logo
Yuridicheskaya_pedagogika

5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В мире в ней занято более мил­лиарда учащихся и почти 50 млн педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффектив­ности сегодня во многом зависят перспективы развития человечест­ва и России. В последние десятилетия мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рас­сматривается как главный, ведущий фактор социального и эконо­мического прогресса.

В России накоплен значительный опыт подготовки высокообра­зованных специалистов. К достоинствам отечественной высшей школы относятся:

• способность осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства;

• масштабность подготовки специалистов и обеспеченности стра­ны кадрами с высшим образованием (по этому показателю Россия занимает одно из ведущих мест в мире);

• высокий уровень фундаментальной подготовки, в частности, по естественно-научным дисциплинам;

• традиционная ориентация на профессиональную деятельность и тесную связь с практикой.

В настоящее время предпринимаются усилия, направленные на успешное реформирование высшей школы. В частности, главное вни­мание уделяется перестройке системы управления высшим образова­нием, а именно: широкому развитию форм самоуправления; прямо­му участию вузов в выработке и реализации государственной образо­вательной политики; предоставлению вузам более широких прав во всех сферах деятельности; расширению академических свобод препо­давателей и студентов и др. В то же время современный этап разви­тия общества ставит новые проблемы высшего образования.

1. Стране требуются специалисты по новым направлениям нау­ки, техники, практики, но для начала их подготовки наша образо­вательная система еще не создала научно-теоретическую, методиче­скую и материальную базу.

2. Бесплатная подготовка специалистов в вузах и низкая оплата труда после окончания их (за исключением некоторых специально­стей) в определенной степени девальвируют ценность высшего обра­зования, его элитарность в плане развития интеллектуального уров­ня личности, его статус, долженствующий обеспечить личности оп­ределенную социальную роль в обществе и материальный достаток.

3. Чрезмерное увлечение чисто профессиональной подготовкой наносит немалый ущерб общему духовному и культурному развитию личности обучающихся.

4. Усредненный подход к личности, массовый выпуск специа­листов с высшим образованием, невостребованность десятилетиями интеллекта, таланта, нравственности, профессионализма выступают

заметной причиной наблюдающегося спада нравственных ценностей в обществе, его деинтеллектуализации, падения социального прести­жа высокообразованного человека.

5. Тоталитарное управление образованием, сверхцентрализация, унификация требований в определенной степени подавляли и сни­жали инициативу преподавательского корпуса.

6. Социальный и экономический кризисы переходного периода, переживаемого Россией, повлекли за собой резкое снижение финан­сового и материального обеспечения высшего образования.

7. Наблюдается устойчивая тенденция к сокращению численно­сти студентов (за последние 10 лет — примерно на 200 тыс.).

8. Существующая система высшего государственного образова­ния не обеспечивает населению страны одинаковых возможностей для обучения в вузах.

9. Отмечается резкое сокращение научного потенциала и чис­ленности профессорско-преподавательского состава высшей квали­фикации (часть из них переходит в другие сферы деятельности или уезжает работать в другие страны) и др.68

В интеллектуальных кругах все явственнее осознаются возмож­ные негативные последствия для страны недостатков в системе выс­шего образования и снижения социальной защищенности студентов и педагогов. Постепенно приходит понимание того, что неправомер­ное распространение на сферу образования рыночных форм дея­тельности, игнорирование специфической природы образовательно­го процесса могут привести к утрате наиболее уязвимых слагаемых общественного богатства — научно-методического опыта и тради­ций творческой деятельности. Следовательно, нужно продолжать реформирование системы высшего образования, связанное с реше­нием проблем содержательного и организационно-управленческого характера, а также решительное совершенствование государствен­ной образовательной политики.

Педагогика высшей школы как отрасль педагогической науки

Решение задач, стоящих перед высшей школой, призвано обеспечиваться рекомендациями соответствующей отрасли педагогической науки — педагогикой высшей школы, которая изу­чает теоретические, и практические проблемы развития личности студентов и их профессиональной подготовки в вузе.

Предметом педагогики высшей школы является образова­тельный процесс в высшей школе, пути его прогрессивного развития и повышения эффективности.

