logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

Детальная проработка избранного варианта педагогического решения

При отборе вариантов они уже рассматрива­лись по основным показателям, но для успеха нужно продумывание всех деталей принимае­мого решения. Бывает, что при этом обнару­живаются такие его недостатки, которые за­ставляют возвратиться вновь к рассмотрению вариантов и выбору нового.

Правило четкого определения цели и задач принимаемого решения. Как уже не раз отмечалось, в педагогической работе только отчет­ливое представление результата, который должен быть достигнут, приводит к правильному расчету сил, средств и методов. К. Маркс писал, что цель как закон определяет способ и характер действий.

Правило проработки организации исполнения принятого педагоги­ческого решения предполагает продумывание следующих вопросов:

Ни одно из педагогических решений не должно быть только сиюминутно целесообразным. Они лишь звено в длинной и непре­рывной цепочке педагогической деятельности, в конце которой че­ловек с подготовкой и качествами, обеспечивающими ему успеш­ную жизнь и профессиональную деятельность. Поэтому надо видеть это место принимаемого решения и соответствие не только непо­средственной цели, но и отдаленной цели работы с человеком. Очень важно попытаться «взвесить его на весах» будущего, в кото­ром, как показывает опыт, есть возможные и нежелательные по­следствия. Педагогической практике известны так называемые ди-дактогении48негативные педагогические и психологические по­следствия непродуманных, недальновидных решений и воздействий педагога на обучающихся. Такими могут быть: утрата авторитета пе­дагога, потеря интереса обучающихся к преподаваемой им учебной дисциплине, развитие ученической хитрости, появление склонности не высказываться искренне, а поддакивать «начальству», развитие склонности к подхалимству у сотрудников трудовой организации, утрата желания проявлять инициативу, самостоятельность и творче­ство и др. Такие последствии обнаруживаются не сразу и устраня­ются с большим трудом.