logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие

К научным принципам построения системы юридического образования относят:

единство федерального культурного и образовательного про­странства — защищает в системе образования национальные куль­туры, региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства;

общедоступность образования — адаптивность его системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, вос­питанников;

светский характер образования — закрепляет право на образова­ние в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управ­ления образованием — закрепляет право на автономность образова­тельных учреждений107.

На развитие системы юридического образования оказывает влия­ние целый ряд факторов, к основным из которых относят:

• уровень развития общества, его социальной сферы, экономики, научно-технических основ производства;

• политику государства, интересы и возможности различных слоев общества;

• исторический опыт и национальные особенности в области образования, в том числе и юридического;

• педагогические факторы, обусловленные различием образова­тельных учреждений страны.

Современная система юридическо­го образования и основные направле­ния ее модернизации

Социальный заказ государства на подготовку юристов различных образовательных уровней и требования, предъявляемые обществом к сие- ™е юридического образования, обусловили появление противоречии, присущих сегодня данной системе. В качестве основных про­тиворечий выступают:

• несоответствие между количеством и качеством подготовки специалистов, выпускаемых образовательными учреждениями юри­дического профиля;

• несогласованность подсистем общего и юридического профес­сионального образования, слабость форм взаимодействия;

• различия системы юридического образования и системы дея­тельности государства, обусловленные состоянием общества, закон­ности и правопорядка в нем.

Наличие этих противоречий и других отставаний современной системы юридического профессионального образования обусловливает необходимость его модернизации в соответствии с общей Концеп­цией модернизации российскою образования на период до 2010 г. Основная цель модернизации состоит в подготовке квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурен­тоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, сво­бодно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специ­альности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному про­фессиональному росту, социальной и профессиональной мобильно­сти; удовлетворению потребностей каждой личности в получении соответствующего образования108. Концепция предусматривает:

• повышение качества юридического образования за счет пере­аттестации всех образовательных программ в области права и ме­неджмента на основе сохранения их фундаментальности и вместе с тем соответствия актуальным и перспективным потребностям лич­ности, общества и государства;

• решение проблемы «кадрового голода, обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации юридических работников, с одной стороны, а с другой — обеспечение выпускникам гарантиро­ванного места работы по специальности;

• обеспечение опережающего развития начальною и среднего юридического образования в связи с тем, что на современном этапе возрастает потребность общества и государства в высококвалифи­цированных специалистах начального и среднего образовательных уровней;

• укрепление и модернизацию материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, необходимость их вклю­чения в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, что обеспечит повышение качества процесса обучения и рас ширение его возможностей;

• увеличение количества и повышение профессионализма педаго­гических кадров с учетом потребностей системы начального и средне­го юридического образования и реорганизацию системы учреждений повышения квалификации работников образования не реже чем один раз в пять лет; повышение статуса педагогического работника;

• реорганизацию системы учреждений повышения квалификации работников образования всех уровней. Создание эффективной систе­мы подготовки, переподготовки и аттестации руководителей органов управления образованием;

• повышение уровня научно-методического обеспечения обра­зования за счет качественного обновления педагогической науки, возрождения практико-ориентированных научных школ и построе­ния новых моделей прикладных исследований;

• совершенствование законодательного регулирования правовых и экономических отношений в сфере профессионального, в том числе и юридического, образования путем разработки законодательных актов, посвященных правовому регулированию отдельных областей образова­тельной деятельности; доработки и введения в действие Кодекса Рос­сийской Федерации об образовании, основанного на признании обра­зовательного права как самостоятельной отрасли юриспруденции по кодификации имеющегося законодательства. Совершенствование за­конодательной и нормативной правовой базы должно быть направле­но также на развитие государственно-общественного характера управ­ления всей системой образования;

• обновление и апробацию содержания юридического образова­ния в государственных образовательных стандартах и совершенствова­ние механизмов контроля за его качеством. Разработку и внедрение эффективных механизмов управления инновационными проектами, предусматривающих реализацию новых моделей в образовании;

• реформирование системы управления профессиональным юри­дическим образованием в целях повышения эффективности деятель­ности учреждений начального и среднего профессионального образо­вания с четким разделением их подчинения на два уровня (федераль­ный и региональный) и возможностью передачи части полномочий на муниципальный уровень.