Юридическое образование в сша
В отличие от Европы, где сразу после окончание средней школы (гимназии) можно поступить в университет на юридический факультет, в США нельзя так поступить в юридический вуз (law school). Для этого необходимо, проучившись 12 лет и успешно закончив среднюю школу (high school), еще четыре года заниматься в колледже любой иной специальности и получить степень бакалавра (bachelor). Американский колледж (undergraduate school) — это что-то вроде «базового высшего образования». Тогда как дальнейшее обучение на степень магистра (master), в том числе и в школах права (где учатся на степень «доктор юриспруденции» — jurisprudence doctor или J.D.), по существу, является «вторым высшим образованием» — graduate school. При поступлении в школу права необходимо сдать специальный тест LSAT (Law School Admission Test) и представить как минимум три рекомендации, из которых следует, что из вас может получиться хороший юрист. Для получения степени магистра необходимо учиться еще 1—2 года. После этого можно проучиться еще 3 года и получить степень доктора юриспруденции, которая по статусу является ниже, чем международный аналог — доктор философии.
Американская система подготовки юристов уникальна — даже в Великобритании нет ничего подобного LSAT, и на юридический факультет там, как и в России, поступают вчерашние выпускники средней школы.
В чем же преимущества американской системы подготовки юристов? В первую очередь, это возможность хорошо подумать, прежде чем выбрать специальность юриста. Ведь получив первое высшее образование и поработав какое-то время (а иначе трудно получить три рекомендации, необходимые для поступления в школу права), человек набирается жизненного опыта и делает более сознательный выбор, чем в 17—18 лет. Во-вторых, учиться на доктора юриспруденции идут люди самых различных специальностей: инженеры, искусствоведы, врачи, педагоги и т.д. Поскольку в США очень немного школ права с вечерней формой обучения и почти нет заочной формы обучения, нет возрастных ограничений для поступления в школу права (студентами нередко становятся те, кому за 50), то за одной студенческой скамьей оказываются и обогащают друг друга люди с самым разным жизненным опытом (синергетический эффект).
В то же время аспирантура в российском понимании (postgraduate study) используется в США при подготовке ученых в большинстве областей знания, но ее практически нет в юриспруденции.
Академические учреждения типа Института государства и права РАН или ВНИИ прокуратуры, МВД в Америке трудно представить. Европейская традиция предпочтения мнения юристов-ученых мнению юристов-практиков (в первую очередь судей и адвокатов) в США не прижилась.
Юридическое образование в США имеет и другие особенности. В США студенты юридических школ проходят практику летом — после первого и второго курсов. Они оформляются каждое лето на 2—3 месяца на работу в одну из многочисленных юридических фирм и получают там зарплату. Фирма присматривается к студенту и решает, стоит ли после окончания обучения предложить данному студенту место сотрудника фирмы. В подавляющем большинстве случаев такое предложение студенту высылается. Качество работы школы права определяется делением количества выпускников, нашедших работу по специальности в течение первых шести месяцев по окончании обучения, на общее количество выпускников. Наиболее престижные школы права стараются держать этот показатель на уровне 95— 99%, и конкурс в такие вузы 10 и более человек на место. Дается такой показатель нелегко. Практически каждая школа права вынуждена содержать отдел по трудоустройству выпускников. Сотрудники отдела поддерживают контакты с потенциальными работодателями, рассылают по их запросам информацию об обучающихся в вузе студентах. Интересы и пожелания каждого студента содержатся в базе данных отдела, и он может получить в нем необходимые консультации по трудоустройству. В школах права студенты имеют обязательный набор учебных дисциплин только на первом курсе. Два последних года обучения студенты обязаны заработать так называемые кредитные часы (credit hours), но выбор предметов остается полностью на их усмотрении.
Несмотря на то что юридическое образование в США — «дорогое удовольствие», можно получить целевой кредит на него. На огромном рекламном щите в центре столицы Техаса написано:
Если ты такой умный и смог поступить в школу права — приходи к нам, и мы дадим тебе льготный кредит на обучение. Федеральный университетский кредитный союз387.
Проводя сравнительно-педагогический анализ зарубежных систем юридического образования, можно сделать общий вывод, что оно занимает одно из приоритетных мест в образовательных системах практически всех стран. К основным тенденциям его развития к началу XXI в. относятся:
• разнообразие (а не единообразие), цель которого — предложить гражданам широкий выбор различных юридических образовательных учреждений при единых образовательных стандартах. В мире преобладает признание разнообразия как вида общественной ценности, как условия оптимальных темпов прогресса в любом, в том числе педагогическом, деле;
• интеграционные тенденции, выражающиеся в стремлении к сближению, согласованию разных подходов, выработке международных стандартов образования, обеспечивающих взаимное признание дипломов и присуждение даже международных дипломов;
• выраженная национальная традиционность, существующая наряду с тенденциями к интеграции образования;
• изменчивость и реформаторский характер, особенно проявившийся к началу XXI в. Системы юридического образования эволюционируют в своем стремлении отвечать растущим потребностям общества;
• внедрение новых педагогических и информационных технологий в образовательный процесс;
• сближение общего юридического (университетского) и профессионального (ведомственного) образования;
• повышение качества образования, достижение более высоких результатов в подготовленности выпускников; совершенствование содержания, условий, форм и методов учебно-воспитательного процесса388.
18.3. Профессиональное образование сотрудников полиции за рубежом
Возникновение профессионального полицейского образования
Одной из самых древних государственных правоохранительных структур любого государства является полиция, основными задачами которой являются охрана общественного порядка и поддержание безопасности граждан, предупреждение и пресечение "преступлений и административных правонарушений389.
Для понимания роли полиции в обществе и выполнения ее правоохранительных функций необходимо рассмотреть вопрос профессионального образования сотрудников полиции.
История становления системы профессионального образования кадров полиции складывается из трех этапов:
1) создание и развитие полицейской подготовки (XIX — нач. XX в.), который характеризуется начальным обучением лиц, поступающих на полицейскую службу на различных краткосрочных профессионализированных курсах (изучение основ законодательства, прав и обязанностей полицейского, процедуры ареста; физическая подготовка);
2) становление профессионального полицейского образования (с нач. XX в. до 1970-х гг.);
3) современное полицейское образование, получившее развитие в результате демократических реформ 70—80-х годов XX в.
Развитие полицейского образования шло в ногу с развитием полицейских сил и усложнением возлагаемых на них задач. В Европе полицейское образование выросло из профессиональной полицейской подготовки и создавалось на своей ведомственной образовательной базе. В США же первые полицейские школы образовывались на базе общегражданских университетов.
На развитие профессионального полицейского образования решающее влияние оказало изменение в 70-е годы XX в. социального предназначения полиции, нашедшего выражение в идее служения полиции обществу в тесном сотрудничестве с гражданами. Считается, что в современном цивилизованном обществе полиция — уже не карательная силовая структура, а повседневная круглосуточная сервисная служба с широким спектром социальных услуг, где «общество — это покупатель, а полицейское подразделение — это продавец своей полицейской услуги». Акцент при этом делается не на получении финансовой выгоды, а на решении тех вопросов, которые ставит население перед полицией и которые входят в ее компетенцию.
Остается в силе и традиционное предназначение полиции, главный приоритет в ее деятельности — претворение в жизнь законов, предупреждение и пресечение преступлений, что определяет включение в содержание обучения и образования служащих полиции всех государств вопросов борьбы с организованной преступностью, терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и др. Считается, что современные полицейские должны обладать самыми разнообразными знаниями И умениями: знать законодательство; прекрасно владеть огнестрельным оружием; уметь управлять различными автосредствами; разбираться в компьютерах и других технических средствах; уметь производить спасательные операции на суше и воде; принимать роды; унимать страсти болельщиков; вести переговоры при захвате заложников; владеть культурой межнациональных отношений с мигрантами и этническими меньшинствами и др.390 Чтобы построить высокопрофессиональную и эффективную организацию, полиция нуждается в высших показателях профессионализма, интеллекта, творческих способностей, честного взаимодействия друг с другом, корпоративности, целеустремленности, навыков менеджмента, межличностного общения, способности работать в команде, партнерства с теми, кто не относится к правоохранительным органам391. Можно сказать, что предназначение полиции в его современном понимании выступает организационно-смысловым ориентиром, центром, в соответствии с которым создаются и функционируют системы профессионального полицейского образования. Качественное образование сотрудников, по мнению большинства специалистов полицейской службы и исследователей-педагогов, является необходимым условием успешности и процветания правоохранительных органов, соответствующих запросам и дерзким вызовам XXI в.392
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений