logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Техника педагогического общения

Сквозное, системообразующее свойство общения педагога - его педагогическая направленность. Общение строится с ориентацией на достижение педагогического результата, на решение триединой педагогической задачи (ТПЗ) обучения, воспитания и развития, и педагогу каждый раз следует отчетливо представлять этот резуль­тат. В каждой ситуации цель, задачи конкретизируются с учетом задач требующегося педагогического результата, индивидуальных особенностей партнера по общению и ситуации. Оно эффективно, если осуществляется нацелено и продуманно, настойчиво, гибко, уважительно по отношению к собеседнику, и достигает желаемого результата как сиюминутного, так и отсроченного. Ошибки в педаго­гическом общении могут не только не дать результата, но и создать новые проблемы. Педагоги — обычно люди общительные, любящие поговорить, но некоторые излишне многословны, в пылу разговора не всегда продумывают его детали, могут допускать промашки, к ним в полной мере относится предостережение «не навреди!»

Формы педагогического общения: монологическая — общение, при котором говорит один (чаще всего педагог); диалогическая — активный обмен мнениями общающихся (может протекать: в виде дискуссии — коллективного обсуждения проблемы с высказывани­ем и обоснованием разных точек зрения для достижения согласия; в виде диспута — то же, что дискуссия, но осуществляемая несколь­кими обучающимися в присутствии других, перед другими); игровая — проигрыш ситуаций общения с распределением ролей между обу­чающимися. Выбор их определяется в решающей степени в зависи­мости от стоящей педагогической задачи.

В подавляющем большинстве случаев первой педагогической задачей общения выступает достижение контактности, которая слу­жит условием, предпосылкой успешного решения других его задач. Контакт (лат.) — дословно прикосновение, соединение, сближение, близость, совпадение. Контакт в общении — это человеческая, психо­логическая, деловая близость общающихся, порождающая их взаимо­понимание и общность результата, к которому они стремятся. Педа­гогический контакт — человеческая близость в педагогической ситуа­ции педагога и его партнера по общению (обучающегося, воспиты­вающегося), близость (а то и совпадение) мыслей, интересов, же­ланий, намерений, действий по достижению обучающего, воспита­тельного, образовательного или развивающего результата. Он поро­ждает взаимное уважение, взаимное доверие, взаимопонимание, желание работать совместно, слаженно, помогать друг другу в дос­тижении общей цели и переживание удовлетворенности, а то и удо­вольствия от этого.

Установление контакта требует психологичности, понимания на­строения, психических состояний, занятой собеседником позиции, отношения к педагогу и тому, что он говорит, степени отчужденно­сти/близости, умения «читать между слов». Целесообразно прида­вать общению личностный, а не сухо-официальный характер, стре­миться говорить искренно, проникновенно, «от души» и «по ду­шам». В сложных случаях существования психологических барьеров отчужденности, холодности, равнодушия, отмалчивания собеседни­ка приходится прибегать к более «тонким» средствам, например: пробуждению симпатий, выражению удовлетворенности возможно­стью поговорить открыто и искренно, высказыванию в адрес собе­седника возможных комплиментов (отмечая положительное в нем и его поведении), выражению доверительности для достижения поло­жительного результата разговора, поиску общего, а не выискиванию противоречий, использованию «правила улыбки», удовлетворению по возможности всех просьб собеседника и др. Известный американский специалист по общению Д. Карнеги советовал с самого начала придер­живаться дружелюбного тона, проявлять предупредительность, пред­ставлять большую часть времени говорить собеседнику, стараться по­чаще смотреть на вещи с точки зрения собеседника; относиться со­чувственно к его заботам и тревогам, если приходится делать заме­чания, то начинать с похвалы, с критики действий, а не личности.

Элементарная техника установления контакта предполагает из­начальную установку педагога на достижение взаимопонимания с обучающимся, разговор «на равных», учет его интересов и исходных установок в общении, озвучивание их понимания и совпадения со своими, построение общения с ориентацией на них, доброжела­тельность, диалогичность общения, эмоциональную приподнятость, искренность, тактичность, неравнодушие и отсутствие оскорбитель­ного, унижающего собеседника подтекста.

Наиболее удобной для достижения педагогического контакта формой общения является диалог. Для превращения общения в диа­лог преподавателю следует: не монополизировать свое право на вы­сказывание мыслей, а стимулировать речевую активность обучающе­гося обращениями к нему, предложением высказаться, постановкой вопросов, внимательным отношением к мыслям собеседника. Важ­но для этого и умение слушать: слушать терпеливо, выражать вни­мание и интерес к высказываниям собеседника направлением глаз на него, позой (наклоном слегка вперед), проявлять сопереживание мимикой лица, жестами, движениями головы, стимулировать и кор­ректировать его рассказ репликами («интересно!», «понимаю», «не­ужели?», «докажите», «об этом поподробнее» и пр.).

На установление контакта влияет дистанция между общающими­ся, которая бывает: интимной — не более 0,5 м, соответствует ду­ховной близости, полному доверию; личной — 0,5—1,5 м, довери­тельная, способствует искреннему обсуждению общих проблем; формальной — 1,5—4 м, деловой, переговорной; публичной — бо­лее 4 м, не отвечает требованиям индивидуальной контактности, но пригодна для установления контакта с группой.

Тактичность (такт) — особая черта педагогического общения, чувство меры в высказываниях и воздействиях на собеседника, сба­лансированность, целесообразное сочетание противоположностей, разных приемов и методов, соображений «за» и «против» в каждой педагогической ситуации. Соблюдать педагогический такт — значит не подавлять активность собеседника собственной речевой актив­ностью; уметь поучать, делать замечания без проявления высокоме­рия, превосходства, «яканья», унижения личного достоинства и на­вязчивой морализации; проявлять простоту, естественность, дос­тупность в общении, но без наигранности и фамильярности; быть щедрым на похвалу, одобрение, но при наличии хотя бы малейших оснований и без захваливания и др.

Подлинно педагогическому общению свойственны гуманистичность, демократичность, нравственность. Это выражается уже в по­зиции педагога, его отношении к собеседнику. Все элементы его поведения при общении «...нравственно насыщены. Дети всегда по каким-то едва уловимым признакам четко улавливают ваше отно­шение к ним. Его трудно скрыть даже самой отточенной системой педагогических приемов»52. Уже стремление педагога оказать помощь человеку, научить успешно действовать и жить, тактичность общения демократичны и гуманны. Диалогичность общения выражает уважение к мнению другого, стремление стать не над ним, а рядом с ним, действовать не силовым нажимом, а убеждением. Гуманистичность в педагогическом общении выражена в стремлении педа­гога видеть в обучающемся человека, индивидуальность, обладаю­щую своим взглядом на вещи, чувством собственного достоинства, самолюбием, имеющую и свои интересы, планы, намерения, свое окружение и образ жизни. Демократичность — признание прав дру­гого человека, в частности на собственную позицию и мнение, от­ношение к нему как к равному. Поэтому в общении важно быть доброжелательным, уважительным, понимающим, сопереживающим, готовым помочь, заботливым, справедливым; не допускать, унижений, оскорблений, игнорирования интересов, высокомерия, чванливости, беззастенчивого психологического давления.

Невозможно добиться педагогической действенности общения без открытости, искренности, правдивости и убедительности. Обще­ние педагога по содержанию должно быть искренним, без лукавства и умалчивания о противоречиях и проблемах. Чтобы быть понятым и добиться согласия, надо обязательно быть честным и правдивым. Убе­дительно то, что реально существует, что достоверно, что подтвер­ждается практикой жизни, что подкреплено обоснованиями и дока­зательствами, опирается на методологию, теорию, исследования, ло­гику, апелляции к господствующим мнениям, практическому опыту, а нередко и здравому смыслу.

Педагогическое общение, будучи профессиональньш, обязано ?: отличаться речевой культурой и техническим богатством, о которых шла речь в § 4.5.