logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

Предмет и задачи школьной педагогики

Школьная педагогика, или, как ее еще называют педагогика школы, представляет собой одну из наиболее полно и глубоко разработан­ных отраслей педагогической науки. Столетия ее существования в мировой истории позволили накопить огромный опыт руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различных социально-экономических условиях. Исследования образовательных моделей различных цивилизаций, формаций, государств, идеологий, политических устройств дают поучительные уроки школьного дела, его влияния на социальный прогресс.

Школьная педагогика как отрасль педагогической науки являет­ся базой для построения вузовской педагогики, которая выступает основой формирования учительского и преподавательского профес­сионализма65. Ее предметом является образование и воспита­ние молодежи в условиях средней общеобразовательной школы — основного типа учебно-воспитательных учреждений, обеспечиваю­щего целенаправленное руководство подготовкой молодежи к жизни, к участию в общественном производстве. Поэтому педагогика школы может быть определена как наука о закономерностях образования, воспитания и развития подрастающего поколения, осуществляемого целенаправленно и планомерно в условиях средней общеобразова­тельной школы.

Приоритетными задачами школьной педагогики являются:

• разработка методологических основ образования, обучения, воспитания и развития подрастающего поколения в системе школь­ного образования;

• углубленный анализ развития истории школьного образования в России, выявление тенденций и противоречий в ее содержании, обоснование возможностей использования исторического опыта;

• разработка целей и задач школьного образования, определение путей их реализации;

• формулирование общих принципов работы школы;

• обоснование содержания общего среднего образования в со­временных условиях;

• исследование путей и условий повышения эффективности учеб­но-воспитательного процесса в школе;

• совершенствование форм, методики и средств обучения и вос­питания школьников с учетом социального и научно-технического Прогресса;

• исследование закономерностей формирования личности, раз­вития умственных сил и познавательной самостоятельности учащих­ся, формирования качеств творческой личности школьника;

• изучение воспитательного воздействия детских школьных кол­лективов в содружестве с семьей и общественностью;

• приведение методов и технологий обучения школьников в со­ответствие с требованиями жизни, будущей профессиональной дея­тельности и общественной практики;

• развитие средств обучения, обеспечение школ современными учебными пособиями и техническими средствами обучения;

• изучение зарубежного опыта школьного образования и воз­можностей его адаптации в условиях реформирования образования в России;

• выработка рекомендаций по обновлению организации, содер­жания и методики школьного образования в современных условиях;

• разработка научных основ подготовки учительских кадров для школы и др.

Школьная педагогика в современных условиях развития России учитывает, что решение задач, связанных с функционированием от­дельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпи­мость к проявлению своекорыстия, бездушия, несправедливости и недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т.п. Развитие у учащихся именно таких качеств, формирование у них ценностно значимых запросов и намерений, наконец, приоб­щение их к самообразованию — вот факторы, которые, представляя собой важную сферу общественной жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных ее сфер, в том числе и школь­ного образования66.

Анализ современной педагогической практики свидетельствует, что при всем многообразии теоретических подходов к решению за­дач современного школьного образования в наибольшей степени соответствует гуманистическому мышлению концепция содержания образования школьников как педагогически адаптированного соци­ального опыта во всей его структурной полноте. В отличие от других она, помимо «готовых» знаний и опыта осуществления способов деятельности, традиционно включаемых в содержание школьной педагогики, предполагает овладение опытом творческой деятельно­сти и эмоционально-ценностных отношений. Каждый из отмечен­ных видов социального опыта представлен в специфическом виде содержания школьного образования:

• знаниях о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение их обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильным мето­дологическим подходом к познавательной и практической деятель­ности;

• опыте осуществления известных способов деятельности, во­площающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллектуальных и практи­ческих навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспе­чивает способность подрастающих поколений к сохранению соци­альной культуры народа;

• опыте творческой, поисковой деятельности по решению но­вых проблем, возникающих перед обществом на рубеже XX—XXI веков. Он требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых спосо­бов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшему развитию культуры. Разумеется, самостоятельность и инициативность, как показатели сформированности у человека уме­ний творческой работы, складываются у каждого школьника сугубо индивидуально, но программировать их надо, по мнению специа­листов в области дидактики, уже в содержании образования;

• опыте ценностного отношения к объектам и средствам дея­тельности человека, его отношений к окружающему миру, к другим людям. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убеж­денность в их истинности, положительное отношение к ним. Это от­ношение проявляется в поведении школьника, в деятельности прак­тического и интеллектуального характера как сплав знаний, убежде­ний и практических действий. Усвоение школьником перечисленных элементов социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, «перенос» социального в индивидуальное на основе особым образом организованной деятельности учащихся67.

Все перечисленные элементы содержания школьного образова­ния и задачи школьной педагогики, вытекающие из них, взаимосвя­заны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Твор­ческая деятельность осуществляется на определенном содержатель­ном материале знаний и умений. Воспитанность предполагает овла­дение поведенческими навыками и умениями. Усвоение этих эле­ментов социального опыта позволит школьнику в перспективе не только успешно жить в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в систему, но и быть в состоянии изменять ее. Поэтому школьное образование должно готовить подрастающее поколение к жизни, какой она есть, к существующему порядку вещей, но готовить таким образом, чтобы учащийся был способен внести собственный вклад в жизнь общества, вплоть до его реформирования. Назначение школьной педагогики — исследовать пути оптимизации школьного образования и готовить педагогов, способных их реализовывать.