15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
Отличительные черты деятельности сотрудников ФСБ
Общепризнано, что профессиональные требования к личности специалиста - а следовательно системе его образования, воспитания и обучения, определяются содержанием и особенностями профессиональной деятельности, характером решаемых при этом задач, а также условиями ее осуществления. Поэтому проблему педагогического обеспечения деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности следует решать, учитывая характер профессиональной деятельности и условия ее осуществления.
Анализ содержания профессиональных задач, решаемых сотрудниками органов Федеральной службы безопасности, дает основание сделать вывод об основных отличительных чертах этой деятельности.
1. Деятельность сотрудников ФСБ направлена на достижение особого результата. В самом общем виде можно выделить несколько возможных его вариантов: обеспечение безопасности личности, общества и государства; сохранение территориальной целостности, национальной независимости и суверенитета страны; борьба с терроризмом, шпионажем, другими преступными посягательствами, отнесенными к компетенции Федеральной службы безопасности; предотвращение техногенных или экогенных катастроф, преодоление последствий стихийных бедствий; обеспечение нормальной работы инфраструктуры жизнеобеспечения населения, а также сложных технических устройств, сбой в нормальном функционировании которых может привести к чрезвычайным происшествиям, и т.д.
Большая государственная, социально-политическая, экономическая, морально-нравственная значимость результатов деятельности органов ФСБ определяют ее общегражданский, а порой и общечеловеческий пафос, ставя ее в один ряд с наиболее благородными видами человеческой деятельности, формируют высокий имидж специалистов в этой области и позитивное мнение об их деятельности.
На создание, подготовку, техническое и кадровое обеспечение подразделений ФСБ выделяются значительные материальные средства, а сотрудники этих служб являются, как правило, одними из высокооплачиваемых государственных служащих. Существуют специальные государственные и общественные награды и знаки отличия для наиболее заслуженных сотрудников. Высокая значимость результатов деятельности выступает ее ведущей отличительной чертой.
2. Деятельность сотрудников ФСБ осуществляется как профессиональное, интеллектуальное, информационное, техническое, психологическое и физическое противоборство субъекта с объектом. Сотруднику приходится предпринимать специальные действия по упреждающему пресечению угроз и действий противника, психологического давления, негативных функциональных состояний и создавать максимальные трудности, исключающие возможность достижения им своих целей. Противодействие имеется и в других видах правоохранительной деятельности, но тут оно носит более бескомпромиссный, решительный, как правило, завуалированный, разнообразный по используемым средствам и опасный характер.
3. Еще одной характерной чертой является сложность объектов деятельности, обладающих специфическими признаками (специальная подготовленность агентов иностранных разведок, особая государственная значимость объектов, находящихся в ведении ФСБ, изощренные действия преступников-профессионалов и т.п.)
4. Отличительной чертой деятельности сотрудников ФСБ — наличие профессиональных помех, от которых исходит реальная угроза их жизни и здоровью (выполнение оперативно-боевых задач и т.п.).
5. Для работы в таких условиях сотруднику ФСБ нужно максимальное напряжение умственных и физических сил, постоянная активность, инициатива, настойчивость, комплекс особых профессиональных и педагогических характеристик (общая и специальная образованность, воспитанность, обученность, интеллектуальная и физическая развитость, общая и педагогическая культура и др.). Только высокий уровень развития личных качеств и профессионализма может обеспечить ему преобладающее превосходство над объектом интереса, достижение поставленной цели и обеспечение своей безопасности.
Объектом деятельности сотрудников ФСБ могут выступать: 1) человек (группа людей), имеющий особый социальный статус (сотрудник спецслужб зарубежных стран, член преступной группировки криминальной или экстремистской направленности, преступник, террорист, потерпевший, пострадавший, нарушитель государственной границы, заключенный и т.д.);
2) технологические процессы, явления географической или социальной среды, предметы, представляющие особую материальную ценность;
3) транспортное средство, механизм, техническое устройство. Человек, выступающий в роли объекта деятельности сотрудников, имеет:
• специфические индивидуально-психологические и социально-типологические характеристики (асоциальная направленность личности, враждебность, фанатизм, измененное психическое или физическое состояние, деформированность ценностных ориентации, негативный жизненный опыт, садизм, жестокость, специфические знания и навыки и т.п.);
• специальное оснащение (оружие, технические приспособления, подручные средства, предназначенные или приспособленные для совершения задуманного, и др.).
В качестве объекта деятельности могут также выступать события, явления, состояния социальной или географической среды, предметы, представляющие большую научную, историческую, материальную, информационную ценность, транспортные средства и технические приспособления. В этом случае объект обладает особыми (конфиденциальными) качествами, например сведениями, составляющими государственную либо служебную тайну (аномальные, нештатные), характеристиками, представляющими опасность для жизни или здоровья людей, животных, приводящими к гибели людей и большим экономическим потерям (ВВ, ОВ, радиоизотопы и др.), к экологическим катастрофам (высокая температура воздуха, повышенный фон радиоактивного излучения, заражение отравляющими веществами, инфекционное заражение почвы, водоемов, животных, приведшее к эпидемии или эпизоотии, землетрясение, наводнение, пожары, тайфуны, отказ технических средств защиты или средств управления и др.).
В свою очередь субъект деятельности имеет ряд характерных особенностей. Деятельность может осуществляться моносубъектом или полисубъектом. В первом случае в роли субъекта выступает один профессионал (сотрудник Федеральной службы безопасности), во втором — диада (человек — человек, человек — оператор и машина или техническое приспособление), малая группа или социум. Полисубъекты представляют собой различные системы, которые условно можно разделить на три группы: система «человек — человек», система «человек — машина», система «человек — среда».
Особыми характеристиками субъекта, обусловленными характером профессиональной деятельности и условиями, в которых она осуществляется, выступают: социальная направленность личности; высокий уровень социальной ответственности, социальная активность и воспитанность, образованность и культура; социально-психологическая надежность, высокая помехоустойчивость, обученность, профессионализм; развитое чувство самосохранения; коммуникативные способности и др.
Группа, полисубъект, в свою очередь, должна быть обучена, подготовлена к слаженной групповой работе с использованием табельного и специального — порой уникального снаряжения (технические приспособления, транспортные средства, инструменты, оружие, спецсредства, защитные средства и т.п.), позволяющего максимально обезопасить специалистов от негативных воздействий окружения или обеспечить физическое и психологическое превосходство над объектом в процессе противоборства.
Вьщеление характерных черт деятельности специалистов ФСБ позволяет описать ее психолого-педагогическую структуру (см. рис. 15.1). Она имеет две стороны: внешнюю (исполнительную) и внутреннюю (психологическую)275. Внешняя сторона деятельности представляет собой систему видов деятельности, которые можно условно разделить на шесть групп: ориентировочно-поисковую, аналитико-прог-ностическую, технологическую, регуляторно-побудительную, защитную и кооперативную.
Рис. 15.1. Модель деятельности сотрудника ФСБ
Ориентировочно-поисковая деятельность сотрудника ФСБ представляет собой важнейший компонент, имеет ярко выраженную ис-следовательско-практическую направленность, состоит из системы специальных алгоритмизированных приемов и действий (порой закрепленных в качестве автоматизированных умений и привычек), позволяющих ему постоянно получать всю необходимую информацию, которая помогает адекватно оценивать состояние объекта, обстановку на месте события.
Аналитико-прогностическая деятельность включает действия и операции по анализу получаемой информации, сравнению ее с имеющейся базой данных, накопленным опытом решения подобных профессиональных задач, планированию наиболее эффективных путей достижения поставленной цели. Специфика заключается в ярко выраженной прогностической направленности этого вида деятельности. Сотрудник должен уметь предугадывать тенденции в развитии процессов, событий, обладать развитыми креативными и аналитическими способностями.
Технологическая деятельность включает обширный набор профессиональных способов, приемов, действий, операций и направлена на организацию и осуществление самого процесса активной деятельности по обеспечению государственной безопасности.
Регуляторно-побудительная деятельность является вспомогательной, непосредственно не направленной на достижение поставленной цели, но создающей необходимые предпосылки для успешного решения профессиональных задач. Она представляет собой систему действий, приемов, способов развития и поддержания требуемого уровня профессиональной подготовленности к деятельности в течение необходимого периода, адаптации к новым условиям деятельности, а также компенсации, реабилитации и реадаптации сотрудников органов Федеральной службы безопасности после выполнения работы.
Защитная деятельность является вспомогательной и направлена на создание необходимых условий для обеспечения безопасности субъекта, его коллег (а зачастую и объектов этой деятельности), сохранения их жизни, здоровья, способности к профессиональной работе в дальнейшем.
Кооперативная деятельность также обеспечивающая. Она заключается в том, что при достижении общей цели каждый исполнитель решает свою задачу порой автономно. Тем не менее от успеха каждого зависит эффективность коллективного труда, а порой и безопасность коллег. Служебная деятельность сотрудника Федеральной службы безопасности чаще протекает в форме индивидуального труда или работы в составе малых групп. Однако вовлеченность в эту деятельность специалистов различных профессий, четкое разграничение их функциональных обязанностей и трудовых ролей обусловливает потребность в четкой координации и согласованности совместных действий. Кооперативная деятельность базируется на развитых коммуникативных умениях сотрудников, владении ими соответствующими технологиями и этикой.
Кроме перечисленных видов деятельности внешняя сторона характеризуется и другими признаками: динамичностью, многофакторностью и многомерностью проявлений различных составляющих во времени, пространстве, состояния противоборства субъектов и объектов, их состязательностью, противоборство осуществляется людьми с применением самых совершенных и изощренных приспособлений, устройств, выступающих в качестве средств противоборства в руках этих людей. Побеждает в противоборстве тот сотрудник, который профессионально лучше подготовлен, обучен, имеет преимущество в информационном, техническом, интеллектуальном, психологическом, физическом отношении. Его дилетантизм в конечном счете оборачивается для органов Федеральной службы безопасности — а порой и государства — невосполнимым уроном.
Таким образом, профессиональная деятельность сотрудника ФСБ специфична. Она предполагает высокий уровень обученности, развитости и образованности, наличие у него высокого уровня профессионально-педагогического мастерства, владения современными технологиями деятельности в условиях противоборства. Наиболее высокие требования предъявляются к уровню духовно-нравственного развития сотрудника. Духовная зрелость выступает системообразующим фактором, способствующим преодолению сотрудником критических жизненных и профессиональных ситуаций.
Все эти требования обусловливают специфику комплекса педагогических мер по подготовке сотрудников, предусматривающих:
• профессиональную направленность образования, обучения, воспитания и развитие личности контрразведчика;
• изучение специальных дисциплин, определяющих достижение высокого уровня профессионализма, правовой культуры;
• овладение современными образовательными технологиями, дающими возможность решать профессиональные задачи оптимальными способами;
• формирование и развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, позволяющих достигать вершин профессионального мастерства, общей и педагогической культуры и другие компоненты.
Работа в комплексе этих составляющих охватывает основное содержание и методы педагогического обеспечения деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений