logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.

Наблюдение эффективно, если оно ведется постоянно, произвольно регулируется, когда надо и устойчивости избирательно усиливается педагогом, намеренно что рассматривается пристальнее, к зрению подключается слух (если надо, то и обоняние, осязание, восприятие температуры, вибрации, движения воздуха и др.). Оно может быть по-настоящему эффективным и устойчивым, когда становится профессиональной привычкой.

Повышение и сохранение интенсивности может происходить естественно, как реакция на обнаруживаемое в наблюдении, но более надежно самопобуждение к интенсивному наблюдению. Тем более что увлекшись чем-то, педагог, даже знающий, что надо наблюдать случается, забывает об этом. Самопобуждение осуществимо регуляр­ными напоминаниями себе о необходимости внимательно наблюдать, мысленными самоприказами (например: «наблюдать!», «понаблюдай за группой в левом углу!»), использованием записок-«напоминалок» (типа самоприказов или напоминаний, например — «не забывай НАБЛЮДАТЬ!»), подготовленных перед занятием и положенных на стол (кафедру) на видном для себя месте, чтобы они все время по­падались на глаза.

Правилом наблюдения служит варьирование его организацией, ин­тенсивностью и устойчивостью. Наблюдать надо за многим, но сделать это одновременно невозможно. Психологами установлено, что одно­временно человек может воспринимать 7 +/— 2 точки. Выйти из по­ложения можно с помощью нескольких технических приемов:

Уместно усиливать наблюдение за группой или человеком, ко­гда они незнакомы или малознакомы педагогу, в первой трети вре­мени занятия и его конце (когда внимание и интерес обучающихся зачастую снижаются). На интенсивность и устойчивость наблюде­ния влияет усталость преподавателя, развивающаяся к концу учеб­ного дня, недели, года. Зная это, нужно проявить волевое напряже­ние и сознательно улучшить наблюдение в такое время.