17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
Особенности процесса перевоспитания осужденных несовершеннолетних349
Общность осужденных в целом весьма разнородна по характеру совершенного преступления, по возрасту, полу, образованию, семейному положению, по различным индивидуально-психологическим свойствам и качествам, вероисповеданию, степени социально-педагогической запущенности и т.д. Разделение осужденных на группы, их классификация возможны по любому из вышеназванных признаков. В данном параграфе рассматриваются три основные группы: осужденные несовершеннолетние, осужденные женщины и лица, приговоренные к пожизненному заключению, воспитательная работа с которыми заметно отличается от других категорий осужденных в силу их особенного правового положения.
Личность осужденного несовершеннолетнего своеобразна. Пенитенциарная статистика свидетельствует: чем в более раннем возрасте человек попадает в места лишения свободы, тем больше вероятность его дальнейшей криминализации. Среди осужденных, содержащихся в тюрьмах, колониях особого режима, до 90% лиц имели первую судимость в подростковом возрасте. В настоящее время доля несовершеннолетних среди осужденных, особенно в возрасте 14—16 лет, имеет постоянную тенденцию к увеличению. Политический, экономический, духовно-нравственный и другие кризисы в России, которые сопровождаются ростом безработицы, алкоголизма, наркомании, распадом семейных отношений, утратой позитивных институтов социального воспитания, в первую очередь отражаются на подростковом (12—15 лет) и юношеском (16—18 лет) возрасте в силу особенностей их биологического, психического и педагогического развития. Для осужденных несовершеннолетних характерны такие преступления, как кражи, грабежи, разбои, изнасилования, убийства, телесные повреждения, вымогательства, угон автотранспорта. Подавляющая часть преступлений совершается ими в группах, совместно со взрослыми, в нетрезвом виде, часто под влиянием наркотиков.
Число несовершеннолетних, которые до осуждения учились в школе и других учебных заведениях, из года в год имеет тенденцию к снижению. Одновременно наблюдается постоянный рост числа несовершеннолетних, которые до осуждения нигде не учились и не работали (табл. 17.3).
Таблица 17.3
Изменение количества несовершеннолетних осужденных, которые до осуждения нигде не учились и не работали
Среди несовершеннолетних осужденных довольно высок удельный вес лиц с психическими аномалиями (каждый третий). Невроз, психопатия, патохарактерологические аномалии личности, нервно-психические расстройства становятся характерными состояниями личности в воспитательных колониях. Высок также и процент осужденных, страдающих различными заболеваниями.
Особую значимость в характеристике личности имеет изучение системы ее отношений к основным социальным ценностям. Осужденные несовершеннолетние очень остро переживают утрату свободы как ценности. Выявлена и следующая зависимость: чем выше образовательный уровень осужденных, тем тяжелее переживается ими утрата свободы. Значимым этот фактор является и для лиц, впервые судимых. Для рецидивистов, в значительной степени адаптированных к условиям жизни в местах лишения свободы, факт ее утраты перестает быть столь значимым.
Труд как ценность занимает довольно высокий рейтинг у осужденных всех возрастных групп. Подчас негативное отношение объясняется не самим фактом привлечения несовершеннолетних к труду, а отсутствием работы по интересу и специальности.
Несовершеннолетние осужденные весьма чувствительны к категории справедливости как ценности. Подавляющее число воспитанников считает, что примененное к ним наказание не всегда адекватно преступлению. К тому же властные полномочия, которыми наделена администрация, императивный стиль в обращении, отрицательное отношение к воспитанникам еще более актуализируют эту ценность в их сознании.
Весьма своеобразно их отношение к своему собственному «Я» как ценности. «Ярлык» преступника вызывает у них защитную реакцию в виде самооправдания прежнего образа жизни, преступного поведения и завышенной самооценки.
Существенное ограничение удовлетворения ряда потребностей у воспитанников повышает социальную значимость материальных благ как ценности — и в силу возможности удовлетворения их собственных потребностей, и как способа поддержания «авторитета» в среде подростков.
Существенным признаком общностей осужденных, в том числе и в ВК, является наличие в ней неофициальной стратификации и специфической субкультуры.
