logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Технологии образования

Специфика технологий образования зависит от вида образования - непрерывного, открытого, дистанционного и др. Каждое из них со­пряжено с необходимостью особого построения педагогического процесса, особых форм и методов, технологий передачи и усвоения образовательного материала.

Идея непрерывного образования (lifelong education — англ.) — образование через всю жизнь человека, в течение всей жизни — из­давна привлекала к себе внимание выдающихся умов. Я.А. Коменский в своем труде «Всеобщее воспитание» изложил теорию уни­версального образования и воспитания всех людей в течение жизни на основе равноправия.

Немецкий педагог XIX в. Ф. Дистервег высказал мысль, что «об­разование никогда не составляет нечто законченное и завершенное, оно вечно образующееся и живое, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, приращения»37. Великий русский педагог К.Д. Ушинский также говорил о том, что человек должен и будет учиться всю жизнь38. Однако только в 1960—1970 гг. социально-экономическое развитие человечества, быстрое увеличение объема и содержания знаний (за 5—7 лет оно удваивается), их быстрое устаре­вание и научно-технический прогресс потребовали, чтобы люди по­лучали образование неоднократно — на протяжении всей жизни по мере необходимости.

Известный ученый и деятель ЮНЕСКО Р.Г. Даве (Индия) опре­деляет непрерывное образование как процесс личного, социального и профессионального развития индивида на протяжении его жизни, осуществляемый в целях совершенствования качества жизни как индивидов, так и общин. Это всеобъемлющая идея, включающая формальное, внеформальное и неформальное обучение, осуществ­ляемое с целью приобретения и совершенствования просвещения, а также достижения как можно более полного развития различных сторон жизни на разных ее ступенях. Она связана как с развитием личности, так и с социальным прогрессом39.

Концепция непрерывного образования предусматриваем рацио­нальное распределение периодов обучения и трудовой деятельности человека на протяжении жизни; последовательное повышение об­разования по ступеням и уровням его; потребность и способность к самостоятельному повышению образованности и овладению новы­ми знаниями по мере возникновения потребности в них.

Своеобразный характер носят технологии открытого и дис­танционного образования. Открытое образование (open education — англ.) — концепция современного образования за рубежом. В связи со стремлением к его доступности для всех людей, независимо от их образовательного уровня, не предъявляется каких-либо особых требований к первоначальной подготовке обучающихся. Открытое образование предназначено, как правило, для обучения людей зре­лого возраста, не сумевших по разным причинам повысить уровень своей образованности ранее. Технологии такого образования адап­тируются к реальному уровню знаний обучающихся, сведенным в учебные группы по одинаковым показателям.

Дистанционное образование — образование, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляются при террито­риальной разобщенности преподавателя и студентов с использова­нием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Сетевая технология — вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телекоммуника­ции для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, админи­стратором и обучаемыми. Кейс-технология — вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кей­сов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-мето­дических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у препода­вателей-тьютеров традиционным или дистанционным способом. ТВ-технология — вид дистанционной технологии обучения, бази­рующийся на использовании систем телевидения для доставки обу­чающемуся учебно-методических материалов и организации регу­лярных консультаций у преподавателей-тьюторов.

Технологии воспитания

В истории научной педагогики и педагогической практики методики и технологии воспитания всегда были и остаются одними из центральных. Сложились традиционные системы взглядов по методам воспитания, их технологическим особенностям, по разным видам воспитания раз­ных возрастных и профессиональных категорий людей. В настоящее время широкое распространение получили личностно-ориентированные технологии. В центре внимания их — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение каждым человеком таких качествен­ных особенностей провозглашается главной целью воспитания в отли­чие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социаль­ных норм в традиционной технологии. Сами личностно-ориентиро­ванные технологии раскрывают пути формирования и развития таких качеств не по чьему-то заказу, а в интересах самой же личности, ее самореализации и достижения успеха в жизни.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства, соответствующие индивидуальным особенностями каждого человека. Они противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к растущему и реализующему свои возмож­ности человеку, отчасти свойственному традиционной технологии, необходимость создания для этого благоприятных условий — атмо­сферы любви, уважения, заботы, сотрудничества, творчества, само­выражения и самоутверждения в жизни.

Одной из разновидностей личностно-ориентированных техноло­гий выступает педагогика сотрудничества, получившая распростра­нение в 80-е годы XX в. Название технологии стало популярным благодаря опыту педагогов-новаторов (В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, М.П. Щетинина и др.), в котором соединились лучшие традиции отечественной и за­рубежной школ, достижения психолого-педагогической науки. Она не вошла еще в достаточной степени в современную практику, а по­этому сегодня ее надо рассматривать как «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, ис­точником прогрессивных идей40, заключающихся в создании на заня­тиях атмосферы сотрудничества педагога и всех обучающихся, взаи­мопонимания, эмоционального подъема, увлеченности, интереса, коллективного поиска правильных ответов и решений, взаимного удовольствия от совместной работы.