logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи

Правовые отношения семьи и государства регламентируются нормативными документами, воспитательное указами и постановлениями. Семья находится влияние семьи под защитой государства, которое проявляет за­боту о ней путем создания и развития сети об­щеобразовательных учреждений, выплаты различных пособий, пре­доставления льгот и пособий многодетным семьям, оказания по­мощи в воспитании и медицинском обслуживании и т.д.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией РФ, другими законодательными докумен­тами о браке, семье, правах ребенка и защите детства. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Важнейшим принципом воспитания детей в семье, закрепленным законодательством, явля­ется предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Этот принцип обеспечивает наилучшие ус­ловия для соблюдения интересов детей, гарантирует защиту от проявления родительского эгоизма, служит базой для объективных, ра­зумных решений.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также детей нетрудоспособных и нуждающихся в помощи. К мате­рям и отцам, не выполняющим свой долг перед детьми по их содер­жанию и воспитанию, может быть применена строгая мера — лишение родительских прав. Основанием к такому решению может послужить жестокое обращение с детьми, оказание на них вредного, аморального влияния, антиобщественное поведение: алкоголизм, наркомания, про­ституция, хулиганство, тяжелые психические расстройства.

Правовое положение семьи во многом определяет и ее правовоспитательное влияние. Родители должны стремиться к формирова­нию у ребенка уважения к законам, правам других людей. Их пра­вовоспитательное влияние осуществляется, как правило, на основе принципа «делай как я», т.е. примера и авторитета родителей, их дел и поступков, отвечающих нормам морали и права. Критериями оценки здесь выступают общечеловеческие ценности: борьба добра со злом, честность и честь, достоинство и любовь к людям, трудо­любие и умение быть благородным и многие другие.

Анализ практики семейного воспитания показывает, что основ­ными путями и условиями его правоформирующего и праворазвивающего влияния выступают:

• обеспечение личной примерности всех членов семьи в не-. укоснительном выполнении законов;

• проведение старшими членами семьи праворазъяснительной ■ работы среди младших;

• формирование у всех членов семьи положительного отноше­ния к правовым нормам;

• нравственное одобрение правопослушного поведения и правоприменительной деятельности;

• создание личностно-бытовых и деятельностных предпосылок для формирования правосознания и др.

Правовоспитательный процесс в семье не имеет границ. Старшие члены семьи — это своего рода жизненный идеал для младших.

В семье как бы координируются усилия всех участников воспитательного процесса. Семья создает для человека, особенно молодого, ту модель жизни, в которую он включается. Каждый юноша и девушка невольно и зачастую неосознанно повторяют поступки своих родителей, несут в себе нравственно-правовой заряд той социальной среды, в которой живет семья.

Семья тысячами нитей связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко peaгирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни. Господствующие в семье настроения сказы­ваются в свою очередь на обществе, деятельности государства и его органов. Поэтому необходима постоянная забота государства и об­щества о семье, о реализации ею своих социальных и правовоспи­тательных функций. В то же время семья должна руководствоваться не только узкосемейными, но и общественными интересами, что во многом предопределяет формирование у ее членов правосознания.

Иными словами, правовоспитательное влияние семьи будет эф­фективным только тогда, когда будут задействованы как внешние факторы ее жизнедеятельности, так и внутренние резервы семейно­го уклада.