logo
Yuridicheskaya_pedagogika

2.2. Группа, коллектив в педагогике

Наряду с проблемой формирования личности педагогика изучает деятельность специальных и педагогических учреждений, а также влияние на людей внеучрежденческих условий и факто­ров, воздействие которых является весьма сильным.

Изучением влияния окружающей среды занимается специальная отрасль педагогической науки, получившая название социальная пе­дагогика. В педагогической литературе она рассматривается как особая педагогическая реальность, воздействующая на людей, об­ласть педагогической деятельности ее субъекта и объект-субъекта и научная дисциплина. Социальная педагогика отражает характер и содержание научно-преобразовательной деятельности людей, институ­тов социума, ее объект — человек в его социальной среде. Предме­том же ее является взаимодействие человека и социума. Гармонизиро­вать эти отношения в интересах формирования, воспитания челове­ка, сохранения, поддержания и развития его социальной жизненной активности — цель социальной педагогики как практики32.

Социально-педагогическая реальность

Таким образом, в поле зрения этой отрасли педагогики находится влияние важнейших реальностей, образующих социальную среду: об­щественное устройство и состояние его экономического хозяйства; деятельность органов государственного управления; уровень культуры, образованности, общественного сознания различных слоев населения, их социального обеспечения и защиты; социально-демографичес­кие, национально-этнические и другие особенности; взаимоотно­шения различных социальных групп; народные обычаи, традиции и др.; правовая культура населения; деятельность и особенности офи­циальных и неофициальных общностей; стиль и методы управления в учреждениях и организациях; деятельность средств массовой ин­формации, культуры и искусства; семья и быт и др. В этой связи можно говорить о том, что социально-педагогическая среда по сво­ей природе представляет собой совокупность факторов, влияющих на психологию человека: собственно педагогические (системы обра­зования), педагогически значимые (экономические, жилищные, управ­ленческие, информационные и др.).

С точки зрения источника происхождения и масштаба влияния социально-педагогические факторы подразделяются на федеральные, региональные, групповые, межличностные, а также международные. Кро­ме того, различают факторы и по признаку близости/отдаленности к личности или группе: микросредовые (ближайшего окружения), ме-зосредовые (промежуточные, более отдаленные) и макросредовые (дальние — общественные, государственные). Сильными сторонами влияния этих факторов являются их систематичность, непрерывность, непосредственность (близость к каждому) и значимость в жизни и деятельности человека, результативность убеждения личным и об­щественным опытом, придание части их управляемого, целенаправ­ленного характера.

Важной особенностью социально-педагогических влияний служит их стихийность и неуправляемость, что нередко приводит к антипе­дагогическому результату изменений в личности и группе (вторже­ние «массовой культуры» в жизнь каждого человека, во многом не­гативно сказывающейся на воспитании и развитии целых поколений, особенно молодежи). Задача состоит в том, чтобы взять под контроль возможно большее число социально-педагогических влияний, ныне неуправ­ляемых, стихийных, и придать им управляемый, позитивный педагоги­ческий характер. В решении этой задачи должны принимать активное участие все структуры общества, от государственных учреждений до каждого гражданина, руководителя, сотрудника, профессионала.