Теория обучения в высшей школе, как раздел педагогики высшей школы, рассматривает образовательный процесс в единстве реше­ния задач образования, воспитания, обучения и развития как фор­мирование у выпускников высокого профессионализма. Цели, за­дачи, содержание, организация и методика обучения определяются исходя из прогнозируемого развития науки, техники, экономики, общества, изменений, происходящих в мире, современных требова­ний к профессионалам, их стремления к непрерывному самосовер­шенствованию и активному, творческому участию в прогрессе рос­сийского общества.

Теория и методика воспитания исследует особенности процесса воспитания студентов — будущих профессионалов, обосновывает подходы к решению воспитательных задач в процессе обучения, раз­рабатывает технологии воспитательного влияния на различных курсах обучения, уточняет специфику вузовских форм и методов воспита­ния. В современных нормативных документах Министерства обра­зования РФ обращается особое внимание на повышение качества воспитательной работы в вузах.

Теория учебно-познавательной и научной деятельности студентов призвана объяснить, предвидеть и установить рациональную органи­зацию и способы их обучения.

Раздел научная организация учебно-воспитательного процесса рас­сматривает взаимосвязанную деятельность руководства вузов, про­фессорско-преподавательского состава и обучающихся студентов по достижению целей высшего образования. Основная задача управле­ния такой деятельностью состоит в том, чтобы на каждом этапе обучения достигать активного и глубокого усвоения обучающимися учебного материала при одновременных положительных общих и профессиональных изменениях в их личности. Управление направ­лено на рационализацию управленческого, педагогического и учеб­ного труда всех категорий постоянного и переменного состава ву­зов, повышение эффективности и надежности подготовки специа­листов-личностей.

В разделе методика учебной и научной работы студентов исследуют­ся и обосновываются эффективные формы, методы, технологии орга­низации этой работы, формирования общеобразовательных и профес­сиональных знаний, навыков, умений, привычек, качеств, способ­ностей, необходимых выпускникам как молодым профессионалам-личностям. Основная задача раздела — установление педагогических возможностей содержания изучаемых дисциплин и методики их пре­подавания, а также организации внеаудиторной и самостоятельной ра­боты студентов в достижении целей высшего образования.

Теория и методика обеспечения образовательного процесса и исполь­зования технических средств разрабатывают пути использования пре­жде всего достижений современной информационной и компьютер­ной техники в подготовке студентов. Исследуются пути дистанци­онного образования, использования Интернета, электронной почты, телевидения, других аудиовизуальных средств как в очной, так и за­очной, экстерной формах получения образования и послевузовском образовании.

К основным задачам педагогики высшей школы относятся:

• педагогическое обоснование рекомендаций по определению содержания высшего образования;

• разработка педагогических основ подготовки специалистов в высшей школе в единстве их образования, воспитания, обучения и развития;

• исследование особенностей процессов образования, обучения, воспитания, развития студентов в вузе;

• разработка методики преподавания в вузе и частных методик преподавания различных учебных дисциплин с использованием со­временных методик, средств и технологий;

• изучение опыта подготовки специалистов высшей квалифи­кации за рубежом и возможностей его адаптации в отечественной высшей школе;

• исследование истории высшего образования в России, ее уро­ков и тенденций развития, ведущих в будущее;

• выработка рекомендаций по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышению квалификации профессорско-препода­вательского состава для вузов и др.

Педагогика высшей школы играет существенную роль при опре­делении содержания высшего образования, что находит отражение в государственных стандартах высшего образования, в учебных пла­нах и программах, а также в формировании содержательной модели подготовки специалиста. Она призвана обеспечивать реализацию в учебном процессе вузов основных принципов высшего образования: фундаментальность, специализацию, непрерывность обучения, высо­кий общенаучный и культурный уровень студентов, их сознательную гражданскую позицию.

С учетом процессов развития высшей школы в современных ус­ловиях представляется, что приоритетными вопросами научных ис­следований в сфере педагогики высшей школы могут быть: иссле­дования проблем системной организации учебного процесса, опти­мизации информационного обеспечения, концептуально-проблем­ной деятельности, углубления связи учебной и научной работы, по­вышения эффективности воспитания в вузе.

В целом педагогика высшей школы играет большую роль в со­держательном, научном и методическом обеспечении развития выс­шего образования в России.