logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Педагогика в общей профилаке тике преступлений

Педагогика присутствует во всех видах мер по осуществлению профилактики: общих, специальных и индивидуальных. Общие меры профи­лактики не предназначены исключительно для предотвращения правонарушений, а ориентированы на предупреж­дение возникновения и устранение криминогенных факторов и ус­ловий, объективно содействующих преступности, например улуч­шение условий труда, отдыха, быта, повышение образовательного и культурного уровня населения, совершенствование воспитательной культурно-массовой работы и др.

Специальные меры служат для профилактики каждой разновид­ности правонарушений — дисциплинарных, административных, гра­жданских, уголовных — и направлены непосредственно на факторы, влияющие на сокращение числа каждого их вида.

Индивидуальные меры предназначены для воздействия на лиц, склонных к нарушениям.

Общая профилактика — это деятельность государственных ор­ганов, должностных лиц, общественных объединений, направлен­ная на выявление причин и условий преступности и осуществление мер по устранению или нейтрализации их в целях сдерживания не­гативных тенденций преступности и сокращения отдельных видов и групп преступлений. Правовой аспект общей профилактики реализуется в уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, криминалистической профилактиках. Социальный же аспект обеспечивается психологической, медицинской, педагоги­ческой, психиатрической и другими видами профилактических мер.

Общая профилактика имеет довольно четко выраженный педа­гогический аспект. Общая педагогическая профилактика, как все ме­ры общей профилактики, имеет целью устранение или нейтрализа­цию тех педагогических обстоятельств и условий, которые создают возможность противоправного поведения, и, напротив, формирова­ние и укрепление позиций, способствующих минимизации проти­воправного поведения и активизации правомерного. Она связана с системой работы по формированию правовой культуры и правосоз­нания населения; разработкой и осуществлением мер по улучше­нию правового воспитания населения, правового просвещения и правовой пропаганды; педагогическим мониторингом конкретных ситуаций, изучением и анализом совокупности педагогических фак­торов, характеризующих на преступность, педагогическим анализом стати­стических материалов, характеризующих преступность, с целью вы­явления педагогических факторов, обусловивших конкретные виды и группы преступлений; изучением и анализом материалов средств массовой информации о педагогических факторах преступности; обобщением аналитических материалов о деятельности педагогиче­ских учреждений в части, касающейся причин и условий преступно­сти; изучением и оценкой педагогических возможностей и целесооб­разности социальных мер профилактики; педагогической эксперти­зой планов профилактического направления. Эти меры связаны с использованием педагогических знаний, форм, методов и средств.

Определенную роль здесь играет законодательство. Цель законода­теля, в сущности, носит педагогический характер, поскольку состоит в том, чтобы посредством закона оказывать ценностно-мотивационное воздействие на личность, общности людей и тем самым обеспечивать правомерный характер их деятельности. Эта цель достигается совокуп­ностью норм права и их применением. Таким образом, право служит целью и средством для формирования отношений, полезных обществу. Право придает действиям людей организованность, согласованность, ответственность и упорядочивает их, обеспечивает их взаимопреемст­венность. Право способствует развитию наиболее прогрессивных от­ношений и соответственно этому влияет на поведение людей, согласуя при этом общие и частные интересы.

Нормы нравственности воздействуют на человека изнутри, а пра­во является внешним регулятором поведения посредством норм, содержащихся в законах. Через посредство закона оно очерчивает границы возможного или должного поведения, предоставляя свободу выбора, который зависит от воспитанности, образованности, куль­туры индивида. Поведение, находящееся в установленных рамках, поощряется, поддерживается, стимулируется.

Право тесно связано с нравственными ценностями, существующи­ми в обществе, и способствует их укреплению. Соответственно этому оно формирует правосознание населения, его правовую культуру.