logo
Yuridicheskaya_pedagogika

9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками

Общая характеристика

Эта работа представляет собой систему специ­альных усилий и мер руководящего состава и других субъектов педагогических воздействий по доведению энергии воспитания до каждого сотрудника, какую бы должность он ни занимал. Она решает задачи «прилаживания» этих воздействий к особенностям каждого сотрудника как с целью повышения его вклада в общие усилия коллектива правоохранитель­ного органа, так и его личностного роста. Это достигается изучением индивидуальных особенностей личности сотрудника, его воспитан­ности, профессиональной обученное™ и опытности, образованно­сти и развитости; оценкой его достоинств и слабостей, отражающихся на успешности службы; определением того, что и как может быть усовершенствовано, чтобы способствовать его успехам, а также по­мощью ему в реализации нужных мер. К.Д. Ушинский писал:

Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях... узнать, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими ду­ховными требованиями145.

Проведение индивидуальной работы с подчиненными является служебной обязанностью руководителя любого уровня. Способы такой работы в ходе повседневного управления их деятельностью рассматри­ваются в главе 12. Организуя ее, он активизирует усилия коллектива службы или правоохранительного органа, а также самого сотрудника на поиск и использование личных возможностей для улучшения пока­зателей работы и совершенствования профессионализма и личных ка­честв. Самостоятельная работа и побуждение к ней обязательны. Вер­но утверждение русского демократа XIX в. Д.И. Писарева:

Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни

купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного

мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно, в

собственной голове146.

Широко используется назначение наставников нуждающимся в повышенной помощи сотрудникам, чаще всего — молодым. Хорошо, когда планирование и учет результатов индивидуальной воспитатель­ной работы отражается в особых дневниках, журналах или карточках.

Формы и методы индивидуальной работы

В практике индивидуальной работы можно ис­пользовать все педагогические методы и многие воспитания, индивидуализируя их применение.

Это все равно, что уход садовника за растениями, — писал один из русских педагогов Н.Ф. Бунаков. — Для всех цветов и деревьев необхо­дима поливка одной и той же водою, для всех необходим свет одного и того же солнца, но одно растение требует обильной, другое умеренной, третье совсем незначительной поливки; одному полезно стоять на сол­нечной стороне, другому нужна тень и т.п.147

Наиболее эффективны:

• пример воспитателя, воздействие его личности на личность сотрудника;

• индивидуальный контроль профессиональной деятельности и периодическое соучастие в ней;

• разбор хода и результатов деятельности сотрудника, его пове­дения на службе и в быту, а также отдельных ситуаций с целью вы­явления причин их;

• частое использование оценок действий и деятельности с мак­симально частым, по возможности, выражением одобрения, а в не­обходимых случаях — осуждения, критики;

• разъяснения, воспитательные беседы, постановка кого-то в пример;

• советы по способам улучшения самоконтроля, самооценки своей работы и личных качеств, побуждения к самовоспитанию и рас­крытие способов его проведения;

• специально подобранные служебные, общественные и учебные индивидуальные задания с целью совершенствования отдельных ха­рактеристик работы и личности сотрудника;

• помощь и поддержка в преодолении трудностей;

• посещение семьи сотрудника по месту жительства и выясне­ние характера и степени ее влияния на сотрудника и его работу;

• оказание моральной, материальной и социальной помощи в решении беспокоящих сотрудника бытовых проблем;

• заслушивание отчетов и сообщений сотрудника при личных встречах и перед коллективом;

• аттестование;

• использование средств коллективного воздействия, товарище­ского ободрения, осуждения, требования;

• использование средств дисциплинарного воздействия для по­ощрения или наказания;

• перемещение на другую должность, которая больше соответ­ствует способностям сотрудника и возможностям личностного роста;

• в трудных случаях — обращение к использованию возможно­стей, имеющихся в распоряжении старших начальников, и др.

Нельзя ограничиваться 1—2 методами, нужно использовать все их многообразие. Ошибочно думать, что, побеседовав раз и дав несколько советов, провел индивидуальную работу. То же можно сказать и по поводу ссылки руководителя на то, что он постоянно ведет индивиду­ально-воспитательную работу, так как непрерывно руководит деятель­ностью сотрудников, встречается с ними каждодневно по нескольку раз, заслушивает их доклады, делает замечания и дает советы. Необхо­димо напомнить, что только четко осознаваемая педагогическая уста­новка и цель, педагогическое наблюдение, соблюдение комплекса пе­дагогических условий превращают явления повседневности в педаго­гические действия и дают полезный педагогический результат148.