logo
Yuridicheskaya_pedagogika

8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования

Система непрерывного трехуровневого профессионального юри­дического образования обеспечивает подготовку специалистов раз­личных образовательных цензов с определенной квалификацией. Однако многолетняя профессиональная деятельность специалистов не может быть достаточно эффективной с тем уровнем подготовки, который они первично получили в образовательных учреждениях. Поэтому государственными нормативными актами предусмотрено повышение профессиональной квалификации специалистов и пре­подавателей не реже одного раза в пять лет, а при необходимости и получение новой или смежной квалификации. Эти задачи решает имеющаяся на федеральном, ведомственном и муниципальном уровнях система дополнительного профессионального образования127. Она предусматривает: 1) создание в образовательных учреждениях выс­шего профессионального образования таких структурных подразде­лений128, как: факультеты (центры на правах факультетов) повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов; межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов; курсы повышения квалификации специалистов (преподавателей); 2) в образовательных учреждениях среднего профессионального образования отделения повышения квалификации и профессиональной переподготовки спе­циалистов, курсов повышения квалификации специалистов.

Изменение общественной формации государства потребовало реформирования всех государственных и общественных структур в нашем обществе, в том числе и модернизации системы профессио­нального образования. В Концепции модернизации российского об­разования на период до 2010 г. сказано:

...Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нрав­ственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, дина­мичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувст­вом ответственности за судьбу страны129.

Чтобы добиться этого, необходимо не только обновить содер­жание и технологии профессионального образования, но и решить в первую очередь ключевую задачу модернизации — решительно улучшить качество научно-педагогических кадров. Опыт, пробле­мы и перспективы профессионально-педагогической подготовки преподавателей детально исследованы профессором А.Д. Лазуки-ным130. Такую задачу можно решить через систему дополнительного профессионального образования.

Министерством образования РФ принято решение и утвер­ждено Типовое положение о структурных подразделениях базовых высших учебных заведений, институтах или центрах педагогиче­ской подготовки и профессиональной переподготовки преподава­телей, а также факультетах повышения педагогической квалифи­кации преподавателей. Это относится и к вузам правоохранитель­ных министерств и ведомств.

Организационно эта задача решается несколькими путями.

Первый путь — подготовка преподавателей для высшей и сред­ней специальной школы на базе целевой аспирантуры (адъюнктуры). В соответствии с Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального об­разования в Российской Федерации131 в базовых вузах юридического профиля функционирует аспирантура (адъюнктура) и докторантура, где готовятся специалисты с ученой степенью кандидата и доктора наук. Аспиранты (адъюнкты), желающие, кроме того, получить до­полнительную квалификацию «преподаватель высшей школы», обяза­ны изучить предусмотренные государственными требованиями психо­лого-педагогические дисциплины в объеме более 500 аудиторных ча­сов, пройти 100-часовую педагогическую практику, сдать экзамен по комплексной дисциплине и защитить выпускную квалификаци­онную работу перед Государственной аттестационной комиссией132.

Эта система хорошая, но удовлетворяет потребности высших об­разовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами не более чем на 15—20%. Остальные должности преподава­телей пополняются бывшими практическими работниками. Эта ка­тегория преподавателей, когда не получает необходимой психолого-педагогической переподготовки, привносит зачастую в учебно-воспи­тательный процесс образовательных учреждений авторитаризм, «го­лый» практицизм, который не обеспечивает научности, а сводит пе­дагогическую деятельность к формальному обучению, устраняя из нее формирование личности обучающихся — образовательную, вос­питательную и развивающую составляющие. В результате хороший профессионал превращается в несостоявшегося педагога.

Второй путь заключается в организации на научной основе широкомасштабной профессиональной подготовки преподавателей-пред­метников из числа практических работников, имеющих склонность к педагогической деятельности и желание заниматься ею. Такая под­готовка дипломированных преподавателей как для своего вуза, так и для средних специальных учебных заведений и учебных центров предусмотрена Государственными требованиями к минимуму содер­жания и уровню профессиональной подготовки выпускника для по­лучения дополнительной квалификации «Преподаватель»133. При этом важным условием успеха, как и в педагогической подготовке сту­дентов, курсантов и слушателей, выступает необходимость иметь в каждом юридическом вузе кафедру педагогики и психологии, уком­плектованную квалифицированными преподавателями.

Третий путь — подготовка дипломированных преподавателей-предметников из числа студентов и слушателей, обучающихся в вузе. Для этого желающие стать педагогами в процессе специализации изучают психолого-педагогические дисциплины, предусмотренные государственными требованиями для получения дополнительной ква­лификации «Преподаватель». При этом перечень дисциплин и объем часов на эту подготовку должен соответствовать указанному государ­ственному образовательному стандарту от 20 февраля 1995 г. В ито­ге выпускники должны сдать дополнительный квалификационный экзамен и защитить выпускные квалификационные работы.

Четвертый путь — подготовка магистров образования. Его реализация предполагает открытие в ведущих (головных) федеральных и ведомственных юридических вузах магистратуры с получением го­сударственной аккредитации на подготовку преподавателей — пред­метников определенной специализации. Такая подготовка проводится по двум направлениям:

1) выпускники вуза, склонные к научной и педагогической дея­тельности, по желанию, зачисляются в двухгодичную магистратуру. На первом году обучения (11 месяцев) они проходят теоретическую психолого-педагогическую и научную подготовку, а на второй год их направляют в образовательные учреждения для прохождения педаго­гической практики, проведения исследований и написания магистер­ских диссертаций. По мере готовности они защищаются в головном вузе и получают дипломы со степенью «магистр образования»;

2) практические работники, отобранные кадрами в качестве кандидатов на замещение вакантных педагогических должностей, направляются на год для учебы в магистратуре головного вуза. По­сле сдачи магистерских экзаменов их зачисляют на должности преподавателей вузов, ссузов и УЦ для прохождения профессиональ­ной и педагогической практики, проведения исследований и напи­сания магистерских диссертаций. По мере готовности диссертаций они защищают их перед государственной аттестационной комисси­ей и получают диплом со степенью «магистр образования».

Пятый путь — организация в каждом вузе и ссузе постоянно действующей системы повышения педагогической квалификации препо­давателей. Эта задача решается в двух вариантах:

1)первый — организация в отдельных регионах на базе подведомственных вузов факультетов повышения педагогической и профессиональной квалификации преподавателей-предметников, что пре­дусмотрено «Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения ква­лификации) специалистов»134 и «Типовым положением о структурных подразделениях подведомственных высших учебных заведений, осу­ществляющих дополнительное профессиональное образование (по­вышение квалификации) преподавателей высших и средних специ­альных учебных заведений»135;

2) второй — создание в каждом вузе, имеющем кафедру педа­гогики и психологии, постоянно действующей школы педагогического мастерства (ШПМ) или школы начинающих преподавателей. В них осуществляется повышение педагогической квалификации преподава­телей не реже одного раза в пять лет и проводится обязательная пси­холого-педагогическая подготовка начинающих преподавателей136.