logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика

Роль государственных, общественных и досугово-бытовых образований в педагогических воздействиях на граждан

Человек практически постоянно находится в контакте с другими людьми. Он проводит вре­мя в кругу своих друзей, знакомых, в составе групп людей, имеющих с ним общие интересы (спортивные секции, художественная самодея­тельность, дискотеки, концерты, вечеринки и пр.), во время массовых мероприятий (митинги, демонстрации, спортивные зрелища, праздне­ства и др.), занимаясь своими повседневными заботами (на рынках, в магазинах, транспорте, в толпе прохожих и т.п.). Повседневная жизнь и ее проблемы сталкивают гражданина с представителями разных организаций, их работой. Он входит в дистанционный кон­такт с работниками радио, телевидения, периодической печати, по­ставщиками аудио-видео-продукции. Сильно отражается на нем дея­тельность государственных законодательных и исполнительных ор­ганов, создающих социальную и моральную атмосферу его жизни. Он .сталкивается лицом к лицу с чиновниками органов местного са­моуправления, работниками жилищно-коммунальных служб, представи­телями правоохранительных органов (патрульными, инспекторами дорожного движения, работниками паспортных столов, представи­телями налоговых служб, таможенниками и др.), работой различ­ных партий, религиозных конфессий, общественных объединений, а нередко и с представителями криминального мира. Все это образует социальную среду жизни человека, в которой он находится фак­тически с младенческих лет и до смерти. Она оказывает на него не­прерывное воздействие не только политического, морального, соци­ально-психологического, но и социально-педагогического характера.

Как показывает практика жизни и специальные социально-пе­дагогические исследования, социальная среда является для каждого человека:

• основной базой накопления опыта взаимодействия личности с обществом, освоения социальных ролей, форм организации жиз­недеятельности;

• носителем социально-нравственных убеждений, взглядов, норм и ценностей;

• духовным, ценностно-ориентированным примером усваивае­мого им поведения;

• важным источником его побуждений и устремлений в жизни и ситуативных поступков;

• сферой самоутверждения, самовыражения и самореализации, в которой можно самооценку сопоставить с тем, как тебя оценива­ют другие, проверить себя;

• сферой общения, в которой реализуется естественная потреб­ность личности в диалоге, обеспечивающем взаимопознание и взаи­мопонимание, передачу и получение информации, опыта, эмоцио­нально-нравственных отношений, ценностей и оценок;

• определенным гарантом защищенности и поддержки, в которых человек стремится обрести защиту от любой внешней агрессии, найти товарищеское понимание, сочувствие, помощь, поддержку и т.п.

Социальная среда преподносит каждому человеку уроки жизни. Основным же механизмом их выступает научение — по­степенное, неуклонное, неосознанное, полуосознаваемое и частично осознаваемое усвоение определенных знаний, навыков, умений, при­вычек, внутренних установок, отношений с различными явлениями и объектами социальной и природной среды. Оно воплощается в те или иные воспитательные, обучающие и развивающие и даже обра­зовательные (понимание мира, жизни и пр.) результаты, которые могут быть для личности положительными или отрицательными, могут Дополнять то, что было приобретено ею в педагогических учрежде­ниях, или противоречить им. Можно утверждать, что основные труд­ности целенаправленной педагогической работы и помощи человеку чаще всего связаны с выносимым им и плохо понимаемым, но кажу­щимся ему бесспорным педагогическим результатом уроков жизни.

Значительное влияние в социально-педагогических воздействиях на граждан России и их результатах имеет деятельность собственно государственных образований: Президента России, Правительства, Государственной Думы, Совета Федерации, руководства субъектов федерации и других государственных властных образований и долж­ностных лиц. Их влияние на формирование у населения любви к своей Родине, патриотизма, трудолюбия, честности, правосознания, правовой культуры поведения и т.п. осуществляется через проводи­мую экономическую и социальную политику, личную примерность в решении социальных задач, реально достигаемых результатах в повышении национальной гордости и уровня материальной жизни россиян и т.п. К. Маркс писал: как общество творит человека, так и человек творит общество.

На рубеже XX—XXI вв., как показывает практика, существенно повысилась роль в социализации и социальном воспитании граждан общественно-политических организаций. Их членов, как правило, объе­диняют духовные и общественные идеалы и устремления, полити­ческие цели и программы, социально-профессиональные интересы, а также деятельность, направленная на их реализацию.

Традиционно большим воспитательным потенциалом обладают художественно-творческие, клубные и спортивные образования. Так, на­пример, художественно-творческие образования, выступающие в фор­мах творческих мастерских, групп, творческих союзов, учреждений культурно-просветительного профиля, объединяют деятельность в определенной области искусства и культуры, обладают возможно­стью формирования духовной и эстетической культуры как их са­мих, так и населения, особенно молодежи. В клубных образованиях их членов объединяет непрофессиональная деятельность, в основе которой лежат их интересы и увлечения, стремление к межлично­стному общению, потребность в организации досуга, что позволяет каждому из участников иметь большие возможности в развитии сво­их творческих способностей и их самореализации. Членов спортив­ных образований — команд, секций, спортивных школ, обществ — объединяет любовь к спорту, совместная спортивная деятельность, в ходе которой у них формируются такие социально значимые ка­чества, как умение работать в коллективе (в команде), отстаивать честь коллектива, действовать в согласии с другими, целеустрем­ленность, настойчивость, социальная и физическая выносливость, готовность прийти на помощь товарищу и др.