают, а другие сочетают требовательность с заботой, если одни рассказывают, что права и достоинство сотрудников должны уважаться, а вторые постоянно унижают их, то никакого воспитания не получится. Недопущение расхождения между словом и делом, между тем, в чем убеждают сотрудника словами, и тем, в чем его убеждает опыт, имеет решающее значение в методической системе воспитания. Нарушение этого принципа — одна из наиболее важных причин отсутствия должного результата в воспитании сотрудников.
4. Принцип единства требовательности и заботы. Человек вообще не в состоянии жить, а тем более правильно развиваться и воспитываться, когда с него только требуют, взыскивают, но не заботятся о нем. Требовать имеет право только тот, кто предъявляет требование и к себе, а все законодательные и нормативные акты по вопросам управления и требуют от руководителя и педагога проявлять заботу и быть справедливым в работе с людьми. Чем большие требования предъявляются, тем больше должно проявлять и заботу. А.С. Макаренко относил к важнейшим правило: как можно больше требований и как можно больше заботы о людях (подробнее о требовательности см. главу 12).
5. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Применяемые воспитателем формы и методы оправдывают его надежды, если отвечают индивидуальным особенностям сотрудника, к которому они адресуются. Когда говорят о дифференцированном подходе, имеют в виду необходимость строить работу и с учетом особенностей групп сотрудников — начальствующего и рядового состава, молодых сотрудников и опытных, по службам и т.д. (подробно о реализации этого принципа см. § 9.5).
6. Принцип последовательности, такта и терпеливой настойчивости. Достижение успеха в педагогической работе всегда требует последовательности и систематичности. Но в воспитании он особенно важен. Можно добиться того, чтобы в течение всего рабочего дня вся система воздействий была положительной (как социально-педагогическая система, она действует непрерывно), но какое-то событие может зачеркнуть педагогический результат дня (а то и предшествующих дней). Поэтому руководителям, включившимся в воспитание и желающим добиться положительных результатов, следует отслеживать текущие влияния и не допускать срывов в них. Важно и отчетливо понимать, что нет «золотого ключика» в воспитании: применил раз — и добился. Педагогический «продукт» вызревает долго и нуждается в кропотливой, каждодневной и упорной работе. Недопустим вывод, который сделал один молодой руководитель: «Я им объяснял, объяснял, убеждал, убеждал, а они опять поступают по-своему. Все! Теперь буду за все наказывать так, что им мало не покажется!» Нужно терпение, выдержка, настойчивость, умение не поддаваться срывам и отчаянию и продолжать воспитательные воздействия упорно, гибко, творчески.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений