logo
Yuridicheskaya_pedagogika

10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок

Тактическая подготовка

Тактика — способ и порядок действий по ис­пользованию сил, средств и возможностей для решения определенной задачи. Владение так­тикой решения задач, специфических для занимаемой сотрудником должности, составляет необходимую грань его профессионализма. Обучение тактике и ее оптимальной реализации составляет задачу тактической подготовки. Как особый вид подготовки она встреча­ется в некоторых образовательных учреждениях (чаще всего — на­чального профессионального образования) в виде специальной учебной дисциплины либо в виде частей программ разных дисциплин (тактика допроса, тактика расследования преступлений, оперативная тактика, тактика действий при освобождении заложников и др.).

Частными задачами тактической подготовки выступает вооружение сотрудников тактическими знаниями, навыками, умениями и развитие тактического мышления, т.е. способности мысленно проектировать и просчитывать стержневую логику и детали предстоящих действий. Главным в ней выступают:

• понимание обучающимися сотрудниками профессиональных ситуаций, их особенностей и вариантов, ориентировка в них, пони­мание возникающих задач, способов подготовки и принятия реше­ний, обеспечения их выполнения, расчета сил и средств, предвиде­ние трудностей, их причин, способов преодоления и пр.;

• знание тактико-технических, боевых характеристик и возмож­ностей вооружения, специальных и криминалистических средств, индивидуальных средств защиты, средств связи и разных видов обес­печения, основ их применения для решения разных задач и в воз­можных профессиональных ситуациях;

• знания порядка и тактики действий в условиях особых и чрез­вычайных обстоятельств;

• знание других сил и средств, возможностей и способов взаи­модействия с ними;

• навыки и умения работы с картами, компьютером, информа­ционными технологиями, ориентировки на местности, способов сбора информации и оценки обстановки, выполнения расчетов на пред­стоящие действия, принятия профессиональных решений, подго­товки к их выполнению и воплощению в действия, обеспечивающие достижение нужного результата.

Огневая подготовка

Огневая подготовка — традиционный вид под­готовки сотрудников правоохранительных ор­ганов, претерпевающий значительные измене­ния в последнее время под влиянием общего роста экстремальности их деятельности, распространения оружия среди населения, резкого учащения использования оружия криминальным миром. В связи с этим эволюционируют и курсы стрельб из боевого оружия. Совре­менные образцы их160 определяют организацию и порядок проведе­ния стрельб из боевого ручного стрелкового оружия — пистолета (револьвера), автомата (пистолета-пулемета), снайперской винтовки, подствольного гранатомета — и методику их оценки. Они теперь ориентированы на подготовку сотрудников к использованию оружия в условиях, приближенных к реальным.

Огневая подготовка в своей основе заключается в изучении ма­териальной части оружия, мер безопасности при обращении с ним, приемов и правил стрельбы; тренировке на тренажерах; отработке нормативов по огневой подготовке; изучением правовых основ при­менения оружия.

На начальном этапе молодых сотрудников обучают твердому зна­нию материальной части оружия, мер безопасности при обращении с ним и боеприпасами, условий и порядка выполнения упражнений курса стрельб, а также приемов и правил стрельбы из боевого руч­ного стрелкового оружия. Их учат разбирать и собирать оружие, ухаживать за ним. Проводятся подготовительные занятия по каж­дому упражнению без патронов, затем — упражнения с фактическим применением оружия при введении все новых и новых усложняю­щих условий и задач. Для заинтересованности сотрудников в дос­тижении ими высоких показателей в стрельбе лучшим объявляются поощрения. В ряде стран считается вредным участие сотрудников в обычных спортивных соревнованиях по стрельбе, происходящих в далеких от реальных, «тепличных» условиях, что невольно форми­рует пренебрежительное отношение к обеспечению личной безо­пасности и применению иных приемов, затрудняет формирование соответствующих профессиональных навыков и привычек. Было бы разумным и полезным устраивать соревнования по наиболее слож­ным упражнениям, максимально приближенным к экстремальным условиям, и присваивать по ним спортивные разряды.

Современная огневая подготовка может быть успешной при хо­рошей учебно-материальной базе, позволяющей создавать мишенную обстановку и условия, максимально приближенные к реальным. Не­обходимо использование средств и приемов, намеренно вызывающих у выполняющих стрельбы высокое внутреннее напряжение, тре­бующих умения подавлять волнение (возможно, и страх), проявлять самообладание, мобилизовывать все силы. Установлено, что при применении оружия в реальной обстановке возникновение у стрелка больших психологических и физических нагрузок вызывают: а) мо­торное торможение — оцепенение, уменьшение скорости реакций на внезапное усложнение обстановки, ослабление способности к занятию рациональной стойки, выбору места, применению укло­няющих приемов, дрожание рук, ног, тела; б) появление «туннель­ного» восприятия окружающего — сужения широты внимания до опасной, по мнению стреляющего, точки и полного отключения от всего окружающего, что опасно (один из преступников может зайти сбоку и, незамеченный, поразить сотрудника); в) возникновение временной глухоты — неспособности слышать предупреждения своих коллег об опасности. Поэтому нужно специально приучать исполь­зовать оружие в условиях перегрузок и справляться с ними.

При огневой подготовке используются полигоны или закрытые ти­ры, позволяющие моделировать внезапное появление и перемещение целей, шумы и звуки, характерные для экстремальной обстановки, ответный огонь противника. Нередко они оборудуются киноэкранами, компьютерами, средствами имитации усложненной обстановки (на­пример, взрывов гранат и мин, пожаров, дыма). Активнее стали исполь­зоваться компьютерные программы, передающие на экран-мишень компьютера изображения правонарушителя в задаваемых ситуациях (с наведенным оружием, с захваченным заложником, убегающего, на­падающего и т.д.). Сотрудник обязан мгновенно сориентироваться и принять решение о применении оружия. Получили распространение специальные тренажеры и электронные тиры161. Тенденция приближе­ния учебных условий использования формы162 к реальным стала опре­деляющей тенденцией в современных условиях (см. подробнее § 11.4).

Физическая подготовка

Существуют разные концепции построения физической подготовки в правоохранительных органах: общефизической подготовки, спор­тивно-игровой и боевой. Все они признают необходимость подго­товки к решению профессиональных задач, только отдают предпоч­тение одному из трех ее компонентов: общефизическим качествам, спортивно-игровым или профессионально-боевым163. В органах отдается предпочтение построению физической подготовки по послед­нему варианту, как отвечающему насущным потребностям обеспе­чения практики: развитию волевых качеств, внимания и психологи­ческой устойчивости. Ставятся задачи: развития у сотрудников профессионально важных физических качеств (абсолютной и взрыв­ной силы мышц, скоростно-силовых качеств их, выносливости), отработки приемов самозащиты без оружия, боевых приемов борь­бы и рукопашного боя. Поэтому при проведении физической под­готовки используются разные по физическим задачам упражнения:

• силовые упражнения: подъем и переноска тяжестей, подтяги­вания, отжимания, перетягивания, борьба, лазание по вертикальным и горизонтальным канатам и т.п.;

• скоростные упражнения: старт, рывки, спринтерский бег, ук­лоны от ударов, скоростные удары, бег на коньках и др.;

• скоростно-силовые упражнения: прыжки, метания, подъем штанги рывком, толкание ядра и т.п.;

• упражнения на выносливость: бег на средние и длинные дис­танции, плавание, бег на лыжах, марш-броски, многократное по­вторение средних по силовым нагрузкам упражнений и т.п.;

• упражнения на координацию: акробатические и гимнастические;

• комплексные упражнения: борьба, рукопашный бой, бокс, фут­бол, регби, военное многоборье и т.п.;

• служебно-прикладные упражнения: самозащита, рукопашный бой, восточные единоборства, задержание правонарушителей, пре­одоление различных естественных и искусственных препятствий и др.

В практике обоснованно часто используются служебно-приклад­ные упражнения. В ходе занятий отрабатываются действия по сило­вому пресечению различных противоправных действий с использо­ванием спецсредств (щита, резиновой палки), защит от ударов ухо­дами, бросками, «боковой подсечкой» и «задней подножкой», заги­бов руки задерживаемого, приемом «рычаг руки через предплечье», дожимом кисти др.164 Считается, что число осваиваемых приемов си­ловой борьбы лучше предельно сузить до универсальных, выпол­няющих одновременно функции защиты и нападения, обезоружи­вания и задержания, тщательно осваивать основные удары руками и ногами, болевые приемы и броски в усложненных условиях. Такое соображение базируется на действующем во всех видах «законе во­ронки», проявляющемся в том, что с ростом мастерства единоборца число приемов, с помощью которых он добивается успеха в по­единке (при максимальном сопротивлении противника, предельном физическом и психологическом напряжении), сокращается до 3—5 (бывает, что даже в схватках на первенство мира, побеждает боец, в совершенстве овладевший 1—2 приемами и всю схватку ловящий противника на них, даже когда последнему известна эта сильная сторона будущего чемпиона)165.

Повышенное внимание уделяется способам приближения условий к экстремальным. Для этого руководители физической подготовки направляют учебно-тренировочный процесс на достижение готов­ности к решению реальных задач профессиональной деятельности: усложняют условия выполнения упражнений, повышают физиче­ские нагрузки до предельных, проводят занятия при любой погоде, используют профессионализированные полосы препятствий, слож­ный рельеф местности, доводят двигательные навыки и умения до совершенства в условиях, приближенных к реальным, выбирают и создают условия для занятий (время, место, окружающую обстановку, звуки, действия других лиц и др.), типичные для экстремальных.

В.В. Миленин считает необходимым шире вводить в физическую подготовку учебно-тренировочные бои по упрощенным правилам самбо, дзюдо, бокса и рукопашного боя, причем в форме и защит­ном снаряжении. В силовых противоборствах, при прочих равных условиях, успеха достигает тот, кто лучше овладел арсеналом прие­мов и умеет импровизировать в постоянно меняющихся условиях. Если обучение ограничивается отработкой боевых приемов на не оказывающем сопротивления партнере, то даже доведенные до со­вершенства, они мало помогут в реальном силовом противоборстве. Только спарринги, учебные индивидуальные единоборства (в том числе и спортивные) создают внешнюю и внутреннюю (психофизи­ческую и психологическую) модель профессионально-боевых дейст­вий, а поэтому они должны стать непременным элементом содер­жания физической подготовки. В отработке профессионально-боевых силовых действий и приемов применяется блочное планирование (каждый блок длится 6—8 недель): первый — отработка приемов на не сопротивляющемся партнере, второй — отработка приемов при дозированном сопротивлении партнера, третий — отработка прие­мов в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям противоборства и силового задержания правонарушителя. Использу­ются различные спарринги, выполнение боевых приемов борьбы в процессе преодоления полосы препятствий, моделирование ситуаций пресечения различных правонарушений. Итоговая оценка подго­товленности обучающихся проводится путем проведения спарринга

(«вольного боя») при полной свободе выбора средств нападения и защиты партнерами и мобилизации психофизических возможностей. Для развития и укрепления волевых качеств на занятиях по фи­зической подготовке последовательно, с нарастающим усложнением (Н.А. Минжанов)166 проводятся следующие мероприятия:

• создаются ситуации, требующие проявления напряжения воли (спарринги — схватки с «правонарушителем», повторное преодоление препятствий, увеличение продолжительности физических нагрузок);

• вводятся сбивающие факторы и помехи (шумы, топанье, зву­ки стрельбы, внезапное нападение «правонарушителя», увеличение числа нападающих, внезапное усложнение задания, создание разно­образных ситуаций, требующих быстрого выбора между двумя или несколькими способами действий);

• усложняются условия выполнения упражнений, связанные с нарастанием риска и опасности (повышается высота снарядов, ши­рина преодолеваемых рвов, организуются труднопроходимые зава­лы, создается необходимость прыгать с большой высоты, переби­раться по канату над водной поверхностью, подниматься по пожар­ным лестницам на большую высоту и др.);

• используются упражнения с перемещением тела в простран­стве (кувырки с трамплина, прыжки с высоты, сальто);

• упражнения выполняются в максимальном темпе, в состоянии сильной усталости, в конце занятия.

Для повышения эмоционально-волевой устойчивости:

• упражнения выполняются на высоте, на качающихся узких поверхностях, над водой и огнем, во время дождя, мороза, ветра, жа­ры, в сумерках, темноте, с завязанными плотной или полупрозрач­ной тканью глазами;

• используются психогенные факторы (оружие в руках «право­нарушителя» — нож, палка, разбитая бутылка, бритва, пистолет, аг­рессивность «правонарушителя», дефицит времени, отсутствие не­обходимой передышки);

• занятия проводятся в квартире, подъезде, автобусе, лифте, на лестничной площадке, в подвале, чердачном помещении;

• проводятся единоборства с несколькими противниками подряд;

• упражнения выполняются в различной одежде и экипировке (форма летняя и зимняя, бронежилет, каска);

• приемы самозащиты без оружия применяются в опасных ус­ловиях (лестничная площадка, балкон, край моста, крыша и пр.);

• упражнения выполняются в обстановке состязания.

Распространены в правоохранительных органах полосы препят­ствий, позволяющие моделировать физические и психологические трудности, аналогичные встречающимся в реальных условиях. Ста­ционарными учебными позициями на них обычно бывают: двухмет­ровые заборы, ямы, качающийся мост, лабиринт, подземный ход, подвал, домик, водная преграда, стена с окном, бревно, огневая по­лоса. Динамичность и неожиданность трудностей создается пере­носными препятствиями, используются: завал из старых шин, забор, груда металлических бочек, куча веток. Можно менять место их на полосе препятствий, образуя для обучающихся, ранее проходивших полосу, неожиданные ситуации на разных участках. Полезны вра­щающиеся во вертикали и горизонтали барабаны, позволяющие менять размеры окна, через которое надо пролезть (перепрыгнуть кувырком), или бума, бревна (по ширине).

Усложнение условий достигается задымлением, имитацией по­жара, трансляцией громких звуков, внезапным нападением «пре­ступника», укрывшегося за одним из препятствий, постановкой до­полнительных заданий — следить за обстановкой и запоминать (на полосе специально разбрасываются 2—3 предмета — головной убор, платок и пр., либо на стойках или щитах, расположенных по краям полосы, помещаются объявления, фотографии, названия улиц, но­мера автомашин и др.), повышением скорости передвижения (хо­рошо, когда имеется две полосы, расположенные параллельно, и по ним, соревнуясь в скорости, двигаются два обучающихся), созданием ситуации погони (один из сотрудников уходит на полосу на 5—10 с раньше второго, которому ставится задача «догнать»), многократным преодолением полосы в прямом и обратном направлениях, упраж­нением «перенос раненого» (два обучающихся переносят третьего, преодолевая вместе с ним препятствия), выполнением стрельб в рядом расположенном тире сразу после преодоления полосы препятствия.

НА. Минжановым разработан комплекс профессионализированных психотехнических игр для занятий по физической подготовке с сотруд­никами167. Общие правила их: обучаемые учебной группы разбиваются на пары; каждый в паре выполняет определенную роль; в следующих друг за другом упражнениях, выполняемых по командам руководите­ля заданий, обучаемые в парах меняются ролями; после каждого уп­ражнения проводится разбор и оценка правильности действий сами­ми участниками пар; игры длятся 3—7 мин, в течение которых вы­полняется 4—8 упражнений. Ниже описываются некоторые из них.

Игра «Догони». Развивается внимание, наблюдательность, ско­рость реакций и умение быстро передвигаться в толпе. Проводится

в спортивном зале или на площадке 10x10 м. В парах один — «со­трудник», другой — «преступник». Задача первого — догнать второго.

Игра «Зри в оба». Развивается внимание, наблюдательность при быстрых перемещениях. Обучающиеся выстраиваются в две шеренги на расстоянии 7—8 м друг от друга лицом в одну сторону. Назнача­ются пары. Одни — «наблюдатели», вторые, стоящие за их спиной, — «натурщики». По команде преподавателя «натурщики» занимают по своему выбору любые позы. По второй команде «наблюдатели» со­вершают прыжок с поворотом на 360 градусов или кувырок вперед, назад. По третьей команде «наблюдатели» подходят к своим «на­турщикам» и воспроизводят позу.

Игра «Вижу и слышу». Развивается внимание, наблюдательность, память. Пары по команде руководителя занятий вступают в едино­борство (бокс, борьба) без особого напряжения, но непрерывно двигаясь. Задача — замечать все, что происходит вокруг. По команде «стоп», подаваемой преподавателем через 10—30 с, схватка прекра­щается и слушатели обмениваются впечатлениями: кто был рядом и что делал, что произошло нового на месте занятий, какие звуки раздавались, какие слова произносились и пр. Все эти изменения (кроме первого) вносит в игру преподаватель.

Игра «Лабиринт». Развивается внимание, память, пространст­венная ориентировка. В парах один — «заводящий», второй — «ве­домый». Первый использует три команды: «прямо», «направо», «на­лево», выполняемые «ведомым». Каждое упражнение состоит из 5— 10 команд (трудность наращивается последовательно). После пода­чи команд «ведомый» разворачивается на 180 градусов и в обратном порядке воспроизводит маршрут.

Игра «Робот». Развивается чувство партнера, умение точно вы­ражать свои намерения в словах. Участвуют «оператор» и «робот» (с закрытыми глазами). На игровом поле разбрасываются спички или предметы. «Оператор» подает односложные команды, направ­ляя движения тела, ног и рук «робота» для того, чтобы тот собрал спички или предметы. «Робот» обязан точно выполнять команды, не проявляя никакой инициативы.

Игра «Защита». Пары — «нападающий» и «защищающийся» в боевой стойке на расстоянии одного метра. Первый готовится на­нести определенный удар, второй, наблюдая за первым, пытается угадать его намерение и заранее решает, какой защитный прием использовать. По команде руководителя «Хоп!» оба, строго одно­временно, выполняют свои действия — удар (не прикасаясь к дру­гому) и защиту. Оценивается правильность угадывания защитника. Так повторяется 20—30 раз, задача защитника — распознать страте­гию нанесения ударов и повысить успешность угадывания. После этого роли нападающего с ножом (кастетом, палкой, цепью и пр.) и защищающегося сотрудника меняются.

Игра «Психологическое наблюдение». Пары вступают в игровое противоборство, имитируя действия боксеров, сотрудника и задер­живаемого, оба застывают в той позе, в которой застала его коман­да, сохраняя и выражение лиц. В течение 4—5 с они изучают друг друга, а затем дают аргументированные ответы: «Что собирался сде­лать противник в следующий момент?» и «Чего он опасался?». От­веты оцениваются напарником, после чего игра продолжается.

Игра «Боевая готовность». Пары «нападающий» и «защищаю­щийся». Оба в исходном положении на расстоянии одного шага друг от друга. Руководитель занятий ведет медленно громкий счет до 20—30. «Нападающий» до начала счета решает, при каком счете нанесет удар. «Защищающийся», наблюдая за выражением лица партнера, его позой, состоянием мышц, мелкими подготовитель­ными движениями, пытается угадать, когда будет нанесен удар. Ко­гда эта цифра наконец произносится, «защищающийся» применяет защитный прием. Если он не угадал и удар нападающего не после­довал, игра продолжается.

Ценность психотехнических игр в том, что они могут прово­диться если не на всех, то на многих практических занятиях по разным вопросам, что не нарушит плана, ибо для игры нужно ми­нут 5—7. Напротив, помимо непосредственной пользы, они дают разрядку, некоторый отдых, повышают активность обучающихся.