Итак, с одной стороны, лишение молодого человека свободы — несомненное зло, с другой — необходимость. Разрешение этого противоречия — проблема, которую на государственном уровне решить в полном объеме не удавалось никому. Однако попытки уменьшить зло, причиняемое личности тюрьмой, предпринимались и предпринимаются с различной степенью интенсивности как в зарубежных странах, так и в России350. При этом акцент делается на организации гуманной среды, свободной как от насилия воспитателей, так и самих осужденных. В этой среде создавались условия для получения полноценного образования, престижных профессий, нормального быта, нравственно заполненного досуга, организации труда, самоуправления осужденных, внедрения принципов педагогики сотрудничества. Только при этих условиях возможно полноценно решить задачу ре-социализации личности уже в период отбывания наказания и тем самым — проблемы рецидива, поскольку только освободившегося от наказания человека, имеющего позитивную жизненную установку, определившего свои социальные позиции, имеющего образование и специальность, восстановившего утраченные позитивные социальные связи с родными и близкими, можно рассматривать как социализированную личность, вероятность возвращения которой к прежнему, преступному образу жизни, несомненно, меньше, чем у человека озлобившегося, униженного морально и физически, прошедшего в местах лишения свободы «тюремные университеты».
Гуманизация процесса исполнения наказания и перевоспитания осужденных в современных условиях отразилась в первую очередь в деятельности воспитательных учреждений для несовершеннолетних. Законодательство представляет для их исправления гораздо больший простор в применении позитивных воспитательных мер воздействия и значительно снижает объем карательных элементов.
Осужденные несовершеннолетние в процессе перевоспитания включены в основные виды жизнедеятельности, способствующие позитивному формированию личности. Трудовая деятельность для них положена в основу перевоспитания, однако формы и виды ее должны соответствовать физическим возможностям подростков и уровню их подготовленности, быть связанными с проявлением смекалки, ума и ловкости, что предполагает обучение их престижным профессиям в системе профессионального обучения с учетом таких требований, как обучение профессиям широкого профиля, предоставление воспитанникам права добровольного выбора той или иной профессии, соответствие возраста несовершеннолетних выбираемым профессиям.
Как правило, до осуждения большинство воспитанников плохо учились в общеобразовательных школах, у них сформировалось негативное отношение как к процессу обучения, так и к преподавателям школы и ПТУ. Поэтому первостепенной задачей педагогов является не просто передача воспитанникам общеобразовательных или профессиональных знаний и навыков, а привитие интереса к познавательной деятельности, что невозможно без установления доброго отношения педагогов к воспитанникам и взаимного уважения друг к другу. Немаловажно также прививать обучаемым веру в их будущие успехи и стимулировать даже незначительные из них.
Позитивному, перспективному развитию воспитанников способствует организация содержательного, имеющего духовно-нравственную направленность свободного времени в форме различной кружковой работы по интересам (музыкальные кружки, ансамбли, художественное творчество, народные промыслы и т.д.), занятия в спортивных секциях. В последние годы значительное внимание уделяется патриотическому и религиозному воспитанию.
Законодатель значительно расширил участие общественных объединений в воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными (ст. 142 УК РФ). Практически при каждой колонии создаются попечительские советы из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и отдельных граждан, в том числе и иностранных, а при каждом отряде — родительские комитеты из числа родителей, лиц, их замещающих и других близких родственников.
Исправление воспитанников во многом зависит от изменения их отношения к своему прошлому, критическому его переосмыслению. Но прошлый опыт не исчезает сам собой, даже при хорошо организованной воспитательной работе, если специальными воздействиями не разрушать созданный ранее стереотип антиобщественного образа жизни и поведения. Этому во многом способствует участие в воспитании подростков представителей традиционных для России религиозных конфессий, и в первую очередь православных священнослужителей, акцентирующих свое воздействие на подростков на понимании преступления как греха, на необходимости раскаяния в его совершении, без чего не может быть внутреннего, духовного изменения личности, а следовательно, и исправления.
Особенности процесса перевоспитания осужденных женщин
Характеризуя осужденных женщин351, следует отметить, что их удельный вес среди отбывающих наказание в виде лишения свободы на протяжении десятков лет колеблется от 4 до 6% от общего числа осужденных, хотя привлекается к суду в 2 раза больше, в чем, в частности, проявляется принцип гуманизма по отношению к ним.
Анализ состава преступлений, совершенных женщинами, позволяет выявить весьма негативную тенденцию — рост агрессивности женщин и как следствие этого — увеличение таких преступлений, как умышленное убийство, в том числе и собственных детей, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, увеличение в целом доли насильственных преступлений, что является следствием образа жизни, связанного с алкоголизмом, наркоманией, беспорядочными половыми связями, занятием проституцией, участием в бандформированиях. Не случайно поэтому такие преступления, как злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ имеют также тенденцию к увеличению.
Несмотря на то что среди осужденных женщин большую часть составляют впервые судимые (рецидив невелик), среди рецидивисток встречаются женщины, количество судимостей которых достигает более десяти, что свидетельствует о полной деградации данной категории. Среди рецидивисток значительную часть составляют женщины, судимые за незначительные преступления (в основном воровство, попрошайничество), т.е. лица, которые выброшены обществом, государством из нормальной жизни, не имеющие семьи, работы, жилья (так называемые «бомжи»). Подчас они совершают преступление намеренно, чтобы хотя бы на зиму попасть в места лишения свободы, так как из дилеммы — смерть или тюрьма, выбирают последнее. Процент женщин, имеющих незначительные сроки наказания (от одного до трех лет), довольно высок. В то же время наблюдается тенденция роста числа женщин, осужденных на длительные сроки (от восьми лет и выше), что свидетельствует о проявлении вышеуказанной тенденции (агрессивности) и росте преступлений в виде хищения государственного или общественного имущества в особо крупных размерах.
Возраст подавляющего большинства осужденных женщин — до 40 лет, при этом самая многочисленная среди них возрастная группа — от 19 до 30 лет.
Уровень образования у женщин выше, чем у мужчин, среди них немало лиц со средним и даже высшим образованием, что связано с достижением более зрелого возраста к моменту совершения преступления и со сферой их преступной деятельности. В то же время намечается тенденция увеличения числа женщин, на момент ареста не занятых общественно полезным трудом или не имеющих постоянных легальных мест трудоустройства.
По семейному положению осужденных женщин можно разделить на следующие группы: состоящие в браке; женщин, у которых семья распалась еще до осуждения или в период отбывания ими уголовного наказания; не состоявшие на момент ареста в браке; женщины, родившие детей в местах лишения свободы; женщины, вступившие в брак во время отбывания наказания. Как ни странно, количество последних имеет тенденцию к увеличению (1979 г. — 0,4%, 1989 г. — 1,2, 1993 г. — 1,5, 2000 г. — свыше 2%). Это явление объясняется расширением прав осужденных в области переписки, телефонных переговоров и свиданий.
Анатомо-физиологжеские особенности женщин накладывают значительный отпечаток на организацию их жизни и деятельности в период отбывания наказания, что влияет на их трудоспособность, поведение, протекание интеллектуальных и волевых процессов. Женщины более эмоциональны, впечатлительны, чувствительны. Эмоции могут переходить в аффекты, сопровождаемые истерическими реакциями, что создает дополнительные трудности для администрации, воспитателей в процессе общения с ними.
Для подавляющего большинства осужденных женщин характерно вступление в половые отношения еще в подростковом возрасте, что сопровождается беременностью и абортами. Часть из них болела венерическими заболеваниями, некоторые подвергаются принудительному лечению в период отбывания наказания.
Пребывание в однополой среде на протяжении не одного года способствует проявлению так называемой «лесбийской любви», проявление которой в местах лишения свободы отнюдь не редкое явление. Иногда эти отношения продолжаются и после выхода женщин на свободу, препятствуя тем самым созданию нормальной семьи и рождению детей. В связи с этим у части женщин начинают формироваться мужеподобные черты и качества.
Пребывание в местах лишения свободы вызывает у многих женщин сложные психические состояния в виде тоски, фрустрации, отчаяния, безнадежности. Эмоции и чувства при этом часто бывают недостаточно развиты, притуплены или принимают извращенный характер.
Нравственные качества осужденных женщин также далеки от совершенства. Эгоизм, себялюбие, леность, инертность, скрытность, враждебность, озлобленность, жестокость — вот далеко не полный перечень присущих им качеств. Практически все женщины в колонии курят. Интересы и потребности их явно ограничены, они проявляют весьма малый интерес к политике, к повышению своего образовательного и профессионального уровней.
Даже столь фрагментарная, краткая характеристика личности осужденных женщин позволяет сделать вывод о высокой степени их социально-педагогической запущенности, определяя тем самым высокий уровень требований к их воспитателям.
Следует отметить, что субъекты организации воспитательного процесса в исправительных учреждениях для осужденных женщин в большинстве своем лица с высшим юридическим или педагогическим образованием, большим стажем профессиональной деятельности, обладающие высоким чувством ответственности и дисциплинированности. В 70—80-е годы имена начальников колоний и их заместителей, таких, как 3. Котова, В. Полянская, Т. Окатова и др., были известны всей исполнительно-трудовой системе страны. Некоторые из сотрудниц занимались опытно-экспериментальной работой с последующей защитой кандидатских диссертаций. Лозунг «каждый сотрудник — воспитатель» в большинстве женских ИУ реализуется на практике не на словах, а на деле.
Организация воспитательного процесса в женских исправительных учреждениях имеет целый ряд особенностей. Так, трудовое воспитание организуется в основном на швейном производстве, поэтому многим женщинам приходится переучиваться и получать специальность швеи-мотористки, закройщицы. Формировать у них положительные мотивы трудовой деятельности приходится зачастую за счет учета профессиональных интересов в других сферах производства, расширения кустарных промыслов, обучения иным профессиям в рамках ПТУ, проведения конкурсов «лучший по профессии», внедрения в производство современного оборудования, постоянного повышения квалификации работающих. Трудно переоценить воспитательное значение приобщения осужденных женщин к техническому творчеству, рационализации и изобретательству, комплексного решения вопросов производственной эстетики, рационализации режимов труда и отдыха. Чистота помещений, красиво оформленные стенды, цветы, внешняя опрятность самих работниц, соответствующая окраска стен и механизмов, оптимальное освещение — все это способствует созданию хорошего эмоционального настроя у осужденных. Женщин престарелого возраста, с ограниченной трудоспособностью, инвалидов привлекают к так называемому надомному труду, т.е. выполнению спецзаказов в жилых зонах в специально отведенных комнатах.
В воспитательной работе много внимания уделяется ознакомлению с различными видами искусства, организации различного рода выставок, в том числе работ самих осужденных женщин. Охотно женщины участвуют и в художественной самодеятельности, работе различных кружков, подготовке к праздникам и смотрам-конкурсам, таким, как, например, «Мисс колония».
Очень значимым в работе с женщинами является воспитание у них материнского и дочернего долга. Особое внимание уделяется женщинам, родившим детей в колонии. В домах ребенка, имеющихся в колониях, с ними проводятся циклы бесед о материнском долге, о любви к детям, о необходимости служить им примером, о женской гордости, человеческом достоинстве. Медицинские работники постоянно проводят с молодыми мамами беседы о вреде курения, алкоголя, особенно в период кормления ребенка, о правилах гигиены кормящей матери, учат элементарным приемам ухода за ребенком. Чтобы женщину, родившую в тюрьме, сделать настоящей матерью, сотрудники, воспитатели, нянечки не считаются ни со временем, ни с затратой сил.
Проблем в организации процесса перевоспитания осужденных женщин достаточно много, однако открытость процесса исполнения наказания, ставшая характерной в последние десятилетия, поможет обществу влиять на уголовную и уголовно-исполнительную политику государства с тем, чтобы процесс гуманизации не был остановлен, но, напротив, приносил все более реальные плоды.
Социально-воспитательная работа с лицами, приговоренными к пожизненному лишению свободы
Несмотря на то что в Уголовном кодексе РФ смертная казнь как вид наказания присутствует, а Уголовно-исполнительный кодекс РФ даже содержит целый раздел VII, предусматривающий исполнение наказания в виде смертной казни, на практике данный вид наказания в настоящее время не применяется, поскольку существует мораторий на его применение, что увеличило число осужденных, отбывающих свой срок пожизненно. Кроме того, в новом Уголовном кодексе РФ пожизненное лишение свободы выделено в самостоятельный вид уголовного наказания, что было продиктовано не криминологическими, а внешнеполитическими соображениями.
Институт лишения свободы для российского общества, уголовно-исполнительной системы нов, содержит много нерешенных теоретических и практических проблем в силу недостаточности научных исследований, анализа имеющегося опыта. Тем не менее даже такое столь специфическое наказание не может не вызывать законный интерес педагогов и тем более психологов, поскольку речь идет о людях, хоть и совершивших тягчайшие преступления, но не лишенных индивидуально-личностных свойств и качеств, со своими эмоциями, переживаниями, потребностями, установками, продолжающими жить даже в обстановке строгой изоляции и в принципе без реальных перспектив выйти на свободу.
Приговоры к пожизненному заключению выносятся в основном за умышленные убийства с отягчающими обстоятельствами, терроризм. Лица, приговоренные к этому виду наказания, отбывают его в колониях особого режима (ч. 1, ст. 58 УК РФ).
Как осужденные, так и сотрудники уголовно-исполнительной системы справедливо отмечают, что пожизненное заключение подчас страшнее самой смертной казни. Человек, потерявший пусть маленькую, но надежду на освобождение, перестает быть нормальным человеком352. Поэтому в настоящее время вполне серьезно рассматриваются предложения о внесении изменений в УК РФ, предусматривающих условно-досрочное освобождение по истечении 20—25 лет лишения свободы и при условии безупречного поведения в течение 3—5 последних лет. Некоторые ученые считают, что таких осужденных следует переводить в колонии поселения для их социальной адаптации.
Средний возраст осужденных, отбывающих пожизненное заключение353 равен 36 годам. Осужденных в возрасте 18—24 года — 13%.
Образовательный уровень их достаточно низок — каждый четвертый не имеет среднего образования; 24% из них женаты, примерно половина имеет детей; 80% осужденных в первые годы отбывания наказания поддерживают связь с родственниками; 68% — имеют ту или иную специальность. Практически все они были ранее судимы, 42% впервые были осуждены в несовершеннолетнем возрасте. Им свойственна высокая степень общественной опасности и социально-педагогической запущенности. Человеческая жизнь практически не составляет для них ценности, совершенно отсутствуют чувства жалости или сопереживания жертвам. Почти во всех случаях совершенные ими изнасилования, кражи, разбойные нападения завершались убийствами с особой жестокостью.
Защитная доминанта, свойственная всем преступникам, у осужденных к пожизненному заключению проявляется с особой циничностью. Для некоторых характерна установка на освобождение любой ценой, включая побег, захват заложников, новые насильственные преступления, убийства.
Среди лиц, осужденных к пожизненному заключению, психические отклонения — распространенное явление, что объясняется, с одной стороны, прежним образом жизни, с другой — бессмысленностью и бесперспективностью настоящего состояния. Характерными являются раздражительность, склонность к аффективным реакциям, мнительность, выраженная склонность к вербальной агрессии. В то же время проявляются робость, неуверенность в себе, заниженная самооценка в сочетании с переоценкой значимости личных страданий, стремление избежать ответственности, осознания реальности. Уровень интеллекта и волевого самоконтроля ниже среднего. На фоне хронического стресса и снижения иммунитета медики отмечают высокую заболеваемость данной категории осужденных нервно-психическими, общесоматическими и инфекционными болезнями, причем с нетипичными злокачественными течениями. Известны случаи, когда осужденные кончали жизнь самоубийством, предпочитая смерть пожизненному заключению.
Состояния этих осужденных в адаптационный, основной и заключительный периоды отбывания наказания различны. Первый, который длится 3—4 месяца, можно назвать «оглушенностью». Второй — это своего рода «пробуждение», когда начинает проявляться интерес к жизни, а у значительной части — интерес к религии, что закономерно. Сталкиваясь вплотную с вопросами жизни и смерти, причем собственной, человек поневоле задумывается над их смыслом. Третий — период «приспособления». Эти этапы следует учитывать при прогнозировании поведения осужденных и при разработке мер психолого-педагогического воздействия на них во все периоды отбывания наказания.
Организация социально-воспитательного воздействия на лиц, осужденных к пожизненному заключению, зависит от условий отбывания наказаний — в колониях особого режима, которые по существу представляют собой тюрьмы с повышенными мерами изоляции и охраны, т.е. покамерным содержанием со всеми вытекающими отсюда последствиями для физического и психического здоровья. Подобные условия во многом затрудняют применение основных средств исправления. Так, трудовые процессы организуются в специальных камерах, к тому же виды труда весьма примитивны: это в основном швейное производство (для мужчин!), причем весьма простой продукции (например, пошив рукавиц). Ясно, что такой вид труда не может быть стимулирующим для лиц, имеющих по несколько (в основном рабочих) специальностей. Однако исключать совершенно хотя бы и такой вид деятельности нецелесообразно, поскольку он вносит в их жизнь определенное разнообразие, дает возможность заработать хотя бы минимальные средства для удовлетворения своих потребностей и помощи семье. Даже такой вид труда для этой категории лиц не только не выступает как принудительный, а, напротив, воспринимается большинством в качестве меры поощрения и поэтому вполне может рассматриваться как средство исправления.
Режим для данной категории осужденных предполагает строгие покамерные условия содержания, поэтому применение широкого спектра форм и методов воспитательной работы естественно затруднено. Однако это не означает, что у данной категории лиц невозможно формирование уважительного отношения к человеку, обществу, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения, на что прямо указывается в ст. 9 УК РФ. Изменение личности даже в таких условиях происходит объективно, важно направлять этот процесс не в сторону ее дальнейшей деградации, которая может привести к суицидам, психическим отклонениям, потере человеческого естества, а к стремлению сохранить, а возможно, и развить сохранившиеся положительные свойства и качества личности, пробудить интерес к деятельности, к познанию мира и жизни. Осужденным могут быть созданы условия для самообразования в системе так называемого дополнительного образования через реализацию специальных дополнительных образовательных программ, способствующих формированию понятийного мышления и базовых интеллектуальных действий, опирающихся на образное мышление. При этом важную роль могут играть произведения искусства, занятия художественными промыслами и даже литературной деятельностью, естественно, с учетом индивидуальных особенностей личности, в том числе уровня образования, заинтересованности, активности и жизненного опыта354. Известны случаи (США, Франция), когда осужденные к пожизненному заключению заочно сдавали экзамены в институт, читали специальную литературу и даже писали книги. Надо полагать, что с развитием экстерната, систем заочного обучения в нашей стране в целом эти виды интеллектуальной деятельности могут найти применения и в учреждениях, где отбывают наказание лица, приговоренные к пожизненному заключению.
Важную роль в воспитательной работе с лицами, отбывающими пожизненное заключение, играют представители религиозных конфессий. Осознание своего прежнего образа жизни как греха, побуждение к раскаянию (слово «пенитенциарный», кстати, и переводится как «раскаявшийся») помогает человеку преодолевать зло как состояние души, иначе воспринимать окружающий мир и себя в этом мире. Следует отметить, что при распределении осужденных по камерам при прочих условиях учитывается и их отношение к религии. Они вправе в камерах иметь религиозную литературу, предметы культа, а также рассчитывать на индивидуальные и групповые беседы с представителями культа. Важно, однако, чтобы под видом традиционных религий, к осужденным не проникали представители деструктивных, тоталитарных сект, а тем более — сатанисты.
В индивидуальном воздействии на осужденных, отбывающих пожизненное заключение, важная роль отводится также психологической службе, как при первичном изучении личности, так и при планировании и организации дальнейшей воспитательной работы.
Несмотря на то что психолого-педагогические аспекты нового для уголовно-исполнительной системы России вида наказания только становятся предметом научного изучения, уже накоплен определенный опыт, разработаны методические рекомендации, ведется дальнейшая работа по совершенствованию правового положения лиц, отбывающих пожизненное заключение.
Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
1. Назовите основные этапы становления и развития пенитенциарной педагогики и дайте характеристику каждого из них.
2. Почему данная отрасль педагогики получила название «пенитенциарная»? Назовите ее основные категории.
3. Какие факторы определяют специфику педагогического процесса в органах, исполняющих наказания?
4. Назовите формы влияния уголовно-исполнительного права на формирование педагогической теории и практики.
5. Определите специфику объекта и предмета пенитенциарной педагогики.
6. Дайте характеристику объекта воспитательной системы исправительных учреждений.
7. Дайте характеристику субъекта воспитательной системы исправительных учреждений.
8. В чем заключается специфика принципов перевоспитания осужденных?
9. Назовите основные педагогические требования к методам поощрения и наказания, применяемым в ИУ.
10. Что такое аттестация осужденных? Охарактеризуйте ее этапы и методику реализации.
11. Каково соотношение основных средств исправления осужденных?
12. Назовите основные пути гуманизации воспитательного процесса в уголовно-исполнительной системе.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений