logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека

Педагогика — наука и практика воспитания, обучения, образования и развития людей. По­нятия «педагогическая деятельность», «педаго­гическая система», «педагогический процесс», «педагогические результаты» и т.п. выступают как родовые по отношению к другим, например обучению, пред­ставляющему лишь часть такой деятельности. Воспитание, обуче­ние, образование и развитие, имея педагогически системный харак­тер и свои цели, выступают взаимосвязанными подсистемами в педагогической деятельности, процессе, результатах, представляя собой своеобразный «педагогический квадрат».

Единство, согласование, взаимосвязи подсистем объективно обу­словлены необходимостью целостного, гармоничного формирования личности. Оно объективно обусловлено закономерностями соци­ального, психологического и педагогического развития человека — становление его происходит целостно, во взаимосвязи и взаимообу­словленности происходящих в нем перемен. Воспитание способст­вует успехам в обучении и образовании, образование и обучение — успехам в воспитании, все они способствуют подвижкам в разви­тии, а повышение его уровня ускоряет и обогащает результаты вос­питания, обучения и образования.

Единство обучения, воспитания, образования и развития в педаго­гике признано одной из важнейших закономерностей, присущих лю­бому педагогическому процессу, и обеспечивается целенаправлен­ными усилиями субъектов педагогического труда. Рассматривая все эти подсистемы в единстве, следует иметь в виду, что это не тожде­ственные явления. Каждая из них имеет свою качественную опреде­ленность, свою специфику. Чем полнее и глубже будет учтена эта спе­цифика, тем эффективнее будет вся педагогическая работа.

Анализ практики свидетельствует о том, что не изжиты факты непонимания единства педагогической работы, необходимости на­полнения ее воспитывающими, обучающими, развивающими, а где возможно и образовательными воздействиями, что проявляется в противопоставлении обучающих мер воспитательным; в недоста­точной согласованности деятельности руководителей, педагогов по обеспечению единства обучения, воспитания, образования и разви­тия людей, трудовых и учебных групп. Причина этого кроется глав­ным образом в недостаточной педагогической подготовленности ру­ководителей, учителей, родителей и других субъектов педагогиче­ской деятельности.

В целостном педагогическом процессе происходит формирова­ние системы знаний, навыков и умений, взглядов и убеждений, при­вычек поведения, качеств, разносторонне характеризующих личность человека. Обучение приводит в действие познавательные, творче­ские возможности, побуждает к проявлению добросовестности, на­стойчивости, требовательности к себе и в то же время способствует повышению воспитанности, создает условия для развития способ­ностей, активизирует умственное и физическое развитие личности обучающегося, постепенно повышает уровень его образованности.

Практически каждое педагогическое воздействие содержит в себе разносторонний {педагогически «квадратурный») материал для решения обучающих, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Социально-экономические, технические, общенаучные знания, ко­торыми овладевают люди, отражают историю и характер, специфику современной эпохи, расстановку политических сил в мире, состоя­ние мировой и национальной экономики, уровень развития науки и техники, помогают обучающимся понимать и объективно оцени­вать жизненные явления и процессы, на основе которых формиру­ется научное мировоззрение, взгляды, убеждения, реализуемые в социальной активности человека, в развитии его личности.

Научность обучения, воспитания неотделима и от социального ас­пекта. Чем ярче и глубже раскрывается социальная значимость на­учных знаний, тем выше воспитывающая роль обучения, образова­ния. Следовательно, обучение, образование будут носить истинно воспитывающий характер тогда, когда конкретно и четко в процес­се педагогического воздействия ставятся не только дидактические, образовательные цели (чему научить?), но и воспитательные задачи, задачи развития личности. Реально же это делается далеко не все­гда: руководители, преподаватели, учителя постоянно и довольно успешно определяют дидактические цели воздействия, но редко счи­тают необходимым ставить специальные воспитательные задачи, хотя, как правило, осознают необходимость не просто сообщать сумму знаний, но и показывать их социальный смысл, профессиональную значимость, прививать обучающимся интерес к изучаемому, к даль­нейшему приобретению знаний, развивать у них способность само­стоятельно думать, размышлять, ответственно действовать, умело рабо­тать над собой, повышать уровень своего образования.

Все педагогические меры могут и должны прививать людям ин­терес к изучению реалий жизни, практики, содержать острую поста­новку и решение волнующих их проблем. Этим обеспечивается обу­чающий, воспитывающий, образовательный характер педагогической деятельности.

Воспитывающее влияние оказывает также четкая организация, дисциплина в деятельности трудовых коллективов и учебных групп, умелое использование в педагогической практике как традиционных, так и инновационных методов и форм обучения, воспитания, обра­зования и развития.

Напряженность педагогического процесса, приближение усло­вий его организации к реальной профессиональной деятельности, особенно при проведении практических мер на естественных (нату­ральных) объектах в сочетании с постоянной педагогической требо­вательностью учителей, преподавателей, руководителей формируют у обучающихся профессиональную направленность, необходимые ка­чества специалиста, нравственно-психологическую закалку.

Опытом доказано, чем активнее деятельность обучающихся, тем успешнее решаются учебные, воспитательные и образовательные задачи. Именно поэтому особую значимость приобретает усиление проблемности в решении педагогических вопросов, развитие состя­зательности между людьми в овладении знаниями, внедрение личностно-ориентированного подхода к человеку, проведение творческих дискуссий, решение профессиональных задач, увеличение удельного веса самостоятельной поисковой работы, умелое руководство само­образованием сотрудника, студента, учащегося. Все это усиливает обучающие, образовательные и развивающие возможности педаго­гической деятельности.

Практика педагогической работы в организациях, учреждениях, учебных заведениях убедительно показывает значительность воспи­тательного и образовательного потенциала общественной работы, во­влечения человека в проведение тех или иных общественно-полез­ных мероприятий, установление и поддержание контактов с другими организациями, школами, детскими домами, вузами по спортивным, культурно-досуговым вопросам, шефским делам.

Умственному развитию человека содействуют образование, вос­питание и обучение в целом. Вместе с тем в любом педагогическом явлении имеются концептуальные, принципиально значимые по­ложения, которые могут быть глубоко усвоены при достаточном уровне развития таких качеств ума, как логичность, быстрота, гиб­кость, глубина мышления. Опыт показывает: когда человек побуж­дается к эвристическому мышлению, обучение, воспитание и раз­витие идут в единстве. Если же педагогические воздействия прово­дятся шаблонно, путем формального пересказа положений из учеб­ных пособий, сообщения готовых ответов на поставленные вопро­сы, то развития умственных сил обучающихся не происходит — они привыкают к интеллектуальному иждивенчеству и, как следствие, к умственной беспомощности при принятии самостоятельных реше­ний, формулировании выводов.

Чтобы обеспечить развивающий характер обучения, воспитания и образования необходимо учитывать уровень подготовленности об чающихся и расширять их познавательные возможности. Опыт пока­зывает, что успешнее эта проблема решается при такой организации педагогических дел, когда учитель, родитель, преподаватель, руко­водитель знает и учитывает как общий уровень умственного разви­тия человека, так и особенности его мышления; работа проходит в процессе решения познавательных задач, научного поиска, когда обучающиеся не просто слушают и запоминают, наблюдают и копи­руют, а активно осуществляют поиск, как бы открывают новые зна­ния, изыскивают нешаблонные приемы действий. При таком харак­тере обучения, воспитания и образования развиваются ум и способ­ности, шлифуется мышление, формируется его творческий характер, закаляется воля.

Все это убеждает в том, что когда воспитание, обучение, образо­вание и развитие органически слиты воедино в педагогическом про­цессе, тогда обеспечивается системность воздействий на человека, оно усиливается, делается плодотворнее, полезнее для него самого.