logo
Yuridicheskaya_pedagogika

12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов

Основные направления деятельности правоохранитель­ных органов по соблюдению прав человека

Правоохранительные органы — специфическая государственная структура, одной из стержне­вых функций которой является целенаправ­ленная деятельность по защите прав человека. Реализация этой функции осуществляется по четырем взаимосвязанным направ­лениям.

Первое направление определяется спе­цифической ролью правоохранительных органов в государственной системе защиты граждан. Именно они обеспечивают защиту кон­кретного человека и общества в целом от посягательств социально-опасной группы населения — правонарушителей и преступников — на их право на жизнь, здоровье, имущество и т.д.

Второе направление — соблюдение прав всех граждан, с ко­торыми сотрудники правоохранительных органов вступают в про­фессиональное взаимодействие. Особенно это актуально при работе с задержанными и подследственными. Ограничивая на основании закона их свободу, они берут на себя обязательства по уважению и защите их прав в этих условиях, обеспечению правовых и гуманных условий содержания, защите их от запугивания, насилия, издевательств и т.д. Особой обязанностью выступает защита свидетелей и потерпевших, на которых криминальные и асоциальные элементы могут оказывать самые различные формы давления, вплоть до шан­тажа, угроз или прямого насилия.

Третье направление связано с обязанностью правоохрани­тельных органов, их руководства и управления соблюдать права че­ловека по отношению к своему персоналу наравне с другими зако­нопослушными гражданами, особенно прав на сохранение жизни, здоровья, на условия службы, предусмотренные законами о труде, службе в правоохранительных органах и др. Это требует особого по­строения управления — стиля, заботы о соблюдении прав сотруд­ников на отдых, материального и медицинского обеспечения и др.

Четвертое направление работы — это социальная коррек­ция, ресоциализация осужденных, возвращение их обществу соци­ально безопасными, с исправленным, устраненным имевшимся у них комплексом противоправных установок на нарушение прав других людей, покушение на их жизнь и здоровье, честь, достоинство, иму­щество и т.д.

Решение задачи соблюдения прав человека в деятельности пра­воохранительных органов по всем названным направлениям требует системного подхода, выходящего во многом за рамки их компетент­ности. Они, с одной стороны, сами субъект воздействий на граж­дан, управляемых и неуправляемых, определяющих картину соблю­дения прав человека в правовой сфере общества. А с другой — это сложные, недостаточно регулируемые процессы в социуме, целена­правленная деятельность государства по совершенствованию зако­нодательства, правовой базы правоохранительных органов, их фи­нансирования, материально-технического и кадрового обеспечения, повышению эффективности государственного и общественного кон­троля за их деятельностью и т.д. Поэтому соблюдение законности в части защиты и уважения прав человека в деятельности правоохра­нительных органов ограничена их объективным состоянием, реаль­ным положением в обществе и государстве и состоянием послед­них. Вместе с тем, выступая в качестве самостоятельного субъекта деятельности по соблюдению прав человека, они имеют свои собст­венные возможности, права и обязанности, определяющие ответст­венность их самих.

Совершенствование соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов и в них самих требует системного под­хода: совершенствования законодательства, ведомственной норма­тивной базы, взаимодействия с общественными, религиозными ор­ганизациями, более гибкого использования финансовых и материально-технических резервов и др. Однако картину соблюдения прав человека определяют руководящий, начальствующий и командный состав правоохранительных органов в своей управленческой дея­тельности и весь личный состав — при решении правоохранитель­ных задач и взаимодействии с населением. Тут имеются возможно­сти применения данных педагогической науки, педагогических под­ходов, методов и методик.

Педагогическая подготовленность сотрудников к соблюдению прав человека

Несомненно, общее состояние работы с пер­соналом правоохранительных органов, укреп­ление законности в деятельности сотрудников, государственный, ведомственный и обществен­ный контроль соблюдения прав человека, под­бор кадров, социальная и воспитательная ра­бота с персоналом, профессиональная подготовка кадров оказывают значительное влияние на общую картину соблюдения прав человека в правоохранительных органах. Однако, для того чтобы дело не сводилось только к реакциям «по факту нарушения» прав человека, нужны превентивные меры, в том числе педагогического характера, по изжитию предпосылок к таким нарушениям. В их числе, как по­казывают исследования, находятся:

• изначальная социальная деформация личности человека, по­ступающего на службу, которая весьма скоро приводит к профес­сиональным действиям, нарушающим права граждан;

• недостаточный для выполнения профессиональных задач харак­тер и уровень развития личности, приобретаемый в процессе службы, что не только делает сотрудника неспособным к решению сложных профессиональных задач, но и выступает предпосылкой для наруше­ний законности и раннего развития профессиональной деформации;

• профессиональная деформация сотрудника (имеющая объек­тивные и субъективные причины), приводящая зачастую к наруше­ниям правовых и моральных норм и снижению профессионального

уровня в работе;

• профессиональная неинформированность сотрудников, соз­дающая предпосылки для несоблюдение прав человека;

• профессиональная необученность сотрудников, влияющая на их действия в контексте соблюдения прав человека;

• профессиональная невоспитанность сотрудников как фактор, затрудняющий соблюдение ими прав человека.

Три первые причины связаны преимущественно с недостатками работы с персоналом в правоохранительных органах, описанной, в частности, в главах 7—10 учебника. На трех последних, которые сла­бее проанализированы в контексте соблюдения прав человека, необ­ходимо остановиться подробнее.

Профессиональная неинформированность сотрудников связана пре­жде всего с тем, что до настоящего времени далеко не каждому из них доступен весь комплекс документов по правам человека: от Всеобщей декларации прав человека до конкретных международных и российских документов по соблюдению прав человека в деятель­ности правоохранительных органов, например — регулярных спе­циальных докладов Уполномоченного по правам человека в Рос­сийской Федерации по данному вопросу, материалов Комиссии по правам человека при Президенте России. В большей мере эти до­кументы доступны студентам юридических факультетов и вузов, а также слушателям и курсантам высших и средних учебных заведе­ний ведомственного подчинения. Но на значительную часть долж­ностей в правоохранительные органы назначаются лица со средним общим или неюридическим высшим образованием, которые либо вообще, либо слабо знают законодательные акты по правам человека.

Практика показывает, что порой действия сотрудников, кото­рые можно квалифицировать как нарушение прав граждан, имеют причиной их профессиональную необученность в этих вопросах. Даже там, где изучают правовые вопросы, связанные с соблюдением прав человека, это носит порой излишне академический характер. Не­достаточно рассматриваются практические алгоритмы реализации тех или иных международно-правовых норм и норм отечественного законодательства, практические действия не отрабатываются исходя из рассуждения, что «обучающийся должен твердо запомнить, а при­менить — не проблема». В результате сотрудник просто не усматри­вает в выполняемых действиях их связь с правами человека, их нару­шением либо считает последние «просто небольшим отступлением», оправдываемым «служебной целесообразностью».

Остро стоит вопрос о профессиональной правовой невоспитанности сотрудников. Дело не только в недостатках гражданского, общего правового, нравственного воспитания, изъянах правосознания, кото­рые, несомненно, являются «питательной средой» для поступков, нарушающих права граждан. Неукоснительное соблюдение прав че­ловека требует от сотрудника целого комплекса профессиональных и профессионально-значимых качеств, включая такие, казалось бы, не имеющие к этому прямого отношения, как профессиональная наблюдательность, профессиональная выдержка, способность к вер­ной профессиональной самооценке. Порой ему просто не хватает воли и выдержки, и в результате его действия становятся импуль­сивными, нарушают права другого и т.д. Противоречиво качество деловитости, гипертрофированно проявляющееся порой в делячест­ве — стремлении любой ценой всегда добиваться узкопрофессионального результата, «делать дело», не видя или игнорируя право­вой, гражданский, нравственный смысл своих действий. Например, очень важной профессиональной задачей является получение от свидетеля или жертвы преступления необходимой информации, причем как можно быстрее и в максимальном объеме. Это порой тол­кает сотрудника на «прессинг» свидетеля, применение к нему таких приемов получения информации, которые неправомерны даже в ра­боте с убийцами. Такой «юридический технарь» склонен к превыше­нию своих прав и сведению к нулю прав других.

Педагогический аспект в деятельности правоохранительных органов по соблюдению прав человека заключается, таким образом, в детальном информировании сотрудников о правах человека, постоянном напо­минании о них, глубоком изучении соответствующих законодатель­ных и подзаконных актов, предметной привязке при изучении каж­дого положения их к функциональным обязанностям, ситуациям, действиям, приемам, свойственным занимаемой каждым сотрудни­ком должности, практической отработке их в разнообразных игровых учебных ситуациях до уверенного и безукоризненного выполнения, в воспитании всех и каждого в духе непоколебимого уважения к пра­вам человека как главной правовой норме, в духе гуманизма.

Педагогические аспекты взаимо­действия граждан с правоохранитель­ными органами в соблюдении прав человека

Соблюдение прав осуществляется при взаимо­действии сотрудников с гражданами, и при этом позиция самих граждан играет немаловажную роль. Типичными причинами отклонений здесь являются:

• неинформированность граждан о своих законных правах при контактах с сотрудника­ми правоохранительных органов и о законных правах сотрудников, выполняющих свой профессиональный долг. Это может приводить в конкретных юридических ситуациях к оши­бочному обвинению сотрудника в тех или иных нарушениях;

• низкий уровень доверия определенной части граждан к пра­воохранительным органам в целом, что формирует установку на из­начальное отношение к действиям сотрудников как нарушающим права граждан;

• тенденция отдельных граждан разрешить затруднительную или конфликтную ситуацию «вне правового поля» (например, предложе­нием взятки);

• склонность отдельных граждан (особенно задержанных, под­следственных, осужденных) использовать ложное, демагогическое обвинение сотрудника в нарушении прав человека в качестве инструмента психологического давления на него или манипулирования его поведением;

• провоцирование сотрудника на нарушение прав человека с целью его дискредитации, нейтрализации;

• угрозы, агрессивное поведение или прямое насилие по отно­шению к сотруднику, когда законные пределы необходимой оборо­ны или иных силовых действий не соблюдаются н превышаются.

В некоторых случаях обвинение сотрудников в нарушении за­конных прав граждан может быть вызвано необходимостью право­мерных оперативно-розыскных, следственных или иных профессио­нальных действий, о которых граждане не могут быть информирова­ны в силу их закрытого характера. Так, ограничение сотрудниками свободы передвижения или свободы действий свидетеля может быть вызвано реальной угрозой для него со стороны криминальных элементов, о чем свидетель может быть не осведомлен из оператив­но-тактических соображений. Аналогично в исправительном учреж­дении помещение осужденного в штрафной изолятор без серьезных нарушений режима с его стороны может выступать в ряде случаев необходимой мерой защиты его от готовящихся насильственных дей­ствий со стороны других осужденных. Формально же подобные случаи могут рассматриваться как нарушение законных прав этих людей.

Особо следует остановиться на деятельности общественных пра­возащитных организаций. Несомненно, что она — проявление раз­вития демократических начал в нашем обществе — объективно спо­собствует соблюдению прав человека и заслуживает безоговорочной поддержки в интересах самих правоохранительных органов. В то же время общественный характер этих организаций, их чисто мораль­ная мера ответственности за оценку конкретного случая нарушения прав человека в правоохранительных органах, ограниченный доступ к конфиденциальной оперативной информации, а порой и недоста­точное знание правовых основ правоохранительной деятельности могут породить его субъективную, одностороннюю оценку.

Все названные особенности взаимодействия граждан с сотруд­никами правоохранительных органов имеют выраженный педагоги­ческий аспект, связанный с правовым просвещением граждан, кор­рекцией их сознания и поведения, налаживанием с ними деловых контактов. Эти особенности взаимодействия с гражданами требуют от сотрудников понимания педагогических факторов, влияющих в каждом случае на взаимодействие, и включение в построение его методов, повышающих их правовую осведомленность и правовую воспитанность, что требует практически от каждого сотрудника оп­ределенной профессионально-педагогической подготовленности.

Педагогическое обеспечение соблю­дения прав человека в деятельности правоохранитель­ных органов

Решение проблемы педагогического обеспече­ния гарантированного соблюдения прав чело­века в деятельности правоохранительных орга­нов предполагает включение в управленческую деятельность руководителя ряда взаимосвязан­ных педагогических мер, имеющих социально-педагогическое, управленческое, воспитатель­ное и обучающее назначение.

Меры социально-педагогического направления включают помимо общего правового просвещения и правового воспитания граждан, специальную работу с населением по разъяснению их законных прав и прав сотрудников правоохранительных органов в процессе взаимных профессиональных контактов. Особую роль здесь играет формирование у населения объективно-понимающего отношения к деятельности правоохранительных органов. При этом могут быть использованы средства массовой информации, совместная работа с общественными, в том числе правозащитными организациями, ор­ганизация встреч руководства и сотрудников правоохранительного органа с населением и др. Однако все они не дадут никакого резуль­тата, если не будут подкрепляться непосредственным опытом кон­тактов граждан с сотрудниками, а факты нарушения прав с их сторо­ны будут иметь место. Здесь уместно вложить новый смысл в старый лозунг: «Каждый сотрудник — воспитатель».

Управленческий аспект заключается в том, чтобы формировать у сотрудников установки на соблюдение прав человека (т.е. решать психолого-педагогическую задачу) управленческими методами. Не­обходимо специально рассматривать работу всех служб и подразде­лений с точки зрения резервов и возможностей решения проблемы соблюдения прав человека; сформулировать это не только как пра­вовое, социальное и нравственное требование, но и как особую за­дачу для всех; ввести критерий соблюдения прав человека в общую оценку деятельности служб, подразделений, отдельных сотрудни­ков, всех направлений деятельности, каждой профессиональной ак­ции отдельного сотрудника, группы и всего персонала правоохра­нительного органа. Иными словами, речь идет о формировании у сотрудников установок на соблюдение прав человека через органи­зацию опыта их профессиональной деятельности.

Особая роль принадлежит управленческому обеспечению соблю­дения прав человека по отношению к самим сотрудникам: в первую очередь — права на жизнь (путем принятия мер для обеспечения их личной профессиональной безопасности), а также права на соци­альную и психологическую защищенность (от унижений, оскорблений, хамства, психологического насилия, издевательства и др.). Прак­тика показывает, что есть прямая зависимость между соблюдением прав человека по отношению к сотрудникам и соблюдением ими прав человека по отношению к гражданам.

Общая профессиональная подготовка и воспитание персонала пра­воохранительных органов является важнейшей основой, обеспечи­вающей соблюдение прав человека в их деятельности. Необходимо достижение отчетливого проявления у каждого сотрудника граж­данственности, верности Присяге, чувства профессионального дол­га, человечности, справедливости, требовательности к себе, умения контролировать и управлять своим поведением, потребности и при­вычки к самосовершенствованию.

Не менее значимо создание благоприятного морально-психоло­гического климата в коллективе, воспитание и проявление коллек­тивной ответственности за порученное дело, взаимный контроль, требовательность и поддержка. Это дает сотруднику чувство социаль­но-психологической защищенности и является действенным проти­вовесом развития профессиональной деформации.

Специальная профессиональная подготовка и воспитание сотруд­ников правоохранительных органов заключается прежде всего в формировании у них профессиональных установок на соблюдение прав человека как одного' из критериев, определяющих содержание деятельности, ее оценку и самооценку. Особая роль принадлежит ин­формированию сотрудников о международных и российских офи­циальных актах и документах, непосредственно касающихся соблю­дения прав человека. Здесь важно знание ими не только Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН более полувека назад, но и современных тенденций развития пра­вового и нормативного обеспечения прав человека в деятельности правоохранительных органов. Пристального внимания, изучения и анализа заслуживают те нормы российского законодательства и те позиции ведомственных нормативных актов, где заложена реализа­ция прав человека.

Неотъемлемой частью специальной профессиональной подготовки и воспитания сотрудников выступает формирование у них умений и навыков, отработка алгоритмов действий по решению профессиональ­ных задач с учетом "критерия соблюдения прав человека. Эта работа осложняется сегодня тем, что стремительно меняется, усложняется сам характер правоохранительной деятельности, делается более дерзкой и жестокой преступность и в то же время возрастают требования к со­труднику в соблюдении прав любого человека, в том числе и преступ­ника. Помимо информирования и отработки алгоритмов действий, необходимо формирование у сотрудников умения самостоятельно ана­лизировать любые профессиональные ситуации с учетом соблюдения прав человека. Нужно развитие интеллектуальных качеств, самостоя­тельности профессионального мышления, неизменной привычки вво­дить критерий соблюдения прав человека в принятие и реализацию своих решений, действий и собственных индивидуальных особенностей.

Специальным направлением работы является обучение сотруд­ников умениям и навыкам разъяснения гражданам их законных прав, а также освоение особенностей работы во «внештатных» ситуациях. Сотрудник должен уметь правомерно и грамотно вести себя в ситуа­циях попыток манипулирования собой другими, подкупа, провокаций, шантажа и т.д., которые могут быть предприняты отдельными гра­жданами с целью нейтрализации его профессиональной активности или побуждения к аморальным или противоправным действиям, нарушающим права человека.

Особо актуальное и новое направление работы сегодня — это информирование сотрудников о правовом статусе адвокатов, которые играют все большую роль в отправлении правосудия, а также о пра­вовом и общественном статусе правозащитных организаций. Прак­тика показывает, что нередко именно плохое знание этого приводит к профессиональным ошибкам или различного рода нарушениям. Соответственно, необходимо обучение сотрудников умениям и навы­кам взаимодействия с адвокатами, представителями правозащитных и иных общественных организаций, налаживания с ними позитивных рабочих контактов, а также накопление, осмысление и распростра­нение положительного опыта в данной области.

И наконец, особую сложность (в первую очередь — в силу новиз­ны) представляет вопрос о взаимодействии с представителями различ­ных религиозных конфессий и организаций. Известно, что правоохрани­тельные органы сейчас расширяют и укрепляют свое взаимодействие с Русской православной церковью, другими традиционными для России конфессиями, рядом новых религиозных организаций и объединений. В конечном итоге — это путь к соблюдению права человека на свобо­ду совести, на свободное удовлетворение своих духовно-религиозных потребностей. Но здесь необходима специальная работа с персоналом в первую очередь по разъяснению особенностей тех или иных конфес­сий, специфики деятельности священнослужителей и, конечно же, по усвоению сотрудниками правовых основ деятельности религиозных организаций и объединений. В ряде случаев необходимо корректное разъяснение представителям различных конфессий их законных прав и обязанностей, объяснение им того, что специфика деятельности правоохранительных органов во многом определяет возможное содер­жание и диапазон взаимодействий с ними священнослужителей или представителей иных религиозных организаций и объединений. Так, в ряде случаев приходится разъяснять, что контакты с лицами, содер­жащимися в следственном изоляторе, могут основываться исключи­тельно на принципе их добровольного пожелания и ограничиваться особенностями оперативной обстановки в следственном изоляторе, а отнюдь не стремлением сотрудников ограничить чьи-то права.

Можно заключить, что в комплексе факторов, оказывающих влияние на общую картину соблюдения прав человека в правоохра­нительных органах, педагогический фактор играет значимую, во многом — системообразующую роль. Соблюдение или нарушение прав человека осуществляется в сфере взаимодействия людей и опре­деляется уровнем воспитанности человека, его обученности право­мерным действиям. Информированность, обученность, воспитан­ность сотрудников — общие и специально правовые — вот три ос­новных педагогических предпосылки безусловного соблюдения прав человека во взаимодействии их с гражданами. Причем они должны быть присущи как сотрудникам правоохранительных органов, так и гражданам. Это определяет две сферы педагогического обеспечения соблюдения прав человека, которые должны быть представлены в организации управления. Первая — общее правовое, гражданское, нравственное воспитание как сотрудников, так и самих граждан; ук­репление контактов правоохранительных органов с населением, об­щественными организациями и объединениями; совершенствование работы с кадрами правоохранительных органов, их профессиональ­ного обучения и воспитания. Вторая — это специальное информиро­вание, обучение и воспитание сотрудников правоохранительных ор­ганов, направленное на получение ими комплекса знаний, способст­вующих соблюдению прав человека, формирование установок на соблюдение прав человека, а также умений и навыков решать кон­кретные профессиональные задачи, соблюдая эти права.