logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

Организация педагогического наблюдения

В окружении педагога существует много всего, наблюдать, — все движется и меняется вблизи и вдалеке, ведет к каким-либо непосредственным или отсроченным следствиям. Чтобы ничего не упустить из виду, нужна организация педагогиче­ского наблюдения.

Прежде всего, следует обеспечить личную возможность наблю­дения, а для этого надо хорошо знать и помнить учебный материал занятия, который придется излагать. Если этого не сделать, то педа­гог волей-неволей уткнется в свой конспект, боясь что-то пропустить или ошибиться, и ему будет не до наблюдения.

Обязательно следует выполнять правила ориентации в поле педа­гогического наблюдения. Например, в учебной аудитории преподава­телю полезно наметить объекты наблюдения, угловые сектора, зоны дальности (рассадку обучающихся в аудитории — кто впереди, кто «на галерке», по углам, кто с кем, наметить отдельных обучающихся, которые представляют особый интерес в данное время); условия — освещенность, видимость для всех обучающихся демонстрируемых преподавателем средств наглядности, слышимость голоса преподавателя в задних рядах; поведение аудитории, усвоение слушателями учебного материала, перемены в сравнении с предыдущими занятия­ми, а также самонаблюдение за внешним видом, жестикуляцией, голосом, выразительностью речи, ее темпом, дидактичностью изло­жения содержания. Возможна на очередном занятии акцентуация наблюдения — сегодня большее внимание одному обучающемуся, на следующем — другому и т.д. Следует остерегаться сужения на­блюдения и прикованности его к чему-то одному. К примеру, часть малоопытных преподавателей смотрят только на обучающихся, си­дящих в первых рядах: лучше видны лица, да и выражения их при-ятно-вниматель-ные и заинтересованные (на первые ряды часто са­дятся наиболее добросовестные и не желающие ничего пропустить из сказанного преподавателем), и не замечают, что творится сзади.

Необходимый элемент организации — самонаблюдение педагога за собой. Хорошо использовать программу-формулу, повторяемую про себя, стимулирующую, направляющую самонаблюдение (на­пример: «поза — голос — мимика — жесты — содержание»). Объек­том самонаблюдения следует делать и свое взаимодействие с учеб­ной группой, коллективом, регулируя его особой программой-формулой или мысленными вопросами и ответами себе на них (на­пример: «слежу ли я за аудиторией?», «есть ли с ней контакт?», «за­интересованы ли слушатели?» и пр.). Полезно, зная свои слабости, понаблюдать, чтобы они не проявлялись в данный момент. Наблю­дение за аудиторией несет полезную информацию и о собственных действиях. Отсутствие интереса, внимания, пассивность слушателей служат, например, сигналами неблагополучия, серьезных недостат­ков в работе педагога. Заслуживают выводов для себя и реплики типа «не слышно!», «не видно!». Результаты самонаблюдения дают повод для саморегуляции действий.