logo
Yuridicheskaya_pedagogika

12.2. Основы реализации педагогической функции управления

Педагогические цели и задачи управления

Педагогическая функция управления, ее реали­зация находится в общем русле усилий по де­мократизации и гуманизации управления в со­временном цивилизованном обществе и опира­ется на положительный практический опыт и данные педагогиче­ских и психологических исследований. Она строится на понимании психолого-педагогических механизмов, причин и условий успешной Деятельности сотрудников правоохранительных органов, уважении их прав и личного достоинства, обеспечении личностного общего и профессионального роста и удовлетворении жизненных потребностей. Реализация педагогической функции преследует достижение педагогической цели управления — выступающей частной, обслужи­вающей, обеспечивающей достижение основных социальных и правоохранительных целей, стоящих перед руководством и персоналом правоохранительного органа. Этой целью является использование и повышение педагогического (воспитывающего, образовательного, обу­чающего и развивающего) потенциала сотрудников и коллектива в целом для повышения успешности решения стоящих перед ними профессиональных и жизненных задач.

Достижение цели обеспечивается решением комплекса педагоги­ческих задач управления:

• организация и обеспечение эффективного функционирования педагогических систем профессионального воспитания, обучения и развития всех сотрудников в процессе повседневного функциони­рования правоохранительного органа и практического решения стоя­щих перед ним задач; достижение эффективности патриотического и правового воспитания, морально-психологической, профессиональ­но-психологической и экстремальной подготовки сотрудников;

• подъем уровня педагогической компетентности, мастерства, подготовленности всех категорий личного состава на основе органи­зации дифференцированной профессионально-педагогической под­готовки его по вопросам юридической педагогики;

• превращение коллектива правоохранительного органа в вос­питывающий, обучающий и развивающий своих членов коллектив;

• оптимизация повседневной текущей управленческой деятель­ности всех категорий начальствующего состава правоохранительного органа путем включения в нее методов, приемов и действий, наибо­лее полно реализующих педагогическую функцию;

• организация жизни и профессиональной деятельности персо­нала правоохранительного органа, обеспечивающая создание в нем условий (среды), оказывающих оптимальное социально-педагогичес­кое воздействие на сотрудников, способствующих совершенствова­нию их педагогических свойств (воспитанности, обученное™, разви­тости, образованности), их полному проявлению в процессе службы и вне ее, самореализации и самоутверждению в службе и жизни, удовлетворению нормальных личных интересов и потребностей;

• учет индивидуальных, групповых и коллективных педагоги­ческих свойств личного состава при комплектовании, расстановке кадров, оценке обстановки, принятии решений, подборе исполни­телей и др.;

• самосовершенствование личного состава (самовоспитание, са­мообучение, саморазвитие, самообразование);

• повышение эффективности профессиональных действий сотруд­ников правоохранительного органа, влияющих на педагогические предпосылки правомерного поведения граждан, состояние законно­сти и правопорядка на обслуживаемой территории; мобилизация

возможностей правоохранительного органа, стимулирование и соз­дание благоприятных условий для влияний на педагогические фак­торы внешнего контура управления;

• помощь территориальным структурам, чья деятельность свя­зана с формированием правовой культуры населения и оказывает социально-педагогическое влияние на состояние законности и пра­вопорядка на обслуживаемой территории;

• организация активного участия личного состава правоохрани­тельного органа в правовом воспитании и просвещении населения;

• помощь руководителям, начальникам, командирам внутренних войск в осуществлении самовоспитания, самообразования и повы­шении личной профессионально-педагогической подготовленности, а также в повседневном решении управленческо-педагогических за­дач при руководстве деятельностью подчиненных.

