8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
Система непрерывного трехуровневого профессионального юридического образования обеспечивает подготовку специалистов различных образовательных цензов с определенной квалификацией. Однако многолетняя профессиональная деятельность специалистов не может быть достаточно эффективной с тем уровнем подготовки, который они первично получили в образовательных учреждениях. Поэтому государственными нормативными актами предусмотрено повышение профессиональной квалификации специалистов и преподавателей не реже одного раза в пять лет, а при необходимости и получение новой или смежной квалификации. Эти задачи решает имеющаяся на федеральном, ведомственном и муниципальном уровнях система дополнительного профессионального образования127. Она предусматривает: 1) создание в образовательных учреждениях высшего профессионального образования таких структурных подразделений128, как: факультеты (центры на правах факультетов) повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов; межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов; курсы повышения квалификации специалистов (преподавателей); 2) в образовательных учреждениях среднего профессионального образования отделения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, курсов повышения квалификации специалистов.
Изменение общественной формации государства потребовало реформирования всех государственных и общественных структур в нашем обществе, в том числе и модернизации системы профессионального образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. сказано:
...Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны129.
Чтобы добиться этого, необходимо не только обновить содержание и технологии профессионального образования, но и решить в первую очередь ключевую задачу модернизации — решительно улучшить качество научно-педагогических кадров. Опыт, проблемы и перспективы профессионально-педагогической подготовки преподавателей детально исследованы профессором А.Д. Лазуки-ным130. Такую задачу можно решить через систему дополнительного профессионального образования.
Министерством образования РФ принято решение и утверждено Типовое положение о структурных подразделениях базовых высших учебных заведений, институтах или центрах педагогической подготовки и профессиональной переподготовки преподавателей, а также факультетах повышения педагогической квалификации преподавателей. Это относится и к вузам правоохранительных министерств и ведомств.
Организационно эта задача решается несколькими путями.
Первый путь — подготовка преподавателей для высшей и средней специальной школы на базе целевой аспирантуры (адъюнктуры). В соответствии с Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации131 в базовых вузах юридического профиля функционирует аспирантура (адъюнктура) и докторантура, где готовятся специалисты с ученой степенью кандидата и доктора наук. Аспиранты (адъюнкты), желающие, кроме того, получить дополнительную квалификацию «преподаватель высшей школы», обязаны изучить предусмотренные государственными требованиями психолого-педагогические дисциплины в объеме более 500 аудиторных часов, пройти 100-часовую педагогическую практику, сдать экзамен по комплексной дисциплине и защитить выпускную квалификационную работу перед Государственной аттестационной комиссией132.
Эта система хорошая, но удовлетворяет потребности высших образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами не более чем на 15—20%. Остальные должности преподавателей пополняются бывшими практическими работниками. Эта категория преподавателей, когда не получает необходимой психолого-педагогической переподготовки, привносит зачастую в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений авторитаризм, «голый» практицизм, который не обеспечивает научности, а сводит педагогическую деятельность к формальному обучению, устраняя из нее формирование личности обучающихся — образовательную, воспитательную и развивающую составляющие. В результате хороший профессионал превращается в несостоявшегося педагога.
Второй путь заключается в организации на научной основе широкомасштабной профессиональной подготовки преподавателей-предметников из числа практических работников, имеющих склонность к педагогической деятельности и желание заниматься ею. Такая подготовка дипломированных преподавателей как для своего вуза, так и для средних специальных учебных заведений и учебных центров предусмотрена Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель»133. При этом важным условием успеха, как и в педагогической подготовке студентов, курсантов и слушателей, выступает необходимость иметь в каждом юридическом вузе кафедру педагогики и психологии, укомплектованную квалифицированными преподавателями.
Третий путь — подготовка дипломированных преподавателей-предметников из числа студентов и слушателей, обучающихся в вузе. Для этого желающие стать педагогами в процессе специализации изучают психолого-педагогические дисциплины, предусмотренные государственными требованиями для получения дополнительной квалификации «Преподаватель». При этом перечень дисциплин и объем часов на эту подготовку должен соответствовать указанному государственному образовательному стандарту от 20 февраля 1995 г. В итоге выпускники должны сдать дополнительный квалификационный экзамен и защитить выпускные квалификационные работы.
Четвертый путь — подготовка магистров образования. Его реализация предполагает открытие в ведущих (головных) федеральных и ведомственных юридических вузах магистратуры с получением государственной аккредитации на подготовку преподавателей — предметников определенной специализации. Такая подготовка проводится по двум направлениям:
1) выпускники вуза, склонные к научной и педагогической деятельности, по желанию, зачисляются в двухгодичную магистратуру. На первом году обучения (11 месяцев) они проходят теоретическую психолого-педагогическую и научную подготовку, а на второй год их направляют в образовательные учреждения для прохождения педагогической практики, проведения исследований и написания магистерских диссертаций. По мере готовности они защищаются в головном вузе и получают дипломы со степенью «магистр образования»;
2) практические работники, отобранные кадрами в качестве кандидатов на замещение вакантных педагогических должностей, направляются на год для учебы в магистратуре головного вуза. После сдачи магистерских экзаменов их зачисляют на должности преподавателей вузов, ссузов и УЦ для прохождения профессиональной и педагогической практики, проведения исследований и написания магистерских диссертаций. По мере готовности диссертаций они защищают их перед государственной аттестационной комиссией и получают диплом со степенью «магистр образования».
Пятый путь — организация в каждом вузе и ссузе постоянно действующей системы повышения педагогической квалификации преподавателей. Эта задача решается в двух вариантах:
1)первый — организация в отдельных регионах на базе подведомственных вузов факультетов повышения педагогической и профессиональной квалификации преподавателей-предметников, что предусмотрено «Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»134 и «Типовым положением о структурных подразделениях подведомственных высших учебных заведений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) преподавателей высших и средних специальных учебных заведений»135;
2) второй — создание в каждом вузе, имеющем кафедру педагогики и психологии, постоянно действующей школы педагогического мастерства (ШПМ) или школы начинающих преподавателей. В них осуществляется повышение педагогической квалификации преподавателей не реже одного раза в пять лет и проводится обязательная психолого-педагогическая подготовка начинающих преподавателей136.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений