12.2. Основы реализации педагогической функции управления
Педагогические цели и задачи управления
Педагогическая функция управления, ее реализация находится в общем русле усилий по демократизации и гуманизации управления в современном цивилизованном обществе и опирается на положительный практический опыт и данные педагогических и психологических исследований. Она строится на понимании психолого-педагогических механизмов, причин и условий успешной Деятельности сотрудников правоохранительных органов, уважении их прав и личного достоинства, обеспечении личностного общего и профессионального роста и удовлетворении жизненных потребностей. Реализация педагогической функции преследует достижение педагогической цели управления — выступающей частной, обслуживающей, обеспечивающей достижение основных социальных и правоохранительных целей, стоящих перед руководством и персоналом правоохранительного органа. Этой целью является использование и повышение педагогического (воспитывающего, образовательного, обучающего и развивающего) потенциала сотрудников и коллектива в целом для повышения успешности решения стоящих перед ними профессиональных и жизненных задач.
Достижение цели обеспечивается решением комплекса педагогических задач управления:
• организация и обеспечение эффективного функционирования педагогических систем профессионального воспитания, обучения и развития всех сотрудников в процессе повседневного функционирования правоохранительного органа и практического решения стоящих перед ним задач; достижение эффективности патриотического и правового воспитания, морально-психологической, профессионально-психологической и экстремальной подготовки сотрудников;
• подъем уровня педагогической компетентности, мастерства, подготовленности всех категорий личного состава на основе организации дифференцированной профессионально-педагогической подготовки его по вопросам юридической педагогики;
• превращение коллектива правоохранительного органа в воспитывающий, обучающий и развивающий своих членов коллектив;
• оптимизация повседневной текущей управленческой деятельности всех категорий начальствующего состава правоохранительного органа путем включения в нее методов, приемов и действий, наиболее полно реализующих педагогическую функцию;
• организация жизни и профессиональной деятельности персонала правоохранительного органа, обеспечивающая создание в нем условий (среды), оказывающих оптимальное социально-педагогическое воздействие на сотрудников, способствующих совершенствованию их педагогических свойств (воспитанности, обученное™, развитости, образованности), их полному проявлению в процессе службы и вне ее, самореализации и самоутверждению в службе и жизни, удовлетворению нормальных личных интересов и потребностей;
• учет индивидуальных, групповых и коллективных педагогических свойств личного состава при комплектовании, расстановке кадров, оценке обстановки, принятии решений, подборе исполнителей и др.;
• самосовершенствование личного состава (самовоспитание, самообучение, саморазвитие, самообразование);
• повышение эффективности профессиональных действий сотрудников правоохранительного органа, влияющих на педагогические предпосылки правомерного поведения граждан, состояние законности и правопорядка на обслуживаемой территории; мобилизация
возможностей правоохранительного органа, стимулирование и создание благоприятных условий для влияний на педагогические факторы внешнего контура управления;
• помощь территориальным структурам, чья деятельность связана с формированием правовой культуры населения и оказывает социально-педагогическое влияние на состояние законности и правопорядка на обслуживаемой территории;
• организация активного участия личного состава правоохранительного органа в правовом воспитании и просвещении населения;
• помощь руководителям, начальникам, командирам внутренних войск в осуществлении самовоспитания, самообразования и повышении личной профессионально-педагогической подготовленности, а также в повседневном решении управленческо-педагогических задач при руководстве деятельностью подчиненных.
