12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
Основные направления деятельности правоохранительных органов по соблюдению прав человека
Правоохранительные органы — специфическая государственная структура, одной из стержневых функций которой является целенаправленная деятельность по защите прав человека. Реализация этой функции осуществляется по четырем взаимосвязанным направлениям.
Первое направление определяется специфической ролью правоохранительных органов в государственной системе защиты граждан. Именно они обеспечивают защиту конкретного человека и общества в целом от посягательств социально-опасной группы населения — правонарушителей и преступников — на их право на жизнь, здоровье, имущество и т.д.
Второе направление — соблюдение прав всех граждан, с которыми сотрудники правоохранительных органов вступают в профессиональное взаимодействие. Особенно это актуально при работе с задержанными и подследственными. Ограничивая на основании закона их свободу, они берут на себя обязательства по уважению и защите их прав в этих условиях, обеспечению правовых и гуманных условий содержания, защите их от запугивания, насилия, издевательств и т.д. Особой обязанностью выступает защита свидетелей и потерпевших, на которых криминальные и асоциальные элементы могут оказывать самые различные формы давления, вплоть до шантажа, угроз или прямого насилия.
Третье направление связано с обязанностью правоохранительных органов, их руководства и управления соблюдать права человека по отношению к своему персоналу наравне с другими законопослушными гражданами, особенно прав на сохранение жизни, здоровья, на условия службы, предусмотренные законами о труде, службе в правоохранительных органах и др. Это требует особого построения управления — стиля, заботы о соблюдении прав сотрудников на отдых, материального и медицинского обеспечения и др.
Четвертое направление работы — это социальная коррекция, ресоциализация осужденных, возвращение их обществу социально безопасными, с исправленным, устраненным имевшимся у них комплексом противоправных установок на нарушение прав других людей, покушение на их жизнь и здоровье, честь, достоинство, имущество и т.д.
Решение задачи соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов по всем названным направлениям требует системного подхода, выходящего во многом за рамки их компетентности. Они, с одной стороны, сами субъект воздействий на граждан, управляемых и неуправляемых, определяющих картину соблюдения прав человека в правовой сфере общества. А с другой — это сложные, недостаточно регулируемые процессы в социуме, целенаправленная деятельность государства по совершенствованию законодательства, правовой базы правоохранительных органов, их финансирования, материально-технического и кадрового обеспечения, повышению эффективности государственного и общественного контроля за их деятельностью и т.д. Поэтому соблюдение законности в части защиты и уважения прав человека в деятельности правоохранительных органов ограничена их объективным состоянием, реальным положением в обществе и государстве и состоянием последних. Вместе с тем, выступая в качестве самостоятельного субъекта деятельности по соблюдению прав человека, они имеют свои собственные возможности, права и обязанности, определяющие ответственность их самих.
Совершенствование соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов и в них самих требует системного подхода: совершенствования законодательства, ведомственной нормативной базы, взаимодействия с общественными, религиозными организациями, более гибкого использования финансовых и материально-технических резервов и др. Однако картину соблюдения прав человека определяют руководящий, начальствующий и командный состав правоохранительных органов в своей управленческой деятельности и весь личный состав — при решении правоохранительных задач и взаимодействии с населением. Тут имеются возможности применения данных педагогической науки, педагогических подходов, методов и методик.
Педагогическая подготовленность сотрудников к соблюдению прав человека
Несомненно, общее состояние работы с персоналом правоохранительных органов, укрепление законности в деятельности сотрудников, государственный, ведомственный и общественный контроль соблюдения прав человека, подбор кадров, социальная и воспитательная работа с персоналом, профессиональная подготовка кадров оказывают значительное влияние на общую картину соблюдения прав человека в правоохранительных органах. Однако, для того чтобы дело не сводилось только к реакциям «по факту нарушения» прав человека, нужны превентивные меры, в том числе педагогического характера, по изжитию предпосылок к таким нарушениям. В их числе, как показывают исследования, находятся:
• изначальная социальная деформация личности человека, поступающего на службу, которая весьма скоро приводит к профессиональным действиям, нарушающим права граждан;
• недостаточный для выполнения профессиональных задач характер и уровень развития личности, приобретаемый в процессе службы, что не только делает сотрудника неспособным к решению сложных профессиональных задач, но и выступает предпосылкой для нарушений законности и раннего развития профессиональной деформации;
• профессиональная деформация сотрудника (имеющая объективные и субъективные причины), приводящая зачастую к нарушениям правовых и моральных норм и снижению профессионального
уровня в работе;
• профессиональная неинформированность сотрудников, создающая предпосылки для несоблюдение прав человека;
• профессиональная необученность сотрудников, влияющая на их действия в контексте соблюдения прав человека;
• профессиональная невоспитанность сотрудников как фактор, затрудняющий соблюдение ими прав человека.
Три первые причины связаны преимущественно с недостатками работы с персоналом в правоохранительных органах, описанной, в частности, в главах 7—10 учебника. На трех последних, которые слабее проанализированы в контексте соблюдения прав человека, необходимо остановиться подробнее.
Профессиональная неинформированность сотрудников связана прежде всего с тем, что до настоящего времени далеко не каждому из них доступен весь комплекс документов по правам человека: от Всеобщей декларации прав человека до конкретных международных и российских документов по соблюдению прав человека в деятельности правоохранительных органов, например — регулярных специальных докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по данному вопросу, материалов Комиссии по правам человека при Президенте России. В большей мере эти документы доступны студентам юридических факультетов и вузов, а также слушателям и курсантам высших и средних учебных заведений ведомственного подчинения. Но на значительную часть должностей в правоохранительные органы назначаются лица со средним общим или неюридическим высшим образованием, которые либо вообще, либо слабо знают законодательные акты по правам человека.
Практика показывает, что порой действия сотрудников, которые можно квалифицировать как нарушение прав граждан, имеют причиной их профессиональную необученность в этих вопросах. Даже там, где изучают правовые вопросы, связанные с соблюдением прав человека, это носит порой излишне академический характер. Недостаточно рассматриваются практические алгоритмы реализации тех или иных международно-правовых норм и норм отечественного законодательства, практические действия не отрабатываются исходя из рассуждения, что «обучающийся должен твердо запомнить, а применить — не проблема». В результате сотрудник просто не усматривает в выполняемых действиях их связь с правами человека, их нарушением либо считает последние «просто небольшим отступлением», оправдываемым «служебной целесообразностью».
Остро стоит вопрос о профессиональной правовой невоспитанности сотрудников. Дело не только в недостатках гражданского, общего правового, нравственного воспитания, изъянах правосознания, которые, несомненно, являются «питательной средой» для поступков, нарушающих права граждан. Неукоснительное соблюдение прав человека требует от сотрудника целого комплекса профессиональных и профессионально-значимых качеств, включая такие, казалось бы, не имеющие к этому прямого отношения, как профессиональная наблюдательность, профессиональная выдержка, способность к верной профессиональной самооценке. Порой ему просто не хватает воли и выдержки, и в результате его действия становятся импульсивными, нарушают права другого и т.д. Противоречиво качество деловитости, гипертрофированно проявляющееся порой в делячестве — стремлении любой ценой всегда добиваться узкопрофессионального результата, «делать дело», не видя или игнорируя правовой, гражданский, нравственный смысл своих действий. Например, очень важной профессиональной задачей является получение от свидетеля или жертвы преступления необходимой информации, причем как можно быстрее и в максимальном объеме. Это порой толкает сотрудника на «прессинг» свидетеля, применение к нему таких приемов получения информации, которые неправомерны даже в работе с убийцами. Такой «юридический технарь» склонен к превышению своих прав и сведению к нулю прав других.
Педагогический аспект в деятельности правоохранительных органов по соблюдению прав человека заключается, таким образом, в детальном информировании сотрудников о правах человека, постоянном напоминании о них, глубоком изучении соответствующих законодательных и подзаконных актов, предметной привязке при изучении каждого положения их к функциональным обязанностям, ситуациям, действиям, приемам, свойственным занимаемой каждым сотрудником должности, практической отработке их в разнообразных игровых учебных ситуациях до уверенного и безукоризненного выполнения, в воспитании всех и каждого в духе непоколебимого уважения к правам человека как главной правовой норме, в духе гуманизма.
Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в соблюдении прав человека
Соблюдение прав осуществляется при взаимодействии сотрудников с гражданами, и при этом позиция самих граждан играет немаловажную роль. Типичными причинами отклонений здесь являются:
• неинформированность граждан о своих законных правах при контактах с сотрудниками правоохранительных органов и о законных правах сотрудников, выполняющих свой профессиональный долг. Это может приводить в конкретных юридических ситуациях к ошибочному обвинению сотрудника в тех или иных нарушениях;
• низкий уровень доверия определенной части граждан к правоохранительным органам в целом, что формирует установку на изначальное отношение к действиям сотрудников как нарушающим права граждан;
• тенденция отдельных граждан разрешить затруднительную или конфликтную ситуацию «вне правового поля» (например, предложением взятки);
• склонность отдельных граждан (особенно задержанных, подследственных, осужденных) использовать ложное, демагогическое обвинение сотрудника в нарушении прав человека в качестве инструмента психологического давления на него или манипулирования его поведением;
• провоцирование сотрудника на нарушение прав человека с целью его дискредитации, нейтрализации;
• угрозы, агрессивное поведение или прямое насилие по отношению к сотруднику, когда законные пределы необходимой обороны или иных силовых действий не соблюдаются н превышаются.
В некоторых случаях обвинение сотрудников в нарушении законных прав граждан может быть вызвано необходимостью правомерных оперативно-розыскных, следственных или иных профессиональных действий, о которых граждане не могут быть информированы в силу их закрытого характера. Так, ограничение сотрудниками свободы передвижения или свободы действий свидетеля может быть вызвано реальной угрозой для него со стороны криминальных элементов, о чем свидетель может быть не осведомлен из оперативно-тактических соображений. Аналогично в исправительном учреждении помещение осужденного в штрафной изолятор без серьезных нарушений режима с его стороны может выступать в ряде случаев необходимой мерой защиты его от готовящихся насильственных действий со стороны других осужденных. Формально же подобные случаи могут рассматриваться как нарушение законных прав этих людей.
Особо следует остановиться на деятельности общественных правозащитных организаций. Несомненно, что она — проявление развития демократических начал в нашем обществе — объективно способствует соблюдению прав человека и заслуживает безоговорочной поддержки в интересах самих правоохранительных органов. В то же время общественный характер этих организаций, их чисто моральная мера ответственности за оценку конкретного случая нарушения прав человека в правоохранительных органах, ограниченный доступ к конфиденциальной оперативной информации, а порой и недостаточное знание правовых основ правоохранительной деятельности могут породить его субъективную, одностороннюю оценку.
Все названные особенности взаимодействия граждан с сотрудниками правоохранительных органов имеют выраженный педагогический аспект, связанный с правовым просвещением граждан, коррекцией их сознания и поведения, налаживанием с ними деловых контактов. Эти особенности взаимодействия с гражданами требуют от сотрудников понимания педагогических факторов, влияющих в каждом случае на взаимодействие, и включение в построение его методов, повышающих их правовую осведомленность и правовую воспитанность, что требует практически от каждого сотрудника определенной профессионально-педагогической подготовленности.
Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов
Решение проблемы педагогического обеспечения гарантированного соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов предполагает включение в управленческую деятельность руководителя ряда взаимосвязанных педагогических мер, имеющих социально-педагогическое, управленческое, воспитательное и обучающее назначение.
Меры социально-педагогического направления включают помимо общего правового просвещения и правового воспитания граждан, специальную работу с населением по разъяснению их законных прав и прав сотрудников правоохранительных органов в процессе взаимных профессиональных контактов. Особую роль здесь играет формирование у населения объективно-понимающего отношения к деятельности правоохранительных органов. При этом могут быть использованы средства массовой информации, совместная работа с общественными, в том числе правозащитными организациями, организация встреч руководства и сотрудников правоохранительного органа с населением и др. Однако все они не дадут никакого результата, если не будут подкрепляться непосредственным опытом контактов граждан с сотрудниками, а факты нарушения прав с их стороны будут иметь место. Здесь уместно вложить новый смысл в старый лозунг: «Каждый сотрудник — воспитатель».
Управленческий аспект заключается в том, чтобы формировать у сотрудников установки на соблюдение прав человека (т.е. решать психолого-педагогическую задачу) управленческими методами. Необходимо специально рассматривать работу всех служб и подразделений с точки зрения резервов и возможностей решения проблемы соблюдения прав человека; сформулировать это не только как правовое, социальное и нравственное требование, но и как особую задачу для всех; ввести критерий соблюдения прав человека в общую оценку деятельности служб, подразделений, отдельных сотрудников, всех направлений деятельности, каждой профессиональной акции отдельного сотрудника, группы и всего персонала правоохранительного органа. Иными словами, речь идет о формировании у сотрудников установок на соблюдение прав человека через организацию опыта их профессиональной деятельности.
Особая роль принадлежит управленческому обеспечению соблюдения прав человека по отношению к самим сотрудникам: в первую очередь — права на жизнь (путем принятия мер для обеспечения их личной профессиональной безопасности), а также права на социальную и психологическую защищенность (от унижений, оскорблений, хамства, психологического насилия, издевательства и др.). Практика показывает, что есть прямая зависимость между соблюдением прав человека по отношению к сотрудникам и соблюдением ими прав человека по отношению к гражданам.
Общая профессиональная подготовка и воспитание персонала правоохранительных органов является важнейшей основой, обеспечивающей соблюдение прав человека в их деятельности. Необходимо достижение отчетливого проявления у каждого сотрудника гражданственности, верности Присяге, чувства профессионального долга, человечности, справедливости, требовательности к себе, умения контролировать и управлять своим поведением, потребности и привычки к самосовершенствованию.
Не менее значимо создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, воспитание и проявление коллективной ответственности за порученное дело, взаимный контроль, требовательность и поддержка. Это дает сотруднику чувство социально-психологической защищенности и является действенным противовесом развития профессиональной деформации.
Специальная профессиональная подготовка и воспитание сотрудников правоохранительных органов заключается прежде всего в формировании у них профессиональных установок на соблюдение прав человека как одного' из критериев, определяющих содержание деятельности, ее оценку и самооценку. Особая роль принадлежит информированию сотрудников о международных и российских официальных актах и документах, непосредственно касающихся соблюдения прав человека. Здесь важно знание ими не только Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН более полувека назад, но и современных тенденций развития правового и нормативного обеспечения прав человека в деятельности правоохранительных органов. Пристального внимания, изучения и анализа заслуживают те нормы российского законодательства и те позиции ведомственных нормативных актов, где заложена реализация прав человека.
Неотъемлемой частью специальной профессиональной подготовки и воспитания сотрудников выступает формирование у них умений и навыков, отработка алгоритмов действий по решению профессиональных задач с учетом "критерия соблюдения прав человека. Эта работа осложняется сегодня тем, что стремительно меняется, усложняется сам характер правоохранительной деятельности, делается более дерзкой и жестокой преступность и в то же время возрастают требования к сотруднику в соблюдении прав любого человека, в том числе и преступника. Помимо информирования и отработки алгоритмов действий, необходимо формирование у сотрудников умения самостоятельно анализировать любые профессиональные ситуации с учетом соблюдения прав человека. Нужно развитие интеллектуальных качеств, самостоятельности профессионального мышления, неизменной привычки вводить критерий соблюдения прав человека в принятие и реализацию своих решений, действий и собственных индивидуальных особенностей.
Специальным направлением работы является обучение сотрудников умениям и навыкам разъяснения гражданам их законных прав, а также освоение особенностей работы во «внештатных» ситуациях. Сотрудник должен уметь правомерно и грамотно вести себя в ситуациях попыток манипулирования собой другими, подкупа, провокаций, шантажа и т.д., которые могут быть предприняты отдельными гражданами с целью нейтрализации его профессиональной активности или побуждения к аморальным или противоправным действиям, нарушающим права человека.
Особо актуальное и новое направление работы сегодня — это информирование сотрудников о правовом статусе адвокатов, которые играют все большую роль в отправлении правосудия, а также о правовом и общественном статусе правозащитных организаций. Практика показывает, что нередко именно плохое знание этого приводит к профессиональным ошибкам или различного рода нарушениям. Соответственно, необходимо обучение сотрудников умениям и навыкам взаимодействия с адвокатами, представителями правозащитных и иных общественных организаций, налаживания с ними позитивных рабочих контактов, а также накопление, осмысление и распространение положительного опыта в данной области.
И наконец, особую сложность (в первую очередь — в силу новизны) представляет вопрос о взаимодействии с представителями различных религиозных конфессий и организаций. Известно, что правоохранительные органы сейчас расширяют и укрепляют свое взаимодействие с Русской православной церковью, другими традиционными для России конфессиями, рядом новых религиозных организаций и объединений. В конечном итоге — это путь к соблюдению права человека на свободу совести, на свободное удовлетворение своих духовно-религиозных потребностей. Но здесь необходима специальная работа с персоналом в первую очередь по разъяснению особенностей тех или иных конфессий, специфики деятельности священнослужителей и, конечно же, по усвоению сотрудниками правовых основ деятельности религиозных организаций и объединений. В ряде случаев необходимо корректное разъяснение представителям различных конфессий их законных прав и обязанностей, объяснение им того, что специфика деятельности правоохранительных органов во многом определяет возможное содержание и диапазон взаимодействий с ними священнослужителей или представителей иных религиозных организаций и объединений. Так, в ряде случаев приходится разъяснять, что контакты с лицами, содержащимися в следственном изоляторе, могут основываться исключительно на принципе их добровольного пожелания и ограничиваться особенностями оперативной обстановки в следственном изоляторе, а отнюдь не стремлением сотрудников ограничить чьи-то права.
Можно заключить, что в комплексе факторов, оказывающих влияние на общую картину соблюдения прав человека в правоохранительных органах, педагогический фактор играет значимую, во многом — системообразующую роль. Соблюдение или нарушение прав человека осуществляется в сфере взаимодействия людей и определяется уровнем воспитанности человека, его обученности правомерным действиям. Информированность, обученность, воспитанность сотрудников — общие и специально правовые — вот три основных педагогических предпосылки безусловного соблюдения прав человека во взаимодействии их с гражданами. Причем они должны быть присущи как сотрудникам правоохранительных органов, так и гражданам. Это определяет две сферы педагогического обеспечения соблюдения прав человека, которые должны быть представлены в организации управления. Первая — общее правовое, гражданское, нравственное воспитание как сотрудников, так и самих граждан; укрепление контактов правоохранительных органов с населением, общественными организациями и объединениями; совершенствование работы с кадрами правоохранительных органов, их профессионального обучения и воспитания. Вторая — это специальное информирование, обучение и воспитание сотрудников правоохранительных органов, направленное на получение ими комплекса знаний, способствующих соблюдению прав человека, формирование установок на соблюдение прав человека, а также умений и навыков решать конкретные профессиональные задачи, соблюдая эти права.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений