logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Неформальные общности осужденных

В основе процесса образования неформальных общностей осужденных лежит тяга к общению, что вполне закономерно. Эти общности, которые часто называют малыми неформальными груп­пами, в воспитательной системе исправительных учреждений игра­ют особую роль. Это объективная реальность, которую следует не только учитывать, но и использовать в воспитательных целях. Между воспитателем и воспитуемым всегда стоит малая группа (макаренковские первичные коллективы). В ней создается мик­роклимат, действуют механизмы подражания, соперничества и самоуправления. В малой группе воспитатель имеет дело с груп­повой убежденностью, групповыми интересами, установками и традициями. Это ближайшее социальное окружение личности, ближайшая социальная среда.

Малые группы осужденных бывают весьма разнородными. В одни осужденные попадают в виду каких-то общих интересов, в другие — в поисках защищенности; одни имеют положительную или ней­тральную направленность, другие — резко отрицательную. Если в уч­реждении таких групп большинство, то процесс воспитания имеет отрицательную направленность, поскольку в «зоне» руководителями являются не администрация, а так называемые «уголовные авторите­ты», «смотрящие», «отрицаловка». Такие «исправительные» учрежде­ния по праву называются «тюремными университетами», поскольку осужденные живут в них по законам и принципам уголовного мира.

Однако наличие этой так называемой «другой жизни» совсем не означает, что ей не может быть альтернативы. Альтернатива — в целенаправленном ориентировании коллективов осужденных, что является едва ли не главным условием управления воспитательным процессом в ИУ со стороны администрации, что с успехом было доказано практикой исправительных учреждений Вологодской об­ласти в 70—80-е годы334.