logo
Yuridicheskaya_pedagogika

17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных

В общефилософском смысле понятие «средства» требуется как все то, что ведет к достижению цели. Поэтому и методы, и формы, и прин­ципы, и материально-бытовые условия, и ав­торитет воспитателя и т.д. — все это в определенном смысле можно назвать средствами, ведущими к исправлению осужденных. Однако в пенитенциарной педагогике в силу ее особых отношений с уго­ловно-исполнительным правом к средствам исправления осужден­ных, как отмечалось выше, УИК РФ относит установленный порядок исполнения и отбывания наказания {режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, общее образование, профессиональную под­готовку и общественное воздействие344.

Совокупность указанных средств, несомненно, представляет со­бой систему. В них отражаются основные виды деятельности, в ко­торых формируется личность: преобразовательная, познавательная,

Это относится и к той части среды ИУ, которую образует коллектив сотруд­ников и его отношения со средой осужденных. В них должна царить психолого -педагогическая атмосфера, оказывающая непрерывные исправительно-воспита­тельные влияния и побуждения. Она будет условием, если ею не заниматься, но она превращается в средство, когда педагогизируется и психологизируется наме­ренно, компетентно с исправительно-воспитательной мудростью.

Все это относится и к другим «средствам», отмечает A.M. Столяренко, кото­рые сами по себе не делаются ими. Они становятся средствами и обнаруживают свой исправительно-воспитательный потенциал, только когда превращаются в инструмент действий, когда все и каждый работник постоянного состава ИУ хотят использовать их как средства, видят их исправительно-воспитательные возмож­ности, понимают, как это сделать, используют оптимально психолого-педагоги­ческую тактику, формы, методы, приемы ее решения при всяком контакте с осужденными, продумывают педагогическую задачу предстоящей встречи, выби­рают в соответствии с ней содержание, тактику, методы, приемы ее решения (См.: Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. С. 107 — 114).

ценностно-ориентационная, коммуникативная, художественная. Так, педагогически грамотно организованный режим обеспечивает усло­вия для организации трудовых процессов и проведения воспита­тельных мероприятий. Труд как основа воспитательного процесса в ИУ способствует стабилизации оперативной обстановки, влияет на морально-психологический климат. Повышение образовательного и профессионального уровней осужденных положительно отражается на их активности в труде, способствует овладению современными престижными профессиями, служит основой успешной ресоциализации после освобождения. Привлечение общественных организа­ций, в том числе и религиозных, к воспитательной работе способ­ствует формированию у осужденных позитивных ценностных ори­ентации, смягчает напряженность во взаимоотношениях как между осужденными, так и между осужденными и воспитателями.

Средства исправления осужденных по-разному регулируются нор­мами права. Наиболее детальному регулированию подвергается ре­жим исполнения и отбывания наказания. Однако и условия органи­зации труда, и проведение воспитательной работы, и взаимодейст­вие с общественными и религиозными организациями также имеют правовые ограничения. Различная степень правовой регламентации не может быть основанием для отнесения одних средств только к вос­питательным, лишенным элементов кары, а других — к каратель­ным, лишенным воспитательного потенциала. Элементы кары, т.е. ограничение осужденных в чем-либо или лишение их чего-либо, присутствуют во всех средствах исправления осужденных. Кроме того, отнесение одних средств к воспитательным, других — к кара­тельным выливается в противостояние в деятельности сотрудников оперативных и режимных частей и служб и сотрудников воспитатель­ной части, начальников отрядов, что порождает в коллективе сотруд­ников ИУ противоречия и конфликты. Процесс отбывания наказания осужденные субъективно воспринимают как единый. Для них любое средство, любой метод, любое воздействие со стороны администрации, примененные педагогически неграмотно, унижающие их человеческое достоинство, ущемляющие их законные права и интересы, восприни­маются негативно, будь то даже лекция или учебные занятия в школе. Таким образом, противопоставлять элементы единой воспитатель­ной системы друг другу методологически неверно, а практически не­эффективно. Все средства и методы, следуя назначению уголовно-испол­нительной системы, должны быть воспитательными. Данное требова­ние относится и к режиму, и ко всем элементам, его составляющим.

Никакое средство, какое бы мы ни взяли, не может быть ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от це­лой системы, от целого комплекса влияний, — утверждал А.С. Макаренко345.

Любые средства, любые методы в зависимости от способа их при­менения, от особенностей личности воспитателя и воспитуемого, от конкретной педагогической ситуации могут быть либо педагогиче­скими, либо антипедагогическими, антивоспитательными.

Осужденные по-разному оценивают значимость и эффективность того или иного средства исправления. Данные по этому вопросу со­держатся в табл. 17.2.

Таблица 17.2

Значимость и эффективность разных средств исправления по оценке осужденных

Режим как средство исправления осужденных

В режиме выделяются как его собственно вос­питательная, так и обеспечивающая функции, т.е. объем, границы, методы и способы реали­зации других средств. В режиме более всего отражается сущность наказания, т.е. лишение человека определенных благ, ограничение в удовлетворении ряда материальных и духовных, функциональных и предметных потребно­стей. Ограничения распространяются на сферу труда, быта, питания, на пользование предметами культурного и культового назначения, общение с родственниками, на свободу передвижения и т.д.

Неудовлетворенные потребности неизбежно вызывают как физи­ческие, так и нравственные страдания. Однако страдания часто очи­щают душу человека, заставляют его переосмысливать свое отноше­ние к вечным человеческим ценностям и потому не могут быть ис­ключены полностью из воспитательного процесса. Другое дело, что мера страданий, ограничение определенных потребностей должно быть разумным и целесообразным и не оказывать пагубного, раз­рушающего воздействия на нравственное и физическое здоровье человека. Общество не заинтересовано в том, чтобы из мест лише­ния свободы выходили лица озлобленные, нетрудоспособные, пси­хически неуравновешенные.

Ограничения сами по себе — это только внешние рамки, внеш­ние факторы воспитательных воздействий. Их воспитательный потенциал проявляется в субъективности их восприятия и переживания осужденными. Поэтому и отношение к ним складывается неодина­ково, в зависимости от личности осужденного, длительности сроков наказания, количества судимостей и т.п. Так, для одних осужденных ограничения в удовлетворении определенных материальных потреб­ностей выступают по силе переживания на первое место, другие бо­лее всего страдают от ограничения общения с близкими, третьих тя­готит принудительное общение с другими осужденными, принуди­тельный характер проведения досуга и свободного времени. Все эти переживания, различные по силе и длительности, по характеру и направленности, обязательно должны учитываться в воспитатель­ной работе с осужденными. Их нельзя выносить за рамки воспита­тельного процесса, поскольку воспитание — это не просто бескон­фликтное развитие личности, тем более личности преступника, это сложный и противоречивый процесс, связанный с внутренними пе­реживаниями, стрессами и психическими коллизиями.

Режимные требования, регулирующие внутренний распорядок учреждений, поведение и образ жизни, способствуют выработке на­выков нормального человеческого общения, соблюдаемых людьми в отношениях между собой, в общественной жизни и быту.

Режим как определенный порядок, уклад обеспечивает стабиль­ность условий жизни и деятельности осужденных, формирует при­вычки и навыки нравственного поведения, способствует формиро­ванию положительных традиций, скрепляющих систему общения осужденных с администрацией и друг с другом. Значение режима как средства исправления состоит в том, что он способствует разрушению тех стереотипов поведения, на которых были основаны отрицательные взгляды, установки, привычки, приведшие человека к совершению преступления. В этом смысле режим может способствовать разруше­нию отрицательных и формированию положительных психических образований, определяющих законопослушное поведение человека.

Строгая регламентация жизни и деятельности человека может привести и к формированию таких качеств личности, как иждивен­чество, безынициативность, приспособленчество, что во многом мо­жет затруднить процесс адаптации лиц, освобождаемых от уголов­ного наказания. Поэтому режим должен предоставить осужденному возможность для проявления известной самостоятельности, выбора вариантов поведения. Этому в значительной степени способствует прогрессивная система отбывания наказания, согласно которой в зависимости от поведения осужденного и степени его исправления смягчается или, напротив, ужесточается режим содержания.

Гуманизация как правовой и педагогический принцип предпо­лагает выработку таких режимных требований, которые способство­вали бы поэтапному приближению условий жизни и деятельности осужденных к условиям нормального социального общежития. Это приводило бы к сохранению и развитию социально полезных свойств и качеств личности, к снижению ее деформации, к более успешному процессу адаптации после выхода на свободу.

Труд как средство исправления осужденных

В истории пенитенциарной системы нашего государства труд традиционно рассматривался как основа, на которой строился процесс ис­правления осужденных. В первые годы Совет­ской власти привлечение осужденных к прину­дительному труду рассматривалось и как средство изменения миро­воззрения, классовой принадлежности лиц из числа так называемых «чуждых элементов». Доведенная до абсурда, эта идея приняла чудо­вищные формы в исправительно-трудовых лагерях в 30—50-е годы.

В 60—90-е годы в нашем законодательстве сохранились ограни­чительные нормы, касающиеся условий и оплаты труда, что служи­ло причиной для восприятия его отдельными категориями осужден­ных как дополнительного средства наказания. Тем не менее именно в этот период в организации труда, введении высокорентабельного промышленного производства во многих колониях, особенно близ­ких к крупным промышленным отраслям Центральной России, бы­ло сделано немало позитивного: создано собственное производство, включая машиностроение, налажены кооперативные связи с круп­ными предприятиями, министерствами ведущих отраслей народного хозяйства (легкой и тяжелой промышленности, сельского хозяйства). В условиях массового привлечения осужденных к труду широкое распространение получило трудовое соревнование осужденных, ис­пользовалось их творчество в области рационализаторской и изобрета­тельской деятельности. Отношение к труду считалось одним из основ­ных показателей при определении степени исправления осужденных.

Пересмотр многих позиций в области политической, обществен­ной, экономической деятельности современной России вновь поста­вил на повестку дня проблему трудового использования осужден­ных, что в условиях массовой безработицы решать совсем непросто. При этом выяснилось, что большинство осужденных отнеслось к отсутствию трудовой занятости крайне отрицательно. Изменилось и само отношение осужденных к труду: он из обязанности превратил­ся в право, из средства принуждения — в средство поощрения, в средство позитивной активности личности, а в конечном итоге — в реальное средство исправления. Этому во многом способствовали изменения в условиях труда, его оплаты и индексации заработной платы в связи с инфляционными процессами, индексации личных денег осужденных, находящихся на депозитных счетах ИУ. Все это по­зволило активно, без принуждения включать осужденных не только в трудовые процессы, но и в организацию и управление производством.

Общеобразовательное и профессионально - техническое обучение осужденных

Кроме повышения уровня интеллектуального или профессионального развития в условиях исполнения и отбывания наказания оно выступает и как средство исправления осужденных.

Общее образование является фундаментом для формирования интеллекта личности, ее жизненных перспектив, мировоззрения. В то же время обучение в школах при ИУ не может ориентироваться только на получение осужденными знаний, уме­ний и навыков. Основная его задача — добиться нравственного изменения личности, поэтому в школах большое внимание уделяет­ся внеклассной и внешкольной работе педагогического коллектива, непосредственному участию учителей в воспитательной работе в отрядах осужденных.

Формы получения образования осужденными могут быть различ­ны: вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; заочное обуче­ние в средней школе; обучение с помощью учебно-консультацион­ного пункта; обучение экстерном; по специальным образовательным программам.

В процессе обучения происходит самоутверждение осужденных как личностей, переориентация на деятельность, имеющую положи­тельную направленность, развиваются познавательные потребности и интересы. На протяжении многих лет выявлена достаточно устой­чивая тенденция: лица, закончившие 11 классов в школах при ИУ, вновь преступлений не совершают. Это объясняется, прежде всего, тем, что общее умственное развитие способствует более осознанному отношению личности к окружающему миру, к себе, к росту духов­но-нравственного потенциала, стимулирует процессы самообразо­вания и самовоспитания.

В условиях резкого снижения на рубеже XX—XXI вв. уровня обра­зованности осужденных все большую значимость приобретают в ИУ различные дифференцированные образовательные программы: от про­грамм по ликвидации безграмотности, до программ поступления осу­жденных в средние и высшие учебные заведения после выхода на свобо­ду, в том числе предусматривающих и платные образовательные услуги. Профессиональная подготовка в ИУ осуществляется в различных формах: бригадное обучение, курсовое обучение, в школах передово­го опыта, в классах мастеров и, наконец, в профессионально-техни­ческих училищах (ПТУ). Оно решает задачи, связанные с формиро­ванием трудовых навыков, ростом производительности труда, повы­шением качества выпускаемой продукции, экономией сырья и мате­риалов и, что самое главное, формированием нравственных качеств человека-труженика.

К началу реформирования уголовно-исполнительной системы (1992) во всех исправительных учреждениях функционировали ПТУ или их филиалы. Однако новые условия жизни государства и обще­ства поставили перед уголовно-исполнительной системой и новые проблемы в области обучения осужденных различным профессиям в период отбывания ими уголовного наказания. Это, прежде всего, внедрение на предприятиях ИУ новых технологий, обучение осуж­денных престижным профессиям, использование различных форм трудовой занятости, освоение технологий народных промыслов, из­готовление широкого ассортимента товаров народного потребления. Повышение образовательного и профессионального уровней осуж­денных создает предпосылки для их успешной социальной адапта­ции после освобождения от наказания и тем самым способствует снижению рецидивной преступности.

Законодательное закрепление воспитательной работы в качест­ве основного средства исправления осужденных является яр­ким подтверждением реализации принципа гуманизма в уголовно-исполнительной политике, в организации исполнения уголовного наказания. Ее следует рассматривать прежде всего как профессио­нальную деятельность начальников отрядов, педагогов школ и ПТУ, сотрудников других частей и служб учреждений. Кроме организа­ции массово-воспитательных мероприятий она включает: работу с отдельными группами и категориями осужденных, индивидуальную воспитательную работу; взаимодействие воспитателей и сотрудни­ков учреждений между собой по вопросам организации воспита­тельной работы на уровне отряда (совет воспитателей отряда), на уровне колонии (методический совет колонии); организацию нор­мального морально-психологического климата в среде осужденных; привлечение общественных и религиозных организаций к воспита­тельной работе в колонии; использование воспитательного потен­циала других средств исправления. Содержание воспитательной ра­боты составляет духовно-нравственное, трудовое, правовое, эстетиче­ское, физическое, санитарно-гигиеническое и половое воспитание.

В процессе педагогической деятельности воспитатели, сотрудники учреждений должны использовать всю систему форм и методов воз­действия на осужденных, включая воздействие не только на отдельную личность, но и на группы, коллективы осужденных. Ясно, что без спе­циально организующей деятельности воспитателей, сотрудников, ад­министрации вряд ли возможно достижение цели — исправления осу­жденных. В результате этой работы должны быть сформированы такие нравственные качества личности осужденных, как честное отношение к труду, точное исполнение законов, уважение к другим людям, по­вышение культурного уровня, развитие полезной инициативы.

Рассматривая воспитательную работу с позиций педагогики со­трудничества, необходимо не только расширять и активизировать участие осужденных в тех или иных мероприятиях, но и привлекать

их к организации своего быта, общественной жизни в колонии, к наведению дисциплины и порядка, к участию в управлении произ­водственными процессами в бригадах, цехах.

Таким образом, особое место воспитательной работы в системе средств исправления осужденных заключается в том, что она, как деятельность субъектов воспитательного процесса, организует и на­правляет всю жизнь и деятельность осужденных, опираясь на педа­гогические принципы и правила с учетом специфики их проявле­ния в условиях исполнения и отбывания уголовного наказания.