logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы

Педагогическая характеристика деятельности органов и войск пограничной службы

Деятельность личного состава пограничных войск по своим функциональным характеристикам близка к профессиональной деятельности во­еннослужащих Вооруженных Сил и сотрудни­ков правоохранительных органов. Она находит отражение в педагогической системе подготовки пограничников (с учетом их должностных категорий) к решению таких задач:

• руководству пограничным подразделением (нарядом, заставой, комендатурой) по охране государственной границы в штатном режиме;

• управлению действиями людей в боевой обстановке, воору­женном противостоянии нарушителям государственной границы;

• организации обучения и воспитания подчиненных;

• обеспечению необходимого морально-психологического состоя­ния в коллективах застав и нарядов;

• налаживанию морально и профессионально безупречных меж­личностных отношений личного состава;

• осуществлению специальных видов действий, характерных для решения задач пограничной службы;

• саморегуляции действий и поведения пограничника276. Каждый пограничник должен быть подготовлен к качественному выполнению задач по охране и защите государственной границы. Педагогическая теория и практика активно влияют на процесс под­готовки пограничника, определяя ее содержание, организацию и ме­тоды. Так, квалифицированность деятельности по руководству по­граничным подразделением в штатном режиме обеспечивается пе­дагогической подготовленностью командира к управлению отделением, заставой, отрядом, находящихся в состоянии постоянной боевой готовности к пресечению любых нарушений режима охраны и за­щиты границы. Для этого создана специальная правовая база (при­казы, директивы, распоряжения и т.п.), жестко регламентирующие действия каждого должностного лица. Постоянное выявление соот­ветствия основных параметров несения службы пограничниками установленным нормам и требованиям является главной педагогической задачей руководителя, педагога, так как именно этим дости­гается поддержание постоянной боевой готовности подразделения.

При возникновении несоответствия между реальным положением дел и нормой пограничнику важно уметь вовремя скорректировать процесс несения службы в нужном направлении по конкретному параметру: уровню выполнения служебных задач, качеству отработки учебно-боевых нормативов, уровню воинской дисциплины, состоя­нию боевой техники и вооружения, морально-психологическому состоянию личного состава и т.д. Чем большее количество парамет­ров умеет отслеживать пограничник, тем «педагогичнее», успешнее его деятельность.

Педагогическая подготовленность пограничника позволяет хо­рошо наладить служебную деятельность личного состава, переклю­чить усилия на вооруженную борьбу с нарушителями границы, вы­явить и объективно оценить свои силы и силы противника, соотнести их с реальными возможностями, что составляет основу для принятия педагогически обоснованного управленческого решения. Принятие таких решений уже не редкость там, где охраняемые участки грани­цы расположены в «горячих точках».

Педагогическое обеспечение деятельности пограничников

Его главной составляющей является обучение, воспитание и развитие личности военнослу­жащего. Для выполнения этой задачи коман­дир (начальник) должен быть подготовлен как педагог, способный реализовать дидактические принципы и принципы воспитания, регулировать реальную дея­тельность личного состава по подготовке к качественному решению служебно-боевых задач, использовать в педагогическом процессе пограничные городки, специализированные учебные классы, учеб­ные поля, полигоны и другие средства.

Педагогика обеспечивает четкую постановку целей, оптималь­ный отбор содержания, выбор и применение наиболее эффектив­ных методов и форм обучения и воспитания военнослужащих, ме­тодов объективной оценки их служебно-боевой деятельности. Ина­че говоря, процесс обучения, воспитания и развития пограничника строится на основе требований педагогики, обеспечивающих необ­ходимое качество учебно-воспитательного процесса277.

Квалифицированное педагогическое обеспечение обучения и вос­питания пограничников в значительной мере определяет здоровое и стабильное морально-психологическое состояние воинских коллек тивов. Педагогические рекомендации помогают быстро изучить и учесть индивидуально-психологические особенности военнослужа­щих, социально-психологические процессы в коллективах, механиз­мы их функционирования. В качестве средств, как правило, исполь­зуются проверенные практикой способы и приемы педагогического анализа и воздействия с целью организации помощи погранични­кам и членам их семей.

Педагогика обеспечивает выбор и применение продуктивных средств и методов воздействия на личный состав, особенно тех, ко­торые активизируют интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы служебно-боевой деятельности пограничника, способствуют формированию готовности надежно действовать в экстремальной ситуации, преодолевая значительные нагрузки, влияющие на физи­ческое состояние и работоспособность.

Важным компонентом педагогического обеспечения деятельно­сти пограничников является согласование семейных отношений во­еннослужащих: отношений с родителями, членами собственной се­мьи, земляками и т.д. В «семейной педагогике», помимо начальни­ка (командира) должны квалифицированно действовать социологи, психологи, педагоги, медики, лица, способные оказать существенную помощь в разрешении семейных проблем.

Наконец, пограничнику надо быть сведущим в вопросах регули­рования своей собственной деятельности, использовать педагогиче­ские рекомендации по эффективному восприятию, осмыслению об­становки, решению профессиональных задач и работе над собой.

Чтобы обучить, воспитать и развить личностные качества стра­жей границы, дающие возможность уверенно и надежно действовать при выполнении служебных и боевых задач, нужно квалифициро­ванное педагогическое обеспечение этой деятельности, поддержания боевой готовности каждого пограничника и воинского коллектива.