17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
В общефилософском смысле понятие «средства» требуется как все то, что ведет к достижению цели. Поэтому и методы, и формы, и принципы, и материально-бытовые условия, и авторитет воспитателя и т.д. — все это в определенном смысле можно назвать средствами, ведущими к исправлению осужденных. Однако в пенитенциарной педагогике в силу ее особых отношений с уголовно-исполнительным правом к средствам исправления осужденных, как отмечалось выше, УИК РФ относит установленный порядок исполнения и отбывания наказания {режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, общее образование, профессиональную подготовку и общественное воздействие344.
Совокупность указанных средств, несомненно, представляет собой систему. В них отражаются основные виды деятельности, в которых формируется личность: преобразовательная, познавательная,
Это относится и к той части среды ИУ, которую образует коллектив сотрудников и его отношения со средой осужденных. В них должна царить психолого -педагогическая атмосфера, оказывающая непрерывные исправительно-воспитательные влияния и побуждения. Она будет условием, если ею не заниматься, но она превращается в средство, когда педагогизируется и психологизируется намеренно, компетентно с исправительно-воспитательной мудростью.
Все это относится и к другим «средствам», отмечает A.M. Столяренко, которые сами по себе не делаются ими. Они становятся средствами и обнаруживают свой исправительно-воспитательный потенциал, только когда превращаются в инструмент действий, когда все и каждый работник постоянного состава ИУ хотят использовать их как средства, видят их исправительно-воспитательные возможности, понимают, как это сделать, используют оптимально психолого-педагогическую тактику, формы, методы, приемы ее решения при всяком контакте с осужденными, продумывают педагогическую задачу предстоящей встречи, выбирают в соответствии с ней содержание, тактику, методы, приемы ее решения (См.: Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. С. 107 — 114).
ценностно-ориентационная, коммуникативная, художественная. Так, педагогически грамотно организованный режим обеспечивает условия для организации трудовых процессов и проведения воспитательных мероприятий. Труд как основа воспитательного процесса в ИУ способствует стабилизации оперативной обстановки, влияет на морально-психологический климат. Повышение образовательного и профессионального уровней осужденных положительно отражается на их активности в труде, способствует овладению современными престижными профессиями, служит основой успешной ресоциализации после освобождения. Привлечение общественных организаций, в том числе и религиозных, к воспитательной работе способствует формированию у осужденных позитивных ценностных ориентации, смягчает напряженность во взаимоотношениях как между осужденными, так и между осужденными и воспитателями.
Средства исправления осужденных по-разному регулируются нормами права. Наиболее детальному регулированию подвергается режим исполнения и отбывания наказания. Однако и условия организации труда, и проведение воспитательной работы, и взаимодействие с общественными и религиозными организациями также имеют правовые ограничения. Различная степень правовой регламентации не может быть основанием для отнесения одних средств только к воспитательным, лишенным элементов кары, а других — к карательным, лишенным воспитательного потенциала. Элементы кары, т.е. ограничение осужденных в чем-либо или лишение их чего-либо, присутствуют во всех средствах исправления осужденных. Кроме того, отнесение одних средств к воспитательным, других — к карательным выливается в противостояние в деятельности сотрудников оперативных и режимных частей и служб и сотрудников воспитательной части, начальников отрядов, что порождает в коллективе сотрудников ИУ противоречия и конфликты. Процесс отбывания наказания осужденные субъективно воспринимают как единый. Для них любое средство, любой метод, любое воздействие со стороны администрации, примененные педагогически неграмотно, унижающие их человеческое достоинство, ущемляющие их законные права и интересы, воспринимаются негативно, будь то даже лекция или учебные занятия в школе. Таким образом, противопоставлять элементы единой воспитательной системы друг другу методологически неверно, а практически неэффективно. Все средства и методы, следуя назначению уголовно-исполнительной системы, должны быть воспитательными. Данное требование относится и к режиму, и ко всем элементам, его составляющим.
Никакое средство, какое бы мы ни взяли, не может быть ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний, — утверждал А.С. Макаренко345.
Любые средства, любые методы в зависимости от способа их применения, от особенностей личности воспитателя и воспитуемого, от конкретной педагогической ситуации могут быть либо педагогическими, либо антипедагогическими, антивоспитательными.
Осужденные по-разному оценивают значимость и эффективность того или иного средства исправления. Данные по этому вопросу содержатся в табл. 17.2.
Таблица 17.2
Значимость и эффективность разных средств исправления по оценке осужденных
Режим как средство исправления осужденных
В режиме выделяются как его собственно воспитательная, так и обеспечивающая функции, т.е. объем, границы, методы и способы реализации других средств. В режиме более всего отражается сущность наказания, т.е. лишение человека определенных благ, ограничение в удовлетворении ряда материальных и духовных, функциональных и предметных потребностей. Ограничения распространяются на сферу труда, быта, питания, на пользование предметами культурного и культового назначения, общение с родственниками, на свободу передвижения и т.д.
Неудовлетворенные потребности неизбежно вызывают как физические, так и нравственные страдания. Однако страдания часто очищают душу человека, заставляют его переосмысливать свое отношение к вечным человеческим ценностям и потому не могут быть исключены полностью из воспитательного процесса. Другое дело, что мера страданий, ограничение определенных потребностей должно быть разумным и целесообразным и не оказывать пагубного, разрушающего воздействия на нравственное и физическое здоровье человека. Общество не заинтересовано в том, чтобы из мест лишения свободы выходили лица озлобленные, нетрудоспособные, психически неуравновешенные.
Ограничения сами по себе — это только внешние рамки, внешние факторы воспитательных воздействий. Их воспитательный потенциал проявляется в субъективности их восприятия и переживания осужденными. Поэтому и отношение к ним складывается неодинаково, в зависимости от личности осужденного, длительности сроков наказания, количества судимостей и т.п. Так, для одних осужденных ограничения в удовлетворении определенных материальных потребностей выступают по силе переживания на первое место, другие более всего страдают от ограничения общения с близкими, третьих тяготит принудительное общение с другими осужденными, принудительный характер проведения досуга и свободного времени. Все эти переживания, различные по силе и длительности, по характеру и направленности, обязательно должны учитываться в воспитательной работе с осужденными. Их нельзя выносить за рамки воспитательного процесса, поскольку воспитание — это не просто бесконфликтное развитие личности, тем более личности преступника, это сложный и противоречивый процесс, связанный с внутренними переживаниями, стрессами и психическими коллизиями.
Режимные требования, регулирующие внутренний распорядок учреждений, поведение и образ жизни, способствуют выработке навыков нормального человеческого общения, соблюдаемых людьми в отношениях между собой, в общественной жизни и быту.
Режим как определенный порядок, уклад обеспечивает стабильность условий жизни и деятельности осужденных, формирует привычки и навыки нравственного поведения, способствует формированию положительных традиций, скрепляющих систему общения осужденных с администрацией и друг с другом. Значение режима как средства исправления состоит в том, что он способствует разрушению тех стереотипов поведения, на которых были основаны отрицательные взгляды, установки, привычки, приведшие человека к совершению преступления. В этом смысле режим может способствовать разрушению отрицательных и формированию положительных психических образований, определяющих законопослушное поведение человека.
Строгая регламентация жизни и деятельности человека может привести и к формированию таких качеств личности, как иждивенчество, безынициативность, приспособленчество, что во многом может затруднить процесс адаптации лиц, освобождаемых от уголовного наказания. Поэтому режим должен предоставить осужденному возможность для проявления известной самостоятельности, выбора вариантов поведения. Этому в значительной степени способствует прогрессивная система отбывания наказания, согласно которой в зависимости от поведения осужденного и степени его исправления смягчается или, напротив, ужесточается режим содержания.
Гуманизация как правовой и педагогический принцип предполагает выработку таких режимных требований, которые способствовали бы поэтапному приближению условий жизни и деятельности осужденных к условиям нормального социального общежития. Это приводило бы к сохранению и развитию социально полезных свойств и качеств личности, к снижению ее деформации, к более успешному процессу адаптации после выхода на свободу.
Труд как средство исправления осужденных
В истории пенитенциарной системы нашего государства труд традиционно рассматривался как основа, на которой строился процесс исправления осужденных. В первые годы Советской власти привлечение осужденных к принудительному труду рассматривалось и как средство изменения мировоззрения, классовой принадлежности лиц из числа так называемых «чуждых элементов». Доведенная до абсурда, эта идея приняла чудовищные формы в исправительно-трудовых лагерях в 30—50-е годы.
В 60—90-е годы в нашем законодательстве сохранились ограничительные нормы, касающиеся условий и оплаты труда, что служило причиной для восприятия его отдельными категориями осужденных как дополнительного средства наказания. Тем не менее именно в этот период в организации труда, введении высокорентабельного промышленного производства во многих колониях, особенно близких к крупным промышленным отраслям Центральной России, было сделано немало позитивного: создано собственное производство, включая машиностроение, налажены кооперативные связи с крупными предприятиями, министерствами ведущих отраслей народного хозяйства (легкой и тяжелой промышленности, сельского хозяйства). В условиях массового привлечения осужденных к труду широкое распространение получило трудовое соревнование осужденных, использовалось их творчество в области рационализаторской и изобретательской деятельности. Отношение к труду считалось одним из основных показателей при определении степени исправления осужденных.
Пересмотр многих позиций в области политической, общественной, экономической деятельности современной России вновь поставил на повестку дня проблему трудового использования осужденных, что в условиях массовой безработицы решать совсем непросто. При этом выяснилось, что большинство осужденных отнеслось к отсутствию трудовой занятости крайне отрицательно. Изменилось и само отношение осужденных к труду: он из обязанности превратился в право, из средства принуждения — в средство поощрения, в средство позитивной активности личности, а в конечном итоге — в реальное средство исправления. Этому во многом способствовали изменения в условиях труда, его оплаты и индексации заработной платы в связи с инфляционными процессами, индексации личных денег осужденных, находящихся на депозитных счетах ИУ. Все это позволило активно, без принуждения включать осужденных не только в трудовые процессы, но и в организацию и управление производством.
Общеобразовательное и профессионально - техническое обучение осужденных
Кроме повышения уровня интеллектуального или профессионального развития в условиях исполнения и отбывания наказания оно выступает и как средство исправления осужденных.
Общее образование является фундаментом для формирования интеллекта личности, ее жизненных перспектив, мировоззрения. В то же время обучение в школах при ИУ не может ориентироваться только на получение осужденными знаний, умений и навыков. Основная его задача — добиться нравственного изменения личности, поэтому в школах большое внимание уделяется внеклассной и внешкольной работе педагогического коллектива, непосредственному участию учителей в воспитательной работе в отрядах осужденных.
Формы получения образования осужденными могут быть различны: вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; заочное обучение в средней школе; обучение с помощью учебно-консультационного пункта; обучение экстерном; по специальным образовательным программам.
В процессе обучения происходит самоутверждение осужденных как личностей, переориентация на деятельность, имеющую положительную направленность, развиваются познавательные потребности и интересы. На протяжении многих лет выявлена достаточно устойчивая тенденция: лица, закончившие 11 классов в школах при ИУ, вновь преступлений не совершают. Это объясняется, прежде всего, тем, что общее умственное развитие способствует более осознанному отношению личности к окружающему миру, к себе, к росту духовно-нравственного потенциала, стимулирует процессы самообразования и самовоспитания.
В условиях резкого снижения на рубеже XX—XXI вв. уровня образованности осужденных все большую значимость приобретают в ИУ различные дифференцированные образовательные программы: от программ по ликвидации безграмотности, до программ поступления осужденных в средние и высшие учебные заведения после выхода на свободу, в том числе предусматривающих и платные образовательные услуги. Профессиональная подготовка в ИУ осуществляется в различных формах: бригадное обучение, курсовое обучение, в школах передового опыта, в классах мастеров и, наконец, в профессионально-технических училищах (ПТУ). Оно решает задачи, связанные с формированием трудовых навыков, ростом производительности труда, повышением качества выпускаемой продукции, экономией сырья и материалов и, что самое главное, формированием нравственных качеств человека-труженика.
К началу реформирования уголовно-исполнительной системы (1992) во всех исправительных учреждениях функционировали ПТУ или их филиалы. Однако новые условия жизни государства и общества поставили перед уголовно-исполнительной системой и новые проблемы в области обучения осужденных различным профессиям в период отбывания ими уголовного наказания. Это, прежде всего, внедрение на предприятиях ИУ новых технологий, обучение осужденных престижным профессиям, использование различных форм трудовой занятости, освоение технологий народных промыслов, изготовление широкого ассортимента товаров народного потребления. Повышение образовательного и профессионального уровней осужденных создает предпосылки для их успешной социальной адаптации после освобождения от наказания и тем самым способствует снижению рецидивной преступности.
Законодательное закрепление воспитательной работы в качестве основного средства исправления осужденных является ярким подтверждением реализации принципа гуманизма в уголовно-исполнительной политике, в организации исполнения уголовного наказания. Ее следует рассматривать прежде всего как профессиональную деятельность начальников отрядов, педагогов школ и ПТУ, сотрудников других частей и служб учреждений. Кроме организации массово-воспитательных мероприятий она включает: работу с отдельными группами и категориями осужденных, индивидуальную воспитательную работу; взаимодействие воспитателей и сотрудников учреждений между собой по вопросам организации воспитательной работы на уровне отряда (совет воспитателей отряда), на уровне колонии (методический совет колонии); организацию нормального морально-психологического климата в среде осужденных; привлечение общественных и религиозных организаций к воспитательной работе в колонии; использование воспитательного потенциала других средств исправления. Содержание воспитательной работы составляет духовно-нравственное, трудовое, правовое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое и половое воспитание.
В процессе педагогической деятельности воспитатели, сотрудники учреждений должны использовать всю систему форм и методов воздействия на осужденных, включая воздействие не только на отдельную личность, но и на группы, коллективы осужденных. Ясно, что без специально организующей деятельности воспитателей, сотрудников, администрации вряд ли возможно достижение цели — исправления осужденных. В результате этой работы должны быть сформированы такие нравственные качества личности осужденных, как честное отношение к труду, точное исполнение законов, уважение к другим людям, повышение культурного уровня, развитие полезной инициативы.
Рассматривая воспитательную работу с позиций педагогики сотрудничества, необходимо не только расширять и активизировать участие осужденных в тех или иных мероприятиях, но и привлекать
их к организации своего быта, общественной жизни в колонии, к наведению дисциплины и порядка, к участию в управлении производственными процессами в бригадах, цехах.
Таким образом, особое место воспитательной работы в системе средств исправления осужденных заключается в том, что она, как деятельность субъектов воспитательного процесса, организует и направляет всю жизнь и деятельность осужденных, опираясь на педагогические принципы и правила с учетом специфики их проявления в условиях исполнения и отбывания уголовного наказания.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений