Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
В основе ее лежат концептуальные идеи государственной образовательной политики115, требующие своей реализации в процессе подготовки кадров и для правоохранительных структур Важнейшие из них таковы:
1) российское профессиональное образование (в том числе и юридическое) станет целостным и эффективным только тогда, когда оно будет духовным. Это означает, что при выполнении социального и профессионального заказа общества усилия направляются на юридическую подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов на основе духовности как творческой субстанции отечественной системы образования;
2) ведомственное профессиональное образование должно интегрироваться в российскую образовательную систему, т.е. осуществляться как часть ее, подчиняясь ее общим принципам и основам, а также в мировую систему подготовки кадров для правоохранительных органов и их организаций;
3) организация ведомственного профессионального образования должна быть динамичной, способной оперативно учитывать международные, общероссийские и региональные тенденции проявления противоправности и борьбы с ней;
4) развитие ведомственного профессионального образования должно основываться на повышении качества путем использования возможностей применения новых перспективных технологий;
5) обеспечение преемственности государственного и ведомственного заказов на подготовку юристов достигается направленностью образования, обучения, воспитания и развития у обучающихся универсальных способностей человеческого духа в соответствии с его природой и эволюционным назначением: образование сознания, воспитание чувств и воли человека, развитие его физической природы, превращение образовательно-воспитательной и развивающей деятельности в нравственно-правовой образ жизни.
Изложенные идеи составляют фундаментальную основу национальной доктрины, государственной и законодательной политики, педагогической мысли и практики, всей системы российского образования.
Эти и другие концептуальные положения реализуются в ведомственных образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку юристов различных образовательных уровней. Важное место здесь отводится целям, содержанию, принципам и правилам образования, воспитания, обучения и развития.
Цели образовательного процесса (педагогические цели), как отмечалось в первом разделе, — это системообразующий, сквозной элемент любой педагогической системы, который связывает воедино все остальные элементы образовательного процесса, подчиняя их себе. Педагогические цели обусловлены социальными требованиями общества и государства; они выступают как средства достижения этих требований, как необходимый результат профессиональной подготовленности высококвалифицированных специалистов для правоохранительных органов и поддержания требуемого уровня знаний, навыков и умений на протяжении всей службы. В педагогическом плане они включают в себя образовательные, обучающие, воспитательные и развивающие цели. Это запланированные результаты педагогической деятельности, находящие воплощение в общей и профессиональной образованности, воспитанности, обученное™ студентов в наполненности их содержанием, представленным в описанной выше квалификационной характеристике выпускника образовательного учреждения.
Грамотное формирование педагогических целей преподавателями-предметниками позволяет им правильно определять методику преподавания, помогает ответить на вопрос, как вести педагогический процесс, чтобы в ходе его формировать личность каждого обучающегося — будущего специалиста правоохранительной деятельности. Здесь уместно напомнить слова А.С. Макаренко. Он говорил:
Педагог, воспитывая обучающегося, должен уметь проектировать личность. Но чтобы спроектировать личность, нужно детально представить, какой она должна быть и какие качества у нее нужно формировать116.
Содержание образовательного процесса в юридическом образовательном учреждении — это совокупность учебного материала, необходимого для формирования у будущих молодых специалистов профессиональных знаний, навыков, умений и качеств, отвечающих требованиям профессиональной деятельности и одновременно позволяющих интенсивно развивать способности и дарования каждого обучающегося.
Содержание образовательного процесса в своей основе направлено на формирование нужных образованному профессионалу знаний, навыков и умений для успеха в жизни и профессиональной деятельности.
Под знаниями педагогика понимает адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий117. В знаниях выражен обобщенный опыт, отражающий объективный мир. Усвоить знания — значит сделать определенные понятия, законы, логические системы своим достоянием, понимать их, творчески использовать в практической деятельности. Знания выступают и как самостоятельная интеллектуальная ценность, и как руководство к практическому действию.
Навык — освоенное действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнений118. Иными словами, это автоматизированный компонент сознательного действия. Он вырабатывается путем многократного повторения тех или иных действий в аналогичных условиях. Выделяются умственные, сенсорные и двигательные навыки, возможны и их сочетания.
Умение — это освоение человеком способов выполнения действия, обеспечиваемых совокупностью приобретенных знаний и навыков119. Другие определения: это способ действий, основанный на высокой теоретической и практической подготовке, т.е. это своеобразный синтез знаний и навыков; это подготовленность обучающихся к сознательным, самостоятельным (творческим), быстрым, точным, гибким действиям, отвечающим в точности меняющимся условиям и обстановке. В умении навык выступает как его автоматизированное звено.
Для образовательных учреждений юридического профиля содержание профессионального образования определено в государственных образовательных стандартах. Оно выражается в требованиях к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки юристов различных образовательных уровней (начального, среднего и высшего юридического образования) и представляет собой единство федерального, регионального компонентов ГОС и дисциплин специализации, устанавливаемых образовательным учреждением, отвечающих уровню подготовки юристов на различных образовательных уровнях (начальном, среднем и высшем). Так, фундаментальное профессиональное юридическое образование получают студенты, курсанты и слушатели в юридических высших учебных заведениях (институтах, академиях и университетах) в соответствии с ГОС 521400 или 021100 — «юриспруденция». В частности государственный образовательный стандарт 021100 предусматривает изучение обучающимися: общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального и регионального (ведомственного) компонентов в объеме — 1800 ч; общих математических и естественно-научных дисциплин в объеме 400 ч (федерального и регионального компонентов). Содержание образования по этим двум циклам дисциплин является общим для всех видов высших образовательных учреждений юридического профиля. Им определяется неполное высшее профессиональное образование.
Базовое содержание юридического высшего профессионального образования (по состоянию на 2003 г.) определяется изучением трех циклов учебных дисциплин: общепрофессиональных (федеральный и ведомственный компоненты), специальных и дисциплин специализации.
Дисциплины специализации определяются каждым вузом исходя из установленной ему ведомством узкой специализации выпускников факультетов (оперативный уполномоченный уголовного розыска, криминалист, кадровый работник и др.).
На основе ГОС каждый вуз составляет учебные планы по годам и семестрам, определяет формы обучения (очная, очно-заочная, заочная, экстернат), а кафедры разрабатывают учебные программы по предметам.
Педагогические принципы образовательного процесса представляют целостную систему взаимосвязанных научно-педагогических идей построения и управления образовательным процессом. Наиболее общие воплощены в научных принципах отечественного образования (см. § 8.1). Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования представлены в таблице 8.6. Более частные рекомендательные положения содержатся в общепедагогических принципах обучения (дидактических), воспитания и развития (см. главы 9, 10).
Таблица 8.6
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений