logo
Yuridicheskaya_pedagogika

6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту

Успех любой, имеющей педагогические намерения и цели дея­тельности в решающей степени зависит от ее субъекта — педагога, родителя, учителя, специалиста, руководителя, — от того, что он собой представляет как личность и насколько он подготовлен к ее оп­тимальному осуществлению. Требования к нему высоки и специфич­ны, но они не надуманы, а продиктованы объективными особенно­стями и спецификой деятельности.

Педагогическая деятельность, по существу, представляет собой систематический процесс решения различных педагогических задач по определенному алгоритму, включающему: цель, диагностику, про­гноз, проект, исполнение, результат, сравнение цели и результата, коррекцию процесса: Педагог должен быть компетентен по всем этим вопросам на возможно более высоком уровне педагогического профессионализма.

Структура педагогической деятельности с психологической точ­ки зрения (Н.В. Кузьмина) включает несколько взаимосвязанных подструктур: познавательную (гностическую), проектировочную (конструктивную), организаторскую, коммуникативную, исследователь­скую. От того, в какой степени совершенства представлена каждая из сфер в деятельности педагога и других субъектов ее80, зависят в решающей степени и достигаемые педагогические результаты.

Познавательная (гностическая) деятельность — система рабо­ты педагога по изучению индивидуальных и групповых особенно­стей людей, выявлению их сильных и слабых сторон. Она предпо­лагает также выявление положительного и отрицательного в стиле и методах собственной работы, ее достоинств и недостатков. Чем боль­ше и глубже понимаются субъектом все ее элементы, влияющие на нее факторы, закономерности, противоречия, особенности объекта воздействий и тонкости педагогической техники — тем больше пред­посылок для достижения успеха.

Проектировочная (конструктивная) деятельность связана с планированием педагогом решения педагогических задач, с отбором содержания, выбором эффективных форм и методов работы, с по­ниманием и предвидением трудностей, точным расчетом путей их преодоления и мер по достижению педагогических целей. Проекти­рование воплощается в педагогически целесообразное определение главной, ведущей идеи предстоящих действий, отборе содержания, продуманной системе и последовательности своих действий, а также действий трудовых и учебных групп, отдельных личностей, прора­ботке общения, обоснований и доказательств, способов управления педагогическим процессом и оценке результатов. В этой деятельности педагог опирается на свой опыт, учебные и воспитательные планы и программы, практические пособия и др., однако главное — его умение воплотить хорошие замыслы в живой педагогический про­цесс, в реальный педагогический результат.

Организаторская деятельность является реализацией на прак­тике проектировочных и конструктивных замыслов. В ней разли­чают три аспекта — организацию занятия, педагогического меро­приятия (соблюдение режима времени, порядка, последовательности отработки педагогических задач, оптимальное распределение и ис­пользование содержания образовательно-воспитательного материала, средств и методов воздействия и др.); организацию действий обучаю­щихся (фронтальных, групповых, индивидуальных); организацию дей­ствий и поведения самого педагога, способствующую достижению бли­жайших и конечных целей педагогической деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление, поддержание и укрепление таких взаимоотношений между руководителем, педагогом и обучающимися, которые создают деловую, ра­бочую обстановку, условия для сотрудничества и взаимопонимания старшего и младшего, а также между равными в служебном положе­нии людьми, развивают инициативность, самостоятельность, твор­чество каждого. Как отмечалось в предыдущих главах, общение в деятельности педагога имеет особое значение, оно требует от него психолого-педагогической компетентности, подчиненности общения достижению педагогического результата, выраженного во вкладе в вос­питание, обучение, развитие, а в образовательных заведениях и в образование объектов. Педагогу нужны выдержка и терпение, такт, культура общения и поведения.

Исследовательская деятельность в работе педагога занимает значительное место. Он постоянно сталкивается с ситуациями, час­то значительно непохожими друг на друга, имеет дело с людьми. каждый из которых — индивидуальность и загадка, с поиском в каждом случае скорректированных на ситуацию путей решения пе­дагогической задачи. Педагог — практический исследователь людей и жизни, своей деятельности и самого себя. Постоянно изучая со­стояние дел в группах, он объективно вовлекается в процесс поиска, внедрения в педагогический процесс нового, передового, с одной стороны, и устранения издержек — с другой. Творчество — посто­янное, ежедневное — непременный спутник педагога, достигающего успеха в своей работе. Оно требует определенных качеств, исследо­вательских навыков и привычек.

Для педагогической деятельности характерно проявление разными педагогами не одинакового уровня профессиональной культуры и мас­терства: педагогического мышления, речи, общения, поведения. познавательной деятельности, организации педагогического труда, . профессионально-этической культуры, педагогической техники и др. По степени развитости у педагога профессионального творчества. широты и глубины понимания своей деятельности различают пять уровней его профессионализма:

репродуктивный — педагог умеет только пересказать то, что знает, и так, как оно отложилось в его памяти;

адаптивный — он способен не только передать информацию. но и изложить ее с учетом особенностей ситуации и объекта педа­гогического воздействия;

локально-моделирующий — умеет не только излагать и транс­формировать информацию, но и моделировать систему подготовки обучаемых по отдельным вопросам;

системно-моделирующий блок деятельности — умеет модели­ровать важнейшие составляющие, подсистемы своей деятельности, обеспечивающие достижение ее частных целей;

системно-моделирующий всю деятельность — может моделиро­вать всю систему деятельности, обеспечивающую достижение вос­питательных, обучающих, образовательных и развивающих задач и комплексных конечных целей.

Вся история педагогического опыта свидетельствует о том, что успешное решение педагогических задач доступно только социально и морально полноценной личности. Воздействие личности педагога на людей — обязательное условие успеха всех других воздействий. Только личность может помочь другому человеку стать личностью. Педагог должен обладать качествами личности, которые способст­вуют решению педагогических задач, обеспечивают построение дея­тельности во всей полноте ее сфер, педагогической культурой и пе­дагогическим мастерством. Его личные достоинства должны откры­вать возможность трудиться на уровне высших достижений, что, в сущности, обязательно, ибо педагог призван помочь людям успешно жить и трудиться, и низкие результаты тут не допустимы.

Многолетний опыт убеждает в том, что качество педагогической деятельности и ее результаты в первую очередь зависят от уровня раз­вития профессиональной духовности, интеллектуальных, нравственных и волевых качеств педагога. Максимум человеческого, основательная теоретико-методологическая подготовка, широкий профессиональ­ный кругозор, общая и педагогическая культура — вот слагаемые, которые в решающей мере определяют успех его работы. Деятель­ность педагога профессионально духовна по своей сути, так как она проявляется в способности видеть себя, свою социальную роль в успехах людей, их моральном развитии, во взаимоуважении с ними. Духовность предполагает безусловную веру в возможность челове­ка стать лучше, нравственно чище, сильнее. Истинному руководителю, педагогу присущ профессиональный оптимизм, умение предположить, пробудить и развить в каждом талант человека и профессионала, убе­речь его от авантюр и обывательской бездуховности. Духовность педа­гога — это испытываемое счастье от достижений людей, которым он помогал и которых учил; это способность не стесняться проявлений своих чувств (гнева, стыда, юмора, тщеславия, незнания чего-то, увле­ченности чем-то непопулярным у других и т.п.), радоваться и постоянно испытывать неуспокоенность, стимулирующую самосовершенствова­ние, быть способным к активному труду, духовным исканиям, серьез­ным размышлениям о смысле и цели своей жизни и деятельности.

Одним словом, духовность — сложное состояние внутреннего ми­ра педагога, определяющее его личностную и социальную ценность.

Качества педагога проявляются в умении организовать и руко­водить, в высокоразвитой способности к саморегуляции своего со­стояния и поведения, в глубоком и конструктивном педагогическом мышлении, позволяющем динамично узнавать и объективно оцени­вать особенности личности и группы, уровень их подготовленности, сплоченность, интересы и способности, возрастную, физиологиче­скую и психологическую специфику; в умении слушать, в широком кругозоре, речевой культуре, профессиональной наблюдательности и «душеведческой» направленности ума. Это и качества, необходи­мые для эффективной работы: стремление к максимальной гибкости, способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию, отзывчивости, проницательности, умению поставить себя на место человека, понять его чувства, состояние), умение придать личностную окраску педаго­гическим воздействиям; эмоциональная уравновешенность, уверен­ность в себе, искусство неформального общения с людьми; умение да­вать честную самооценку, осуществлять самоанализ, самоконтроль в педагогической деятельности; самоуправление поведением в сложных ситуациях, систематическое самовоспитание и самообразование.

Педагогическое мастерство руководителя, педагога раскрывается в деятельности и характеризуется высоким уровнем развития специаль­ных умений. Но главное в нем — педагогический профессионализм, педагогические позиции, способность творчески мыслить, управлять самосовершенствованием взрослых людей, умение не только предла­гать новые идеи, применять их в своей деятельности, но и обоснован­но оценивать их эффективность и возможность передачи людям.

Педагогическая деятельность не приемлет равнодушия, отчужден­ности от человека, замкнутости, нерешительности, дефектов речи, невыразительного произношения слов, шаблонности мышления, излишней медлительности, корыстолюбия и т.п., т.е. черт личности, существенно снижающих авторитет, а следовательно, и результаты труда руководителя, педагога.

Основной тенденцией современного развития России является демократизация всех сфер жизни, гуманизация деятельности любых организаций и образовательных учреждений. Она повышает требо­вания к профессионализму, культуре и качествам, которыми необ­ходимо обладать педагогу. Речь идет прежде всего об умении жить и работать в условиях расширяющейся свободы действий, что означает способность признавать как должное наличие у людей различных точек зрения на изучаемые процессы и явления, правомерность дис­куссий, умение решать возникающие разногласия педагогически це­лесообразными методами, добиваться взаимопонимания. У педагога должен быть развит комплекс педагогических свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации деятельности, ее гуманистическую направленность, специальные знания и умения, педагогические способности и педагогическую технику, культуру лич­ного педагогического труда. Изменившаяся экономическая система отношений требует от него и ряда ранее не востребованных качеств:

расчетливости в действиях, деловитости, смекалки и бережливости, экономичности и предприимчивости в интересах внедрения в педа­гогический процесс новаций, интенсивных и перспективных техно­логий. Ему нужно обладать качествами воспитателя и учителя, ру­ководителя и организатора, реального лидера.

Новые условия предъявляют новые повышенные требования к стилю работы педагога. Это, прежде всего, отказ от диктата, мето­дов подавления личности, необходимость неизменного уважения к ней и признание ее значимости, умение демократично и гуманно работать с людьми, принимать педагогически продуманные и обос­нованные решения.

Педагогическая деятельность — одна из самых распространенных и вместе с тем одна из самых сложных. Педагогу нельзя не быть педагогически компетентным, не владеть богатым арсеналом педа­гогических навыков и умений. Его деятельность должна осуществ­ляться путем применения комплекса форм, методов, технологий и средств в различных проявлениях педагогической системности и процесса, в которые включены он сам, люди, производство, служба, учеба, общение, быт, спорт, досуг и т.д. Ему необходимо владеть все­ми компонентами педагогической деятельности, педагогическими действиями и педагогической техникой, быть мастером своего дела. Овладение педагогической технологией как совокупностью психоло­го-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновка форм, методов, способов, приемов, дидактических усло­вий, содержания обучения и воспитания, приближает педагогику к точным наукам, делает педагогическую практику четко организуемым процессом с предсказуемыми позитивными результатами. Ядром его практической подготовленности выступает психологическая и педаго­гическая техническая вооруженность, владение педагогическими действиями, приемами, технологиями и пр. (см. главы 3, 4).

Важно и владение базовыми умениями педагогического труда: работать с информацией (дидактическая обработка, методы и сред­ства использования и т.п.); с людьми (организация их деятельно­сти); с группой (организация совместной, коллективной деятельно­сти, развитие и сплочение групп). К ним также относятся и умения: обеспечить превалирование самостоятельной работы человека по саморазвитию личностных качеств; организовать совместную с обу­чающимися работу по планированию, реализации и оцениванию процесса обучения, воспитания и развития; опереться на индивиду­альный опыт человека, использовать его при обучении, воспитании и развитии личности; индивидуализировать работу с учетом интере­сов обучающихся: обеспечить системность воспитания, обучения и развития; сочетать жизненно важные для человека цели с его профессиональной, учебной, социальной, бытовой деятельностью; по­строить элективное обучение, т.е. представить определенную свободу выбора человеком целей, содержания, форм, методов, средств, вре­мени, места учебы, воспитания и развития и т.п. Высокий уровень подготовленности педагога позволяет также повысить управляемость педагогической системы, сознательно усовершенствовать многие внешние факторы и условия, в которых она функционирует.