Никто не может достигнуть неопределенной, не осознанной и не принятой внутренне цели. Педагогическая цель управления и задачи должны пройти этот путь в сознании руководителя, других должностных лиц, чтобы превратиться в реально осуществляемую функцию. Их необходимо глубоко осмыслить, понять как неизбежно необходимые, как то, что при неосуществлении наносит серьезный урон, снижает необходимые и достижимые результаты. По уровню осознания и реализации педагогической функции выделяются характерные типы управления правоохранительными органами:
1) с педагогически неосознанным («слепым», непредсказуемым) управлением — педагогическая функция не понимается или игнорируются руководством, действие педагогических факторов в правоохранительном органе стихийно, не контролируется и не оптимизируется. В результате педагогические резервы не используются. Более того, распространены неосознаваемые педагогические ошибки, которые создают дополнительные трудности в управлении и делают невозможным сколько-нибудь заметное и устойчивое улучшение работы правоохранительного органа;
2) с педагогически малокомпетентным управлением — определенное понимание руководителями педагогических целей и задач есть, но педагогическая функция реализуется не полно, сводится к проведению профессиональной подготовки и эпизодических, часто страдающих формализмом, воспитательных мер; излишне часты педагогические ошибки в работе с сотрудниками. В результате педагогические возможности используются частично и мало способствуют повышению эффективности управления;
3) с компетентным управлением — педагогическая функции реализуется целенаправленно, полно и грамотно. Педагогический потенциал в правоохранительном органе используется и совершенствуется полностью и непрерывно, что обеспечивает достижение наилучших результатов в его деятельности и их неуклонный рост.
Число первых двух типов управления в практике пока достаточно велико, и поэтому совершенствование реализации педагогической функции управления до уровня третьего типа содержит в себе богатый потенциал средств достижения более высоких результатов правоохранительными органами страны.
Управленческо- педагогическиепринципы
Социальный, системный и закономерный характер управления требует построения его с полным учетом объективно-субъективных зависимостей. Наиболее важные из них находят отражение в управленческо-педагогических принципах — наиболее общих рекомендациях по реализации педагогической функции. Среди них можно выделить две группы: организационно-управленческие и технологично-управленческие.
К группе организационно-управленческих педагогических принципов управления относятся следующие.
1. Социально-педагогический принцип управления. Законы и свойства общества выступают как системные законы любой его социальной структуры, как высшие по отношению к законам, принципам и методам организации жизни и деятельности правоохранительного органа. Они требуют подчиненности построения организации, форм и методов их функционирования этим системным законам и социальной необходимости. Поэтому и управление не может быть понятым и стать эффективным вне социального контекста. Приоритет социальных целей и ценностей, постановка человека в центр его организации и процессов — безусловные и непререкаемые положения для каждого, кто занимается управленческим трудом, кому доверены люди и интересы общества на конкретном участке работы. В правоохранительном органе, предназначенном для социального обслуживания жизни общества и его граждан путем укрепления законности и правопорядка в обществе, управление в превосходной степени должно осуществляться в русле социального контекста. Этот приоритет особенно очевиден в современной России, и, отправляясь от него, следует решать и педагогические аспекты управления. Педагогика управления должна повторять педагогику всего общества и его устремленность в будущее. В жизни органа внутренних дел, в управлении, как солнце в капле воды, должны воплощаться идеалы гуманизма, демократии, культуры, цивилизованности, моральности, духовности, общечеловеческих ценностей, деловитости.
Служба в правоохранительных органах, имея главной целью служение обществу и его гражданам, нужна и самим сотрудникам, она должна обеспечивать их собственную жизнь, способствовать реачизации личных планов, личностному росту, вызывать чувства самоуважения и самоутверждения. Обеспечение этого, ориентация на человека во всех ее проявлениях — не только цель, но и важнейшее условие эффективного функционирования правоохранительного органа.
2. Принцип двуединой цели управления. Известно, что социальные системы всегда работали и работают лучше, если люди в них решают задачи не по принуждению, не из страха перед наказанием, а с желанием, в силу собственных убеждений, чувства долга и понимания ответственности. Проще и легче принудить; для этого не нужно никакого управленческого мастерства. Управление в правоохранительных органах, особенно сейчас, обязано иметь двуединую цель. Общество и сами люди заинтересованы в том, чтобы управление приносило не только правоохранительный результат, но и духовную, человеческую «прибыль», в частности в виде лучших проявлений воспитанности и профессионализма сотрудниками, развития и самоутверждения, служебной добросовестности и ответственности, укрепления законности при решении правоохранительных задач. В этом одно из важнейших назначений педагогической функции.
