logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

Социальная педагогика как отрасль педагогической науки

Исследованием социально-педагогических влияний среды, в которой живут и действуют люди способов обеспечения положительных для личности и общества влияний занимается одна из молодых отраслей педагогической науки — социальная педагоги­ка. Социальная педагогика как практика предстает в виде целенаправленной, осознанной деятельности субъекта педагогических воз­действий — родителя, должностного лица, государственной или общественной организации, работников средств массовой информа­ции, печати, культуры и др., а также специалистов-педагогов в этой области — социальных педагогов. Она способствует становлению че­ловека как личности. Пока слабо развиты, но заслуживают присталь­ных исследований и практического учета социально-педа-гогические влияния этнокультурных факторов жизни населения страны и его социальных групп, их менталитета — исторически сложившегося са­мосознания, отличающегося устойчивыми представлениями о мире, жизни, своем месте в ней, ее нормах. Эти факторы находят свое во­площение в исторической памяти людей, образе жизни, традициях, обычаях, верованиях, народном эпосе, притчах, пословицах и пого­ворках и др. Направления таких исследований получили названия этнопедагогжи, или народной педагогики.

Цель социальной педагогики заключается в том, чтобы спо­собствовать социальному формированию личности, группы, населе­ния с учетом ее своеобразия и социокультуры общества и государства, в которой она существует. Предметом социальной педагогики является исследование социально-педагогических сил и возможно­стей общества и способов их актуализации, разумного использования и путей интеграции продуманной по своим педагогическим результа­там и отдаленным последствиям деятельности общественных, госу­дарственных и частных организаций с целью создания условий для благоприятного и исторически предопределяемого развития человека.

В развитии социальной педагогики как отрасли педагогической науки некоторые исследователи выделяют два направления: социальное и личностное70. Социальное направление (социопедагогика) ис­следует широкие, масштабные социально-педагогические влияния государства, общества, их социальных институтов на население

• (в особенности — на подрастающее поколение) и педагогику среды — влияние непосредственного окружения человека и его деятельности на социально-педагогические последствия для личности. Личност­ное направление (социальная педагогика личности) предполагает исследование социально-педагогических аспектов становления лично­сти, педагогику социальных отклонений в формировании личности, социальное воспитание. Оно изучает педагогические аспекты разви­том человека как социального существа, которое, с одной стороны, Находится под влиянием законов природы, а с другой — тех социальных условий, в которых живет и реализует себя как личность, ориентируется в социальном становлении на требования образа жиз­ни в конкретном обществе, его социокультуру.

Социальная педагогика как отрасль знания выполняет ряд функций: теоретико-познавательную, прикладную и гуманисти­ческую. Первая выражается в том, что социальная педагогика нака­пливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их. Вторая (прикладная) функция связана с поиском путей и совершенствованием социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогичес­ких и психолого-педагогических аспектах. Гуманистическая функ­ция выражается в разработке целей и способов совершенствования процессов развития личности и ее самореализации.

Как теория социальная педагогика представляет собой систему специальных понятий, утверждений, определений законов, законо­мерностей, учений и концепций, раскрывающих процесс социально-педагогического становления личности, влияний на группы, общ­ности, население (массой) с учетом факторов среды. Как практика социальная педагогика — целенаправленная социально-педагоги­ческая деятельность одиночного субъекта (социального педагога, лица, оказывающего социально-педагогические влияния и должного осмысленно и эффективно осуществлять их) или группового (орга­низации, группы) по отслеживанию социально-педагогических влия­ний на людей в реализуемой социальной или профессиональной сфере жизнедеятельности, их осмыслению и диагностике, прогнозирова­нию социально-педагогических результатов, выбору или коррекции своих действий в интересах личности и общества.

Целевые установки социальной педагогики воплощаются в ее основных задачах71:

• осуществлении социально-педагогической оценки (эксперти­зы) деятельности государства, общественных организаций, движе­ний, партий, а также учреждений и коллективов;

• исследовании влияний факторов среды на растущую личность,

группу;

• возможности использования факторов среды в социальном раз­витии и воспитании человека, при решении определенных социаль­но-педагогических задач;

• исследовании влияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) на личность и др.

Задачи, вытекающие из социального воспитания:

• исследование проблем содержания и способов обеспечения наиболее оптимального социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;

• исследование проблем социального воспитания личности в ус­ловиях семьи, образовательных и специальных учреждений;

• изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;

• изучение зарубежного опыта социального воспитания и адап­тация его к отечественным условиям и др.

Задачи, вытекающие из позиции, исследующей человека как социаль­ную единицу:

• исследование особенностей социального развития, социализа­ции человека как личности;

• исследование особенностей социального развития людей, от­личающихся своим своеобразием;

• выявление причин социальных отклонений в процессе разви­тия и воспитания человека, возможностей их профилактики и пре­одоления и др.

Задачи, вытекающие из личностной позиции и активности челове­ка в социальном самосовершенствовании:

• выявление роли человека в социальном самосовершенствовании;

• исследование возможностей активизации социального само­совершенствования человека на различных возрастных этапах и др.

Таким образом, значительное педагогическое влияние на чело­века во все возрастные периоды, а особенно в подростковом и мо­лодежном возрасте, оказывают государственные, общественные и культурно-досуговые организации. Через систему взаимоотноше­ний, в которую включена личность каждого гражданина, общест­венное мнение, коллективные устремления и устоявшиеся тради­ции она испытывает воздействия на свое сознание, чувства и волю, трансформирует получаемую информацию в убеждения и практиче­ские действия. Во многом оптимизации воспитательного влияния социума на личность способствует новое научное направление в системе педагогических наук — социальная педагогика, изучающая социально-педагогические влияния на людей, осуществляемые как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных орга­низациях, для которых оно не является ведущей функцией.