logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики

Организуя педагогический процесс в рамках исполнения уголовного наказания, сотрудники уголовно-исполнительной системы гораздо чаще, чем другим специалисты, сталкиваются с отклоняющимся, девиантным поведением, с де­фектными отношениями личности и необходимостью их измене­ния. Здесь противоречия в развитии личности выступают наиболее ярко, в силу чего и способы их разрешения приобретают более же­сткий, принудительный характер. Поэтому на практике возникла необходимость введения специальных терминов: исправление, пере­воспитание осужденных, исправительно-трудовое воздействие, испра вительно-воспитательный или карательно-воспитательный процесс и др. Следует отметить, что некоторые понятия сформировались под воздействием уголовного и исправительно-трудового права при гла­венствующем положении юридических, а не педагогических позиций. Так, например, в юридической литературе довольно часто употреб­ляется термин «карательно-воспитательный» процесс, происхожде­ние которого объясняется тем, что единый процесс воспитательного воздействия якобы можно разделить на «кару» и «воспитание». Логи­ка при этом такова: если осужденный попадает в штрафной изолятор — это кара, а когда с ним проводится беседа — это воспитание. Для пе­дагога же является аксиомой положение А.С. Макаренко о том, что любой метод может быть карательным или воспитывающим в зави­симости от условий, объекта и субъекта его применения. Поэтому, ориентируясь на терминологию педагогической науки, целесообраз­но воспитательный процесс в рамках исполнения уголовного нака­зания обозначать единым термином «перевоспитание осужденных». Под ним в пенитенциарной педагогике понимается двусторонний педагогический процесс, включающий совместную целенаправлен­ную деятельность субъекта (воспитателя, сотрудника) по организа­ции своих собственных усилий и системы внешних воздействий, а также деятельность объекта (осужденного) по усвоению данных воз­действий. Результатом такого взаимодействия выступает тот или иной уровень положительного изменения личности, т.е. ее исправ­ление. При такой трактовке исправление выступает как процесс самодвижения, саморазвития личности и как результат совместной деятельности воспитателя и воспитуемого.

Таким образом, исправительное воздействие как деятельность вос­питателя осужденных, с одной стороны, и исправление как деятель­ность самой личности в процессе собственного изменения — с дру­гой, и есть перевоспитание (аналогично соотношению понятий «развитие», «педагогическое воздействие» и «воспитание» в общей педагогике). Их соотношение можно показать в виде схемы, представленной на рис. 17.1.

Некорректное использование педагогической терминологии в пенитенциарной литературе породило бесплодные дискуссии, про­должающиеся и по сей день, результатом которых стало отрицание возможности нравственного изменения осужденного, составляюще­го основу педагогического исправления, и замена его так называе­мым «юридическим исправлением», которое, по мнению ряда авто­ров, и может только рассматриваться в качестве цели уголовного наказания. При «юридическом исправлении» главное, чтобы лицо, отбывшее наказание, не совершило нового преступления, а какими способами это будет достигнуто, неважно335. Опасность подобной трактовки цели наказания может привести к оправданию самых бесчеловечных способов обращения с осужденными.

Рис. 17.1. Соотношение основных категорий пенитенциарной педагогики

Гносеологические источники исправительной (пенитенциарной) педагогики

Требования перестройки деятельности уголов­но-исполнительной системы заставляют науч­ных и практических работников пересматривать некоторые устоявшиеся взгляды и методологи­ческие положения, игравшие роль ориентира в выборе направлений теоретических исследова­ний и путей совершенствования практической деятельности.

Диалектика как общая теория и метод научного познания, фи­лософские теории и основные философские категории являются общей методологической основой и для разработки коренных во­просов перевоспитания осужденных.

Исправительную педагогику питает практически вся совокуп­ность наук о человеке, его становлении и развитии. Однако необы­чайная сложность изучаемого объекта, его ярко выраженная специ­фичность приводят к тому, что исправительная (пенитенциарная) педагогика вырабатывает свою методологию, в которой данные ряда наук трансформируются таким образом, чтобы суметь выявить спе­цифические отношения человека с окружающим миром через призму государственного принуждения. Методологическая роль философии в формировании теории и практики перевоспитания осужденных про­является как непосредственно, так и опосредованно, через методоло­гию таких отраслей знаний, как общая педагогика, общая и социаль­ная психология, социология и др. Общая педагогика, как система ведущих научных идей, положений, методологических принципов, раскрывающих общие закономерности образования, воспитания, обучения и развития, служит гносеологическим источником испра­вительной педагогики. Такие ее гуманистические положения, как активность личности в процессе воспитания, расширение само­управления в воспитательных системах, учет индивидуальных осо­бенностей и т.д., является основой, на которой формируются принципы пенитенциарной педагогики. Общая и юридическая психология, психология управления и социальная психология, юридическая педагоги­ка позволяют применять их исходные теоретические положения, результаты и методы при исследовании групп и общностей осуж­денных во всех их связях и отношениях. Использование в теории и практике перевоспитания закономерностей развития психики чело­века, его свойств и качеств, педагогического формирования лично­сти позволяет избежать примитивизма, например в тех случаях, ко­гда некоторые юристы пытаются напрямую связывать темперамент личности с характером совершенного преступления и на этой осно­ве рекомендовать педагогам создавать специальные воспитательные программы. Педагоги-исследователи широко используют категории, данные и методы социологии. Закономерности и принципы общей теории управления служат в качестве методологических источников и практического руководства в деятельности субъектов управления воспитательным процессом е ИУ. Исправительная педагогика не сво­бодна и от взаимодействия с экономикой во многих ее проявлениях.

Все указанные отрасли научных знаний изучают отдельные сто­роны изменения личности осужденных во всей многообразной и противоречивой системе ее отношений и взаимоотношений в усло­виях лишения свободы, исполнения уголовного наказания. Для пе­дагога, как исследователя, так и практика, личность воспитуемого предстает как некая целостность, которую ни изучать, ни тем более воспитывать по частям нельзя. Поэтому исправительная (пенитен­циарная) педагогика интегрирует знания о человеке в процессе его изменения, становления и развития или, напротив, деградации в период отбывания уголовного наказания336.