Подход к организации управления с позиций двуединой цели укрепляет и повышает его эффективность. Управление, ориентированное на двуединую цель, при правильной реализации снимает противостояние «верхов» и «низов», духовно сближает их, укрепляет всю систему «изнутри», «снизу», способствует развитию управленческого сотрудничества, единению целей и интересов начальников и подчиненных, повышению деловой целеустремленности, действий в духе коллективизма и взаимопомощи.
Построение управления, обеспечивающее достижение двуединой цели, создание надежной педагогической подсистемы в коллективе правоохранительного органа — не мечта, а реальность. Оно достижимо при определенных педагогических условиях эффективного управления:
• начальник, командир внутренних войск реализует свою педагогическую функцию успешно, в соответствии с принципами общественного, государственного управления;
• система управления учитывает наличие педагогических факторов и их влияние на эффективность управления и решение задач, Стоящих перед правоохранительным органом;
• в правоохранительном органе создана эффективная педагогическая подсистема управления, объединяющая, берущая под контроль и специально усовершенствующая всю совокупность педагогических факторов, существующих во внутреннем контуре управления;
• достигнуты оптимальные характеристики высшего уровня сформированности педагогической подсистемы, выраженные в том, что:
а) сотрудники воспитаны, развиты, профессионально обучены и образованы, есть коллектив, обладающий свойством педагогически воспитывающего коллектива (т.е. самоуправляемого, гуманного, демократического, обучающего, развивающего своих членов, способствующего повышению их профессиональной образованности и успешной деятельности);
б) созданы и функционируют системы воспитания, служебной подготовки;
в) создана и функционирует подсистема профессионально-педагогического обеспечения решения профессиональных задач личным составом;
г) руководители обладают всеми необходимыми им педагогическими свойствами, реализуют успешно свою педагогическую функцию и двуединую цель управления.
3. Принцип единства систем воспитания, профессиональной подготовки, самосовершенствования сотрудников (самовоспитания, самообучения, саморазвития, самообразования) и профессиональной (правоохранительной) деятельности. Специфика традиционных педагогических систем при управлении заключается в том, что они функционируют в практической организации, загруженной решением своих профессиональных задач, а не в специальном образовательном учреждении. Поэтому главная задача систем воспитания, профессиональной подготовки и самосовершенствования — не мешать, а обслуживать, обеспечивать решение таких задач. Затраты сил, средств и времени на работу этих систем оправданы, если они не формальны, а продуктивны и есть ощутимый практический результат.
4. Принцип педагогического единства управления системой воспитания, обучения, самосовершенствования, организационных условий быта и осуществляемой сотрудниками правоохранительной деятельности. Специфика педагогической функции управления заключается в том, что она не ограничивается созданием специализированных систем воспитания и обучения. Педагогические изменения в личности сотрудников (их обученное™, воспитанности, развитости и образованности) происходят и под педагогическим и социально-педагогическим влиянием управленческой деятельности руководителя, личной правоохранительной деятельности, организационных условий в правоохранительном органе, быта (условий и факторов, характерных для жизнедеятельности сотрудника в свободное время, вне правоохранительного органа). Эти влияния приводят в действие механизм научения — неосознанного накопления сотрудниками знаний, освоения действий, навыков, возникновения привычек, ценностей и норм поведения в личном опыте профессиональной жизнедеятельности. Важно преодолеть стихийность, неосознанность, неподконтрольность всех этих влияний, обеспечить педагогически конструктивное накопление опыта, не допустить противоречий во влияниях управления, условий службы, расхождений между словами, призывами, правовыми нормами и реалиями профессиональной жизнедеятельности сотрудников. Никакие указания и призывы на занятиях и воспитательных мероприятиях к справедливости, вежливости, вниманию, чуткости, законности и пр. в работе с гражданами не дадут результата, если сотрудник практически сталкивается с их антиподами при личных контактах с руководителем, коллегами, представителями других органов власти, в решении бытовых вопросов.
Эффективная реализация педагогической функции во внутреннем контуре управления (в работе с персоналом, организации его профессиональной деятельности и личной жизни) выступает решающим фактором педагогически грамотного решения проблем во внешнем — укреплении законности и правопорядка, в работе с населением на обслуживаемой территории. Проявления же педагогически и психологически неграмотных действий личного состава всегда имеют причины, связанные с недостатками внутреннего контура управления.
Группа технологично-управленческих педагогических принципов раскрывает основные методические направления педагогической работы в ходе управления правоохранительным органом.
1. Принцип личной примерности руководителя — приоритетный методический принцип управления. Личный пример требовательности к себе, в отношении к службе и своим обязанностям, соблюдении правовых, культурных и моральных норм, в общении, справедливом, гуманном и профессионально грамотном пользовании предоставленной властью при решении различных проблем и вопросов, возникающих у сотрудников и граждан, во внеслужебном поведении и др. — лучший и универсальный способ управления и педагогического воздействия на людей. Без его реализации вся организационно-правовая основа работы правоохранительного органа, будь она даже идеальной, разрушается, а весь комплекс специальных воспитательных, обучающих и развивающих мероприятий утрачивает педагогическую действенность, становясь формальным.
2. Принцип гуманности управления. Он обусловлен не только тем, ТО) любое управление — это управление людьми, но и тем, что оно во всех своих видах, формах, решениях, методах, способах и пр. должно быть человечным, основанным на уважении прав и личного достоинства сотрудников и граждан, учете потребностей сотрудников, понимании их интересов и трудностей, поддержке и пр. Суть демократического управления не в том, чтобы принуждать каждого сотрудника трудиться, а в том, чтобы создавать в правоохранительном органе такие условия, которые побуждали бы каждого к добросовестной работе.
Управление, построенное по схеме иерархически организованной пирамиды, рационально, но одновременно и противоречиво. Дифференциация задач, прав, обязанностей, ответственности, различное вознаграждение за труд членов организации, находящихся на разных уровнях ее иерархии, — глубокая, объективная причина их педагогических различий и проявлений, разного отношения к общим целям, долгу, интересам, внутренних напряжений человеческого характера (вплоть до противостояния «верхов» и «низов») и пассивности в нижней половине пирамиды. Управление правоохранительным органом по необходимости достаточно императивно, а поэтому проблема гуманизации управления, выраженная в использовании всех возможностей для побуждения сотрудников к человечески и профессионально достойному поведению в нем при осуществлении правоохранительной деятельности особенно важна. Приоритет гуманных начал, использование воспитывающих, развивающих и других возвышающих человека управленческо-педагогических технологий — не благое пожелание кабинетных и не знающих жизни теоретиков, а государственный подход, подлинно деловой, единственно способный принести высокие результаты и отвечающий уровню современной цивилизации. Это не исключает необходимости в определенных условиях проявлять твердое, волевое, беспрекословное управление.
3. Принцип педагогически целенаправленного управления коллективом и через коллектив. Управление, деятельность отдельных должностных лиц и специалистов не могут быть оптимизированы в отрыве от оптимизации системы связующих и системообразующих связей и механизмов саморегуляции их поведения и взаимодействия. Для нормального функционирования всего правоохранительного органа необходимо, чтобы не только отдельные специалисты и должностные лица были должным образом подготовлены, но и коллектив был сплочен, воспитан, обучен, стал силой, регулирующей и совершенствующей поведение своих членов. Если сотрудники являются единомышленниками, стремящимися к единой цели, всем и каждому хочется трудиться добросовестно, не подводить коллег, поддерживать общие усилия по решению стоящих задач укрепления законности и правопорядка на обслуживаемой территории.
Создание коллектива существенно изменяет взаимоотношения и влияния по вертикали управления. «Пирамида» управления по-настоящему прочна и функционирует эффективно, если в ней есть встречные и сливающиеся воедино стремления, желания, усилия людей, исходящие не только сверху — от руководителя, но и снизу — от рядовых сотрудников, когда она прочна в каждом элементе, стоит на прочном фундаменте (рис. 12.2).
Рис. 12.2. Управленческая пирамида
Р — первый руководитель; ЗР — заместитель руководителя; РП — руководители подразделений, служб
Ответственность руководителя правоохранительного органа велика, ему даны большие права, но его управленческая деятельность не может сводиться к сосредоточению управления в одних руках. Это не эффективно в чисто деловом плане, не отвечает социальной сущности управления, интересам общества и непедагогично. Педагогически компетентно управлять — значит включать в управление:
а) всех должностных лиц, чьи функциональные обязанности предусматривают решение управленческих задач в определенных рамках;
б) общественные формирования, создаваемые специально для помощи руководителю и другим должностным лицам в совершенствовании какой-то сферы жизни правоохранительного органа; в) отдельных рядовых работников (для помощи руководителю в каких-то вопросах управления, при подготовке решений, обсуждении вариантов и способов его выполнения и пр.). Надо создавать такую систему управления, в которой каждое звено могло бы проявлять инициативу и заинтересованность в решении общих, долговременных задач. В сущности, целесообразно создание системного управленческого комплекса, основу которого составляет сплоченный и дружный коллектив, вносящий в управление элементы саморегуляции поведения своих членов. Такой подход к организации управления повышает его эффективность, снимает напряженность отношений «верхов» и «низов», Духовно сближает их, способствует развитию управленческого сотрудничества, действий в духе единой ответственности, долга и коллективизма. Он превращает личный состав в активного соучастника установления организационного порядка и достижения целей, стоящих перед правоохранительным органом.
4. Принцип педагогической технологичности (педагогизации) повседневной управленческой деятельности, правоохранительной деятельности и организационной среды в правоохранительном органе. Ошибочно весьма распространенное представление, что обучать и воспитывать личный состав надо и можно только на специально организуемых мероприятиях. Большой потенциал педагогического воздействия заложен в повседневных особенностях всей жизни правоохранительного органа и текущего управления ею. Сила его повышается и в связи с непрерывностью их, в отличие от специальных воспитательных и обучающих мероприятий, проводимых эпизодически. Лицам, осуществляющим управление, надо использовать все возможности педагогического воздействия на сотрудников, делать это постоянно и умело.
Практически нет «чисто» административных, управленческих, социологических, педагогических и прочих методов управления. Каждый может быть отнесен к одному из них лишь по преобладающим признакам. Например, инструктаж дежурной смены останется преимущественно служебным мероприятием, если руководитель придерживается лишь служебных правил. Но он может стать и педагогическим действием, если проводящий его видит скрытый педагогический потенциал и умело использует его. Даже лучший педагогический метод ничего не даст, если использующий его не может педагогически-технологично реализовать его на практике. Важно: усмотреть возможность педагогического воздействия в данное время и в данном месте, определить особенности достижения определенного педагогического результата, поставить перед собой задачу его достижения, продумать и избрать способы его достижения (эффективные воспитывающие, обучающие и развивающие приемы), продумать порядок использования, реализовать намеченное, целеустремленно стремясь к достижению желательного педагогического результата.
Значительная часть текущего управления затрачивается на индивидуальные контакты руководителя с подчиненными, в которых создаются уникальные условия для адресных, систематичных и эффективных педагогических воздействий на каждого. Люди разные, и попытки влиять на их жизнь и деятельность только, скажем, административными методами обречены на неудачу. Они не просто объекты, а и субъекты самоуправления, ибо их поведение, несмотря на управленческие воздействия, во многом зависит от индивидуальных особенностей собственного сознания, интересов, желаний, знаний. привычек и др. Каждый сотрудник, в зависимости от своих педагогических особенностей (образованности, обученности, воспитанности, развитости), — источник прочности или дезорганизующих влияний в системе, с чем не может не считаться руководитель.
Очевидно, что педагогический подход к управлению правоохранительными органами всегда, а в современных условиях в особенности, выступает обязательным условием его эффективности и соответствия требованиям общества. Педагогика управления располагает возможностями для обеспечения такого управления. Изложенные принципы характеризуют организационно-деятельностную концепцию управления198.
12.3. Педагогические факторы и особенности организации управления
Педагогическая основа организации199 управления
Управление реализуется в двух видах деятельности: организации управления и текущем управлении. Организация управления заключается в установлении организационного порядка в управляемой системе, обеспечении согласованного функционирования всех ее элементов, а также в самой подсистеме управления. Ее можно сравнить с арматурой бетонного сооружения, скелетом и анатомией человека, сетью арыков для полива поля, составляющих основу существования и функционирования объектов. Специфика организационно-управленческих факторов — в системообразующей, сплачивающей, слаживающей работу правоохранительного органа роли. Они влияют на все и долговременно, проявляясь в систематически наблюдаемых в правоохранительном органе характерных особенностях работы его персонала, выступая скрытой и устойчивой причиной их. При оптимальном их состоянии, т.е. при высокой организованности, возникает «организационная прибавка» (по сравнению с результатами работы недостаточно и плохо организованной работы) в виде большего успеха в решении задач, стоящих перед персоналом и руководителем. Повышать организованность — значит добиваться более высоких результатов. Это важнейшая задача управления, предназначенного для обеспечения целостной, согласованной, упорядоченной работы людей и достижения главной, общей для всех цели — обеспечения законности и правопорядка на обслуживаемой территории. Достижение высокой организованности обеспечивается приданием всем факторам, действующим внутри системы (и по возможности вне ее), оптимальных и устойчивых характеристик (свойств, качеств), обеспечивающих ее эффективное функционирование. Организационный порядок служит управленческой основой и для каждодневного успешного решения частных ситуативных проблем всем правоохранительным органом и каждым его сотрудником. Факторы организационного порядка оказывают часто не осознаваемое, но постоянное, разностороннее регулирующее влияние на все происходящее в правоохранительном органе, обеспечивая способность системы к самоуправлению. Это своеобразный «управленческий поручик Киже», которого часто не видят, но присутствие и воздействие которого постоянно ощущают. Значение организационного порядка можно проиллюстрировать на примере некоторых зарубежных фирм. Если какая-то из них работает не очень хорошо, подбирается новый руководитель и ставится задача: навести порядок за определенный срок. Когда срок кончается, его отправляют на несколько месяцев в отпуск, запрещая вмешиваться в работу фирмы. Если за время отпуска работа фирмы ухудшится, его увольняют как не справившегося с главной задачей — укреплением организации, ибо дело не должно держаться на одном человеке.
В отличие от задач наведения организационного порядка (организации управления) текущее управление (или повседневное регулирование) заключается в ситуативных управленческих реакциях, оперативных вмешательствах руководства в функционирование управляемой системы в конкретных, по ходу работы возникающих ситуациях, каждое из которых имеет разовую управленческую задачу. Причем такое вмешательство правильно, если делается в случаях, когда система почему-то недостаточно подготовлена организационно, не способна самостоятельно отреагировать на конкретную ситуацию. Если работа персонала плохо организована, то руководитель вынужден постоянно вмешиваться в текущие дела, не доверяя подчиненным, лишая их возможности самостоятельно решать задачи, относящиеся к их компетенции — организация при этом разрушается еще больше. Он становится похожим на кукловода, дергающего за нитки, чтобы вызвать малейшие телодвижения куклы. Пытаясь «двигать» всем в работе органа внутренних дел и лишая других самостоятельности, он перегружается и оказывается неспособным справляться со своими обязанностями. При налаженной же организации и должной профессионально-педагогической подготовленности сотрудников каждый делает свое дело ответственно, правильно и согласованно с другими. Поэтому для установления организационного порядка в работе правоохранительного органа и управления им первостепенное значение имеет принятие во внимание и совершенствование постоянно действующих педагогических факторов, имеющих организационное значение, что связано и с решением большинства педагогических задач управления.
От качества реализации педагогической функции управления во многом зависит общий уровень организации (организационного порядка), имеющийся в правоохранительном органе.
1. Уровень дезорганизации (первый, низший). Порядка и организованности в правоохранительном органе нет. Руководитель управляет некомпетентно и систематическую, квалифицированную и созидательную работу по укреплению организационного порядка практически не проводит. Свою педагогическую функцию не понимает, порой даже не подозревает о ней либо отрицает, не считая себя обязанным заниматься воспитанием, обучением и развитием личного состава («Мне надо раскрывать преступления, а воспитывать некогда» — частая аргументация таких руководителей). Должного личного примера подчиненным не показывает. Серьезную педагогическую работу подменяет окриками, разносами, наказаниями. Коллектив не сплочен, в нем плохое взаимопонимание и взаимодействие, часто возникают конфликты, противостояния, нездоровое соперничество, нарушаются дисциплина и законность, происходят злоупотребления служебным положением, совершаются аморальные поступки, существует коррумпированность. Все это свидетельствует о полном отсутствии педагогических основ организационного порядка и управления. Реальное воздействие на правопорядок во внешнем контуре управления крайне слабо.
2. Бессистемный (второй, низкий) уровень отличается тем, что руководитель трудится добросовестно, но управленчески безграмотно. Работа органа, части, подразделения держится преимущественно на усилиях руководителя, который пытается бывать везде, вмешиваться во все, решать и наводить порядок за всех, что ему, естественно, не удается. Нижестоящие руководители пассивны, не используют должным образом свои властные полномочия и ждут указаний. Педагогической подсистемы тут нет, педагогическая функция управления не просматривается. При таком подходе к управлению, даже если руководитель будет находиться на службе все 24 ч, ему все равно не удастся наладить успешную работу правоохранительного органа.
Она характеризуется серьезными промахами и срывами, а правопорядок на обслуживаемой территории — достаточно низкий.
3. Системонапряженный уровень (средний, удовлетворительный). Есть признаки организованного функционирования правоохранительного органа. Ответственно, энергично, с признаками определенного (хотя и недостаточно высокого) управленческого профессионализма действует руководитель, начальник, командир и подчиненные ему руководители. Созданы и функционируют, хотя еще с недостаточно высокой организованностью и результативностью, системы воспитания, служебной подготовки. Руководитель учитывает и определенным образом выполняет свою педагогическую функцию, лично учит и воспитывает подчиненных в процессе своей управленческой деятельности. Все это приводит в движение определенные внутренние механизмы самоорганизации в системе управления и жизни коллектива, но они еще действуют слабовато. Определенные недоработки в создании педагогических основ организации деятельности правоохранительного органа создают нередко внутренние напряжения, сбои, промахи, издержки, требующие от руководителя частых текущих вмешательств для их устранения. Это отвлекает руководителя на выполнение «черновой работы», повышает его нагрузки и. что самое важное, не оставляет ему достаточного времени и сил на то, чтобы полностью посвятить себя поискам новых, более совершенных, интенсивных путей повышения и использования возможностей руководимого органа, части, подразделения для укрепления правопорядка. 4. Саморегулируемый уровень организации (высший) возникает при точной и качественной реализации руководителем педагогической функции управления, воплотившейся в создании под его руководством и при участии надежных педагогических основ организации деятельности правоохранительного органа. Главный признак такого уровня — все элементы и связи организационного порядка саморегулируются самими сотрудниками и руководителями среднего и низшего звена; возникающие напряжения, задержки, сбои самоустраняются ими. Происходит самоналаживание, организационный порядок самоподдерживается. Естественно, не следует гиперболизировать и гипертрофировать понимание самоуправления и представлять дело так, что кто-то хочет вообще убрать руководителя, принизить его роль. Напротив, речь идет о прочной организации, порядок в которой держится не только на текущих титанических усилиях руководителя, но и на стремлении всех сотрудников к организационному порядку, постоянной саморегуляции своего поведения и действий по его сохранению и совершенствованию. Подлинный управленческий профессионализм руководителя — в умении построить такую организацию с обязательной полноценно!! реализацией педагогической функции.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений