logo
Yuridicheskaya_pedagogika

3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса

Процесс — это педагогическая система в дина­мике, в действии. В нем активно проявляются цели, содержание, технология и другие элемен­ты педагогической системы. Качество всех эле­ментов подготовленной педагогической системы определяет качество и результативность педагогического процесса.

Педагогический процесс — специально организованная целенаправ­ленная деятельность субъектов педагогической работы совместно с его объектами-субъектами по воспитанию, образованию, обучению, разви­тию и самосовершенствованию (рис. 3.2).

Вместе с тем решающее значение в эффективной динамике процесса принадлежит его организатору — родителю, учителю, пе­дагогу, мастеру производства, руководителю — и его взаимодейст­вию с обучающимися, уровню имеющейся у него образованности, воспитанности, обученности и развитости. Даже отлично задуман­ная при подготовке система работы на занятии может не быть за­действована и не дать ожидаемого результата. Тут сказывается боль­шое число зависимостей, факторов и условий, про которые можно сказать, что нет мелочей в построении и оптимизации динамичного и быстро протекающего педагогического процесса. Практически любая кажущаяся на первый взгляд несущественной деталь может сказаться положительно или отрицательно, поэтому все надо учи­тывать со вниманием и педагогическим профессионализмом. Ре­шающая роль в воплощении замысла в реальный процесс принад­лежит проводящему занятие или педагогическое мероприятие. Он призван «вдохнуть жизнь» в занятие, создать педагогический про­цесс и умело направлять его.

Рис. 3.2. Модель педагогического процесса

Весь процесс актуализации и оптимизации взаимодействия на­правляется стержневым влиянием цели. Важная задача — согласо­вание не написанных, а реальных целей обучающего и обучающихся, достижение общего стремления тех и других к единой цели и взаи­мопомощи в этом.

Содержание педагогического процесса определяется тем материа­лом, который изучается. Тщательный отбор материала, его структу­рирование дают возможность обучающимся усвоить новое знание и овладеть необходимыми навыками и умениями, повысить уровень общей культуры и культуры своей деятельности, дать новый импульс развитию. Важно, чтобы оно отвечало цели, цель воплощалась в со­держании, чтобы раскрытие содержания проводящим педагогиче­ское мероприятие было бы полным, правильным, доступным при­сутствующим, было бы воспринято, понято, глубоко усвоено при­сутствующими, обогатило бы их, побудило к определенным отно­шениям и поведению. Важную роль в этом играют методики и тех­нологии, применяемые родителем, педагогом, руководителем. Они — педагогические инструменты, движущие и созидательные силы в пе­дагогическом процессе, используемые субъектом, реализующим функ­цию управления процессом.

Непременным условием оптимального протекания педагогиче­ского процесса является диагностика его хода и результатов, позво­ляющая проводящему педагогическую работу следить за его протека­нием, оценивать оптимальность и корректировать по необходимости. Педагогическая диагностика осуществляется посредством контроля, проверки и оценки знаний, навыков и умений обучающихся, уров­ня развития их личностных качеств. Диагностирование качества пе­дагогического процесса предполагает также знание четких критери­ев эффективности протекания процесса. Общепризнано, что основ­ными из них являются: отношение обучающихся к профессиональ­ной, учебной деятельности, поведение, практические дела и резуль­таты. Объектом диагностики являются среда и условия, в которых протекает педагогический процесс, социально-педагогические влия­ния на процесс.

Таким образом, эффективность педагогического процесса опре­деляется многими факторами, которые должны контролироваться организатором и корректироваться по необходимости.