logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения

Система юридического образования и ее структура

Юридическое образование — составная часть единой российской системы образования. Правовой основой ее построения служат Федеральные законы Российской Федерации и нормативные акты государства в сфере образования. Система юридического образования создана для профессиональной подготовки специалистов юридического профиля различных образо­вательных уровней (образовательных цензов). Ее структура представ­ляет собой совокупность трех взаимодействующих подсистем:

• преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности;

• сети реализующих их образовательных учреждений независи­мо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

Первая подсистема — образовательные программы и государ­ственные образовательные стандарты. Образовательные программы отражают содержание учебных дисциплин, определяющих подго­товку специалистов юридического профиля в зависимости от уров­ня профессионального образования (начальное, среднее, высшее). Объем содержания образовательных программ однородных учебных писшшлин каждого образовательного уровня обеспечивает преемст­венное! ь от низшего уровня к среднему, а от него к высшему. Этим достигается непрерывность в системе многоуровневого юридического образования. Обязательный минимум содержания каждой ос­новной образовательной программы по предмету (для конкретной специальности и квалификации) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Государственные образовательные стандарты (ЮС) по специаль­ностям «юриспруденция», «правоведение», «правоохранительная деятельность» и другим включают в себя федеральный и региональ­ный (национально-региональный или ведомственный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Федеральный и ре­гиональный компоненты определяют специальность выпускника, а компонент образовательного учреждения — квалификацию специа­листа.

В структуре федерального и регионального компонентов опре­делено три основных цикла учебных дисциплин:

• общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

• общие математические и естественно-научные дисциплины;

• общепрофессиональные дисциплины.

Компонент образовательного учреждения состоит из двух цик­лов учебных дисциплин. В него входят:

• специальные дисциплины;

• дисциплины специализации104.

Для каждого уровня юридического образования разрабатываются свои государственные образовательные стандарты: начального, средне­го и высшего юридического профессионального образования. Их об­новление и утверждение проводится не реже одного раза в десять лет.

Вторая подсистема — сеть образовательных учреждений105, они реализуют государственные образовательные программы юриди­ческого профиля. В их числе могут быть: государственные, муници­пальные и негосударственные образовательные учреждения, которые обеспечивают получение обучающимися юридического образования четырех образовательных уровней (образовательных цензов). Их струк­тура представлена в табл. 8.1.

Сеть высших образовательных учреждений юридического про­филя, независимо от их типов и видов, позволяет обучающимся по­лучить образование трех ступеней, структура которого представлена в табл. 8.2.

Сеть образовательных учреждений и структурных подразделений дополнительного профессионального юридического образования обеспе­чивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов и преподавателей юридического профиля (табл. 8.3).

Третья подсистема — управление системой юридического об­разования строится на демократических началах и носит государст­венно-общественный характер. Оно осуществляется сверху вниз сту­пенчато по иерархической лестнице: органами государственного управления целостной системой образования в лице государственной власти и центрального аппарата Министерства образования Россий­ской Федерации; органами управления образованием субъектов Рос­сийской Федерации и самостоятельных ведомств (отраслей); органами местного самоуправления; органами управления образовательных учреждений различных уровней. Последним предоставлена опреде­ленная автономия, установленная подзаконными актами. Каждый их этих органов осуществляет управление образованием и несет за него ответственность в пределах своей компетенции, установленной законодательством106.