Никто не может достигнуть неопределенной, не осознанной и не принятой внутренне цели. Педагогическая цель управления и за­дачи должны пройти этот путь в сознании руководителя, других должностных лиц, чтобы превратиться в реально осуществляемую функцию. Их необходимо глубоко осмыслить, понять как неизбежно необходимые, как то, что при неосуществлении наносит серьезный урон, снижает необходимые и достижимые результаты. По уровню осознания и реализации педагогической функции выделяются ха­рактерные типы управления правоохранительными органами:

1) с педагогически неосознанным («слепым», непредсказуемым) управлением — педагогическая функция не понимается или игно­рируются руководством, действие педагогических факторов в пра­воохранительном органе стихийно, не контролируется и не оптими­зируется. В результате педагогические резервы не используются. Бо­лее того, распространены неосознаваемые педагогические ошибки, которые создают дополнительные трудности в управлении и делают невозможным сколько-нибудь заметное и устойчивое улучшение ра­боты правоохранительного органа;

2) с педагогически малокомпетентным управлением — определен­ное понимание руководителями педагогических целей и задач есть, но педагогическая функция реализуется не полно, сводится к прове­дению профессиональной подготовки и эпизодических, часто стра­дающих формализмом, воспитательных мер; излишне часты педаго­гические ошибки в работе с сотрудниками. В результате педагоги­ческие возможности используются частично и мало способствуют повышению эффективности управления;

3) с компетентным управлением — педагогическая функции реа­лизуется целенаправленно, полно и грамотно. Педагогический потен­циал в правоохранительном органе используется и совершенствуется полностью и непрерывно, что обеспечивает достижение наилучших результатов в его деятельности и их неуклонный рост.

Число первых двух типов управления в практике пока достаточ­но велико, и поэтому совершенствование реализации педагогической функции управления до уровня третьего типа содержит в себе богатый потенциал средств достижения более высоких результатов правоох­ранительными органами страны.

Управленческо- педагогическиепринципы

Социальный, системный и закономерный ха­рактер управления требует построения его с пол­ным учетом объективно-субъективных зависи­мостей. Наиболее важные из них находят от­ражение в управленческо-педагогических принципах — наиболее об­щих рекомендациях по реализации педагогической функции. Среди них можно выделить две группы: организационно-управлен­ческие и технологично-управленческие.

К группе организационно-управленческих педагогических прин­ципов управления относятся следующие.

1. Социально-педагогический принцип управления. Законы и свойства общества выступают как системные законы любой его социальной структуры, как высшие по отношению к законам, принципам и ме­тодам организации жизни и деятельности правоохранительного ор­гана. Они требуют подчиненности построения организации, форм и методов их функционирования этим системным законам и соци­альной необходимости. Поэтому и управление не может быть поня­тым и стать эффективным вне социального контекста. Приоритет социальных целей и ценностей, постановка человека в центр его организации и процессов — безусловные и непререкаемые положе­ния для каждого, кто занимается управленческим трудом, кому до­верены люди и интересы общества на конкретном участке работы. В правоохранительном органе, предназначенном для социального обслуживания жизни общества и его граждан путем укрепления за­конности и правопорядка в обществе, управление в превосходной степени должно осуществляться в русле социального контекста. Этот приоритет особенно очевиден в современной России, и, отправляясь от него, следует решать и педагогические аспекты управления. Пе­дагогика управления должна повторять педагогику всего общества и его устремленность в будущее. В жизни органа внутренних дел, в управ­лении, как солнце в капле воды, должны воплощаться идеалы гуманиз­ма, демократии, культуры, цивилизованности, моральности, духовности, общечеловеческих ценностей, деловитости.

Служба в правоохранительных органах, имея главной целью слу­жение обществу и его гражданам, нужна и самим сотрудникам, она должна обеспечивать их собственную жизнь, способствовать реачизации личных планов, личностному росту, вызывать чувства само­уважения и самоутверждения. Обеспечение этого, ориентация на че­ловека во всех ее проявлениях — не только цель, но и важнейшее усло­вие эффективного функционирования правоохранительного органа.

2. Принцип двуединой цели управления. Известно, что социальные системы всегда работали и работают лучше, если люди в них решают задачи не по принуждению, не из страха перед наказанием, а с же­ланием, в силу собственных убеждений, чувства долга и понимания ответственности. Проще и легче принудить; для этого не нужно ни­какого управленческого мастерства. Управление в правоохрани­тельных органах, особенно сейчас, обязано иметь двуединую цель. Общество и сами люди заинтересованы в том, чтобы управление приносило не только правоохранительный результат, но и духовную, человеческую «прибыль», в частности в виде лучших проявлений вос­питанности и профессионализма сотрудниками, развития и самоут­верждения, служебной добросовестности и ответственности, укреп­ления законности при решении правоохранительных задач. В этом одно из важнейших назначений педагогической функции.

Подход к организации управления с позиций двуединой цели укрепляет и повышает его эффективность. Управление, ориентиро­ванное на двуединую цель, при правильной реализации снимает противостояние «верхов» и «низов», духовно сближает их, укрепляет всю систему «изнутри», «снизу», способствует развитию управлен­ческого сотрудничества, единению целей и интересов начальников и подчиненных, повышению деловой целеустремленности, дейст­вий в духе коллективизма и взаимопомощи.

Построение управления, обеспечивающее достижение двуеди­ной цели, создание надежной педагогической подсистемы в коллек­тиве правоохранительного органа — не мечта, а реальность. Оно дос­тижимо при определенных педагогических условиях эффективного управления:

• начальник, командир внутренних войск реализует свою педа­гогическую функцию успешно, в соответствии с принципами обще­ственного, государственного управления;

• система управления учитывает наличие педагогических факто­ров и их влияние на эффективность управления и решение задач, Стоящих перед правоохранительным органом;

• в правоохранительном органе создана эффективная педагоги­ческая подсистема управления, объединяющая, берущая под контроль и специально усовершенствующая всю совокупность педагогических факторов, существующих во внутреннем контуре управления;

достигнуты оптимальные характеристики высшего уровня сформированности педагогической подсистемы, выраженные в том, что:

а) сотрудники воспитаны, развиты, профессионально обучены и образованы, есть коллектив, обладающий свойством педагогически воспитывающего коллектива (т.е. самоуправляемого, гуманного, демо­кратического, обучающего, развивающего своих членов, способствую­щего повышению их профессиональной образованности и успешной деятельности);

б) созданы и функционируют системы воспитания, служебной подготовки;

в) создана и функционирует подсистема профессионально-педа­гогического обеспечения решения профессиональных задач личным составом;

г) руководители обладают всеми необходимыми им педагогиче­скими свойствами, реализуют успешно свою педагогическую функ­цию и двуединую цель управления.

3. Принцип единства систем воспитания, профессиональной подго­товки, самосовершенствования сотрудников (самовоспитания, самообу­чения, саморазвития, самообразования) и профессиональной (правоохра­нительной) деятельности. Специфика традиционных педагогических систем при управлении заключается в том, что они функционируют в практической организации, загруженной решением своих профес­сиональных задач, а не в специальном образовательном учреждении. Поэтому главная задача систем воспитания, профессиональной под­готовки и самосовершенствования — не мешать, а обслуживать, обеспечивать решение таких задач. Затраты сил, средств и времени на работу этих систем оправданы, если они не формальны, а продук­тивны и есть ощутимый практический результат.

4. Принцип педагогического единства управления системой воспи­тания, обучения, самосовершенствования, организационных условий бы­та и осуществляемой сотрудниками правоохранительной деятельности. Специфика педагогической функции управления заключается в том, что она не ограничивается созданием специализированных систем воспитания и обучения. Педагогические изменения в личности со­трудников (их обученное™, воспитанности, развитости и образо­ванности) происходят и под педагогическим и социально-педаго­гическим влиянием управленческой деятельности руководителя, лич­ной правоохранительной деятельности, организационных условий в правоохранительном органе, быта (условий и факторов, характерных для жизнедеятельности сотрудника в свободное время, вне право­охранительного органа). Эти влияния приводят в действие меха­низм научения — неосознанного накопления сотрудниками знаний, освоения действий, навыков, возникновения привычек, ценностей и норм поведения в личном опыте профессиональной жиз­недеятельности. Важно преодолеть стихийность, неосознанность, неподконтрольность всех этих влияний, обеспечить педагогически конструктивное накопление опыта, не допустить противоречий во влияниях управления, условий службы, расхождений между словами, призывами, правовыми нормами и реалиями профессиональной жизнедеятельности сотрудников. Никакие указания и призывы на занятиях и воспитательных мероприятиях к справедливости, вежли­вости, вниманию, чуткости, законности и пр. в работе с гражданами не дадут результата, если сотрудник практически сталкивается с их антиподами при личных контактах с руководителем, коллегами, пред­ставителями других органов власти, в решении бытовых вопросов.

Эффективная реализация педагогической функции во внутрен­нем контуре управления (в работе с персоналом, организации его профессиональной деятельности и личной жизни) выступает решаю­щим фактором педагогически грамотного решения проблем во внеш­нем — укреплении законности и правопорядка, в работе с населением на обслуживаемой территории. Проявления же педагогически и пси­хологически неграмотных действий личного состава всегда имеют причины, связанные с недостатками внутреннего контура управления.

Группа технологично-управленческих педагогических принци­пов раскрывает основные методические направления педагогиче­ской работы в ходе управления правоохранительным органом.

1. Принцип личной примерности руководителя — приоритетный методический принцип управления. Личный пример требовательно­сти к себе, в отношении к службе и своим обязанностям, соблюде­нии правовых, культурных и моральных норм, в общении, справед­ливом, гуманном и профессионально грамотном пользовании пре­доставленной властью при решении различных проблем и вопросов, возникающих у сотрудников и граждан, во внеслужебном поведе­нии и др. — лучший и универсальный способ управления и педаго­гического воздействия на людей. Без его реализации вся организа­ционно-правовая основа работы правоохранительного органа, будь она даже идеальной, разрушается, а весь комплекс специальных вос­питательных, обучающих и развивающих мероприятий утрачивает педагогическую действенность, становясь формальным.

2. Принцип гуманности управления. Он обусловлен не только тем, ТО) любое управление — это управление людьми, но и тем, что оно во всех своих видах, формах, решениях, методах, способах и пр. должно быть человечным, основанным на уважении прав и личного достоин­ства сотрудников и граждан, учете потребностей сотрудников, пони­мании их интересов и трудностей, поддержке и пр. Суть демократиче­ского управления не в том, чтобы принуждать каждого сотрудника трудиться, а в том, чтобы создавать в правоохранительном органе та­кие условия, которые побуждали бы каждого к добросовестной работе.

Управление, построенное по схеме иерархически организованной пирамиды, рационально, но одновременно и противоречиво. Диф­ференциация задач, прав, обязанностей, ответственности, различное вознаграждение за труд членов организации, находящихся на раз­ных уровнях ее иерархии, — глубокая, объективная причина их пе­дагогических различий и проявлений, разного отношения к общим целям, долгу, интересам, внутренних напряжений человеческого ха­рактера (вплоть до противостояния «верхов» и «низов») и пассивности в нижней половине пирамиды. Управление правоохранительным органом по необходимости достаточно императивно, а поэтому про­блема гуманизации управления, выраженная в использовании всех возможностей для побуждения сотрудников к человечески и профес­сионально достойному поведению в нем при осуществлении право­охранительной деятельности особенно важна. Приоритет гуманных начал, использование воспитывающих, развивающих и других воз­вышающих человека управленческо-педагогических технологий — не благое пожелание кабинетных и не знающих жизни теоретиков, а государственный подход, подлинно деловой, единственно способ­ный принести высокие результаты и отвечающий уровню современ­ной цивилизации. Это не исключает необходимости в определенных условиях проявлять твердое, волевое, беспрекословное управление.

3. Принцип педагогически целенаправленного управления коллекти­вом и через коллектив. Управление, деятельность отдельных должно­стных лиц и специалистов не могут быть оптимизированы в отрыве от оптимизации системы связующих и системообразующих связей и механизмов саморегуляции их поведения и взаимодействия. Для нор­мального функционирования всего правоохранительного органа не­обходимо, чтобы не только отдельные специалисты и должностные лица были должным образом подготовлены, но и коллектив был сплочен, воспитан, обучен, стал силой, регулирующей и совершен­ствующей поведение своих членов. Если сотрудники являются еди­номышленниками, стремящимися к единой цели, всем и каждому хочется трудиться добросовестно, не подводить коллег, поддержи­вать общие усилия по решению стоящих задач укрепления закон­ности и правопорядка на обслуживаемой территории.

Создание коллектива существенно изменяет взаимоотношения и влияния по вертикали управления. «Пирамида» управления по-на­стоящему прочна и функционирует эффективно, если в ней есть встречные и сливающиеся воедино стремления, желания, усилия лю­дей, исходящие не только сверху — от руководителя, но и снизу — от рядовых сотрудников, когда она прочна в каждом элементе, сто­ит на прочном фундаменте (рис. 12.2).

Рис. 12.2. Управленческая пирамида

Р — первый руководитель; ЗР — заместитель руководителя; РП — руководители подразделений, служб

Ответственность руководителя правоохранительного органа ве­лика, ему даны большие права, но его управленческая деятельность не может сводиться к сосредоточению управления в одних руках. Это не эффективно в чисто деловом плане, не отвечает социальной сущности управления, интересам общества и непедагогично. Педа­гогически компетентно управлять — значит включать в управление:

а) всех должностных лиц, чьи функциональные обязанности преду­сматривают решение управленческих задач в определенных рамках;

б) общественные формирования, создаваемые специально для помощи руководителю и другим должностным лицам в совершенствовании какой-то сферы жизни правоохранительного органа; в) отдельных ря­довых работников (для помощи руководителю в каких-то вопросах управления, при подготовке решений, обсуждении вариантов и спо­собов его выполнения и пр.). Надо создавать такую систему управле­ния, в которой каждое звено могло бы проявлять инициативу и за­интересованность в решении общих, долговременных задач. В сущно­сти, целесообразно создание системного управленческого комплекса, основу которого составляет сплоченный и дружный коллектив, вно­сящий в управление элементы саморегуляции поведения своих чле­нов. Такой подход к организации управления повышает его эффек­тивность, снимает напряженность отношений «верхов» и «низов», Духовно сближает их, способствует развитию управленческого сотрудничества, действий в духе единой ответственности, долга и коллек­тивизма. Он превращает личный состав в активного соучастника ус­тановления организационного порядка и достижения целей, стоя­щих перед правоохранительным органом.

4. Принцип педагогической технологичности (педагогизации) повсе­дневной управленческой деятельности, правоохранительной деятельно­сти и организационной среды в правоохранительном органе. Ошибочно весьма распространенное представление, что обучать и воспитывать личный состав надо и можно только на специально организуемых ме­роприятиях. Большой потенциал педагогического воздействия зало­жен в повседневных особенностях всей жизни правоохранительного органа и текущего управления ею. Сила его повышается и в связи с непрерывностью их, в отличие от специальных воспитательных и обучающих мероприятий, проводимых эпизодически. Лицам, осуще­ствляющим управление, надо использовать все возможности педагоги­ческого воздействия на сотрудников, делать это постоянно и умело.

Практически нет «чисто» административных, управленческих, со­циологических, педагогических и прочих методов управления. Каж­дый может быть отнесен к одному из них лишь по преобладающим признакам. Например, инструктаж дежурной смены останется пре­имущественно служебным мероприятием, если руководитель придер­живается лишь служебных правил. Но он может стать и педагогиче­ским действием, если проводящий его видит скрытый педагогический потенциал и умело использует его. Даже лучший педагогический метод ничего не даст, если использующий его не может педагогиче­ски-технологично реализовать его на практике. Важно: усмотреть воз­можность педагогического воздействия в данное время и в данном месте, определить особенности достижения определенного педагоги­ческого результата, поставить перед собой задачу его достижения, продумать и избрать способы его достижения (эффективные воспи­тывающие, обучающие и развивающие приемы), продумать порядок использования, реализовать намеченное, целеустремленно стремясь к достижению желательного педагогического результата.

Значительная часть текущего управления затрачивается на ин­дивидуальные контакты руководителя с подчиненными, в которых создаются уникальные условия для адресных, систематичных и эф­фективных педагогических воздействий на каждого. Люди разные, и попытки влиять на их жизнь и деятельность только, скажем, адми­нистративными методами обречены на неудачу. Они не просто объек­ты, а и субъекты самоуправления, ибо их поведение, несмотря на управленческие воздействия, во многом зависит от индивидуальных особенностей собственного сознания, интересов, желаний, знаний. привычек и др. Каждый сотрудник, в зависимости от своих педагогических особенностей (образованности, обученности, воспитанности, развитости), — источник прочности или дезорганизующих влияний в системе, с чем не может не считаться руководитель.

Очевидно, что педагогический подход к управлению правоохрани­тельными органами всегда, а в современных условиях в особенности, выступает обязательным условием его эффективности и соответствия требованиям общества. Педагогика управления располагает возможно­стями для обеспечения такого управления. Изложенные принципы ха­рактеризуют организационно-деятельностную концепцию управления198.

12.3. Педагогические факторы и особенности организации управления

Педагогическая основа организации199 управления

Управление реализуется в двух видах деятельности: организации управления и текущем управлении. Организация управления заключается в установлении организационного поряд­ка в управляемой системе, обеспечении согласованного функциони­рования всех ее элементов, а также в самой подсистеме управления. Ее можно сравнить с арматурой бетонного сооружения, скелетом и анатомией человека, сетью арыков для полива поля, составляющих основу существования и функционирования объектов. Специфика организационно-управленческих факторов — в системообразующей, сплачивающей, слаживающей работу правоохранительного органа роли. Они влияют на все и долговременно, проявляясь в система­тически наблюдаемых в правоохранительном органе характерных особенностях работы его персонала, выступая скрытой и устойчивой причиной их. При оптимальном их состоянии, т.е. при высокой орга­низованности, возникает «организационная прибавка» (по сравнению с результатами работы недостаточно и плохо организованной работы) в виде большего успеха в решении задач, стоящих перед персоналом и руководителем. Повышать организованность — значит добиваться бо­лее высоких результатов. Это важнейшая задача управления, предна­значенного для обеспечения целостной, согласованной, упорядочен­ной работы людей и достижения главной, общей для всех цели — обеспечения законности и правопорядка на обслуживаемой территории. Достижение высокой организованности обеспечивается прида­нием всем факторам, действующим внутри системы (и по возмож­ности вне ее), оптимальных и устойчивых характеристик (свойств, качеств), обеспечивающих ее эффективное функционирование. Ор­ганизационный порядок служит управленческой основой и для каж­додневного успешного решения частных ситуативных проблем всем правоохранительным органом и каждым его сотрудником. Факторы организационного порядка оказывают часто не осознаваемое, но постоянное, разностороннее регулирующее влияние на все происхо­дящее в правоохранительном органе, обеспечивая способность сис­темы к самоуправлению. Это своеобразный «управленческий пору­чик Киже», которого часто не видят, но присутствие и воздействие которого постоянно ощущают. Значение организационного порядка можно проиллюстрировать на примере некоторых зарубежных фирм. Если какая-то из них работает не очень хорошо, подбирается но­вый руководитель и ставится задача: навести порядок за определен­ный срок. Когда срок кончается, его отправляют на несколько ме­сяцев в отпуск, запрещая вмешиваться в работу фирмы. Если за время отпуска работа фирмы ухудшится, его увольняют как не спра­вившегося с главной задачей — укреплением организации, ибо дело не должно держаться на одном человеке.

В отличие от задач наведения организационного порядка (орга­низации управления) текущее управление (или повседневное регу­лирование) заключается в ситуативных управленческих реакциях, оперативных вмешательствах руководства в функционирование управ­ляемой системы в конкретных, по ходу работы возникающих си­туациях, каждое из которых имеет разовую управленческую задачу. Причем такое вмешательство правильно, если делается в случаях, когда система почему-то недостаточно подготовлена организацион­но, не способна самостоятельно отреагировать на конкретную ситуа­цию. Если работа персонала плохо организована, то руководитель вынужден постоянно вмешиваться в текущие дела, не доверяя под­чиненным, лишая их возможности самостоятельно решать задачи, относящиеся к их компетенции — организация при этом разруша­ется еще больше. Он становится похожим на кукловода, дергающего за нитки, чтобы вызвать малейшие телодвижения куклы. Пытаясь «двигать» всем в работе органа внутренних дел и лишая других самостоятельности, он перегружается и оказывается неспособным справляться со своими обязанностями. При налаженной же органи­зации и должной профессионально-педагогической подготовленности сотрудников каждый делает свое дело ответственно, правильно и со­гласованно с другими. Поэтому для установления организационного порядка в работе правоохранительного органа и управления им пер­востепенное значение имеет принятие во внимание и совершенст­вование постоянно действующих педагогических факторов, имеющих организационное значение, что связано и с решением большинства педагогических задач управления.

От качества реализации педагогической функции управления во многом зависит общий уровень организации (организационного по­рядка), имеющийся в правоохранительном органе.

1. Уровень дезорганизации (первый, низший). Порядка и организо­ванности в правоохранительном органе нет. Руководитель управляет некомпетентно и систематическую, квалифицированную и созида­тельную работу по укреплению организационного порядка практи­чески не проводит. Свою педагогическую функцию не понимает, порой даже не подозревает о ней либо отрицает, не считая себя обязанным заниматься воспитанием, обучением и развитием личного состава («Мне надо раскрывать преступления, а воспитывать неко­гда» — частая аргументация таких руководителей). Должного лич­ного примера подчиненным не показывает. Серьезную педагогиче­скую работу подменяет окриками, разносами, наказаниями. Кол­лектив не сплочен, в нем плохое взаимопонимание и взаимодействие, часто возникают конфликты, противостояния, нездоровое соперни­чество, нарушаются дисциплина и законность, происходят злоупот­ребления служебным положением, совершаются аморальные по­ступки, существует коррумпированность. Все это свидетельствует о полном отсутствии педагогических основ организационного порядка и управления. Реальное воздействие на правопорядок во внешнем контуре управления крайне слабо.

2. Бессистемный (второй, низкий) уровень отличается тем, что ру­ководитель трудится добросовестно, но управленчески безграмотно. Работа органа, части, подразделения держится преимущественно на усилиях руководителя, который пытается бывать везде, вмешивать­ся во все, решать и наводить порядок за всех, что ему, естественно, не удается. Нижестоящие руководители пассивны, не используют должным образом свои властные полномочия и ждут указаний. Пе­дагогической подсистемы тут нет, педагогическая функция управ­ления не просматривается. При таком подходе к управлению, даже если руководитель будет находиться на службе все 24 ч, ему все рав­но не удастся наладить успешную работу правоохранительного органа.

Она характеризуется серьезными промахами и срывами, а правопо­рядок на обслуживаемой территории — достаточно низкий.

3. Системонапряженный уровень (средний, удовлетворительный). Есть признаки организованного функционирования правоохрани­тельного органа. Ответственно, энергично, с признаками опреде­ленного (хотя и недостаточно высокого) управленческого профес­сионализма действует руководитель, начальник, командир и подчи­ненные ему руководители. Созданы и функционируют, хотя еще с недостаточно высокой организованностью и результативностью, сис­темы воспитания, служебной подготовки. Руководитель учитывает и определенным образом выполняет свою педагогическую функцию, лично учит и воспитывает подчиненных в процессе своей управлен­ческой деятельности. Все это приводит в движение определенные внутренние механизмы самоорганизации в системе управления и жиз­ни коллектива, но они еще действуют слабовато. Определенные не­доработки в создании педагогических основ организации деятельно­сти правоохранительного органа создают нередко внутренние напря­жения, сбои, промахи, издержки, требующие от руководителя частых текущих вмешательств для их устранения. Это отвлекает руководи­теля на выполнение «черновой работы», повышает его нагрузки и. что самое важное, не оставляет ему достаточного времени и сил на то, чтобы полностью посвятить себя поискам новых, более совершенных, интенсивных путей повышения и использования возможностей руко­водимого органа, части, подразделения для укрепления правопорядка. 4. Саморегулируемый уровень организации (высший) возникает при точной и качественной реализации руководителем педагогиче­ской функции управления, воплотившейся в создании под его ру­ководством и при участии надежных педагогических основ органи­зации деятельности правоохранительного органа. Главный признак такого уровня — все элементы и связи организационного порядка саморегулируются самими сотрудниками и руководителями средне­го и низшего звена; возникающие напряжения, задержки, сбои са­моустраняются ими. Происходит самоналаживание, организацион­ный порядок самоподдерживается. Естественно, не следует гипер­болизировать и гипертрофировать понимание самоуправления и представлять дело так, что кто-то хочет вообще убрать руководите­ля, принизить его роль. Напротив, речь идет о прочной организа­ции, порядок в которой держится не только на текущих титаниче­ских усилиях руководителя, но и на стремлении всех сотрудников к организационному порядку, постоянной саморегуляции своего по­ведения и действий по его сохранению и совершенствованию. Под­линный управленческий профессионализм руководителя — в уме­нии построить такую организацию с обязательной полноценно!! реализацией педагогической функции.