Физическая подготовка и рукопашный бой
Применение физической силы предполагает высокий уровень физической подготовленности сотрудников частных детективных и охранных служб. Важнейшими компонентами физической подготовленности выступают: физическая сила, быстрота, выносливость, ловкость. Обычно развитие этих качеств происходит путем подготовки и сдачи сотрудниками нормативов по бегу на длинные и короткие дистанции, подтягиванию на перекладине, плаванию и др., а также участию в подвижных играх (футбол, волейбол, баскетбол).
Техническая подготовленность частных детективов и охранников заключается в уверенном, эффективном и быстром выполнении приемов рукопашного боя. Основными составляющими такой технической подготовленности, которые должны быть сформированы в процессе обучения, выступают:
• знание основных теоретических положений и принципов применения приемов рукопашного боя;
• умение легко передвигаться и занимать правильное положение тела в целях сохранения устойчивого равновесия;
• знание требований, предъявляемых к хорошей стойке и удобному положению тела;
• умение наносить удары руками, кулаком, локтем, кистью, пальцами, ногами, головой, плечами, туловищем;
• умение осуществлять защитные действия, блоки, отбивы, толчки;
• умение защищаться от ударов невооруженного противника или вооруженного ножом с помощью подручных средств (палки, веревки, камней);
• знание уязвимых болевых точек на теле противника;
• умение осуществлять защиту при угрозе огнестрельным оружием или попытке противника обезоружить сотрудника;
• умение проводить броски, удержания, болевые и удушающие приемы;
• знание основных способов освобождения от захватов противника;
• умение связывать поверженного противника при отсутствии наручников;
• знание основных способов взаимодействия и взаимопомощи сотрудников при совместном ведении рукопашной схватки с правонарушителями;
• знание тактики применения боевых приемов при задержании вооруженных преступников;
• умение вести рукопашный бой с несколькими противниками;
• натренированность в проведении приемов защиты и контратаки при возникновении типовых ситуаций сопротивления правонарушителей.
Например, каждый удар в рукопашной схватке должен иметь цель. Обычно удары наносятся в уязвимые, болевые точки на теле противника. Следует учитывать, что главные жизненные центры расположены вдоль центральной линии туловища и включают в себя лоб, верхнюю губу, солнечное сплетение и половые органы. Вторые по степени важности для жизнедеятельности человека центры находятся на линиях висков (сонные артерии, уши, места под мышками). Третьи по важности части тела человека располагаются на прямых, находящихся между главной и второй по важности горизонтальными линиями (ребра, селезенка, почки, живот). Применительно к конкретной болевой точке выбирается направление удара по вертикально стоящему противнику: висок — сбоку; переносица — прямо; челюсть — сбоку; сонная артерия — сбоку; гортань — прямо; подбородок — прямо, снизу вверх; глаза — прямо; ключица — сверху вниз; солнечное сплетение — прямо; подреберье (печень) — прямо, сбоку; низ живота — прямо, снизу вверх; пах — снизу вверх; колено — прямо; голень — прямо; подъем стопы — сверху вниз; основание черепа — снизу вверх; верхний шейный позвонок — прямо; почки — прямо; копчик — прямо; коленный сгиб — прямо, сверху вниз; икроножные мышцы — прямо, сверху вниз. В зависимости от того, какая цель ставится перед началом атаки, и оценки физического состояния противника выбираются соответствующие уязвимые для ударов точки на теле правонарушителя. Исходя из цели, которую хотят достичь в результате удара, все точки на теле человека делятся на: а) «ослепляющие», с быстро проходящей болью (удары в лицо, сустав); б) «останавливающие», с резкой и медленно проходящей болью (удары в надкостницу, в область печени, живот, подвздошную область); в) «парализующие» (удары в пах, глаза, шею). По степени опасности для жизни и здоровья точки на теле человека можно разделить на: а) особо опасные для жизни (гортань, сонная артерия, виски, пах, макушка головы, основание черепа, верхний шейный позвонок); б) травмирующие (плечевой сустав, подмышечная область, локтевой сустав, кисть, основание большого пальца); в) болевые (все другие уязвимые точки на теле человека).
Огневая подготовка и применение специальных средств
Применение сотрудниками частных детективных и охранных служб специальных средств регламентируется Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Кроме того, каждый частный охранник должен знать Правила применения частными детективами и охранниками специальных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 587 от 14 августа 1992 г.
Охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях: 1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, жизни и здоровью охраняемых граждан; 2) для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление. В то же время закон запрещает применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью охранника.
Охранник должен знать виды специальных средств и быть обучен их применению. В качестве специальных средств используются резиновые палки, наручники, слезоточивый газ и другие средства, предусмотренные соответствующим перечнем. Право на применение специальных средств имеют частные охранники, прошедшие соответствующую подготовку и выдержавшие периодическую проверку в органах внутренних дел на профессиональную пригодность к действиям в ситуациях, связанных с их применением.
В процессе подготовки охранников следует обращать их внимание на такие особенности применения специальных средств:
• запрещается нанесение резиновой палкой ударов по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам;
• требуется периодическая (не реже, чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков у наручников;
• при использовании слезоточивых веществ запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ;
• специальное средство «Черемуха-10» и его аналоги, газовые пистолеты применяются на открытой местности и в помещениях.
Частным детективам в случае оказания услуг, связанных с опасностью для их жизни и здоровья, разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Применение огнестрельного оружия частными охранниками регламентируется ст. 16, 18 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и ст. 24 Закона РФ «Об оружии». Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: 1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; 2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность; 3) для предупреждения (выстрел в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала о нападении.
Частный охранник должен знать, что запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.
При обучении стрельбе целесообразно обращать внимание обучающихся на выработку умений вести огонь в различных условиях видимости, после физической нагрузки, из различных положений (стоя, лежа и т.п.), из различного оружия и т.д. Большое значение здесь приобретает систематичность выполнения разнообразных стрелковых упражнений, стрелковая натренированность.
Стрелковая подготовленность частного охранника включает в себя следующие элементы:
• знание устройства табельного огнестрельного оружия, его огневых возможностей и порядка устранения мелких неисправностей;
• умение стрелять из табельного оружия по различного рода мишеням (движущимся, неподвижным, периодически появляющимся, грудным, в полный рост и т.д.);
• умение стрелять из различных положений (стоя, сидя, лежа, на вскидку, от живота не целясь, находясь в движущемся автомобиле и т.д.);
• умение успешно стрелять после физической нагрузки (после бега, подъема по лестнице, подъема в гору и т.д.);
• умение стрелять в различных условиях видимости (вечером, ночью, днем при ярком свете, в тумане и т.д.);
• умение стрелять на опережение выстрела противника;
• умение удобно располагать и быстро обнажать табельное огнестрельное оружие;
• умение стрелять в помещении, на улице, в поле, лесу и т.д.;
• умение стрелять в различных условиях служебной деятельности (при охране отдельного объекта, в случае нападения на охраняемое лицо, в ситуации попытки захвата охраняемого при транспортировке груза и т.д.).
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений