6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
Успех любой, имеющей педагогические намерения и цели деятельности в решающей степени зависит от ее субъекта — педагога, родителя, учителя, специалиста, руководителя, — от того, что он собой представляет как личность и насколько он подготовлен к ее оптимальному осуществлению. Требования к нему высоки и специфичны, но они не надуманы, а продиктованы объективными особенностями и спецификой деятельности.
Педагогическая деятельность, по существу, представляет собой систематический процесс решения различных педагогических задач по определенному алгоритму, включающему: цель, диагностику, прогноз, проект, исполнение, результат, сравнение цели и результата, коррекцию процесса: Педагог должен быть компетентен по всем этим вопросам на возможно более высоком уровне педагогического профессионализма.
Структура педагогической деятельности с психологической точки зрения (Н.В. Кузьмина) включает несколько взаимосвязанных подструктур: познавательную (гностическую), проектировочную (конструктивную), организаторскую, коммуникативную, исследовательскую. От того, в какой степени совершенства представлена каждая из сфер в деятельности педагога и других субъектов ее80, зависят в решающей степени и достигаемые педагогические результаты.
Познавательная (гностическая) деятельность — система работы педагога по изучению индивидуальных и групповых особенностей людей, выявлению их сильных и слабых сторон. Она предполагает также выявление положительного и отрицательного в стиле и методах собственной работы, ее достоинств и недостатков. Чем больше и глубже понимаются субъектом все ее элементы, влияющие на нее факторы, закономерности, противоречия, особенности объекта воздействий и тонкости педагогической техники — тем больше предпосылок для достижения успеха.
Проектировочная (конструктивная) деятельность связана с планированием педагогом решения педагогических задач, с отбором содержания, выбором эффективных форм и методов работы, с пониманием и предвидением трудностей, точным расчетом путей их преодоления и мер по достижению педагогических целей. Проектирование воплощается в педагогически целесообразное определение главной, ведущей идеи предстоящих действий, отборе содержания, продуманной системе и последовательности своих действий, а также действий трудовых и учебных групп, отдельных личностей, проработке общения, обоснований и доказательств, способов управления педагогическим процессом и оценке результатов. В этой деятельности педагог опирается на свой опыт, учебные и воспитательные планы и программы, практические пособия и др., однако главное — его умение воплотить хорошие замыслы в живой педагогический процесс, в реальный педагогический результат.
Организаторская деятельность является реализацией на практике проектировочных и конструктивных замыслов. В ней различают три аспекта — организацию занятия, педагогического мероприятия (соблюдение режима времени, порядка, последовательности отработки педагогических задач, оптимальное распределение и использование содержания образовательно-воспитательного материала, средств и методов воздействия и др.); организацию действий обучающихся (фронтальных, групповых, индивидуальных); организацию действий и поведения самого педагога, способствующую достижению ближайших и конечных целей педагогической деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление, поддержание и укрепление таких взаимоотношений между руководителем, педагогом и обучающимися, которые создают деловую, рабочую обстановку, условия для сотрудничества и взаимопонимания старшего и младшего, а также между равными в служебном положении людьми, развивают инициативность, самостоятельность, творчество каждого. Как отмечалось в предыдущих главах, общение в деятельности педагога имеет особое значение, оно требует от него психолого-педагогической компетентности, подчиненности общения достижению педагогического результата, выраженного во вкладе в воспитание, обучение, развитие, а в образовательных заведениях и в образование объектов. Педагогу нужны выдержка и терпение, такт, культура общения и поведения.
Исследовательская деятельность в работе педагога занимает значительное место. Он постоянно сталкивается с ситуациями, часто значительно непохожими друг на друга, имеет дело с людьми. каждый из которых — индивидуальность и загадка, с поиском в каждом случае скорректированных на ситуацию путей решения педагогической задачи. Педагог — практический исследователь людей и жизни, своей деятельности и самого себя. Постоянно изучая состояние дел в группах, он объективно вовлекается в процесс поиска, внедрения в педагогический процесс нового, передового, с одной стороны, и устранения издержек — с другой. Творчество — постоянное, ежедневное — непременный спутник педагога, достигающего успеха в своей работе. Оно требует определенных качеств, исследовательских навыков и привычек.
Для педагогической деятельности характерно проявление разными педагогами не одинакового уровня профессиональной культуры и мастерства: педагогического мышления, речи, общения, поведения. познавательной деятельности, организации педагогического труда, . профессионально-этической культуры, педагогической техники и др. По степени развитости у педагога профессионального творчества. широты и глубины понимания своей деятельности различают пять уровней его профессионализма:
• репродуктивный — педагог умеет только пересказать то, что знает, и так, как оно отложилось в его памяти;
• адаптивный — он способен не только передать информацию. но и изложить ее с учетом особенностей ситуации и объекта педагогического воздействия;
• локально-моделирующий — умеет не только излагать и трансформировать информацию, но и моделировать систему подготовки обучаемых по отдельным вопросам;
• системно-моделирующий блок деятельности — умеет моделировать важнейшие составляющие, подсистемы своей деятельности, обеспечивающие достижение ее частных целей;
• системно-моделирующий всю деятельность — может моделировать всю систему деятельности, обеспечивающую достижение воспитательных, обучающих, образовательных и развивающих задач и комплексных конечных целей.
Вся история педагогического опыта свидетельствует о том, что успешное решение педагогических задач доступно только социально и морально полноценной личности. Воздействие личности педагога на людей — обязательное условие успеха всех других воздействий. Только личность может помочь другому человеку стать личностью. Педагог должен обладать качествами личности, которые способствуют решению педагогических задач, обеспечивают построение деятельности во всей полноте ее сфер, педагогической культурой и педагогическим мастерством. Его личные достоинства должны открывать возможность трудиться на уровне высших достижений, что, в сущности, обязательно, ибо педагог призван помочь людям успешно жить и трудиться, и низкие результаты тут не допустимы.
Многолетний опыт убеждает в том, что качество педагогической деятельности и ее результаты в первую очередь зависят от уровня развития профессиональной духовности, интеллектуальных, нравственных и волевых качеств педагога. Максимум человеческого, основательная теоретико-методологическая подготовка, широкий профессиональный кругозор, общая и педагогическая культура — вот слагаемые, которые в решающей мере определяют успех его работы. Деятельность педагога профессионально духовна по своей сути, так как она проявляется в способности видеть себя, свою социальную роль в успехах людей, их моральном развитии, во взаимоуважении с ними. Духовность предполагает безусловную веру в возможность человека стать лучше, нравственно чище, сильнее. Истинному руководителю, педагогу присущ профессиональный оптимизм, умение предположить, пробудить и развить в каждом талант человека и профессионала, уберечь его от авантюр и обывательской бездуховности. Духовность педагога — это испытываемое счастье от достижений людей, которым он помогал и которых учил; это способность не стесняться проявлений своих чувств (гнева, стыда, юмора, тщеславия, незнания чего-то, увлеченности чем-то непопулярным у других и т.п.), радоваться и постоянно испытывать неуспокоенность, стимулирующую самосовершенствование, быть способным к активному труду, духовным исканиям, серьезным размышлениям о смысле и цели своей жизни и деятельности.
Одним словом, духовность — сложное состояние внутреннего мира педагога, определяющее его личностную и социальную ценность.
Качества педагога проявляются в умении организовать и руководить, в высокоразвитой способности к саморегуляции своего состояния и поведения, в глубоком и конструктивном педагогическом мышлении, позволяющем динамично узнавать и объективно оценивать особенности личности и группы, уровень их подготовленности, сплоченность, интересы и способности, возрастную, физиологическую и психологическую специфику; в умении слушать, в широком кругозоре, речевой культуре, профессиональной наблюдательности и «душеведческой» направленности ума. Это и качества, необходимые для эффективной работы: стремление к максимальной гибкости, способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию, отзывчивости, проницательности, умению поставить себя на место человека, понять его чувства, состояние), умение придать личностную окраску педагогическим воздействиям; эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, искусство неформального общения с людьми; умение давать честную самооценку, осуществлять самоанализ, самоконтроль в педагогической деятельности; самоуправление поведением в сложных ситуациях, систематическое самовоспитание и самообразование.
Педагогическое мастерство руководителя, педагога раскрывается в деятельности и характеризуется высоким уровнем развития специальных умений. Но главное в нем — педагогический профессионализм, педагогические позиции, способность творчески мыслить, управлять самосовершенствованием взрослых людей, умение не только предлагать новые идеи, применять их в своей деятельности, но и обоснованно оценивать их эффективность и возможность передачи людям.
Педагогическая деятельность не приемлет равнодушия, отчужденности от человека, замкнутости, нерешительности, дефектов речи, невыразительного произношения слов, шаблонности мышления, излишней медлительности, корыстолюбия и т.п., т.е. черт личности, существенно снижающих авторитет, а следовательно, и результаты труда руководителя, педагога.
Основной тенденцией современного развития России является демократизация всех сфер жизни, гуманизация деятельности любых организаций и образовательных учреждений. Она повышает требования к профессионализму, культуре и качествам, которыми необходимо обладать педагогу. Речь идет прежде всего об умении жить и работать в условиях расширяющейся свободы действий, что означает способность признавать как должное наличие у людей различных точек зрения на изучаемые процессы и явления, правомерность дискуссий, умение решать возникающие разногласия педагогически целесообразными методами, добиваться взаимопонимания. У педагога должен быть развит комплекс педагогических свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации деятельности, ее гуманистическую направленность, специальные знания и умения, педагогические способности и педагогическую технику, культуру личного педагогического труда. Изменившаяся экономическая система отношений требует от него и ряда ранее не востребованных качеств:
расчетливости в действиях, деловитости, смекалки и бережливости, экономичности и предприимчивости в интересах внедрения в педагогический процесс новаций, интенсивных и перспективных технологий. Ему нужно обладать качествами воспитателя и учителя, руководителя и организатора, реального лидера.
Новые условия предъявляют новые повышенные требования к стилю работы педагога. Это, прежде всего, отказ от диктата, методов подавления личности, необходимость неизменного уважения к ней и признание ее значимости, умение демократично и гуманно работать с людьми, принимать педагогически продуманные и обоснованные решения.
Педагогическая деятельность — одна из самых распространенных и вместе с тем одна из самых сложных. Педагогу нельзя не быть педагогически компетентным, не владеть богатым арсеналом педагогических навыков и умений. Его деятельность должна осуществляться путем применения комплекса форм, методов, технологий и средств в различных проявлениях педагогической системности и процесса, в которые включены он сам, люди, производство, служба, учеба, общение, быт, спорт, досуг и т.д. Ему необходимо владеть всеми компонентами педагогической деятельности, педагогическими действиями и педагогической техникой, быть мастером своего дела. Овладение педагогической технологией как совокупностью психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновка форм, методов, способов, приемов, дидактических условий, содержания обучения и воспитания, приближает педагогику к точным наукам, делает педагогическую практику четко организуемым процессом с предсказуемыми позитивными результатами. Ядром его практической подготовленности выступает психологическая и педагогическая техническая вооруженность, владение педагогическими действиями, приемами, технологиями и пр. (см. главы 3, 4).
Важно и владение базовыми умениями педагогического труда: работать с информацией (дидактическая обработка, методы и средства использования и т.п.); с людьми (организация их деятельности); с группой (организация совместной, коллективной деятельности, развитие и сплочение групп). К ним также относятся и умения: обеспечить превалирование самостоятельной работы человека по саморазвитию личностных качеств; организовать совместную с обучающимися работу по планированию, реализации и оцениванию процесса обучения, воспитания и развития; опереться на индивидуальный опыт человека, использовать его при обучении, воспитании и развитии личности; индивидуализировать работу с учетом интересов обучающихся: обеспечить системность воспитания, обучения и развития; сочетать жизненно важные для человека цели с его профессиональной, учебной, социальной, бытовой деятельностью; построить элективное обучение, т.е. представить определенную свободу выбора человеком целей, содержания, форм, методов, средств, времени, места учебы, воспитания и развития и т.п. Высокий уровень подготовленности педагога позволяет также повысить управляемость педагогической системы, сознательно усовершенствовать многие внешние факторы и условия, в которых она функционирует.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений