logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

Юридическое образование в сша

В отличие от Европы, где сразу после окончание средней школы (гимназии) можно посту­пить в университет на юридический факультет, в США нельзя так поступить в юридический вуз (law school). Для этого необходимо, проучившись 12 лет и успешно закончив среднюю школу (high school), еще четыре года заниматься в колледже любой иной специальности и получить степень бакалавра (bachelor). Амери­канский колледж (undergraduate school) — это что-то вроде «базового высшего образования». Тогда как дальнейшее обучение на степень магистра (master), в том числе и в школах права (где учатся на сте­пень «доктор юриспруденции» — jurisprudence doctor или J.D.), по существу, является «вторым высшим образованием» — graduate school. При поступлении в школу права необходимо сдать специ­альный тест LSAT (Law School Admission Test) и представить как минимум три рекомендации, из которых следует, что из вас может получиться хороший юрист. Для получения степени магистра необ­ходимо учиться еще 1—2 года. После этого можно проучиться еще 3 года и получить степень доктора юриспруденции, которая по статусу является ниже, чем международный аналог — доктор философии.

Американская система подготовки юристов уникальна — даже в Великобритании нет ничего подобного LSAT, и на юридический факультет там, как и в России, поступают вчерашние выпускники средней школы.

В чем же преимущества американской системы подготовки юри­стов? В первую очередь, это возможность хорошо подумать, прежде чем выбрать специальность юриста. Ведь получив первое высшее об­разование и поработав какое-то время (а иначе трудно получить три рекомендации, необходимые для поступления в школу права), чело­век набирается жизненного опыта и делает более сознательный вы­бор, чем в 17—18 лет. Во-вторых, учиться на доктора юриспруденции идут люди самых различных специальностей: инженеры, искусство­веды, врачи, педагоги и т.д. Поскольку в США очень немного школ права с вечерней формой обучения и почти нет заочной формы обу­чения, нет возрастных ограничений для поступления в школу права (студентами нередко становятся те, кому за 50), то за одной студен­ческой скамьей оказываются и обогащают друг друга люди с самым разным жизненным опытом (синергетический эффект).

В то же время аспирантура в российском понимании (postgra­duate study) используется в США при подготовке ученых в боль­шинстве областей знания, но ее практически нет в юриспруденции.

Академические учреждения типа Института государства и права РАН или ВНИИ прокуратуры, МВД в Америке трудно представить. Ев­ропейская традиция предпочтения мнения юристов-ученых мнению юристов-практиков (в первую очередь судей и адвокатов) в США не прижилась.

Юридическое образование в США имеет и другие особенности. В США студенты юридических школ проходят практику летом — после первого и второго курсов. Они оформляются каждое лето на 2—3 месяца на работу в одну из многочисленных юридических фирм и получают там зарплату. Фирма присматривается к студенту и ре­шает, стоит ли после окончания обучения предложить данному студенту место сотрудника фирмы. В подавляющем большинстве случаев такое предложение студенту высылается. Качество работы школы права определяется делением количества выпускников, нашедших работу по специальности в течение первых шести месяцев по окончании обучения, на общее количество выпускников. Наиболее престиж­ные школы права стараются держать этот показатель на уровне 95— 99%, и конкурс в такие вузы 10 и более человек на место. Дается такой показатель нелегко. Практически каждая школа права выну­ждена содержать отдел по трудоустройству выпускников. Сотрудники отдела поддерживают контакты с потенциальными работодателями, рассылают по их запросам информацию об обучающихся в вузе студентах. Интересы и пожелания каждого студента содержатся в базе данных отдела, и он может получить в нем необходимые консультации по трудоустройству. В школах права студенты имеют обязательный набор учебных дисциплин только на первом курсе. Два последних года обучения студенты обязаны заработать так называемые кредитные часы (credit hours), но выбор предметов остается полностью на их усмотрении.

Несмотря на то что юридическое образование в США — «доро­гое удовольствие», можно получить целевой кредит на него. На ог­ромном рекламном щите в центре столицы Техаса написано:

Если ты такой умный и смог поступить в школу права — приходи к нам, и мы дадим тебе льготный кредит на обучение. Федеральный уни­верситетский кредитный союз387.

Проводя сравнительно-педагогический анализ зарубежных систем юридического образования, можно сделать общий вывод, что оно занимает одно из приоритетных мест в образовательных системах практически всех стран. К основным тенденциям его разви­тия к началу XXI в. относятся:

разнообразие (а не единообразие), цель которого — предложить гражданам широкий выбор различных юридических образовательных учреждений при единых образовательных стандартах. В мире пре­обладает признание разнообразия как вида общественной ценности, как условия оптимальных темпов прогресса в любом, в том числе педагогическом, деле;

интеграционные тенденции, выражающиеся в стремлении к сближению, согласованию разных подходов, выработке международ­ных стандартов образования, обеспечивающих взаимное признание дипломов и присуждение даже международных дипломов;

выраженная национальная традиционность, существующая на­ряду с тенденциями к интеграции образования;

изменчивость и реформаторский характер, особенно проявив­шийся к началу XXI в. Системы юридического образования эволю­ционируют в своем стремлении отвечать растущим потребностям общества;

внедрение новых педагогических и информационных технологий в образовательный процесс;

сближение общего юридического (университетского) и профессио­нального (ведомственного) образования;

повышение качества образования, достижение более высоких результатов в подготовленности выпускников; совершенствование содержания, условий, форм и методов учебно-воспитательного про­цесса388.

18.3. Профессиональное образование сотрудников полиции за рубежом

Возникновение профессионального полицейского образования

Одной из самых древних государственных пра­воохранительных структур любого государства является полиция, основными задачами кото­рой являются охрана общественного порядка и поддержание безопасности граждан, предупре­ждение и пресечение "преступлений и административных правона­рушений389.

Для понимания роли полиции в обществе и выполнения ее пра­воохранительных функций необходимо рассмотреть вопрос профес­сионального образования сотрудников полиции.

История становления системы профессионального образования кадров полиции складывается из трех этапов:

1) создание и развитие полицейской подготовки (XIX — нач. XX в.), который характеризуется начальным обучением лиц, поступающих на полицейскую службу на различных краткосрочных профессио­нализированных курсах (изучение основ законодательства, прав и обязанностей полицейского, процедуры ареста; физическая подго­товка);

2) становление профессионального полицейского образования (с нач. XX в. до 1970-х гг.);

3) современное полицейское образование, получившее развитие в результате демократических реформ 70—80-х годов XX в.

Развитие полицейского образования шло в ногу с развитием по­лицейских сил и усложнением возлагаемых на них задач. В Европе полицейское образование выросло из профессиональной полицей­ской подготовки и создавалось на своей ведомственной образова­тельной базе. В США же первые полицейские школы образовыва­лись на базе общегражданских университетов.

На развитие профессионального полицейского образования ре­шающее влияние оказало изменение в 70-е годы XX в. социального предназначения полиции, нашедшего выражение в идее служения полиции обществу в тесном сотрудничестве с гражданами. Считается, что в современном цивилизованном обществе полиция — уже не ка­рательная силовая структура, а повседневная круглосуточная сервис­ная служба с широким спектром социальных услуг, где «общество — это покупатель, а полицейское подразделение — это продавец своей полицейской услуги». Акцент при этом делается не на получении финансовой выгоды, а на решении тех вопросов, которые ставит население перед полицией и которые входят в ее компетенцию.

Остается в силе и традиционное предназначение полиции, глав­ный приоритет в ее деятельности — претворение в жизнь законов, предупреждение и пресечение преступлений, что определяет вклю­чение в содержание обучения и образования служащих полиции всех государств вопросов борьбы с организованной преступностью, терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и др. Счи­тается, что современные полицейские должны обладать самыми раз­нообразными знаниями И умениями: знать законодательство; пре­красно владеть огнестрельным оружием; уметь управлять различными автосредствами; разбираться в компьютерах и других технических средствах; уметь производить спасательные операции на суше и во­де; принимать роды; унимать страсти болельщиков; вести перегово­ры при захвате заложников; владеть культурой межнациональных отношений с мигрантами и этническими меньшинствами и др.390 Чтобы построить высокопрофессиональную и эффективную орга­низацию, полиция нуждается в высших показателях профессиона­лизма, интеллекта, творческих способностей, честного взаимодей­ствия друг с другом, корпоративности, целеустремленности, навы­ков менеджмента, межличностного общения, способности работать в команде, партнерства с теми, кто не относится к правоохрани­тельным органам391. Можно сказать, что предназначение полиции в его современном понимании выступает организационно-смысловым ориен­тиром, центром, в соответствии с которым создаются и функциони­руют системы профессионального полицейского образования. Качест­венное образование сотрудников, по мнению большинства специа­листов полицейской службы и исследователей-педагогов, является необходимым условием успешности и процветания правоохранитель­ных органов, соответствующих запросам и дерзким вызовам XXI в.392