18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
Педагогические аспекты деятельности правоохранительных органов зарубежных стран широко представлены в современных концепциях деятельности полиции этих стран, основное назначение которой составляют охрана общественного порядка, борьба с преступностью, предупреждение преступлений, перевоспитание и реабилитация правонарушителей и преступников.
Полиция, согласно современным определениям, это «силовой» компонент исполнительной власти, предназначенный для выполнения правоохранительных функций416. В демократических государствах полиция конституируется как одно из звеньев исполнительной власти, которое призвано обеспечить реализацию законов, относящихся к сфере ее деятельности, и решение задач правосудия. Как отмечал аргентинский политик Г. Мариньон, полиция к настоящему времени воистину стала одним из краеугольных камней государства. Глобальную силу каждой страны можно измерить по возможностям ее полиции. Государство будущего можно представить в мечтах без армии, но с полицией еще более мощной, чем нынешняя417.
При этом законодатели демократических стран стремятся избежать какого-либо гипертрофирования полиции как некоего «силового» механизма. Вместе с тем, располагая всеми необходимыми средствами и навыками применения насильственных мер для поддержания установленного правопорядка, она объективно играет роль «силового» гаранта функционирования всей властной системы.
В современном цивилизованном демократическом обществе полицейская служба является очень сложной деятельностью. Она требует огромного интеллекта, силы характера, смелости, но прежде всего — подлинного желания служить гражданам в интересах личности, государства и общества в целом. Полицейские должны улучшать качество жизни граждан, применяя в случае необходимости достаточные силовые средства и методы; уметь распознавать ситуации, когда следует применить неформальное принуждение в виде совета или предостережения вместо ареста или преследования; всегда действовать без предубеждений, с сочувствием и в соответствии с самыми высокими, насколько это возможно, этическими стандартами. Один из наиболее видных руководителей полиции Соединенного Королевства сэр Роберт Марк, специальный уполномоченный столичной полиции в 1972—1977 гг., однажды сказал в полицейской аудитории:
Полицейская функция, которой мы с вами себя посвятили, возможно, одна из самых достойных и благородных функций в свободном обществе. Мы с вами представляем власть через согласие, а не силу418.
Это заявление является решающим в философии полицейской службы, получившей развитие в Западной Европе за последние 50 лет.
В настоящее время в демократических государствах со стабильной экономической ситуацией полицейские несут свою службу при поддержке подавляющего большинства членов общества. В Германии, Франции, Великобритании, Японии и других цивилизованных странах давно освоили эту социальную технологию, суть которой в том, что полиция должна охранять общественный порядок таким образом, как желает того само охраняемое общество. Сегодня мы лишь начинаем всерьез задумываться о важности нравственных отношений, которые должны связывать представителей власти и населения. Эта поддержка нуждается в обеспечении хорошего контакта с гражданами и прямых методах сотрудничества. Такая форма осуществления полицейской деятельности требует особой организации полицейских сил, а также современного подхода к обучению кадров полиции.
Развивая мысль о служении полиции обществу в тесном сотрудничестве с гражданами, можно утверждать, что на Западе полиция из карательной силовой структуры превращается в повседневную круглосуточную сервисную службу с широким спектром социальных услуг. Более 80% служебного времени сотрудника составляет помощь гражданам в решении различных проблем419. Перед полицией встает целый комплекс педагогических задач, круг которых необычайно широк и разнообразен. Так, в Канаде первоочередной задачей, стоящей перед полицией, оказалась организация работы с национальными меньшинствами, в странах Западной и Северной Европы — взаимодействие полиции и эмигрантов. Но общим педагогическим направлением деятельности полиции стран Запада является взаимодействие с населением. Например, в США подразделения по связи с общественностью появились в полиции Сент-Луиса в 1957 г., а в конце 60-х — начале 70-х годов XX в. началась широкая национальная программа создания таких отделов по всей стране. Эта программа имеет две ведущие тенденции: общественные связи и развитие отношений с жителями района. В последние тридцать лет в США, а затем в других странах в полиции появились особые службы, силы, управления, которые условно называются общественной полицией {коммунальной полицией), одной из функций которой является воспитание законопослушных граждан, оказывающих максимальную поддержку полиции.
Представление полицией социальных услуг населению предполагает скорую медицинскую и психологическую помощь, поиск потерявшихся людей, помощь автомобилистам, попавшим в трудную дорожную ситуацию, и даже спасение животных. Эта категория дел занимает от 30 до 40% всех вызовов полиции в США420. Кроме того, традиционное поддержание полицией общественного порядка включает правовое, психологическое и педагогическое вмешательство и арбитраж в семейных и бытовых конфликтах, обеспечение транспортного движения, контроль за уровнем шума, удаление нарушителей порядка из общественных мест, поддержание там спокойствия. Подсчитано, что три из каждых десяти вызовов полиции имеют дело с этой категорией деятельности.
В Великобритании самая популярная среди населения служба полиции — это участковые полицейские. Именно они создают в каждом районе атмосферу спокойствия и социально-психологической комфортности. Участковые непосредственно налаживают контакты с местными жителями своего территориального участка, вычисляют потенциально опасные ситуации. В полицейских учебных заведениях проводится специальная психолого-педагогическая подготовка полицейских по налаживанию и поддержанию эффективных контактов с населением. В США приоритеты работы местной полиции (в том числе участковых) намечают сами жители населенного пункта на основании результатов местных общественных собраний жителей районов. Так, если жители пришли к единому мнению, что проблемой номер один в их районе является наркомания, то именно эту проблему должны решать их полицейские при помощи общественности.
В целях предупреждения преступности на Западе разрабатываются и успешно применяются педагогические технологии обучения полицейских взаимодействию с населением. В настоящее время практически все полиции цивилизованных демократических стран встают на позиции педагогики сотрудничества с самыми широкими слоями населения, включая пожилых граждан и детей. В частности, широкое признание получило в США движение «Триада», опирающееся на три «кита»: общество — пожилые люди — правоохранительные органы, спонсируемое правоохранительными органами. Эта широкомасштабная акция позволила создать по всей стране мощную сеть своих представителей, которые оказывают пожилым людям квалифицированную помощь, защищают их от противоправных действий и тем самым дают старикам почувствовать себя необходимыми и полезными обществу.
В западном обществе роль полиции, как защитницы интересов населения, целенаправленно доводится до сознания детей и молодежи. Превентивные, воспитательные и ролемоделирующие компоненты специально разработанных программ меняют неправильное представление молодежи о полицейских и их деятельности.
Одной из эффективных технологий взаимодействия полиции западных стран и населения является так называемое соседское наблюдение. Первая схема соседского наблюдения была применена в Великобритании в г. Молингтоне, графство Чешир, в 1982 г. Сейчас существует уже свыше 120 тыс. подобных схем, охватывающих более 5 млн домовладельцев. Действие схемы приблизительно такое: постоянные жители держат в поле зрения частную собственность, расположенную в своем наблюдаемом районе, выявляют подозрительных людей и подозрительные транспортные средства, а затем передают информацию о них в полицию. В свою очередь, полиция через специальных координаторов соседского наблюдения на собраниях или посредством листовок и инструкций консультирует граждан по вопросам домашней безопасности и личной самообороны. Полиция и население обеспечиваются необходимым оборудованием (сигнализация, системы связи и т.п.), а также предупредительными знаками на дорогах. При этом разрабатываются действенные методы поощрения наиболее активных граждан и стимулирования самих правонарушителей. В некоторых штатах США, например, автомобилисты-правонарушители вербуются полицией для выявления других правонарушителей на дорогах. Соседское наблюдение постепенно развилось как вовлечение в целях безопасности населения в систему наблюдения все больших слоев общества: наблюдение на работе, на ферме, в кафе, барах, больницах и т.д. и к настоящему времени превратилось в целую индустрию по обеспечению полицией безопасности граждан при непосредственном участии самих граждан, хотя эта деятельность содержит свои моральные проблемы, ассоциируемые со слежкой, доносами и пр.
И все-таки, когда произносят слово «полиция», подразумевается прежде всего борьба с преступностью. Обычные граждане чаще всего так и думают, что главная задача полиции — ловить преступников. Но это лишь часть полицейской деятельности, а есть и другая, не менее трудная и не менее важная задача — предотвращать преступления. Если же правонарушители и преступники появились, то добиться того, чтобы они не повторили своих противоправных деяний. Успехи полицейской деятельности за рубежом, когда они есть, большей частью основываются именно на многоаспектной и эффективной профилактике преступлений и их рецидивов.
Характерен в этом отношении пример Японии. С тех пор как в ней начался период высоких темпов экономического роста и, соответственно, социальной стабильности, упор в профилактической работе полиции (в сотрудничестве с другими государственными структурами, средствами массовой информации и общественностью) был сделан не столько на строгость или массовость наказаний, сколько на их неизбежность и на сугубо моральный аспект: человек, совершая преступление, «теряет лицо». Иными словами, были затронуты все еще чувствительные «струны национального характера». Объектом профилактической работы стали все японцы начиная с детского сада. Важность воспитания правосознания с самого раннего возраста японцы усвоили основательно. В 1977 г. основатель фирмы «Сони» Масару Ибука421 выпустил книгу под названием «После трех уже поздно», которая посвящена раннему развитию детей. В предисловии к книге, тут же ставшей бестселлером, директор американского Института достижений потенциальных возможностей человека Глен Доуман (США) написал: «Эта книга совершит в наших умах одну из самых великих и добрых революций и, возможно, избавит мир от бедности, ненависти и преступности».
Чтобы воспитать в своих гражданах правосознание, в Японии, прежде всего, проводится тотальная пропаганда законопослушания, которую можно свести к нескольким нехитрым и даже банальным, но тем не менее существенным тезисам:
• нарушать закон нельзя, потому что он защищает тебя и твою семью, а иначе не сможет тебе помочь, когда это понадобится;
• нарушать закон нельзя, потому что это позорит не только тебя лично, но и твою семью, иную общность или группу, к которой ты принадлежишь (деревня, команда, класс и т.д.);
• если ты нарушишь закон, то не уйдешь от ответственности, как ни старайся422.
Эти призывы адресованы потенциальным правонарушителям. Не менее важен и другой аспект: не только сам не нарушай закон, но и помогай государству и полиции; останови нарушителя и сообщи в полицию. На первый взгляд может показаться, что это пропаганда доносительства. Но в Японии дело с этим обстоит весьма своеобразно. Закон и государство здесь действительно воспринимаются абсолютным большинством населения как друзья и защитники — отсюда и соответствующее отношение к ним. А такого доверия одной пропагандой, конечно, не добиться. Главный секрет успехов японской полиции — ее давняя доверительная связь с населением и некриминализированность сознания сограждан. В основе этого — и традиционное воспитание, и та же пропаганда, но еще и демонстрация эффективности действий государства и полиции. Массированная пропаганда тотального законопослушания в Японии подкреплена низким уровнем преступности, высокими показателями раскрываемости и — что очень важно! — практически полным отсутствием коррупции в полиции.
Хотя японская бюрократия в целом основательно коррумпирована, органы правопорядка затронуты этим в малой степени. Моральный облик полиции считается достаточно чистым, а авторитет (не только профессиональный) высоким.
В сфере предупреждения первичной преступности очень важно предотвращение условий для ее совершения. Например, все магазины и отделения банков, включая банкоматы, оснащены системами сигнализации — не просто звуковыми, берущими на испуг, но непосредственно связанными с теми или иными отделениями или управлениями полиции. Об этом клиентов заботливо извещают красочные плакаты, часто дублированные на английском языке (для иностранцев). В банках, крупных универмагах и некоторых специализированных магазинах (например, ювелирных) — своя система невоенизированной охраны, которая хоть и не бросается в глаза, но хорошо заметна. Крепкие молодые люди в элегантной униформе и с хорошими предупредительными манерами не отпугивают посетителей, а создают эффект присутствия.
Для Японии дело привычное, что в ночное время в неосвещенном месте можно чаще встретить полицейского, чем в освещенном и хорошо просматриваемом. Под постоянным контролем — станции метро и электрички, остановки автобусов, питейные заведения и кварталы развлечений. При этом полицейские без особых причин вмешиваться не станут, но на помощь придут своевременно.
Появление в общественных местах в нетрезвом состоянии не считается в Японии правонарушением, а пьяные драки здесь исключительно редки. Полиция скорее заботится о том, чтобы подгулявший «клиент» не стал жертвой ограбления, не попал под машину или не замерз.
В целях общественной безопасности пристальное внимание обращается на группы праздношатающихся подростков, особенно в сельской местности и небольших городах. Можно сказать, что сейчас эта проблема сошла на нет и не доставляет полиции беспокойств.
До недавнего времени японская полиция фактически закрывала глаза на многочисленные явления, которые или не считались нарушениями закона (приставания к женщинам, например), или казались неизбежным, но не столь уж опасным злом (кварталы развлечений со «скрытой» проституцией и торговлей наркотиками и т.д.). В сферу забот полиции также не входила проблема алкоголизма. Буквально в последнее время газеты стали оживленно обсуждать проблему «проституции десятилетних» через систему так называемых телефонных клубов («тэрэкура»). В общем, даже в такой благополучной и высокоправосознательной стране, как Япония, полиции еще есть, над чем работать.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений