logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Правовая сфера и педагогическая система общества

Укрепление законности и правопорядка, борьба с преступностью — это комплексная практическая и научная проблема, задача всего об­щества и государства, ибо ее решение связано с состоянием практически всех сфер — экономической, управлен­ческой, культурной, нравственной и др. Это, как и резко возросшая значимость решения правовых проблем, нашло свое отражение в развитии многих пограничных отраслей научного знания — фило­софии права, социологии права, теории управления в сфере право­порядка, юридической психологии, судебной психиатрии и др. С кон­ца XX в. это стало происходить в рамках такой многоотраслевой и практически ориентированной науки, как педагогика.

Известно, что право — не единственный регулятор обществен­ной жизни. В своем поведении и отношениях граждане руководству­ются и иными социальными нормами — идеологическими, культур­ными, моральными, религиозными, корпоративными, социально-пси­хологическими (традиции, обычаи, мода, суеверия и др.). Знание и понимание людьми тех или иных норм, ориентация поведения на них в числе других причин определяется уровнем их собственной воспитанности, образованности, обученности, развитости, а также эффективности деятельности образовательных и иных учреждений, предприятий, общественных и частных структур, института семьи и др., от которых зависят эти индивидуальные и групповые характе­ристики. Иначе говоря, законность и правопорядок неразрывно связаны с педагогической системой общества, успешностью и плодо­творностью функционирования в нем педагогических систем вос­питания, образования, обучения и развития. Их интегральное влия­ние на уровень педагогической сформированности граждан опреде­ляет знание и понимание людьми необходимости правомерного поведения, отношение к правовым нормам, желание, привычки и потребность следовать им в своей жизнедеятельности, а также ак­тивно содействовать укреплению законности и правопорядка.

Преступность, как социальное явление, имеет в числе прочих причин и педагогические — слабость системы образования в обще­стве, системы воспитания граждан (в частности, правового), систе­мы правовой пропаганды; правовые дефекты народной педагогики, реализация педагогической функции средствами массовой инфор­мации и др. Индивидуальные причины зарождения и развития от­клоняющегося поведения, завершающегося преступлением, почти всегда связаны с педагогической запущенностью личности, недоста­точной правовой образованностью, обученностью, воспитанностью, искажениями правосознания. Поэтому игнорирование или недо­оценка педагогических факторов и условий в профилактике пре­ступности в масштабе общества, на региональном и местном уров­нях, в любых формальных и неформальных объединениях людей, на индивидуальном уровне неизбежно оборачивается нежелатель­ным ростом правонарушений.

Борьба за правопорядок и законность, особенно теперь, — это борьба за умы людей, за их цивилизованное и справедливое отно­шение к другим людям, к человеческим, общественным ценностям и нормам права, за их активную жизненную и правоутверждающую позицию. Фронт этой борьбы, образно говоря, проходит через умы и сердца людей. Победа тут — в торжестве разума и нравственности, гражданственности и культуры, образованности и цивилизованно­сти. Победа в созидании, в правовом развитии, правовой культуре. Нужна борьба не с человеком, а для человека и за человека. По ме­ре демократизации жизни российского общества все большую роль будет приобретать не насильственное принуждение граждан к со­блюдению норм права, а уважение к ним и потребность в право­мерном поведении, обусловленные воспитанностью, образованно­стью, обученностью и развитостью. Это означает, что роль педаго­гической системы общества, уровня и успешности педагогической работы в нем исторически возрастают и все сильнее сказываются на всей правовой сфере государственной и общественной жизни, на за­конности и правопорядке.

Однако тут существует взаимосвязь: состояние всего, что отно­сится к правовой сфере (правовой действительности) — правовая система, система права, функционирование системы правоохрани­тельных органов83, действие правовых механизмов, реальная жизнь права в сознании и поведении граждан, — оказывает свое влияние на функционирование педагогической действительности, относя­щейся к педагогической системе государства и общества. Все про­исходящее в правовой сфере так или иначе оказывает педагогиче­ское и социально-педагогическое влияние на людей и особенно на те компоненты их воспитанности, образованности, обученности и развитости, которые непосредственно влияют на их юридически значимое поведение. При серьезных недостатках в состоянии за­конности и правопорядка, эффективного функционирования пра­вовых институтов и субъектов права общепедагогическое развитие граждан, и особенно молодого поколения, делается затруднитель­ным. Это подчеркивает значимость учета всеми субъектами права своих социально-педагогических влияний, ответственности за их качество и необходимости соответствующего построения своей пра­воохранительной деятельности.

Виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой

Педагогические аспекты имеют место в деятель­ности всех категорий работников правоохрани­тельных органов. Существуют четыре области соприкосновения правоохранительной деятельно­сти с педагогикой (см. § 6.1).

В деятельности разных специалистов правоохранительных орга­нов широта, богатство, содержательные особенности соприкосно­вения с педагогической действительностью не одинаковы, а поэтому и требования к профессионально-педагогической подготовленности их разные. По этому признаку выделяются три группы видов правоох­ранительной деятельности, которые объективно требуют от сотруд­ников разной профессионально-педагогической подготовленности.

Первая группа представляет собой разновидность настоящей педагогической деятельности, а именно — юридико-педагогической. Для нее характерно наличие подлинно педагогических задач, форм, методов, условий и методических приемов работы, причем имею­щих приоритетное значение и определяющих главные показатели ее успешности. Это деятельность сотрудников кадровых аппаратов, от­ветственных за социальную и воспитательную работу с персоналом, сотрудников отделов профессиональной подготовки, инспекторов по профилактике преступлений несовершеннолетних, сотрудников ор­ганов, исполняющих наказания, сотрудников служб по воспитанию граждан, преподавателей юридических образовательных учреждений и учебных центров, руководителей факультетов и курсов, учебных отделов и др. Хорошо, когда эти специалисты имеют педагогическое или психологическое образование. Однако и оно, как показывает опыт, еще не показатель профессионализма, а лишь основание его. Во всех случаях профессионализм связан с юридико-педагогической образованностью, обученностью, воспитанностью и развитостью, ко­торые нужны как дополнительные к юридической основе их про­фессионализма.

Для второй группы деятельности специалистов, должност­ных лиц и служб правоохранительных органов характерно наличие отчетливо выраженной педагогической функции, существующей на­ряду с другими: юридическими, управленческими, организаторски­ми, техническими и пр. У них решение педагогических задач имеет параллельный или обслуживающий достижение главной профес­сиональной цели характер. Это деятельность всех категорий руко­водителей (начальников, командиров), судей, прокуроров, работни­ков управленческих аппаратов, участковых инспекторов, сотрудни­ков профилактических структур, работников оперативных служб, служб по связям с населением и средствами массовой информации, оперативно-розыскных аппаратов, автоинспекторов и др. При осу­ществлении педагогической функции им необходимо активно ис­пользовать педагогические принципы, формы работы, методы, прие­мы, рекомендации (в числе других — правовые, организационные и пр.), компетентно подходить к организации и реализации педагоги­ческой функции в процессе решения основных профессиональных задач. Таким сотрудникам нужна углубленная профессионально-педа­гогическая подготовленность.

Третья группа отличается присутствием в ней социально-педа­гогических влияний и частичным использованием педагогических воз­действий. Это влияния внешнего вида самих сотрудников на граждан, их поведения, действий, общения, решений, применяемых санкций и пр., а также педагогически направленных мер разъяснения, убеж­дения, требования и др. (подробнее см. § 6.4).

Работа с персоналом правоохранительного органа и педагогика

К видам правоохранительной деятельности, оказывающим всегда те или иные педагогические влияния на граждан, относятся: работа сотрудников управленческих аппаратов правоохранительных орга­нов, судов, судебных приставов, канцелярий, следователей, милицио­неров патрульно-постовой службы, разрешительных и охранных под­разделений, дежурных частей, сотрудников налоговой полиции и др.

Последнее и решающее слово в любой деятель­ности принадлежит людям, осуществляющим ее, особенностям их личности и подготовки. Про­фессионализм сотрудников и успешность их деятельности очевидным образом зависят от их профессиональной об­разованности, обученности, воспитанности и развитости, т.е. свойств, имеющих педагогическое происхождение и природу. Работа с пер­соналом так или иначе связана с изучением, оценкой, совершенст­вованием, использованием этих свойств, она складывается из многих направлений, большинство из которых по целям, задачам, содержа­нию, формам, методам, условиям, обеспечению имеет педагогиче­ский и психолого-педагогический характер.

Разработка стратегии работы с персоналом — исходное направ­ление. Она связана с проработкой основных концептуальных идей работы и требует от руководства и работников кадровой службы пе­дагогической и психологической компетентности. Слабость послед­ней приводит к появлению бюрократически-административных кон­цепций — формально «гладких», но не эффективных для дела — либо стихийного практицизма, который обычно приобретает форму адми­нистративно-командного стиля.

Аттестация должностей, включенных в штатные расписания. Эта работа включает описание должностных обязанностей, определение требований к лицам, пригодным для их замещения, и, очевидно, тре­бует точного понимания того, из чего складывается профессиона­лизм каждого должностного лица, и в частности присущего ему вида профессионально-педагогической подготовленности, его содержания.

Привлечение на работу в правоохранительные органы квалифициро­ванных и личностно зрелых специалистов. Это направление предполагает активную работу сотрудников кадровых служб на рынке труда, в обра­зовательных учреждениях, направление персональных приглашений хорошим специалистам, работающим в других организациях, создание привлекательных благоприятных условий в правоохранительных орга­нах, повышение их авторитета у населения и др. Сотрудникам кадро­вой службы надо разбираться в педагогических аспектах профориентационной работы, владеть формами и методами ее осуществления.

Изучение и отбор кандидатов на работу. Эти процедуры могут быть успешными при умении сотрудников кадровых аппаратов изу­чать и оценивать людей, их пригодность к учебе в юридическом об­разовательном учреждении или службе в правоохранительных органах по показателям воспитанности, образованности, обученности с использованием методов педагогического тестирования (выявления знаний, навыков, умений, привычек, убеждений, качеств, способ­ностей и др.).

Обеспечение ввода новичков в правоохранительную деятельность, адаптации к ней. Успех адаптации во многом зависит от самого но­вичка, от уровня развития коллектива правоохранительного органа и обязательно от специальной помощи ему. Последняя предполагает создание руководством и кадровой службой правоохранительного органа благоприятной морально-психологической атмосферы для при­выкания новичка к новому коллективу, деятельности, режиму тру­да, а также организацию дополнительного обучения по должности, принятие индивидуально-воспитательных мер, оказание помощи в развитии профессионально важных качеств, предупреждение возмож­ных на первых порах ошибок. Оправдывает себя институт наставниче­ства, но и наставникам необходима психолого-педагогическая по­мощь, инструктирование, специальная подготовка.

Закрепление кадров и преодоление неоправданной текучести. При­чина текучести заключается чаще всего в ошибках при отборе кадров, в недостатках работы с новичками (которые так и не смогли вжиться в новый коллектив и привыкнуть к работе), с персоналом (неудов­летворенность сотрудников службой), низком профессионализме, недостатках общей и профессиональной воспитанности и др., педа­гогических по своей природе и происхождению причинах. Посто­янство персонала — одно из важнейших условий успешности работы любого правоохранительного органа, поэтому педагогическая работа с ним во всех ее составляющих столь важна.

Стимулирование добросовестной службы сотрудников, ее постоян­ного совершенствования и обновления. В основе добросовестного отно­шения человека к труду, к преодолению его трудностей и достижению высоких результатов лежит его мотивация, т.е. внутренние факторы, побуждающие к выбору профессии, места работы, а также отношению к ее результатам. Такие побуждения внутренне обусловлены особен­ностями личности работника (в частности, его воспитанностью, про­фессионализмом, развитыми способностями, опытом и др.), а также внешними обстоятельствами — стимулами. При работе с персоналом следует не только знать и учитывать мотивы, с которыми сотрудни­ки поступили на службу, но и активно влиять на них, создавая и используя стимулы. К основным стимулам относятся:

• общие — уровень безработицы, трудности трудоустройства, бли­зость места работы, затраты времени на переезды и др.;

• социальные — престижность службы в правоохранительных органах, престижность должности, социальные льготы в организации

(детский сад, медицинское обслуживание, снабжение одеждой и др.), возможности занятия физической культурой и спортом;

• социально-педагогические — морально-психологическая атмо­сфера в коллективе, объективность оценок, поощрений (премий), разрешения просьб и т.п.;

• профессиональные — условия для приобретения профессии, повышения уровня образованности, возможности должностной карь­еры, содержание труда, сложность, нагрузки;

• материальные — сравнительный уровень оплаты труда с анало­гичным трудом в других организациях, соответствие оплаты труда потребностям работника, денежные поощрения за успехи в службе, содействие улучшению жилищных условий и др.;

• организационные — организационный порядок, дисциплина, соответствие ответственности и возможностей ее реализации, ре­жим труда и отдыха и др.;

• управленческие — стиль управления, требовательность и кон­троль за работой, система работы с персоналом, отношение к бо­леющим или раненым сотрудникам и ветеранам и т.п.;

• безопасность — надежность пребывания на должности, юри­дическая защищенность, оказание помощи сотрудникам в кризис­ных ситуациях, риски для жизни и др.

Воспитание сотрудников — педагогическая система, обязательная в работе с персоналом, постоянно функционирующая, предпола­гающая работу с каждым сотрудником и с коллективом в целом, его сплочение и превращение в воспитывающий своих членов группо­вой субъект.

Профессиональная подготовка — еще одна постоянно функцио­нирующая педагогическая система, задача которой — поддержание и повышение профессионализма сотрудников. Она включает ком­плекс различных видов подготовки, осуществляемых по ходу служ­бы, повышение квалификации на краткосрочных курсах и стажи­ровках, работу с резервом на выдвижение, поощрение повышения уровня профессионального образования в системе заочного, вечер­него и экстерного обучения.

Управление правоохранительным органом — это прежде всего управ­ление деятельностью его персонала, а педагогическая функция в нем занимает важнейшее место. Руководители по своим должностным обязанностям призваны учить и воспитывать подчиненных, показы­вать личный пример на службе и в быту. Дело не только в обязан­ности, но и необходимости: без такой работы и ее успешности не­возможно решить задачи, стоящие перед правоохранительным орга­ном. Управленческий профессионализм поэтому неразрывно связан с управленческо-педагогической подготовленностью руководителей, являющейся разновидностью профессионально-педагогической.

Изложенное свидетельствует о многочисленных взаимосвязях и зависимостях практики укрепления законности и правопорядка, дея­тельности правоохранительных органов и их сотрудников с педагоги­ческой действительностью, требующих внимательного и компетент­ного учета.